Цифровые видеокамеры
В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено тестирование шести цифровых видеокамер: Canon MV500i, JVC GR-DVX707EG, Hitachi DZ-MV208E, Panasonic NV-GS3EN, Samsung VP-D15i и Sony DCR-TRV40E.
Бытовые видеокамеры с цифровым форматом записи продаются уже более шести лет, причем, строго говоря, различий между цифровыми и аналоговыми видеокамерами значительно меньше, чем, например, между цифровыми и пленочными фотоаппаратами. Поэтому к выбору цифровой видеокамеры нельзя подходить с теми же критериями, что и к выбору цифрового фотоаппарата, а лучше в этом случае поступать как при выборе аналоговых устройств (хотя такие изделия, как Hitachi DZ-MV208E, очевидно, вскоре изменят этот порядок).
Оптическая часть цифровой видеокамеры, ПЗС-матрица для приема изображения, управление съемкой и прочие функции — практически такие же, что и в аналоговой. По-прежнему используется все та же магнитная лента, на которую записываются данные, правда видео пишется уже в цифровой, а не аналоговой форме.
Сохранение видео в цифровом формате означает, что записывающие головки и лента могут быть меньше, а соответственно и само устройство становится значительно компактнее. Кроме того, потери качества при перезаписи цифрового видео практически отсутствуют, а видео, записанное в DV-формате, дает более четкое изображение, чем аналоговая лента. Однако главным преимуществом цифровых камер является не только возможность делать неограниченное число идеальных копий с исходного видео, но и легкость переноса полученного видео на компьютер для последующего редактирования. Цифровые камеры не только применяют сложные специальные эффекты при съемке и даже увеличивают отснятый материал при просмотре, но и могут передать отдельный кадр или движущееся изображение на персональный компьютер по интерфейсу JLIP или FireWire (называемому также iLINK или IEEE-1394).
Формат DV, используемый в современных бытовых цифровых камерах, представляет собой простой способ сжатия видео: каждый кадр сжимается независимо и никак не связан ни с предыдущими, ни с последующими кадрами (в отличие, например, от MPEG-сжатия). Цифровое видео пишется на ленту с разрешением 720х576, а общий коэффициент сжатия 5:1 означает не что иное, как ограничение на поток данных, — не более 30 Мбит/с (25 Мбит/с на видео, 1,5 Мбит/с для звука и до 3,5 Мбит/с для записи служебной информации). Исходя из этих требований информация должна сжиматься. Звук в DV-формате может записываться несколькими способами: либо на одну стереодорожку глубиной кодирования 16 бит и частотой сэмплирования 48 кГц, либо на две стереодорожки 12 бит и 32 кГц. Второй режим удобен в том случае, когда предполагается снабдить отснятый фильм какими-либо комментариями или звуковыми эффектами в дополнение к звуковому фону, записанному при съемке. Служебная информация пишется на пленку вместе с видео и звуком и содержит в себе код времени (timecode), который представляет собой специальную метку для каждого кадра с информацией о его номере и времени, прошедшем с начала записи отрезка. С помощью этого кода можно размечать ленту, осуществлять оперативный поиск и монтаж видеофрагментов (непосредственно в камере или на компьютере). Формат DV — это первый любительский формат видеозаписи, где появилась подобная функция, доступная ранее только в профессиональной технике.
Данные на цифровую ленту записываются с некоторой избыточностью, что позволяет восстанавливать первоначальное изображение даже в том случае, если несколько меток записались с дефектами. Собственно, благодаря такой избыточности ошибки записи легко корректируются в процессе воспроизведения. Впрочем, у современных цифровых видеокамер обычно есть два режима записи: SP (Standard Play) и LP (Long Play). Режим SP, разработанный изначально, до сих пор считается основным и наиболее надежным, а режим LP предусматривает запись с меньшей избыточностью, что позволяет записать в полтора раза больше материала на ту же кассету, но не гарантирует надежного воспроизведения. Само видео при этом идентично. LP-режим предъявляет более высокие требования как к самой камере, так и к используемой в ней ленте, вследствие чего многие производители не рекомендуют использовать LP, если планируется проигрывать кассету на другом устройстве или снимать на незнакомый тип видеокассет. Кроме того, не рекомендуется снимать в режиме LP особо важные сцены.
