Видеосъемка цифровым фотоаппаратом
Цифровые камеры с улучшенными видеовозможностями
Программное обеспечение для видеосъемки фотоаппаратом
Цифровые камеры Casio Exilim погружаются в воду
Когда цифровые камеры впервые появились на потребительском рынке, основным фактором, сдерживавшим их активное распространение была их высокая стоимость, превышавшая возможности рядового покупателя. Цифровая камера в то время свидетельствовала о хорошей материальной обеспеченности ее владельца. Но постепенно ситуация менялась, и сегодня высококачественную камеру с высоким разрешением можно купить менее чем за 500 долл.
читывая растущую популярность цифровых камер и стремясь так или иначе оправдать их высокую стоимость, производители решили дооснастить эти устройства возможностью съемки коротких видеоклипов и встроенными функциями для их редактирования. Одни цифровые фотоаппараты поддерживают видео в большей степени, другие — в меньшей. Например, у камер Canon Digital IXUS в названии появилась буква «v», означающая расширенную поддержку видео. Единственным визуальным отличием фотоаппаратов с поддержкой видеосъемки является наличие у них на лицевой стороне корпуса маленького микрофона.
Как правило, такие фотоаппараты позволяют снимать короткие видеосюжеты с разрешением 160Ѕ120, 320Ѕ240 или 640Ѕ480 и скоростью 15-30 кадров в секунду. Впрочем, скорость съемки напрямую зависит от разрешения кадра и скорости обмена данными с флэш-картой (а современные флэш-карты догоняют по скорости компакт-диски — они даже стали обозначаться как 48x, 50x и т.д.) — например, понижая разрешение можно повысить скорость. В принципе, для того чтобы снять большинство приложений, стандартная скорость в 25 (для PAL) или 30 (для NTSC) кадров в секунду слишком велика. В ряде случаев хватило бы и 3-4, а уж 15 для показа на компьютере более чем достаточно. Конечно, фотоаппарат — не видеокамера, и для съемки движения традиционно применяется так называемый режим серийной съемки (сериями по несколько кадров), но возможность съемки непрерывного видеофрагмента часто бывает полезной. Естественно, что многие цифровые камеры реализуют этот режим как расширение серийной съемки и записывают видео в формате MJPEG (Motion JPEG, или серия JPEG-кадров, объединенных в непрерывную последовательность), однако некоторые современные фотоаппараты позволяют записывать и MPEG-видео. Что касается формата видео, то это может быть AVI, MOV (QuickTime) или же WMV-файл, причем первые два являются более качественными форматами изображения, обеспечивающими более четкий звук (если при съемке с цифрового фотоаппарата с маленьким микрофончиком вообще корректно говорить о качестве звука).
В любом случае продолжительность видеофрагментов, как правило, не превышает нескольких минут или даже десятков секунд за один раз (то есть запись видео сводится к коротким фрагментам). Камеры, оснащенные микрофонами, позволяют записывать видео со звуком, а также добавлять звуковые комментарии к отдельным снимкам и пользоваться камерой просто как цифровым диктофоном.
В принципе, на этом рассмотрение видеовозможностей цифровых фотоаппаратов можно считать завершенным. Остается лишь добавить, что ни одно направление в компьютерном мире не развивается в отрыве от остальных, и потому мы все чаще наблюдаем тенденции, перечеркивающие изначальные предназначения тех или иных предметов. Поэтому, возможно, через некоторое время у цифровых фотоаппаратов появятся полноценные возможности для съемки видео на флэш-карту. Однако не следует забывать, что требования к фото- и видеоматрицам трудно совместимы, и это — физика, с законами которой не поспоришь.
Фотографическая ПЗС-матрица отличается от матрицы видеокамеры не только возможностью длительной экспозиции (видеокамерам она не нужна — у них выдержка фиксированная и равна частоте смены кадров), но и параметрами самой системы (например, допустимым соотношением «сигнал/шум»). Основным же различием между цифровыми фотоаппаратами и видеокамерами является специализированная система считывания и преобразования сигнала с матрицы. При этом для фотоаппарата значение имеет не столько скорость съемки кадра (для повышения скорости считывания с матрицы можно применить промежуточный высокоскоростной буфер), сколько точность отображения, а видеокамеры должны поддерживать строго заданный поток считывания и обновления информации на матрице (25 кадров или 50 полей в стандарте PAL), а мелкие погрешности для них не важны. Кроме того, видеоматрицы должны по возможности иметь высокую чувствительность — примерно 400 ISO, а иногда и выше, что весьма непросто обеспечить. Поэтому неизбежно возникающие при этом шумы просто усредняются системой обработки изображения, а при движении (мелькании) кадров это не столь заметно, как на неподвижной фотографии. Что касается разрешения для видеоматриц, то оно определяется TV-стандартом (а это всего около 0,4 мегапиксела), зато для повышения чувствительности здесь необходимы большие размеры самих элементов.
