Мастер-класс по цифровому звуку
Часть 4. Запись звуковых компакт-дисков программой CDRWin
Формат файла разметки в CDRWin
В предыдущих статьях рассказывалось, как записать фонограмму с аналогового входа или «снять» ее с компакт-диска, как снизить уровень шумов и помех, смонтировать, усилить или как-то по-другому обработать фонограмму. Таким образом, на вашем жестком диске уже есть набор фонограмм, которые занимают достаточно много места (10 Мбайт на минуту звучания при записи с качеством CD), и их пора куда-то девать. Оптимальным вариантом является запись на компакт-диск — в оригинальном или в сжатом виде. Сжатый вид, конечно, дает преимущества в отношении объема, однако дисковые матрицы (болванки) сейчас весьма дешевы, да и стандартный формат CD-DA «понимается» любым компакт-дисковым устройством, чего пока не скажешь о сжатых форматах MP3 и тем более о WMA, AAC, VQF и пр. Поэтому для начала поговорим о технологии записи именно обычного, звукового компакт-диска в формате CD-DA, тем более что сжатые фонограммы записываются в виде обычных файлов, что особой сложности не представляет.
Структура информации на диске
апомню, что звуковой компакт-диск состоит из одной или нескольких (до 99) звуковых дорожек-фрагментов (tracks), каждая из которых может содержать произвольный звуковой сигнал. Принципиальной разницы между созданием на диске, скажем, десяти дорожек, каждая из которых будет содержать одну композицию, либо одной дорожки, включающей все десять композиций в смонтированном (склеенном) виде, нет. Различие состоит только в нюансах процесса воспроизведения: каждый дисковый проигрыватель имеет счетчик, показывающий время звучания текущей дорожки, который в начале каждой дорожки обнуляется. При записи композиции в отдельную дорожку счетчик будет показывать реальное время ее звучания, при склейке нескольких композиций в одну дорожку — суммарное время звучания всей дорожки. Вы наверняка сталкивались с таким явлением: некоторые компакт-диски, представляющие собой копии винилитовых пластинок (именно винилитовых, по названию материала, а не виниловых; винилом называют один из радикалов в химии), записывают, оформляя каждую сторону как одну длинную дорожку, не разбивая ее на отдельные композиции.
Дорожки могут непосредственно переходить одна в другую или между ними могут быть паузы. Стандартный диск содержит двухсекундные паузы между дорожками.
Формирование альбома
амый простой альбом, состоящий из нескольких независимых фонограмм, записывается из набора WAV-файлов, каждый из которых содержит фонограмму одной дорожки. При этом каждая дорожка имеет длительность, в точности соответствующую длительности исходной фонограммы, а между дорожками вставляются паузы длительностью 2 с. Паузы тоже входят во время звучания диска, поэтому общая длительность альбома будет равна суммарной длительности дорожек плюс длительность пауз, которых будет на одну меньше, чем дорожек.
Паузы хороши, когда композиции совершенно независимы и могут начинаться/оканчиваться резко, а не плавным повышением/понижением громкости. Если же все композиции в альбоме начинаются и заканчиваются плавно, паузы можно не вставлять — тогда альбом будет звучать непрерывно, не создавая ощущения резкого перехода от одной композиции к другой. К тому же, если альбом собран впритык, отказ от пауз позволит выиграть пару десятков секунд, которые могут оказаться критическими.
Файлы фонограмм, из которых собирается альбом, желательно привести к примерно одинаковому среднему уровню громкости. Простой нормализацией этого добиться не всегда удается из-за различной фактуры произведений, поэтому может потребоваться индивидуально усиливать/ослаблять отдельные композиции, следя при этом, чтобы не был превышен максимальный уровень 0 дБ (максимальная цифровая амплитуда).
Даже если фонограммы получены чтением с фирменного компакт-диска, все равно имеет смысл загрузить каждую из них в редактор и оценить визуально. Многие, даже профессионально сделанные дорожки имеют избыточные (1 с и более) паузы в начале/конце и неаккуратно выполненное плавное нарастание/затухание громкости. Уже при небольшом опыте вам будет вполне по силам исправить эти упущения звукорежиссеров, и альбом станет звучать лучше.
При записи из нескольких файлов без пауз нужно иметь в виду, что дорожка диска может содержать только целое число звуковых блоков, или кадров, размер которых равен 2352 байт, а длительность — 1/75 с. Если объем звуковых данных в файле (не самого файла!) не кратен этому числу — последний блок дополняется нулями. Если конец дорожки содержит тишину или тихий сигнал — это практически незаметно, но при сборке альбома, полученного разрезанием непрерывной фонограммы, это явление придется учитывать.
