Обзор программ для работы со звуком и музыкой
Генераторы и анализаторы сигналов
Служат для создания и исследования звуковых сигналов. Генераторы создают звуковые сигналы с заданными параметрами — формой, частотой, амплитудой, спектром, динамикой; полученный сигнал может использоваться для проверки и настройки звуковой аппаратуры, модификации музыкальных тембров путем смешивания или модуляции исходного сигнала, создания новых тембров и т.п. Анализаторы выделяют из входного сигнала различную информацию — спектральный состав, соотношения гармоник, динамические характеристики, статистические параметры. Сочетание генератора тестового сигнала, подключенного ко входу звукового тракта, и анализатора, подключенного к его выходу, позволяет изучать поведение тракта при прохождении различных сигналов, а также снимать нужные виды характеристик — амплитудно-частотную, фазо-частотную, динамическую, определять коэффициенты гармоник и интермодуляции и т.п.SpectraLab
-
Разработчик — Sound Technology
Анализ ведется в трех основных режимах: Real Time — обработка и построение графиков в реальном времени по данным, поступающим с аудиопорта; Recorder — то же, с параллельной записью поступающего сигнала; Post-Processing — анализ предварительно записанного Wave-файла.
Результаты анализа динамически представляются в окнах нескольких видов:
- Time Series — обычная осциллограмма
- Spectrum — спектральный график, непрерывный или полосовой
- Phase — изменения фазы сигнала
- Spectrogram — график изменения спектра во времени, в котором мгновенные «снимки» спектра сигнала рисуются по вертикали цветными линиями
- 3D Surface — трехмерная спектрограмма
Отображаются также скалярные результаты — частота и амплитуда пиков, мощность сигнала, коэффициент гармоник, коэффициент интермодуляции, соотношение сигнал/шум.
Есть генератор тестовых сигналов, также работающий в реальном времени, с помощью которого можно анализировать работу исследуемого звукового тракта.
Программа имеет большое количество параметров, задающих полосы частот и способы анализа, параметры преобразования Фурье, оконных функций, отображаемых графиков и т.п. Вероятно, это — самая мощная система анализа сигнала для PC.
Analyser
-
Разработчик — Павел Сукорцев
Надо отметить, что программа сделана наспех, работает неустойчиво, иногда выдает странные сообщения об ошибках или зависает. Для исследования звуковых трактов гораздо лучше подходит программа SpectraLab.
Виртуальные синтезаторы
Являются наиболее популярным у музыкантов видом программ. Имитируют работу музыкального инструмента путем моделирования процессов, происходящих при извлечении звука. Преимущественно используется три основных метода синтеза звука:- Семплерный (sample) или таблично-волновой (wavetable) — создание звука из одного или нескольких заранее записанных фрагментов исходного звучания, с возможной параллельной обработкой сигналов. Наиболее прост технически, не требует больших вычислительных ресурсов, зато требует большого объема памяти для хранения качественных образцов звучания.
- Аналоговое моделирование — имитация работы аналогового синтезатора путем математического суммирования, вычитания, модуляции и фильтрации сигналов различной формы, создаваемых также математическим путем. Позволяет с хорошей точностью моделировать популярные клавишные синтезаторы 60-70 годов, бас-станций и ритм-блоков. Не критичен к объемам памяти, однако требует больших вычислительных затрат на математические расчеты.
- Физическое моделирование — создание математической модели реального акустического инструмента и получение на ее основе формул звуковых колебаний, создаваемых инструментом. Для полной реализации требует чрезвычайно больших вычислительных мощностей, из-за чего в реальном времени реализуется лишь частично.
- Генераторы — предназначены главным образом для создания звучаний, преимущественно не в реальном времени, с целью сохранения полученных образцов и последующего использования посредством семплерных или таблично-волновых синтезаторов.
- MIDI-синтезаторы — имитируют синтезатор с управлением по MIDI. Создают собственный виртуальный MIDI-порт, отрабатывают получаемые через него MIDI-команды, генерируя на выходе музыкальный звук подобно реальному синтезатору. Работают либо в реальном времени, передавая сформированный звуковой сигнал в аудиопорт, либо опосредованно, записывая его в Wave-файл. Во втором случае называются MIDI Renderer — по аналогии с системами построения движущихся изображений из серии неподвижных кадров.