А вот для фотоматриц критичнее именно разрешение и низкие шумы, тогда как требования к скорости и чувствительности достаточно мягкие (для фотоаппаратов это обычно 100 ISO и 1-2 кадра в секунду). Попытка объединить эти свойства в одном устройстве приводит либо к скачкообразному (и чрезмерному для бытовой техники) росту цены, либо (и это происходит чаще всего) к тому, что в результате устройство плохо справляется как минимум с одной, а то и с обеими этими функциями.
Цифровые камеры с улучшенными видеовозможностями
цифровых фотоаппаратах, как и о цифровых видеокамерах, слышали все, но теперь появились устройства под названием video-clip digital camera, такие, например, как цифровые фотоаппараты компании Sanyo (Sanyo VPC-MZ1 Series или Xacti DSC-J1), которые снимают полноценное видео со скоростью до 30 кадров в секунду. Используя карту большого объема или жесткий диск типа IBM Microdrive, можно сохранять пятиминутные видеофрагменты (это максимальная длительность одного фрагмента) при минимальном качестве общей продолжительностью до нескольких часов. В случае записи звука можно без особых проблем сохранить несколько десятков часов аудиоматериала.
Xacti DSC-J1 еще более продвинутая в этом смысле фотокамера, которая, благодаря встроенному микрофону, позволяет снимать длительные видеоролики со звуком в разрешении 640Ѕ480, 320Ѕ240 или 160Ѕ120 пикселов со скоростью 15 или 30 кадров в секунду в формате QuickTime Movie (Photo-JPEG). Время записи у камеры Xacti DSC-J1 может достигать 1 ч 23 мин при записи на 512-мегабайтную SD-карту с разрешением 160Ѕ120 пикселов и скоростью 15 кадров в секунду. Xacti DSC-J1 можно использовать и как диктофон, при этом аудио записывается в формате WAV.
В то же время сами производители уже почувствовали порочность решения «два в одном» на базе одной оптической системы и начали выпускать модели с двумя разными оптическими системами, объединенными в одном устройстве. Пионером здесь стала видеокамера/фотоаппарат Samsung SCD-5000, которая имеет поворотный съемочный блок: с одной стороны у нее находятся объектив и матрица цифрового фотоаппарата, а с другой — объектив и матрица цифровой видеокамеры. Наряду с этим применяются и сменные блоки для видео- и фотосъемки с одной оптической системой, как в новых видеокамерах e.cam Transformer от Panasonic, что, впрочем, проблемы до конца не решает.
Программное обеспечение для видеосъемки фотоаппаратом
реди традиционного ПО для обработки видео, поставляемого с различными цифровыми фотоаппаратами, можно выделить весьма необычные и действительно довольно полезные программы.
Взять, например, Ulead Cool 360 — очень интересный программный продукт, с помощью которого можно создавать круговые панорамы, или «облеты» предмета со всех сторон. Работает Cool 360 очень просто. Допустим, вы снимаете с одной точки окружающий вас мир, поворачиваясь на 360°. После этого из полученных фотографий образуется как бы цилиндр, внутри которого находится наблюдатель. Экспортировав подобное «объемное» окружение в формат MOV (QuickTime), вы можете выложить его в Интернете, демонстрируя любому желающему интерьер вашей комнаты или круговую панораму пейзажа. Согласитесь, что это нечто большее, чем обычная фотография.
Подобные программы есть и у других камер (например, у Canon PhotoStitch). Существуют также несложные программки типа Terratec AVI Creator, которые позволяют получать видеофайлы из отснятых на камеру отдельных кадров.
В итоге, даже если вы просто фотографировали местность, а не снимали видео, вы все равно сможете сделать AVI с заданной частотой смены кадров, чтобы потом использовать его, например, для слайд-шоу.