Современные технологии озвучивания
Наверное, не стоит объяснять, что звук на телевидении и в кино играет далеко не последнюю роль. Если не верите, попробуйте на пару минут отключить звук вашего телевизора. Стало непонятно, что происходит на экране? По-моему, достаточно убедительный опыт для тех, кто считает, что звук — вещь второстепенная. Большинство материалов, посвященных видеопроизводству, описывают главным образом монтаж изображения и видеоэффекты, уделяя вопросам озвучивания очень мало внимания. Между тем этот процесс заслуживает отдельного рассказа, и сегодня речь пойдет о современной технологии озвучивания теле- и видеопрограмм.
В любом видеопроизводстве изображение является первичным: сначала осуществляется монтаж видеоряда, а уже потом начинается его чистовое озвучивание. Но прежде чем перейти непосредственно к предмету нашего разговора, стоит коротко рассказать об используемых в вещательной индустрии форматах.
В настоящий момент стандартом де-факто для телевизионного вещания в нашей стране является аналоговый Betacam. Видеокамеры и видеомагнитофоны Betacam позволяют записывать на видеокассету вместе с видеосигналом четыре звуковые дорожки. Причем две из них (основные) записываются в виде частотно-модулированного сигнала1, подмешиваемого к видеосигналу, а еще две (вспомогательные) записываются отдельной неподвижной (стационарной) головкой. Таким образом, если основные звуковые дорожки могут быть смонтированы только вместе с видеорядом, то содержимое двух вспомогательных можно смещать относительно видео.
При переходе на цифровые технологии использование аналоговых видеомагнитофонов и носителей становится не очень удобным. Поэтому на телеканалах, полностью работающих «в цифре», применяются другие вещательные форматы.
Да будет звук!
У нас с вами есть возможность проследить, как происходит озвучивание на московском дециметровом телеканале «М1». Весь производственный процесс на «М1» построен на использовании цифровых технологий. Для съемки, монтажа и эфирного вещания используются видеокамеры и видеомагнитофоны профессионального цифрового формата Panasonic DVC Pro, в которых цифровой поток с шириной полосы 50 МГц, содержащий как видео-, так и звуковую информацию, записывается вращающейся головкой на магнитную ленту. Кассеты формата DVC Pro по размеру гораздо меньше Betacam, а максимальная продолжительность записи в зависимости от их типа может составлять 33 или 126 мин.
Если говорить о записи звука, то у видеомагнитофонов DVC Pro предусмотрено четыре равноправные звуковые дорожки, записываемые в цифровом виде. Кроме того, для облегчения поиска нужного фрагмента предусмотрена дополнительная техническая дорожка (cue track), записываемая стационарной головкой в аналоговом виде.
Итак, кассета DVC Pro с готовым видеорядом отправляется в АМФ (в аппаратную монтажа фонограмм), где будущая программа или фильм обретают «дар речи».
Для начала стоит сказать несколько слов о коммутации. Соединение звуковых трактов трех основных компонентов АМФ — видеомагнитофона Panasonic DVC Pro, цифрового микшерного пульта Yamaha O3D и монтажной системы Sadie Octavia — производится через профессиональные цифровые интерфейсы AES/EBU. Передача и обработка звуковых сигналов осуществляется исключительно в цифровом виде, что позволяет избежать потери качества в процессе цифроаналоговых и аналогово-цифровых преобразований. Единственными аналоговыми звуковыми приборами являются микрофон и микрофонный усилитель, расположенные в дикторской студии. На входе микшерного пульта Yamaha O3D сигнал с микрофонного усилителя преобразуется в цифровой формат, и его дальнейшая обработка и запись происходят уже целиком в цифре.
Кассета установлена в видеомагнитофон, и начинается работа. Первое действие — это запись исходных звуковых дорожек с видеомагнитофона в монтажную систему Sadie Octavia. О ней стоит рассказать немного подробнее, поскольку именно она является главным компонентом (можно даже сказать — сердцем) АМФ.
Sadie Octavia представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий из нескольких частей. В основном блоке расположена аппаратная начинка Octavia и жесткие диски, на которых хранится звуковая информация. Через специальную плату-контроллер, помещаемую в обычный персональный компьютер (это может быть РС или Мас), программное обеспечение Octavia, установленное на этом компьютере, управляет работой аппаратного блока. Обратите внимание, что в данном случае компьютер выполняет лишь управляющие функции, а хранение и обработка звуковых сигналов происходят в недрах аппаратного блока Octavia. Такое решение позволяет достичь высокой производительности и надежности комплекса независимо от мощности управляющего компьютера и установленной на нем операционной системы. Sadie Octavia обеспечивает работу с восемью звуковыми каналами, входы и выходы которых коммутируются через цифровые интерфейсы AES/EBU.
