Быль и сказки о 3D-звуке
Измерения в звуке: завоевание пространства
Чтобы лучше понять смысл словосочетания «трехмерный звук», совершим небольшой экскурс в историю звукозаписи и посмотрим, что представляют собой эти самые измерения и как происходило «завоевание пространства».
Первоначально звукозаписывающая аппаратура была монофонической; для воспроизведения фонограмм использовался один громкоговоритель. Такую систему можно условно назвать одномерной (1D): мы можем судить только о том, насколько близко или далеко располагался от микрофона тот или иной источник звука. Затем появились стереофонические системы, состоящие из пары громкоговорителей, устанавливаемых на некотором расстоянии друг от друга (расстояние между ними называется стереобазой), симметрично относительно слушателя. Таким образом, звук обрел еще одно измерение: помимо степени удаленности от слушателя появилась возможность осуществлять панорамирование, то есть смещать источник звука влево или вправо относительно слушателя в пределах стереобазы. Следует оговориться, что стереофония не обеспечивает полноценной двухмерности, поскольку не предусмотрена возможность имитации размещения источников звука позади слушателя. Однако для прослушивания музыки этого вполне достаточно: на концерте источники звука (например, инструменты оркестра), как правило, располагаются впереди (на сцене), и стереофоническая аппаратура создает довольно реалистичное ощущение.
Попытки внедрить квадрофонию (запись звука в четыре канала, воспроизводимые через четыре громкоговорителя) в начале 70-х потерпели фиаско: во-первых, четырехканальная аппаратура и технология записи фонограмм для нее были слишком сложны и дороги, а во-вторых, эффект от «окружения» слушателя четырьмя акустическими системами оказался гораздо меньше ожидаемого. Но через некоторое время технология «окружающего» звука обрела второе дыхание. Не найдя отклика среди меломанов, она, во многом благодаря усилиям специалистов из Dolby Laboratories, постепенно начала проникать в киноиндустрию. Поначалу эти технологии были доступны лишь большим кинотеатрам с солидным бюджетом: помимо приобретения весьма дорогой и сложной аппаратуры необходимо было точно следовать спецификации Dolby по акустическому оформлению зала.
За последние годы ситуация существенно изменилась: технологии Dolby Digital и Dolby Pro Logic все шире применяются в бытовой аппаратуре, а цена подобных устройств становится все более доступной. Сегодня за весьма разумную сумму можно собрать полноценный домашний кинотеатр, который дает возможность позиционировать источники звука в двух измерениях: вправо-влево и вперед-назад. В зависимости от используемого стандарта количество громкоговорителей (колонок) может варьироваться от четырех до шести и более.