Если длительность альбома превышает емкость матрицы на минуту или две, но хочется непременно записать его именно в таком виде, можно слегка смухлевать с отдельными дорожками. Например, в композиции, которая имеет вполне четкое начало и/или конец, можно сделать упомянутое плавное нарастание/затухание громкости, что практически не скажется на ее восприятии, но позволит сэкономить несколько секунд времени записи. Если такие плавные изменения в композиции уже есть, то ее укорачивание и вовсе не будет заметным. «Высшим пилотажем» можно считать вырезание из композиций излишних, по вашему мнению, вставок и повторов — например пятикратное повторение припева в конце можно сократить до четырехкратного, сохранив четкий завершающий штрих, либо вырезать из середины фрагмент, выбивающийся из общей стройной структуры. Разумеется, подобные вольности можно проделывать только с альбомом для личного использования, ибо даже его тиражирование по друзьям-знакомым будет явной формой плагиата.
При желании можно сделать эффект «перетекания» одной композиции в другую. Для этого нужно оформить конец и начало соседних композиций плавным затуханием/нарастанием, после чего склеить их внахлест, выбирая время наложения порядка нескольких секунд. В Cool Edit Pro, а также в других специализированных многодорожечных редакторах, предназначенных для сведения многоканальных фонограмм, это делается путем простого визуального совмещения двух дорожек во времени и задания кривых громкости для затухания/нарастания, а в описанном мною Cool Edit 2000 затухание/нарастание придется делать вручную, после чего нужно будет склеить композиции операцией Mix Paste. Чтобы уменьшить затраты времени на эксперименты, можно скопировать конечный и начальный фрагменты фонограмм длительностью около 10 с в отдельные окна редактора, подобрать на слух параметры затухания/нарастания и время перекрытия, после чего однократно проделать то же самое с полными вариантами фонограмм. Если же вы собираетесь часто записывать подобные альбомы, имеет смысл обзавестись программой сведения — например Cool Edit Pro, N-Track Studio, SAW и т.п.
В результате склеивания дорожек в одну получается один большой WAV-файл, который большинством популярных программ-рекордеров будет оформлен в одну непрерывную дорожку на диске, без возможности «прыгать» с одной композиции на другую. Чтобы диск получился разделенным на дорожки, программе записи, кроме звукового файла, нужна также карта раскладки его фрагментов по дорожкам. Задать такую разметку позволяют лишь несколько программ, одной из которых является описываемая ниже CDRWin.
Записывающий привод и диски
принципе, любая модель привода годится для записи звуковых дисков. Нужно лишь иметь в виду, что приводы, выпущенные несколько лет назад, могут не поддерживать режим записи Disk-At-Once (DAO), необходимый для создания непрерывно звучащего диска с возможностью прямого выбора дорожки. Некоторые из старых приводов поддерживают только режим Track-At-Once (TAO), записывая каждую дорожку по отдельности и принудительно вставляя между ними двухсекундные паузы.
Параметры привода показывает практически любая программа-рекордер — она и поможет узнать, поддерживает ли привод режим DAO. Если у вас нет необходимости в записи непрерывно звучащих альбомов с прямым выбором дорожек, то на этот параметр можно не обращать внимания.
Записываемые матрицы (болванки) выбирайте по своему вкусу, желательно — из средней и высокой ценовой категории. Дешевые технологические матрицы, продаваемые без индивидуальной упаковки — в виде стопок, нанизанных на шпиндель (bulk), тоже вполне годятся, но вряд ли проживут больше полугода, ибо предназначены прежде всего для изготовления промежуточных «снимков» данных, когда надежности и долговечности не требуется. Выбирать имеет смысл матрицы уважаемых производителей — Mitsui (не Mitsumi), Emtec/BASF, Verbatim, Philips, TDK, Teac, хотя и среди матриц с неизвестными названиями могут оказаться вполне достойные, ибо основу (регистрирующий слой) производят всего несколько компаний в мире и ряд заводов выпускают матрицы сразу для нескольких заказчиков, среди которых могут быть как именитые, так и мелкие.
В последние годы часто встречаются матрицы с пометкой For Audio, цена которых несколько выше, чем у рядовых. По сути, они ничем не отличаются от обычных матриц, за исключением определенных кодов, записанных в служебной области. По этим кодам матрицу опознают автономные (некомпьютерные) устройства-рекордеры, частично решая таким образом проблему несанкционированного копирования — отчисления от продаж таких рекордеров и матриц идут в пользу звукозаписывающих фирм. Для компьютерных пишущих приводов таких ограничений пока нет.
