Photokina-2002
Sigma SD9, Цифровая зеркальная камера со сменной оптикой
25 по 30 сентября в Кельне (Германия) проходила крупнейшая международная выставка Photokina-2002, посвященная фото- и видеотехнологиям (официальный сайт — http://www.photokina.de/). На выставке общей площадью 200 тыс.кв.м работал 1321 стенд, на которых была представлена продукция 312 компаний со всего мира. Выставку посетили около 162 тыс. человек, 25% которых приехали из 138 стран мира.
Традиционно знаменитая фотовыставка проходит раз в два года на территории ее организатора — выставочного центра KolnMess. Фирмы-производители демонстрируют свои достижения, и, как правило, после выставки происходит существенное обновление их продукции. История выставки насчитывает уже более 50 лет (юбилей был в 2000 году).
Особое место на Photokina-2002 занимали техника и оборудование для цифровой фотографии, скорость развития которой на фоне традиционных технологий в области кино- и фотосъемки просто поражает. Среди наиболее интересных новинок выставки — недорогие любительские и дорогие профессиональные цифровые фотоаппараты.
Тем, кто интересуется цифровыми камерами, вероятно, известно, что основная масса цифровых аппаратов стоит до 1000 долл. К ним относятся и дешевые мыльницы (сейчас полноценный цифровой фотоаппарат стоит от 200-300 долл.), популярность которых все растет и которые постепенно вытесняют пленочные аналоги. К сожалению, совершенствуются они в основном в плане разрешения и удобства съемки для неискушенного пользователя (то есть навел и щелкнул). А качество фотографий, полученных на таких аппаратах, практически одинаковое. Так что самое революционное событие в области любительской фотографии на прошедшей выставке — это не столько новинки среди самих фотоаппаратов, сколько огромное количество недорогих решений в области цифровой печати. Буквально все на этой выставке демонстрировали быструю и эффективную печать цифровых фотографий: начиная от принтеров Epson, которые расположились по всем залам и оперативно печатали с лотков, цифровых киосков Kodak и Agfa, и заканчивая навязчиво рекламируемыми профессиональными цифровыми мини-лабами. Что отрадно — все производители подобной аппаратуры в один голос утверждали: сегодня фотография с цифровой камеры не должна стоить дороже подобного отпечатка с пленки!
Собственно цифровые мыльницы демонстрировали незамысловатый подход в конструкции и идеологии — навязчивые услуги и прочие непонятные цифровые радости со звуковыми эффектами. Однако есть и положительные изменения — скорость съемки радикально повысилась и время готовности к следующему кадру уменьшилось практически до нуля (то есть скорость записи на флэш-карту значительно увеличилась). И если раньше, например, инициализация камеры после включения доходила до десятков секунд, то сейчас — это не более 1-1,5 с (то есть данный параметр уже можно не принимать во внимание).
Однако все очевиднее становится тот факт, что гонка разрешений — это только имитация прогресса. Увеличивая разрешение от модели к модели, проще продавать новые изделия, хотя рядовой пользователь в большинстве случаев максимально доступное разрешение сегодня не использует. С таким же успехом снимки можно было программно интерполировать при печати.
К сожалению, надежды производителей на рост спроса достаточно продвинутых камер (в диапазоне от 1000 до 2000 долл.) не оправдались. А ведь именно здесь ожидали нетрадиционных технологических прорывов в области цифровой фотографии (ведь на мыльницах новые прогрессивные разработки окупить не удается). Однако так называемые продвинутые пользователи (prosumers) не спешат покупать цифровые камеры по таким ценам. Наверное, одна из главных проблем в этой нише — слишком высокие темпы прогресса (которые наблюдаются сегодня, главным образом, в технологии производства матриц), вследствие чего выкладывать более 1000 долл. за камеру, которая буквально через год устареет, многим представляется неразумным. Поэтому производители хитрят: они оснащают недорогие решения большим количеством регулировок и настроек, ручным фокусом и трансфокатором, разъемом для внешней вспышки, более сложным программным обеспечением и качественными корпусами черного цвета (черный цвет корпуса — это один из традиционных признаков профессионализма фотоаппаратуры) и предлагают их продвинутым пользователям на сотню-другую долларов дороже.
