Технологии Samsung
Samsung рассчитывает войти в пятерку ведущих поставщиков цифровых камер
В текущем году Samsung удвоит поставки ЖК-дисплеев
Samsung Electronics по-прежнему на первом месте по продажам DRAM
Законодатели моды боятся шпионажа
Когда мы пишем о новейших компьютерных технологиях, то все чаще упоминаем одного из крупнейших мировых производителей компьютерной техники и комплектующих — корпорацию Samsung, поэтому предложение увидеть собственными глазами процесс сборки мониторов, ноутбуков, винчестеров, оптических приводов и другой цифровой техники на ее заводах в Южной Корее было весьма заманчивым.
лухи об атипичной пневмонии, свирепствующей в Юго-Восточной Азии, оказались сильно преувеличенными. Сами корейцы утверждали, что благодаря национальной острой пище с большим количеством чеснока такие болезни их не берут (и правда, ни одного случая заболевания у них зафиксировано не было), а об опасной всемирной эпидемии в этой стране напоминали лишь плакаты, советующие мыть руки перед едой. Гораздо серьезнее воспринимаются там другие угрозы, такие, например, как эксперименты с ядерным оружием у северного соседа.
Различные устройства с логотипом Samsung и соответствующая реклама сопровождали нас от аэропорта Шереметьево (где стоят мониторы Samsung) до Южной Кореи, где это самый распространенный бренд. В Корее концерн Samsung любят и уважают: он строит здания и выпускает автомобили, которые граждане покупают по чипованным кредитным карточкам Samsung, оснащают бытовой техникой Samsung, а потом страхуют жизнь и имущество в Samsung Insurance, разговаривая по мобильным телефонам этой же компании.
Более половины всех мобильных телефонов, продаваемых в Южной Корее, производит компания Samsung, да и остальные телефоны там тоже корейские. Впрочем, как и телевизоры, видеомагнитофоны, пылесосы, холодильники и прочая бытовая техника, вплоть до автомобилей. При этом нельзя сказать, что продукция других мировых брендов не присутствует на корейском рынке или стоит намного дороже, однако корейцы совершенно искренне утверждают, что иностранные компании не в состоянии конкурировать с местными производителями.
Такое отношение к Samsung в Корее естественно: компания создала здесь около 50 тыс. рабочих мест (в отличие от некоторых других фирм, она не спешит перемещать производственные мощности в страны с дешевой рабочей силой — и львиная доля продукции концерна потребляется соотечественниками).
Складывается впечатление, что Южная Корея — страна сплошного hi-tech, об этом свидетельствуют огромные мегаполисы с говорящими лифтами и шлагбаумами, поголовная компьютеризация и мобилизация населения и т.п. Достаточно сказать, что кредитные карточки с электронной авторизацией там принимают даже на блошиных рынках.
Выставка достижений компании Samsung, размещенная в помпезном павильоне мавзолейного типа, гордо именуемом Digital Plaza, показывает впечатляюще быстрое развитие корейской электронной промышленности.
В условиях разрухи после войны между Севером и Югом на ровном месте поднялись современные заводы и развернулись высокотехнологичные производства. В результате всего через несколько десятков лет страна заняла одно из первых мест в мире по IT-индустрии и является сегодня примером реализации так называемой digital convergention revolution — концепции, по которой объединение бытовой и компьютерной техники превращает современное жилище в настоящий цифровой дом. Именно здесь придумывают Интернет-холодильники, управляемые по Сети кондиционеры и микроволновые печи, а также разрабатывают множество других интересных устройств, которые на первый взгляд кажутся чужеродными предметами из далекого будущего.
Не забыты и более традиционные вещи типа жидкокристаллических и плазменных дисплеев (размеры которых постоянно увеличиваются, а цены — падают), принтеров, до предела компьютеризированных телефонов, ноутбуков и прочей техники.
Причем следует отметить, что даже экспонирующиеся в музее Digital Plaza первые продукты Samsung, несмотря на почтенный возраст (некоторые выпущены еще в начале 70-х годов прошлого века), работают до сих пор! Вот уж где невольно проникаешься уважением к качеству и надежности продукции корейской компании.