Generator
-
Разработчик — Native
Instruments
Входы и выходы модулей обозначены различными значками, дающими представление об их функциональном назначании. Связывание входов и выходов выполняется простым движением мыши.
Составленная из модулей схема может быть объявлена как новый модуль (макроблок). Структура схемы при этом скрыта, и макроблок изображается лишь стандартным для модуля прямоугольником с названием и обозначениями входов/выходов. Такой подход удобен для создания типовых блоков синтезатора.
Модульная схема может быть снабжена панелью — совокупностью кнопок, ручек, движков и индикаторов, стилизованных под привычные органы управления. В конечном счете, после завершения создания структур, на экране остаются одни панели, которые выглядят как реальные аппараты и смотрятся очень красиво.
Структура с панелью управления называется инструментом. Инструмент опять же может иметь входы и выходы и выступать в качестве модуля. Совокупность инструментов называется ансамблем (ensemble). В комплекте с программой поставляется большое количество схем, макроблоков, панелей, инструментов и их ансамблей.
Всплывающие подсказки при наведении курсора мыши на изображение модуля или панели кратко поясняют суть объекта и правила обращения с ним.
Частота дискретизации звукового сигнала может быть от 22 до 132 кГц. Существует также понятие частоты управления (Control Rate) — с этой частотой процессор синтезатора сканирует схемы, «проталкивая» по ним сигналы. Частота управления задается в пределах от 25 до 1600 Гц.
Положения регуляторов могут быть сохранены (snapshot). Впоследствии можно возвращаться к любому из сохраненных наборов положений, а также восстанавливать нажатием кнопки последний набор.
При всей своей сложности Generator работает достаточно быстро, обеспечивая хороший отклик и стабильность звука. При использовании DirectSound-портов устойчивость повышается.
GigaSampler
-
Разработчик — Nemesys
Для достижения наилучших результатов выпущена спецификация GigaSampler Interface (GSIF) — программного интерфейса с аудиопортом, через который GigaSampler обеспечивает минимальные задержки. Этот интерфейс уже реализован в драйверах карт Aardvark Aark, Soundscape Mixtreme, Echo Darla/Gina/Layla, EgoSys WaveTermital, Frontier Dakota.
Благодаря снятию ограничений на объем инструментов и их банков большое внимание уделено схеме отображения отдельных семплов на клавиатуру и уровни интенсивности (sample map). Рекомендуется метод построения инструмента без масштабирования высот семплов, то есть по отдельному семплу на каждую клавишу. Вдобавок введено понятие измерений (dimensions) — своеобразной координатной сетки из пяти различных контроллеров, совокупность значений которых как бы выбирает нужный семпл в пятимерном пространстве. Такая система введена для поддержки инструментов, на которых играют разными способами.
Большие объемы звучаний располагают к тому, чтобы образцы записывались полностью, без искусственного зацикливания и формирования фаз атаки-затухания методом амплитудной модуляции.
Инструмент создается из семплов традиционным путем — раскладкой по клавиатурным зонам (regions), интенсивности и измерениям, а также наслоением друг на друга. Здесь имеются традиционные для аппаратных самплеров средства — частотная и амплитудная модуляция посредством огибающих (два генератора) и LFO (один генератор), фильтрование (срез, полоса, пробка, резонанс).
Звук выводится в 16-, 20- и 24-разрядном формате с частотами дискретизации 32, 44,1 и 48 кГц. Поддерживается до 16 выводных аудиоканалов, между которыми заданным образом распределены входные MIDI-каналы. Есть функция прямой записи звука на диск (Capture).
В комплект входят редакторы семплов (волновых форм и циклов в них) и банков инструментов, а также преобразователь инструментов из формата Akai S1000/S3000, способный считывать «родные» компакт-диски от семплеров Akai.