Сегодня уже не имеет смысла покупать аналоговую видеокамеру, так как цены аналоговой и цифровой аппаратуры практически сравнялись. Конечно, еще и теперь можно найти в продаже дешевую аналоговую модель, но качество видео, полученное на таком устройстве, будет несравнимо хуже. Справедливости ради следует отметить, что дешевые miniDV-камеры тоже не отличаются качеством, но из десятков моделей от разных производителей куда проще подобрать что-нибудь подходящее и по цене, и по качеству съемки, и по поддерживаемым функциям. Гарантийные сроки эксплуатации цифровых камер примерно такие же, что и у аналоговых, и обычно рассчитываются исходя из 1000 часов непрерывной работы. После этого практически все производители рекомендуют произвести профилактический осмотр камеры в сервис-центре.
Следует также учесть, что если, например, при выборе цифрового фотоаппарата одним из основных критериев является количество пикселов в матрице (чем больше, тем лучше, хотя и дороже), то у цифровой видеокамеры «больше» зачастую не означает «лучше». Различия здесь в основном связаны с тем, что разрешение видеокамеры жестко ограничено стандартом телевидения (для PAL — 720x576), а цифровая фотокамера ограничений по разрешению не имеет.
Как мы уже отметили выше, цифровые камеры гораздо ближе к своим аналоговым собратьям, нежели цифровые фотоаппараты, поэтому вряд ли стоит обращать повышенное внимание на разрешение ПЗС-матриц. Конечно, многие видеокамеры, которые имеют матрицы высокого разрешения, могут использоваться в качестве цифровых фотоаппаратов с записью снимков на флэш-карту, причем стоимость такой возможности и цены карточек памяти, используемых в видеокамерах, в последнее время значительно снизились. Кроме того, некоторые модели цифровых камер имеют функцию прогрессивного сканирования, убирающую «пилообразность» чересстрочной развертки и/или увеличивающую разрешение при записи одиночных кадров вдвое по сравнению с обычным. Таким образом, теперь можно получить высококачественное видео для демонстрации на компьютере, а каждый кадр такого видео является полноценной фотографией. Однако такое применение видеокамеры можно рассматривать как не более чем дополнение к ее основной функции — съемке видео.
Компании Sony, Canon, JVC и Panasonic традиционно лидируют в области производства цифровых видеокамер, хотя другие компании также не оставляют без внимания цифровую технологию и выпускают целый ряд бытовых видеокамер формата miniDV (обычно в содружестве с одним из перечисленных грандов видеоиндустрии) — одна из таких камер будет представлена в нашем тестировании изделием от корейского гиганта мировой электроники — компании Samsung Electronics. Выпуск цифровых камер различными производителями, несомненно, пойдет на пользу потребителям, поскольку цены на подобную продукцию будут падать еще быстрее.
Кроме MiniDV, сейчас существует еще три формата цифровых видеокамер — Digital 8, microMV и MPEG-камеры. Digital 8 по сути отличается от miniDV только формфактором кассеты и связанными с этим внушительными габаритами камер. К тому же формат Digital 8 предлагается сегодня только фирмой Sony (ранее, кроме Sony, их выпускала компания Hitachi) и камеры этого формата уже не могут похвастаться значительно более низкой ценой, по сравнению с современными камерами miniDV, как это было прежде. Формат MicroMV тоже предлагается только фирмой Sony и является полной противоположностью «большим» камерам Digital 8. Камеры MicroMV не просто малы, а настолько миниатюрны, что использовать их становится порой уже довольно неудобно (их трудно удержать, камера при съемке «прыгает», изображение срывается). Кроме того, эти камеры имеют нестандартный формат записи видео на ленту, который понимает только специальная программа от Sony, поэтому для редактирования отснятого видео на компьютере приходится конвертировать исходный видеоматериал в DV-стандарт. К тому же, кассеты microMV стоят в два раза дороже miniDV и найти их в продаже непросто. Возможно, сверхминиатюрность таких камер и придется кому-либо по душе, но пока их преимущества неочевидны.
Другое дело — MPEG-камеры, которые представляет в нашем обзоре изделие от Hitachi. Компактная цифровая видеокамера нового поколения Hitachi DZ-MV208E пишет видео со стереозвуком в MPEG-формате на диски DVD-RAM и DVD-R. Несомненно, что у такого подхода большие перспективы.
Однако самым распространенным цифровым форматом для любительских видеокамер еще долго будет оставаться miniDV, и большинство производителей выпускают свои модели именно в этом формате. Ценовой диапазон современных miniDV-камер — от 600 до 3500 долл., и среди них всегда можно выбрать устройство, удовлетворяющее запросам любого покупателя. А кассеты к этим камерам продаются повсюду (цена в Москве 5-6 долл.).