На этапе отработки технологии записи полезно использовать перезаписываемые (CD-RW) матрицы, которые нельзя запороть и на которых можно многократно отрабатывать запись различных видов альбомов. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все автономные проигрыватели способны воспринимать такие матрицы из-за их низкого коэффициента отражения лазерного луча.
Параметры матрицы можно узнать, воспользовавшись программой CDR Identifier (http://www.gum.de/cdrid/). Она извлекает данные из ATIP (Absolute Time In Pre-groove) — специальным образом модулированной несущей дорожки, которая имеется только на матрицах CD-R и CD-RW. Информация содержит тип диска (записываемый/перезаписываемый), тип основы (цианин/фталоцианин/AZO и т.п.), емкость диска (время звучания/секторы данных). Последний параметр полезен для оценки максимальной длительности звучания альбома — на некоторых матрицах он на полминуты (а то и больше) превышает заявленную емкость (74 или 80 мин), что в ряде случаев позволяет записать альбом, немного не помещающийся на стандартную матрицу.
Программа записи
уществует великое множество программ для записи компакт-дисков. В основном они характеризуются тем же, что и программы чтения (рипперы), — большая их часть либо предельно проста и не особенно надежна, либо перегружена различными визуально-звуковыми эффектами, либо чересчур тяжеловесна, как Easy CD Creator Deluxe. Из всей массы этих программ я выбрал CDRWin 3.9b фирмы Golden Hawk Technology (http://www.goldenhawk.com/). Несмотря на свою компактность (установочный архив занимает всего 650 Кбайт), программа умеет делать все необходимое: записывает диски с данными (включая и загрузочные), звуковые диски (в том числе из одного файла с явной разметкой), читает секторы в различных форматах, поддерживает CD-RW, CD-TEXT и т.п. Несомненным удобством является также и то, что формат файла разметки (Cue Sheet) совместим с форматом, генерируемым описанной ранее программой чтения Exact Audio Copy (EAC), что дает возможность легко создавать настолько точную копию оригинального CD, насколько это позволяет аппаратура (читающий/пищущий привод). Единственный недостаток, на мой взгляд, — программа не умеет печатать вкладыши к дискам.
Демонстрационная версия CDRWin предоставляет все возможности полной версии, ограничивая лишь скорость записи до однократной. Полная версия стоит 39 долл.
В принципе, EAC тоже позволяет производить запись дисков, в том числе с прямой разметкой, но эта функция в программе до сих пор отработана недостаточно, поэтому велика вероятность сбоя и даже зависания в процессе записи. Разумеется, когда-нибудь EAC будет окончательно отлажена, но на данный момент мне представляется наиболее надежным использование CDRWin.
После запуска CDRWin отображает окно-меню довольно своеобразного вида:
По сути, это панель из больших кнопок, посредством каждой из которых можно выбрать определенный вид операции. При наведении на кнопку курсора появляется всплывающая подсказка. Нас сейчас интересует самая первая кнопка — запись звуковых компакт-дисков (Record Disk). Однако, если запись будет производиться на матрицу CD-RW и необходимо предварительно очистить ее, для этого используется четвертая кнопка (File Backup and Tools). Очистите матрицу заранее, ибо открытая форма записи диска не позволяет активизировать другую форму из главного окна-меню.
Несколько специальных команд собраны в системном меню главного окна, которое открывается при щелчке на его иконке: Delete Saved Settings — удалить сохраненные умолчания, заменив их стандартными; Enable Warnings — разрешить вывод предупреждений; About CDRWin — вывести информацию о программе.
Параметры записи звукового диска в CDRWin
орма настройки записи звукового диска (точнее, диска общего формата, но в данной статье мы рассматриваем только звуковые диски) выглядит следующим образом:
Запись диска общего формата выполняется на основе разметки (Cue Sheet), описывающей тип и структуру диска, а также задающей соответствие файлов данных и звуковых дорожек, ключевые позиции на дорожках и т.п. Структура файла разметки описана ниже.
Кнопка Load Cuesheet загружает готовый файл разметки — сохраненный ранее, исправленный либо полученный другой программой (например, EAC).