Надо сказать, что вокруг GigaSampler с момента его появления создался совершенно нездоровый ажиотаж — его слишком часто считают чуть ли не панацеей ото всех бед. На мой взгляд, это — лишь одна из возможных альтернатив, весьма помпезно поданный продукт нынешней гигантомании. Характерно, что ситуация очень сильно напоминает время расцвета трекеров на Gravis Ultrasound...
Музыкальные редакторы
В эту группу входят программы, предназначенные для работы с музыкальными партитурами, как правило – в технологии MIDI. Музыкальный редактор обычно имеет дело не с конкретными звучаниями, а лишь с некоторой схемой их создания, которая обычно базируется на различных видах нотной записи, расширенной специфическими средствами управления инструментами.Секвенсоры
Предназначены для записи, воспроизведения и редактирования музыкальных MIDI-партитур в нотном и схематическом виде, осуществляют типовые музыкальные операции — транспонирование, изменение темпа, длительности и динамики нот, а также монтаж фрагментов партитуры. Всегда многодорожечные — допускают формирование произведения из множества независимых партий. Большинство современных секвенсоров имеет поддержку аудиотехнологии, позволяя размещать на отдельных дорожках акустические или голосовые партии; окончательное смешивание сигналов при этом выполняется внешними аппаратными (звуковой адаптер, микшерный пульт) или программными (виртуальный синтезатор, многоканальный рекордер) средствами.Название происходит от термина sequence — последовательность, поскольку первые секвенсоры (тогда еще некомпьютерные) предназначались для записи последовательности MIDI-событий и последующего ее воспроизведения в неизменном виде, и лишь затем к этому добавились функции монтажа и редактирования.
Cakewalk Pro Audio
-
Разработчик — Twelve Tone
Systems
Поддерживает до 256 виртуальных дорожек, на каждой из которых может располагаться одна или несколько MIDI-партий либо аудиофрагменты. Секвенсор работает только с одноканальными (монофоническими) аудиоданными, поэтому стереоданные размещаются на двух дорожках. Каждая дорожка имеет набор свойств: название, ссылку на устройство вывода, номер канала, начальную громкость и положение на стереопанораме, номера MIDI-банка и инструмента и т.п.
Существует понятие clip — логически законченный фрагмент дорожки, содержащий партию инструмента, ритмический рисунок или музыкальную фразу; на панели проекта такие фрагменты отображаются различными цветами и могут выбираться/перемещаться простым нажатием и перетаскиванием мышью.
При копировании клипов они могут копироваться вместе со своим содержимым, либо может копироваться только ссылка на исходный клип (linked clips — связанные клипы). Все связанные клипы одной группы ссылаются на один и тот же набор данных, и все изменения в любом из клипов группы фактически происходят в этом наборе.
Система построения управляющих панелей StudioWare дает возможность нарисовать панель нужного вида, снабдить ее органами управления и индикации — кнопками, движками, ручками, переключателями, индикаторами и шкалами, описав механизм действия каждого органа, чтобы затем в режиме реального времени управлять работой секвенсора и синтезаторов при помощи созданной панели. Динамика работы органов управления может быть записана и многократно воспроизведена. В комплекте поставляется несколько готовых панелей управления.
Поддерживается просмотр видеороликов в форматах AVI, MPEG и QuickTime и синхронизация партитуры с кадрами ролика.
В режиме выбора банка и номера MIDI-инструментов работает удобная система поиска.
Средства MIDI-редактирования включают сдвиг, выравнивание по ритмической сетке (quantize), а также обратную операцию «разбрасывания» (groove quantize), транспонирование, растяжение/сжатие времени и нот, мощную операцию Interpolate для масштабирования и преобразования видов MIDI-сообщений. Предусмотрена возможность подключения внешних модулей MIDI-обработки (MIDI Effects, MIDI Plugins). В состав пакета входят модули арпеджиатора, анализатора аккордов, имитатора эффектов echo и delay.
Имеется встроенный редактор аудиофрагментов с возможностью монтажа, усиления/ослабления, нормализации, смешивания, эквалайзера, поиска переходов через нуль, определения темпа, распознавания высоты нот. Поддерживаются подключамые модули в стандарте DirectX, в состав пакета входит набор основных видов обработки.