Методика тестирования
У видеокамер есть специфическая особенность — их качество невозможно описать только цифровыми (количественными) критериями, то есть без субъективной оценки выбор видеокамеры практически невозможен. Целью нашего тестирования была оценка качества съемки и потребительских характеристик компактных цифровых видеокамер примерно одного класса, предназначенных для бытовой цифровой видеосъемки. Самой популярной, судя по количеству продаж, на нынешний момент является цифровая видеоаппаратура из ценового диапазона до 1000 долл. Исключение составляет Sony DCR-TRV40E, которая относится к категории более дорогих видеокамер. И, естественно, несколько особняком стоит Hitachi DZ-MV208E, которая базируется на альтернативной технологии — MPEG-видео на DVD-дисках.
Выбор победителя производился по двум номинациям: «Лучшая видеокамера» и «Оптимальная покупка».
Объектами сравнения являлись полученные с использованием различных цифровых видеокамер изображения, функциональные возможности видеокамер и удобство съемки.
Все съемки проводились только со штатива при естественном освещении. Никаких специальных настроек видеокамер не проводилось, и использовались только автоматические режимы (в том числе установка баланса белого). Все снимки взяты из обычной последовательности кадров, введенных в компьютер при помощи FireWire-адаптера (платы IEEE-1394). Для некоторых камер мы специально воспользовались режимами «Фото» и записали изображения на карту памяти для иллюстрации этой возможности.
Все видеокамеры перед тестированием были осмотрены, и было признано, что они находятся в отличном техническом состоянии.
Для тестирования сделано четыре фотографии:
- таблица IEEE Approved Resolution Chart (Sine Patterns);
- таблица ISO Resolution Chart for Electronic Still Cameras;
- таблица ISO Camera OECF Test Chart;
- натурный снимок.
Первая таблица IEEE Approved Resolution Chart использовалась для определения разрешающей способности камеры (по оцифрованному кадру, выбранному из последовательности), вторая — для определения разрешающей способности цифровых фотографий. Разрешающая способность определялась по количеству различимых телевизионных линий по горизонтали и вертикали (помимо разрешения, с их помощью можно оценить дугообразные искажения по краям сцены).
С помощью таблицы ISO Camera OECF Test Chart мы оценивали соотношение «сигнал/шум», которое характеризует, так сказать, коэффициент полезного действия используемой матрицы ПЗС. Для этого в программе Adobe Photoshop в четырех заранее определенных областях раздельно в каждом канале измерялись яркостные составляющие и их стандартные отклонения (там же были построены графики уровня для этой таблицы, которые могут охарактеризовать динамический диапазон). Таким образом, результаты измерений помогают оценить адекватность при передаче яркости и контрастности изображения
Последний снимок служил для общей оценки цветопередачи.
При оценке возможностей аппаратной части учитывались функциональные возможности устройства, включая возможности выбора режимов съемки, разнообразие доступных настроек, интерфейсы ввода-вывода, систему питания, программное обеспечение и пр.
И наконец, удобство применения оценивалось по простоте использования меню, эргономичности и удобстве съемки.
Модель, набравшая наибольшее количество баллов, стала победителем в номинации «Лучшая видеокамера».
Соотношение «цена/качество» вычислялось путем деления минимальной розничной цены камеры на ее итоговый показатель качества. Чем меньше эта величина, тем дешевле обходится покупателю единица качества, а это делает покупку более выгодной. Аппарат, показавший наименьшее соотношение «цена/качество», стал победителем в номинации «Оптимальная покупка».
Выбор редакции
По итогам тестирования победу в номинации «Лучшая видеокамера» и знак «Выбор редакции» завоевала модель Sony DCR-TRV40E, обладающая наивысшим качеством изображения, удобством в эксплуатации и наиболее развитыми функциональными возможностями среди протестированных камер. С учетом того, что видеокамера Sony DCR-TRV40E относится к более высокому классу, победителем в категории «Лучшая видеокамера» кроме нее признана еще и камера JVC GR-DVX707EG.
Победителем в категории «Оптимальная покупка» стала цифровая модель компании Panasonic — Panasonic NV-GS3EN. Несмотря на то что камера имеет не самую низкую цену среди протестированных, по удобству работы и качеству изображения она является на сегодняшний день оптимальным выбором из нашего списка.
DVD-камеру Hitachi DZ-MV208E мы рассматривали вне конкурса, так как она представляет технологию видеозаписи, альтернативную ленточной (MPEG-видео на DVD-дисках).