Кнопка Load Tracks… предназначена для автоматического формирования типовой разметки путем выбора файлов дорожек и простой расстановки их в нужном порядке. Для этого программа отображает форму загрузки:
Кнопка Add служит для добавления новых файлов (добавить файл можно также перетаскиванием его из других окон), кнопка Remove — для удаления отмеченного. Clear очищает список, Save As позволяет сохранить список в виде файла разметки (Cue Sheet). Поле Track Pregap задает длительность паузы между дорожками в секундах. Кнопка Compute Time позволяет узнать точное время звучания формируемого альбома.
Порядковую расстановку файлов нужно проводить в форме загрузки, так как после ее закрытия CDRWin преобразует список файлов в разметку, а обратной операции не предусмотрено, поэтому форма загрузки всегда открывается пустой. Переместить файл на другое место в списке можно простым перетаскиванием нужной строчки.
Для записи простого альбома, с паузами или без, где каждая дорожка формируется из отдельного файла, формы загрузки дорожек вполне достаточно — закрыв ее, можно приступать к операции записи. Если же вы хотите записать диск с несколькими дорожками из одного большого файла (или нескольких файлов, каждый из которых содержит более одной дорожки) либо намерены самостоятельно разметить диск — вам понадобится файл разметки. Его можно сформировать вручную, однако проще сделать шаблон в форме загрузки файлов, сохранить разметку кнопкой Save As, после чего можно закрыть форму загрузки кнопкой Cancel и редактировать полученный файл в любом текстовом редакторе. Исправленный файл затем загружается кнопкой Load Cuesheet в основной форме записи диска.
Формат файла разметки в CDRWin
айл разметки (Cue Sheet) представляет собой последовательность текстовых команд. Команда состоит из ключевого слова и набора параметров через пробел. Перед ключевым словом может находиться один или несколько пробелов, что позволяет повысить читаемость текста. Полное описание синтаксиса команд и примеры составления файлов разметки, описывающих различные конфигурации альбомов, можно найти в справке CDRWin. Здесь мы остановимся только на основных командах, используемых для записи типовых альбомов.
Команда FILE задает исходный файл, содержащий звуковую информацию. Первый параметр указывает полное имя файла (путь), второй — его тип (в нашем случае это AUDIO — несжатый WAV-файл). Каждый файл начинает отдельную дорожку и должен сопровождаться командой TRACK.
Команда TRACK запрашивает создание новой дорожки и имеет два параметра: номер дорожки (1…99) и ее тип (в нашем случае — снова AUDIO). В приведенном примере каждая дорожка создается из отдельного файла.
Команда PREGAP задает длительность паузы в начале дорожки и может располагаться между командами TRACK и INDEX. Параметр имеет вид мм:сс:кк, где мм — минуты, сс — секунды, а кк — кадры (единицы по 1/75 с). По этой команде формируется пауза заданной длительности, звуковые данные в течение паузы не записываются. Проигрыватель, отрабатывая паузу в процессе автоматического перехода между дорожками, обычно выдает отрицательные значения времени, вплоть до нуля. При прямом позиционировании на дорожку пауза не отрабатывается и звучание начинается мгновенно.
Команда INDEX задает так называемые индексы дорожки, которые используются для расстановки служебных меток внутри данных, записываемых из файла. Первый параметр — номер индекса (0…99), второй — время в том же формате, что и для команды PREGAP, задающее положение метки внутри текущего (заданного последним) звукового файла. Данные из файла пишутся на диск непрерывно, команда INDEX задает лишь виды меток (так называемых субкодов), которые будут записываться вместе с данными.
Наиболее часто используется номер индекса 1 — позиция, обозначенная этим индексом, заносится в оглавление диска (TOC — Table Of Contents). Именно по этим позициям и происходит «прыганье» с помощью кнопки быстрого перемещения на проигрывателе.
Нулевой номер индекса означает, что с этой точки начинается пауза (записываются метки, подавляющие звучание). Обратите внимание: формирование паузы таким образом не отключает записи данных из файла — они будут записываться на диск сплошным потоком, лишь в месте паузы проигрыватель будет выключать звук. Это означает, что в файле на этом месте не должно быть полезного звука — данный способ задания пауз применяется, когда файл уже содержит их в нужных местах. Для вставки паузы без потери участка данных используется команда PREGAP (это возможно лишь в начале дорожки).
Номера индексов больше единицы используются лишь для «продвинутых» дисков — CD-TEXT, CD-G и им подобных — и задают позиции данных в каталоге.
Команда POSTGAP аналогична PREGAP, но задает длительность паузы в конце дорожки. Разница заключается в том, что POSTGAP просто увеличивает общее время звучания дорожки.