Функция Mixdown Audio дает возможность свести несколько готовых аудиодорожек в одну, после чего исходные дорожки можно заглушить — это заметно снижает накладные расходы на смешивание в реальном времени.
Поддерживается синхронизация от собственного генератора, генераторов звуковых адаптеров, внешнего источника (SMPTE), а также посылка и прием команд MMC (MIDI Machine Control). Встроенный несложный язык программирования CAL (Cakewalk Application Language) позволяет создавать собственные программы для обработки звуковых данных.
При работе со звуковыми картами семейства AWE (AWE32, SB 32, AWE64, SB Live!) доступно удобное управление банками SoundFont.
Имеется любительская локализация версии 8.01 на русском языке (переведены тексты меню, сообщений и помощи). Качество перевода — среднее.
Cubase VST/24
-
Разработчик — Steinberg
Аббревиатура VST происходит от Virtual Studio Technology — технология виртуальной студии. Cubase VST предоставляет все функции, необходимые для организации настольной студии звукозаписи. Поддерживается до 96 звуковых и неограниченное количество MIDI-дорожек. Поддерживаются звуковые форматы с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит.
Аудиодорожки выводятся через Wave- и DirectSound-порты. Для работы со звуковыми адаптерами используется ASIO (Audio System I/O — ввод/вывод звуковой системы). Для настройки аудио- и MIDI-портов имеются отдельные программы (ASIO Setup и MME Setup) с возможностью тестирования аппаратуры и драйверов на совместимость с требованиями Cubase.
Функция Interactive Phrase Synthesis (интерактивный фразовый синтезатор) предоставляет MIDI-процессор, способный анализировать и видоизменять музыкальные фразы, придавая им различные стилистические черты.
Режим преобразования принимаемых MIDI-сообщений (Input Transformer) позволяет при записи заменять одни сообщения другими, изменять параметры событий, блокировать запись отдельных событий. Встроенная панель управления основными режимами GM/GS/XG.
Подключаются дополнительные сервисные модули: CD Player (проигрыватель CD), AVI Monitor (синхронное воспроизведение видеоролика), MIDI Effect Processor (эффекты манипуляции MIDI-сообщениями), Arpeggio (арпеджиатор), Style Trax (модуль стилевого автоаккомпанемента, наподобие инструментов Yamaha PSS/PSR).
Удобные мелочи — автоматическое удаление сдвоенных нот, возникающих при наложении, плавное сведение к нулю интенсивности нот в диапазоне (имитация затухания), встроенное прореживание слишком частых контроллерных сообщений и т.п.
Синхронизация по MIDI/SMPTE в качестве ведущего и ведомого устройства, удаленное управление (выполнение ряда основных действий при получении заданных MIDI-сообщений).
Имеется простой редактор для аудиодорожек с функциями монтажа, нормализации, переворота во времени, формирования плавных нарастания/спада, изменения высоты тона с сохранением формантных соотношений (используется для «вытягивания» неправильно спетых нот).
Обработка в реальном времени осуществляется с помощью подключаемых модулей (plugins) стандартов VST (собственный интерфейс Steinberg) и DirectX. В составе имеются собственные модули — AutoPan, Choirus, StereoEcho, WinderVerb3, Espacial и др. Панели управления модулями стилизованы под вид аппаратных стоечных (rack mount) блоков.
Поддерживаются функции звуковой карты Yamaha DSP Factory DS2416.
Секвенсор содержит мощные средства редактирования и печати нот, охватывающие все традиционные средства музыкальной нотации.