Посетив завод по производству мониторов, мы увидели примеры слияния бытовых устройств с компьютерной техникой (например, ЖК-панели со встроенными ТВ-тюнерами или обычные телевизоры, но с выходом в Интернет) и убедились в том, что дни аналоговой аппаратуры сочтены. Оказывается, изготовление, сборка и настройка цифровых мониторов значительно проще и технологичней, чем эти же операции для устройств с электронно-лучевыми трубками. Два параллельно идущих конвейера были словно из разных миров: там, где собирали традиционные телевизоры, преобладал ручной труд и кропотливая настройка, а конвейер по выпуску цифровой техники был практически полностью автоматизирован! При этом новая цифровая техника стала более совершенной.
Всего у Samsung в Южной Корее шесть городов-заводов. Комплекс в Сувоне начал строиться в 1971 году, и изначально предполагалось выпускать на нем телевизоры. Сейчас это огромная территория, на которой расположены не только заводы, но и исследовательский центр, офисы различных подразделений, а также общежития для рабочих с развитой социально-бытовой инфраструктурой.
Изготовление любого устройства — сложный технологический процесс, использующий целую сеть различных производств, и даже сборка состоит из сотен или тысяч операций. Уровень автоматизации операций различен. Чем современнее устройство, тем меньше людей занято в его изготовлении. Например, в цехе по набивке печатных плат работают всего несколько человек, в обязанности которых входит лишь выбор нужной программы для сборочной линии, смена кассет с комплектующими и, возможно, устранение мелких проблем (корейцы утверждают, что подготовка такого конвейера к выпуску другой платы занимает несколько минут).
На конвейерах, где собирают ЖК-мониторы, труд уже менее автоматизирован и изделие перемещается от одного рабочего к другому. Но все операции несложные, а ритм работы просто поражает! Рабочий график расписан по секундам, каждая смена имеет четко установленный план, который отражает соответствующее электронное табло: столько необходимо собрать, столько уже готово, на столько процентов норма выполнена с отставанием или опережением графика... Впечатление усиливают браслеты с проводами для заземления, надетые на всех сотрудников. Впрочем, они и так похожи на роботов.
На конвейере по сборке мониторов или телевизоров с электронно-лучевой трубкой ситуация совсем иная: и цифры на порядок меньше, и труд преимущественно ручной.
На заводе в основном работают девушки в возрасте 18-20 лет, окончившие среднюю школу. А после двух-трех лет обслуживания такого конвейера они вынуждены менять место работы, так как неизбежно возрастает количество допускаемых ошибок и снижается работоспособность. Их зарплата, конечно, выше, чем у рабочих подобных производств в Китае или Индонезии, но по южнокорейским меркам невелика — примерно 500-800 долл. Впрочем, общежитие у Samsung дешевое, а заводские столовые хотя и платные, но тоже недорогие.
Чуть более 20 лет назад, в октябре 1981 года, Samsung Electronics выпустила свой первый монитор (12-дюймовый и монохромный). А сегодня 15-дюймовые ЭЛТ-мониторы уже снимаются с производства и ставка делается на ЖК-дисплеи, причем недавно произошло слияние мониторного и телевизионного подразделений корпорации. А продажи, особенно на фоне уменьшения рыночной доли японских и тайваньских производителей, непрерывно растут.
С конвейеров заводов Samsung сходят мониторы с логотипами и других всемирно известных компьютерных брендов. Корейцы попросили не называть OEM-партнеров, но особого секрета из этого факта не делали. При изготовлении таких моделей инженеры Samsung выполняют и большую часть работ по проектированию, основываясь, естественно, на требованиях заказчиков по дизайну, характеристикам и ценовым параметрам.
По словам представителя компании Samsung, она уже вышла на первое место в мире по производству оптических приводов ODD (Optical Disc Drives), но сборка этих устройств особого интереса не представляет: технология хорошо отлажена и практически полностью автоматизирована, а инновации касаются более глубоких вещей, невидимых глазу. И это несмотря на то, что подразделение ODD не может похвастаться долгой историей: корпорация Samsung начала производить CD-ROM-приводы лишь в 1994 году, а уже через несколько лет вышла в лидеры с увеличением объема производства примерно на 70% в год. Сегодня ситуация на рынке меняется: приводы CD-ROM уходят в прошлое, уступая дорогу DVD-устройствам. Однако конструктивно они похожи, поэтому перестройка производства идет быстро и безболезненно.