А вот профессиональные решения стоимостью 2000-4000 долл., безусловно, порадовали. Ключ к их успеху появился недавно — это матрицы, приближающиеся по размерам к пленке. Все последние удачные решения — это аппараты на базе пленочных корпусов и традиционной оптики. Альтернатива пленке все отчетливее проявляется в образе традиционной фотокамеры с отработанной оптикой и цифровым сенсором. Фактически идет постепенный переход профессиональной фотографии со всем ее наследием на цифровой путь.
Появился и новый термин — полнокадровые цифровые камеры (full frame), то есть те, у которых сенсор достиг размеров кадра 35-миллиметровой пленки. На выставке демонстрировалось несколько таких камер (обещанная цена без объектива — до 4000 долл.).
Японская компания Canon представила на суд посетителей выставки профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат EOS-1Ds c 11,1-мегапиксельной матрицей, а компания Kodak — профессиональный 13,89-мегапиксельный зеркальный цифровой фотоаппарат DCS Pro 14n. Кроме того, матрицы в обеих камерах, кстати, сделаны не по ПЗС (CCD)-, а по КМОП (CMOS)-технологии.
На «удочку» цифровых камер со сменной оптикой попалась и компания Olympus. Совместно с Kodak она заявила о планах создания нового типа камер с небольшим сенсором и единой для всех производителей системой сменной оптики (это так называемая платформа 3/4). Смысл проекта в том, что впервые планируется организовать серию цифровых камер с оригинальной сменной оптикой, специально разработанной для цифровых сенсоров. Но на выставке они успели показать только коробку — прототип корпуса — и подробно рассказали о технологии, обеспечивающей чистоту сенсора при замене объектива. Соответствующая матрица Kodak была объявлена и демонстрировалась задолго до этого проекта, который злые языки уже окрестили Olydak.
Интересную тенденцию в своих разработках демонстрирует компания Sony — она повышает разрядность АЦП и внутренней обработки изображения у своих камер. И если в 707-й модели у них был 12-разрядный АЦП, то в новой, 717-й, модели АЦП — уже 14-разрядный. На выходе, естественно, обычные 8 разрядов, но качество изображения (особенно яркость и контрастность), несомненно, повышается.
Компания Kodak продемонстрировала новую 16-мегапиксельную цифровую матрицу («задник») DCS Pro Back 645H, разработанную специально для фотоаппарата Hasselblad H1 шведской компании Hasselblad. Мало того — та же Kodak показывала сенсор на 22 мегапиксела с площадью вдвое больше, чем у 35-миллиметрового кадра.
Но настоящую революцию в цифровой фотографии должна произвести новая технология трехслойных сенсоров, которые перестанут наконец «обманывать» доверчивых покупателей фантастическими цифрами разрешения при посредственном качестве получаемых с них снимков.
Aмериканская компания Foveon и японский производитель оптики — компания Sigma продемонстрировали цифровой зеркальный (SLR) фотоаппарат Sigma SD9 с трехслойной матрицей, сделанной по технологии Foveon X3, благодаря которой существенно повышается цветопередача и четкость получаемых фотоснимков. На выставке был показан рабочий прототип, на котором давали попробовать поснимать всем желающим. Компаниям, похоже, пришлось много поработать и над программным обеспечением для нового сенсора, но качество съемки — превосходное.
При помощи CMOS-сенсора камера делает снимки с разрешением до 2268×1512 пикселов (формально это 3,4 мегапиксела), однако сенсор имеет 10,2 млн. чувствительных элементов, то есть на каждый элемент изображения приходится три элемента матрицы (наконец-то все по-честному — RGB!). Сенсоры в матрице камеры расположены в три слоя, как у пленки. В США и Японии камера поступит в продажу 25 октября 2002 года по цене 1800 долл., а в Европе появится только в январе 2003 года.
КомпьютерПресс 11'2002