Пример формирования нескольких дорожек из одного файла приведен первым в списке примеров из справки CDRWin (Example #1). Подобный пример, описывающий реальный диск, можно получить, используя команду Copy Image & Create Cue Sheet программы EAC. Эта команда создает образ исходного диска в виде непрерывного WAV-файла, содержащего как сами звуковые данные, так и паузы между ними (если они есть), а также сохраняет файл разметки к нему. При использовании полученного файла разметки в CDRWin получается точная копия исходного диска (возможно, с поправкой на начальное смещение первой дорожки, вносимое читающим/пишущим приводом).
Процесс записи диска
ля записи звукового диска нужна чистая матрица. Матрицу CD-RW необходимо предварительно стереть методом быстрого стирания, для чего нужно открыть форму File Backup and Tools из главного окна-меню и выбрать в пункте Operation операцию Erase a Disk (quick). Полное (full) стирание диска имеет смысл лишь в том случае, когда на нем записаны конфиденциальные данные, которые необходимо полностью уничтожить.
Сформировав разметку путем выбора звуковых файлов или загрузки готового файла разметки, при желании можно просмотреть ее в удобном виде с помощью кнопки Disk Layout.
Параметр Open New Session необходимо отключить, так как звуковые диски должны иметь только одну сессию. Параметр Raw Mode может помочь в создании более точной копии исходного диска, если его образ и разметка получены из программы чтения. Параметр Test Mode, как и во многих других программах, позволяет выполнить имитацию записи. Включите его, если есть подозрение, что альбом не поместится на матрице, а сама она — однократная и последняя, к тому же магазин, где можно купить чистые матрицы, далеко, — так вы потеряете лишних полчаса на ожидание отработки теста, но точно узнаете, поместится альбом на матрицу или нет.
Операция записи начинается после нажатия на кнопку Start Recording. Поскольку вся информация об альбоме присутствует на экране, запись начинается без дополнительного подтверждения.
Качество записи
юбой из имеющихся приводов и любая программа записи обеспечат вам нормальное, приемлемое для прослушивания на типовой аппаратуре (переносном плеере, обычном бытовом проигрывателе, комбинированном музыкальном центре) качество записи. Однако при использовании аппаратуры высокого качества (Hi-Fi и особенно Hi-End) ситуация несколько меняется. Формально невозможно успешно записать несколько копий цифрового диска с разным качеством звучания. Фактически же редко когда записывающий привод способен в точности выдержать все требования стандарта, дисковая матрица — четко воспринять все манипуляции лазера, а проигрыватель — полностью (до абсолютно неслышимого уровня) отделить полезный сигнал от помех и цифрового шума.
Несовершенство аппаратуры записи/воспроизведения цифрового звука и является причиной отзывов меломанов типа «этот привод пишет непрозрачные высокие», а на такой-то матрице «плохо записываются басы». Разумеется, о такой постановке вопроса не может быть и речи: цифровое устройство записывает или читает либо правильно, как оно и должно делать, либо неправильно, что говорит о его неисправности. Поэтому лучшим способом проверки будет повторное чтение записанных дорожек и их сравнение с оригиналами. Лучше всего провести эту операцию с помощью программы EAC, которая надежно читает и умеет обнаруживать смещение, когда данные одинаковы, но читаются в других позициях, нежели пишутся (свойство большинства компьютерных приводов). Если полного совпадения нет — виноваты программа записи (CDRWin записывает верно, как и EAC — читает, так что на них можно положиться), привод или недостаточно надежная матрица. Виновника, как обычно, определяют методом замены и сравнения.
А если обнаружено полное совпадение копии с оригиналом, но копия все-таки звучит слегка по-другому, нежели оригинал? Тогда прослушайте эту пару на различных проигрывателях и не удивляйтесь, если окажется, что разница в звучании каждый раз проявляется по-иному. Это означает, что структура матрицы (коэффициент отражения, цвет регистрирующего слоя, его микроструктура, модуляция дорожки (вобуляция)) и/или следы, оставленные на ней пишущим устройством (размеры и форма питов, расстояние между ними и т.п.), не вполне соответствуют стандарту системы Compact Disk и проигрыватели не в состоянии эти различия компенсировать. Если вспомнить, что коэффициент отражения матрицы CD-R по определению ниже, чем у штампованного диска, то нет оснований требовать от каждого проигрывателя предельно верного воспроизведения записанных дисков, хотя технически это вполне возможно.
КомпьютерПресс 11'2002