Трекеры
Сочетают в себе виртуальный семплерный синтезатор, редактор его инструментов и редактор партитур, позволяя обходиться единственной программой на протяжении всего цикла изготовления композиции. Появились в начале 80-х в любительской среде как альтернатива дорогим и сложным профессиональным синтезаторам и секвенсорам. Благодаря этому имеют специфический способ представления партитуры, основанный на кадрах (pattern), каждый из которых имеет фиксированное количество командных строк (стандартно 64). В каждой строке кадра располагается одна нота или команда изменения параметров звука — высоты, громкости, глубины модуляции, темпа, специфических режимов синтезатора, перехода к другой позиции кадра или другому кадру и т.п. По вертикали кадр делится на каналы, или голоса партитуры, — в каждом канале обычно записывается отдельная партия, однако из-за традиционных особенностей структуры, не допускающих совмещение разных нот в одной позиции, аккорды и многоголосые партии приходится записывать сразу в нескольких каналах.Композиция собирается из последовательности кадров, причем любой кадр может встречаться произвольное количество раз. Как видно, способ представления партитуры изначально ориентирован на ритмичную музыку размера 4/4 и весьма затрудняет работу с «нечетными» размерами.
Композиции, сделанные в трекерах, сохраняются в файлах, называемых модулями. Модуль содержит как партитуру — ноты и команды управления, так и сами звучания инструментов. Это сильно увеличивает объем модуля по сравнению с файлами MIDI-технологии, однако снимает аппаратную зависимость — звучание модуля зависит только от верности его интерпретации трекером или проигрывателем. Наиболее распространенные типы модулей — MOD, STM, S3M, XM, IT, ULT.
Интерфейс большинства трекеров изобилует собственными терминами, отличными от традиционно принятых в системах звукосинтеза, шестнадцатеричными числами, техническими подробностями и прочей неподходящей для обыкновенного музыканта атрибутикой. Трекеры весьма популярны в среде молодежного музыкального андерграунда — на них легко, быстро и практически без финансовых затрат получаются модные ритмичные композиции в стилях techno, rave, trance, trip-hop и им подобных.
Большая часть трекеров сделана под DOS, для работы на маломощных (286-486) компьютерах.
Fast Tracker
-
Разработчик — Triton
(Vogue & Mr. H)
Инструменты FT могут быть многослойными, сочетая до 16 8- или 16-разрядных семплов с частотой дискретизации до 44,1 кГц, каждый из которых имеет собственные огибающие амплитуды и панорамы, а также частотный модулятор (вибрато). Каждая огибающая может быть зациклена, образуя своеобразный амплитудный или панорамный LFO. Количество инструментов — до 128. Редактор семплов и инструментов имеет удобный интерфейс с графическим представлением огибающих.
В редакторе семплов есть интересная функция Morph, делающая плавный переход от одного звучания к другому.
Трекер (как, впрочем, и большинство других) оптимизирован под звуковую карту Gravis Ultrasound, однако неплохое звучание получается и на SB16-совместимых картах. Остальные карты трекер может использовать только в 8-разрядном режиме. Поддерживается также прямой ЦАП на LPT-портах (Soundplayer, Covox) и традиционный PC Speaker.
При работе с картами GUS и SB16 поддерживается MIDI-клавиатура.
Звучание модуля может быть записано непосредственно в Wav-файл, без передачи звуковому адаптеру и промежуточных преобразований.
Modplug Tracker
-
Разработчик — Olivier Lapicque
Редактор семплов с функциями нормализации, усиления, передискретизации, переворачивания. Редактор инструментов поддерживает все возможности модулей MOD, S3M, XM и IT. В режиме IT доступны случайные вариации громкости и панорамы, а также резонансные фильтры.
Встроенный проигрыватель, как в и Modplug Player, имеет функции Bass Expand, Reverb, ProLogic Surround, 6-полосный эквалайзер.
Ноты вводятся либо с клавиатуры компьютера, как в традиционных трекерах, либо со внешней MIDI-клавиатуры. Может быть загружен MIDI-файл с заданным отображением раскладки его инструментов на инструменты трекера. При помощи виртуального MIDI-кабеля трекер может быть использован в качестве программного MIDI-синтезатора.