Для удобства управления программным обеспечением в состав Octavia входят два внешних аппаратных контроллера (консоли). На одном из них имеются вращающееся колесо (shuttle) и набор программируемых кнопок, а на втором — восемь моторизованных фейдеров и набор вращающихся регуляторов. При совместной работе с цифровым микшерным пультом настройками Octavia можно управлять и непосредственно с него.
Пока мы знакомились с монтажной системой Sadie Octavia, процесс записи уже закончился. А кстати, что это за белые цифры мелькали все это время на мониторе?
Если вам когда-либо доводилось бывать в монтажных или эфирных аппаратных, то вы наверняка обращали внимание на бегущие цифры в верхней части многих мониторов. Эти цифры показывают текущее значение тайм-кода, по которому синхронизируется работа всех устройств. Передача тайм-кода осуществляется по отдельному кабелю через специальные интерфейсы (их довольно много, и вряд ли стоит приводить здесь их список). Одно из устройств является управляющим: оно генерирует тайм-код, по которому подстраиваются все остальные. Как правило, управляющим устройством является видеомагнитофон.
Вообще говоря, синхронизация является одной из главных проблем при работе с профессиональным аудио- и видеооборудованием. Потеря синхросигнала влечет за собой очень серьезные сбои в работе различных систем, и вполне естественно, что этому вопросу уделяется много внимания.
Режем без ножа
Теперь, когда звуковые дорожки уже находятся «внутри» Octavia, можно переходить к монтажу.
Дальнейшие действия зависят от замыслов режиссера. Возможно, необходимо тем или иным образом обработать взятые с кассеты аудиодорожки, добавить закадровый текст, звуковые эффекты, музыкальное сопровождение и т.п.
В некоторых случаях, когда звук (например, реплики ведущего или другого участника программы) на исходной записи имеет какие-либо дефекты, приходится прибегать к тонированию. Сидя в студии и контролируя свои действия по монитору, диктор заново проговаривает в микрофон все фразы, сказанные в кадре. Кстати, аналогичным образом озвучиваются фильмы при переводе на другой язык.
Как и в знакомых многим читателям популярных программах монтажа звука (таких как CoolEdit или Vegas), редактирование в системе Octavia осуществляется при помощи так называемого монтажного листа. Вместе с монтажным листом сохраняется и схема коммутации (так называемая сцена), использовавшаяся при работе с данным проектом, которая мгновенно восстанавливается при его загрузке. Благодаря наличию синхронизации по тайм-коду операции в монтажном листе можно осуществлять синхронно с изображением, проигрываемым на видеомагнитофоне с точностью до одного кадра. Звуки, записанные на виртуальных дорожках Octavia, представлены на экране в виде осциллограмм. Для обработки звука и создания различных эффектов предусмотрена возможность загрузки различных плагинов, специально разработанных для систем Octavia.
Благодаря наличию удобных аппаратных контроллеров (консолей) прибегать к помощи мыши и клавиатуры при работе с Octavia приходится довольно редко — все основные функции можно запрограммировать на кнопки консоли.
Иногда встречаются и весьма непростые задачи. Например, ведущий программы «Естественный отбор» Джонни ди Пальмо — это обычная обезьяна. Естественно, что никакой, даже самый гениальный, дрессировщик не сможет заставить ее говорить человеческим голосом. Появление на экране говорящей обезьяны становится возможным лишь благодаря кропотливому труду редактора, диктора, звукорежиссера и инженера, в течение многих часов буквально по слогам вкладывающих в уста примата вполне осмысленные монологи и остроумные реплики.
Наконец все звуки расставлены по своим местам в монтажном листе, теперь можно приступать к сведению.
В процессе сведения звукорежиссер создает целостный звуковой ряд программы из ранее смонтированных звуковых дорожек. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный и ответственный процесс, требующий высокой квалификации и большого опыта. В сложных случаях сведение производится поэтапно. Используя возможности программного обеспечения монтажной системы Octavia, можно записывать изменения тех или иных регулировок, и при последующем воспроизведении они будут производиться автоматически.
Сведение завершено, и инженеру осталось только сделать дубли кассеты. Озвучивание программы закончено.
Автор выражает благодарность за консультации и помощь в подготовке этого материала начальнику службы звукорежиссеров телеканала «М1» Алексею Семенову и всем сотрудникам АМФ «М1».
КомпьютерПресс 11'2001