Более интересным было посещение завода по производству HDD (жестких дисков), где в особых «чистых» комнатах (класс чистоты 10 — по количеству пылинок в одном кубометре воздуха) специалисты в костюмах, похожих на скафандры, следят за сборкой и установкой пластин и блоков головок. Некоторые детали перед попаданием в «чистую» комнату промываются специально очищенной дистиллированной водой, которая стоит, кстати, намного дороже спирта. После сборки диски поступают на продолжительное (до нескольких суток) тестирование в термокамерах и лишь потом упаковываются.
Завод по производству жестких дисков начал функционировать еще позже — в 1996 году, но и тут успехи компании Samsung впечатляют. Первые жесткие диски Samsung имели емкость всего 40 Mбайт, и их никак нельзя было назвать революционными. А уже в 1998 году корпорация первой в мире выпустила диск с пластинами по 3,2 Гбайт. К сожалению, сегодня компания сосредоточила свои усилия на так называемых малошумных технологиях в ущерб емкости и скорости обмена (возможно, это связано с расширением производства ноутбуков Samsung). Разработчики Samsung создали технологию Noise Guard, впервые примененную в коммерческих продуктах весной 2000 года (серия SpinPoint V10200). Суть ее заключается в усовершенствовании системы подшипников мотора, вращающего шпиндель с пластинами жесткого диска. Благодаря этому снижается уровень шумов воздуха, возникающих при вращении пластин. Для подавления резонансных волн разрабатываются особая форма и акустические характеристики корпуса, а также оптимизируется микропрограммное обеспечение, управляющее блоком головок.
Впрочем, производительность в тихом режиме снижается всего на 3% (что, в общем, для рядового пользователя незаметно), а уровень шума в особенно чувствительной для человеческого уха области от 1 до 3 кГц падает на 3-4 дБ, что воспринимается как вдвое тише.
Кроме того, корейские инженеры особенно заботятся о надежности устройств записи/чтения. В результате появилась технология ImpacGuard, за счет повышения жесткости некоторых компонентов предохраняющая поверхность пластин от ударов головок при непредвиденном выключении питания или при транспортировке. Это дало возможность снизить количество отказов дисков до рекордного показателя — 0,3% (по данным OEM-партнеров Samsung).
Впрочем, компания располагает технологиями записи до 120 Гбайт на пластину и увеличения частоты вращения шпинделя до 10 000 об./мин, так что появление таких дисков от Samsung не за горами.
Квалификация персонала на заводе по производству жестких дисков выше и соответственно зарплата больше (примерно 1000-1500 долл.). Статус работающего можно определить по его униформе. Работающие на конвейере одеты, как правило, в голубые куртки или халаты (если позволяет технологический процесс, то носят и повседневную одежду), а у инженеров и менеджеров — бежевые куртки.
Напоследок мы посетили завод по производству принтеров. Возможно, принтеры Samsung не столь известны на российском рынке, но, как и на заводе по производству мониторов, мы обнаружили там много коробок с логотипами OEM-партнеров, причем таких известных компаний, как Lexmark и Xerox. Конструкция устройств, их технические характеристики и цены оказались настолько удачными, что данные фирмы заключили с Samsung долгосрочные OEM-соглашения, по которым она поставляет на мировой рынок устройства под этими торговыми марками.
Свою первую лазерную модель компания Samsung выпустила в 1991 году — на девять лет позже первых конкурентов, но всего восемь лет потребовалось ей, чтобы изготовить 1 млн. устройств. С еще большим опозданием (через 11 лет после фирм-конкурентов) в 1995 году начался выпуск струйных моделей, а к 1999 году общий объем производства составил уже 5 млн. Кстати, во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе помимо японцев принтеры производит только компания Samsung.
Сегодня перед компанией поставлена задача к 2007 году перейти в первый эшелон производителей принтеров, чтобы побороться за потребителей с такими известными брендами, как Epson и Hewlett-Packard. Планы корпорации амбициозны: вслед за безусловным лидерством в области памяти и завоеванием почти четверти рынка ЖК-мониторов Samsung хочет стать первым производителем и в области жестких дисков, а также войти в тройку лидеров по выпуску принтеров.
Что касается природных условий, которыми часто оправдывают российские проблемы, то Корея в этом смысле тоже не идеал — холодные дожди и пронизывающие ветры здесь бывают даже летом.