Нотные редакторы
Нотный редактор подобен секвенсору — многие из них также могут записывать и воспроизводить MIDI-партитуры, однако основной задачей нотного редактора является подготовка партитуры к печати и изданию. Благодаря этому в нотных редакторах существуют лишь минимальные средства работы с MIDI-сообщениями, необходимые лишь для записи и воспроизведения. Остальные функции ориентированы на работу с нотным текстом — ввод нот, аккордов, расположение партий на нотных станах, снабжение их нужными музыкальными знаками и т.п. Результатом работы в нотном редакторе является правильно и красиво напечатанная нотная партитура.NoteWorthy Composer
-
Разработчик — NoteWorthy
ArtWare
Finale 2000
-
Разработчик — Coda Music
Technology
Рядом с нотами могут быть помещены тексты вокальных партий (lyrics).
Нотный текст отображается в двух видах: Scroll — непрерывные партии слева направо с прокруткой, и Page — заготовки страниц с указанным расположением партий и возможностью его изменения. Расположение по умолчанию определяется шаблоном; в поставке есть шаблоны партитур разных стилей и применений (ансамблевые, оркестровые, церковные и т.п.).
Возможен импорт файлов Encore и MIDIScan.
Для удобства работы с данными введена слойная структура: на странице может быть до 4 слоев по 2 голоса в каждом. При переключении слоев панели инструментов ввода меняют цвет.
Специальные знаки — лиги, скобки, знаки крещендо/диминуендо, реприз и т.п. — изображаются и перемещаются как графические объекты. Некоторые из фигур снабжены манипуляторами (handles), которыми, зацепляя их мышью можно менять размер и форму фигуры.
Для любого такта может быть создана копия со ссылкой (mirror). Подобная копия не содержит данных, отображая содержимое основного такта. Можно задать выборочный показ нот в копии такта.
Могут быть созданы «плавающие» пояснительные такты, не звучащие при контрольном проигрывании. Такие такты могут быть помещены в любое место страницы.
Возможна различная трансляция энгармонических тональностей — с выбором в пользу диезов, бемолей либо заданным образом.
Большие партитуры могут печататься на несколько листов, которые затем склеиваются в один большой лист (tiling pages).
Наряду с печатью партитуры возможно ее преобразование в PostScript — кодированный «сценарий» построения изображения — наподобие компиляции исходного текста компьютерной программы. Файлы PostScript предназначены для распространения — их можно просмотреть и напечатать, однако из них нельзя однозначно воссоздать структуру партитуры с разделением на партии, знаки, текст, специальные пометки и т.п.
Музыкальные процессоры
Служат для обработки музыкальных партий в формате MIDI — внесения исполнительских нюансов, изменения стиля исполнения, «оживления» композиции. Обнаружено, что естественность имитации звучания акустических инструментов зависит не столько от точности повторения самого тембра, сколько от особенностей игры, присущей данному инструменту: для гитары это способ щипка, подтяжка струн, пальцевое вибрато, для скрипки — сила нажатия смычком на струны, динамика движения смычка и то же пальцевое вибрато, для духовых — характерное изменение громкости по ходу музыкальной фразы и т.п. Процессоры работают обычно с готовой партитурой, построенной «математически точно» — все ноты стоят в точности на своих местах, нюансы изменения высоты и громкости отсутствуют.Style Enhancer
-
Разработчик — NTONYX
Фактически процессор выполняет моделирование исполнения (performance modelling) — имитирует приемы, которыми музыкант воздействует на реальный инструмент. Работа процессора основана на понятии стиля — совокупности характерных приемов воздействия на инструмент, используемых музыкантами в игре на различных инструментах. Каждый стиль характеризует особенности исполнения различных музыкальных фраз, типичные акценты на каких-либо элементах музыки, нюансы ритма, интенсивности, варьирования различных параметров звука.
Просматривая исходный MIDI-файл, SE распознает в нем объекты (objects) — аккорды, музыкальные фразы, ритмические рисунки, громкостные или высотные ходы. К каждому объекту по заданной схеме применяется правило (rule), описывающее параметры объекта, которые нужно изменить, и величины этих изменений. Например, правило может указывать небольшое смещение нот во времени относительно ритмических долей, изменение интенсивности звучания по ходу фразы, вставку команд изменения высоты (pitch bend) для имитации глиссандо, вибрато или подтяжек.
Совокупность правил, применимых к партии отдельного инструмента, и образует стиль. В составе SE поставляется набор готовых стилей — гитарные, скрипичные, фортепианные, духовые и т.п. Показательно, что при обработке партии, скажем, скрипичным стилем и проигрывании ее звуком другого инструмента, похожего по динамике, возникает ощущение, что играет все-таки скрипка. Очевидно, для человеческого восприятия особенности звучания инструмента оказываются важнее, нежели предельно точное воссоздание его тембра.
Для наиболее эффективной работы процессора исходный файл может быть «выровнен» или отквантован — все ноты выставлены по ритмической сетке и их интенсивности (velocity) приведены в одинаковое значение. Это позволит SE более точно распознать и правильно обработать объекты.
Процессор предоставляет ряд монтажных и управляющих функций секвенсора для «тонких» манипуляций с исходными и результирующими MIDI-партитурами.
Pattern Variator
-
Разработчик — NTONYX
Исходная композиция вводится (импортируется) в формате MIDI, результат сохраняется в специфическом формате PV. Традиционные секвенсорные операции редактирования самих MIDI-дорожек не поддерживаются — целью процессора является только управление параметрами. Параметром может быть любая MIDI-переменная — интенсивность ноты (velocity), темп, длительность ноты, интервал между нотами, значение любого из контроллеров. На каждую MIDI-дорожку может быть наложен собственный набор изменяющихся параметров, который именуется моделью (pattern).
Способ внесения динамических параметров заключается в наложении на композицию графика изменения каждого из них. Графики создаются из участков, каждым из которых может быть либо прямая линия, либо гладкая кривая заданной кривизны. График задает изменение параметра относительно среднего значения, которое указывается в свойствах параметра. В свойствах указывается также масштаб изменения, что усиливает или ослабляет амплитуду изменения, заданную графиком.
Кроме изменяющихся параметров, имеются три функции трансформации нот: переворот по вертикали (высоте), переворот по горизонтали (времени) и подстановку, когда для каждой ноты октавы может быть задано повышение или понижение.
Процессор предлагает очень интересную и чрезвычайно мощную функцию — растягивание модели на несколько повторений (циклов) партии. Это приводит к различному звучанию партии внутри каждого цикла. Убирание до нуля параметра громкости эквивалентно глушению дорожки и пропаданию этой партии из общего звучания. Таким образом, создавая заранее «болванку» с различными партиями — вступления, проигрыша, различных ритмических и басовых рисунков, а затем рисуя для них графики громкости и остальных параметров, можно прямо в PV создавать различные композиции и варьировать их звучание.
Автокомпозиторы
Пользуясь различными приемами, автоматически создают элементы музыкального творчества — мелодический или гармонический рисунок, либо готовую композицию, составленную из типовых схем и фрагментов. Служат для быстрого создания заготовок композиций, а не особо требовательным пользователям — и конечного продукта.Koan Pro
-
Разработчик — SSEYO
Каждый тип голоса имеет свое назначение: Rhytmic — ритмический рисунок заданного типа; Ambient — «тянущиеся» звуки, типичные для электронной музыки (может быть подставлен Wave-файл); Follows — голос-повторитель, повторяющий движение другого заданного голоса, с задержкой и смещением по высоте; RepeatBar — голос, периодически играющий фразу на основе прошлой сыгранной им же фразы; FixedPattern — фраза фиксированного вида; Listening — голос, «слушающий» остальные голоса и играющий на этой основе — например преобразующий ноты в аккорды.
Наличие «слушающего» голоса позволяет организовать на базе Koan систему аккомпанемента реального времени, настроив эти голоса на MIDI-порт.
Голоса исполняются инструментами. Инструмент может быть инструментом MIDI — GM/GUS/AWE SoundFont/XG либо файлом WAV/MP3. Для MIDI-инструментов поддерживаются все необходимые параметры GM, AWE и XG.
Голоса и инструменты имеют наборы параметров — тип, громкость, панорама, специфические параметры синтезатора, динамика голоса, зависимость от других голосов и т.п. Начальные значения параметров устанавливаются в основной панели, текущие значения могут изменяться на протяжении голоса. Основные параметры — громкость, модуляция, панорама и т.п. — могут иметь рисованные графики изменения (envelopes).
Группа параметров Voice Rules (голосовые правила) задает правила поведения и движения голосов; с помощью этих параметров управляется «автоматический композитор» Koan.
Имеются так называемые микропараметры — небольшие изменения громкости, высоты, модуляции, отклонения нот от ритмической сетки, предназначенные для оживления композиции.
Для каждого параметра поддерживается список значений, из которого при каждом проигрывании композиции случайным образом выбирается значение. Если параметр не имеет списка, каждый раз используется значение, заданное в панели.
Функция Add Random добавляет в партитуру голос случайного типа и тембра. Функции Randomize — Parameter, Column, Group/Row устанавливают случайные значения единичного параметра голоса, колонки однотипных параметров всех голосов или всех параметров одного голоса. Такие же функции Mutate изменяют значения параметров на случайные величины.
Wind Chimes
-
Разработчик — Syntrillium
Автоаккомпаниаторы
Служат для автоматической выдачи готового музыкального аккомпанемента — в реальном времени либо в добавление к заданным сольным партиям подобно популярным музыкальным клавишным инструментам Yamaha PSR/PSS, Casio и др. В отличие от этих инструментов они редко способны динамически изменять тональность и структуру аккомпанемента в зависимости от движения солирующего голоса.Аккомпаниаторы, как правило, ориентированы на технологию MIDI, позволяя использовать внешние синтезаторы и назначить конкретные MIDI-инструменты для различных партий аккомпанемента.
Работа аккомпаниатора основана на стиле. Стиль представляет собой заготовку из нескольких инструментальных партий — ритмических, басовых, аккордовых, вспомогательных. Как правило, партии записываются в стиль не непосредственно, а в параметрическом виде, который описывает лишь схему мелодического, гармонического или ритмического рисунка.
В процессе исполнения простой аккомпаниатор лишь постоянно повторяет стилевой рисунок. Более сложный варьирует структуру аккомпанемента в зависимости от предыстории или по случайному закону. Наиболее сложные следят за солирующей партией и на ходу выполняют гармонизацию — подбор подходящих аккордовых и басовых ходов — именно так организованы «самоиграйки» типа Yamaha и Casio.
Band-In-A-Box
-
Разработчик — PG Music
Последняя выпущенная версия — 8.0, коммерческая
В комплекте имеется ряд стандартных стилей. Новые стили могут создаваться как на основе существующих, так и полностью с нуля. Поддерживаются наборы инструментов и параметры Roland VSC-88 и Sound Blaster AWE32.
Для создания композиции требуется ввести аккордовую последовательность, на основе которой аккомпаниатор создает партии пяти сопровождающих инструментов — ударных, баса, струнных, пианино и гитары. Для редактирования введенных последовательностей имеется нотный редактор.
Нажатием специальных кнопок может быть запущено исполнение стандартного проигрыша, как на «самоиграйках». Возможна также смена стиля без остановки исполнения.
При помощи блока Melodist возможно создавать композиции полностью с нуля, указав лишь стиль, тональность и темп. Процесс композиции можно контролировать путем задания различных параметров поведения автокомпозитора.
Блок Soloist генерирует сольные партии в соответствии с выбранным стилем.
Посредством блока StyleMaker могут создаваться стили из данных готового MIDI-файла.
Jammer Professional
-
Разработчик — SoundTrek
Последняя выпущенная версия — 4.0, коммерческая
Различаются стили отдельных инструментов — ударных, гитары, пианино, саксофона и т.п. — и ансамблевые (band). В ансамблевый стиль может входить один или несколько инструментальных.
Процесс создания аккомпанемента состоит в создании стилевых дорожек, назначении стилей мелодическим и ритмическим дорожкам и выполнении команды «Compose», по которой Jammer генерирует партии аккомпанемента и записывает их на стилевых дорожках. Каждая команда Compose генерирует в общем случае разный рисунок аккомпанемента.