Уроки по созданию учебного мультимедийного курса на базе eLearning Office 3000
Часть 5
Подготовка учебника к тиражированию
Создание дистрибутива учебника
Редактирование дополнений к лекции
Создание последовательности лекций
Страница Результаты тестирования
В предыдущих уроках рассказывалось о том, как перевести книгу в электронный формат и как придать мультимедийному изданию оригинальную структуру и оформление. Тема этого урока — подготовка учебника к тиражированию, запись материала на CD и размещение в учебном Интернет/интранет-центре, а также сопровождение материалов необходимыми дополнениями. В уроке также будут описаны основные принципы работы пользователя с электронным учебником. Заключительная, 6-я часть статьи будет посвящена тому, как осуществлять обучение по учебному курсу через Интернет/интранет.
Подготовка учебника к тиражированию
На последнем этапе разработки электронного учебника создается дистрибутив, то есть готовый к использованию и закрытый для редактирования курс, который можно тиражировать для последующего распространения.
Мультимедийный дистанционный учебный курс может иметь поддержку и сервисы в сети Интернет, для этого он может быть интегрирован с учебным Интернет/интранет-центром.
На сайте учебного центра авторы учебных курсов обновляют материалы, контролируют процесс изучения, проводят удаленные тренинги и тестирования. В учебном центре размещены база данных обучающихся, расписание занятий, электронные библиотеки, работают виртуальные семинары и т.д. Разработчиками программы eLearning Office 3000 создан учебный центр www.elearn.ru, где каждый желающий, пройдя регистрацию, может бесплатно разместить свой учебный курс.
Можно разместить созданный электронный учебник в учебном центре, просто указав его адрес.
Ввод адреса учебного центра
Для того чтобы установить адрес сайта учебного Интернет/интранет-центра с целью поддержки созданного электронного учебника, выберите команду главного меню Учебник — появится меню Учебник (рис. 1).
Выберите команду Адрес курса, после чего откроется диалоговое окно Адрес курса (рис. 2).
Введите адрес сайта учебного центра — www.elearn.ru или другой, на котором будет установлена сетевая составляющая курса.
После нажатия кнопки ОК диалоговое окно закроется, программа запомнит адрес и будет прибегать к нему при поиске обновлений и при любом обращении пользователя к учебному центру.
Тестирование учебного курса
Перед тем как создавать дистрибутив, который будет записан на компакт-диск для тиражирования, необходимо убедиться в корректности данных и правильности работы курса. Для этого нужно проверить все разделы созданного учебника. Для тестирования нужно открыть учебный курс в программе eLearning Office 3000 и проверить разделы «Лекции», «Словарь», «Тесты» вручную. О редактировании этих разделов мы подробно рассказывали в предыдущих уроках.
Создание дистрибутива учебника
Это последний этап в создании электронного учебника. Когда все данные проверены, можно приступать к созданию дистрибутива. Для этого выберите команду Учебник>Опубликовать в главном меню (см. рис. 1). Откроется диалоговое окно Опубликовать (рис. 3).
В строке ввода Название приложения напечатайте название запускаемого файла учебника; в строке Организация — название организации, создавшей учебник. В строке ввода Версия можно ввести версию издаваемого учебного курса. Путь к папке, в которую будет записан дистрибутив учебника, введите в строке Путь к папке дистрибутива. Дистрибутив должен обязательно храниться в отдельной папке! Нажмите кнопку ОК. Диалоговое окно Дистрибутив закроется, и программа начнет автоматически формировать дистрибутив для последующего тиражирования.
После создания дистрибутива программа eLearning Office 3000 вновь откроет учебный курс для редактирования.
Запуск дистрибутива
Для того чтобы запустить дистрибутив, закройте программу eLearning Office 3000, используя команду главного меню Выход (см. рис. 1). Затем найдите файл sdk.exe в папке, где создавался дистрибутив, и запустите его на выполнение.
После этого созданный учебник можно открывать с помощью кнопки Пуск на панели задач, где введенное имя организации появится в группе программ, а в подгруппе будет находиться название учебника. Далее мы подробнее остановимся на описании работы с готовым учебником.
Тиражирование учебника
Для тиражирования учебника необходимо лишь с помощью стандартных команд Windows переписать содержимое папки с дистрибутивом на тот носитель информации, который вы хотите использовать для распространения учебника, например на компакт-диск.
Создание дополнения к лекции
В случае необходимости автор может вносить в созданный учебник дополнения, которые обучающиеся будут получать через Интернет. В готовый учебник на компакт-диске заложен механизм получения обновлений.
Для внесения дополнений в учебник откройте лекцию, для которой создается дополнение. С этой целью на странице Список лекций созданного учебника щелкните дважды в списке на названии лекции выбранной темы (рис. 4).
Выберите в главном меню команду Лекция (см. рис. 1), а в открывшемся меню Лекция — команду Дополнение (рис. 5).
Откроется диалоговое окно Дополнение (рис. 6).
Введите текст дополнения. Когда в меню появится кнопка Записать, нажмите ее. При этом дополнение для данной лекции сохранится и появится окно, подтверждающее отправку дополнения на сервер (рис. 7).
Если нужно создать обновления к другим лекциям, нажмите кнопку No и повторите операции. Если все обновления созданы, нажмите кнопку Yes. Окно подтверждения отправки закроется, откроется страница Интернет учебника, и появится окно с подсказкой пути к папке и имени файла архива со всеми обновлениями (рис. 8). Запомните или запишите путь и имя файла.
Нажмите кнопку ОК окно с подсказкой закроется. На странице Интернет в строке ввода наберите путь и имя файла архива с обновлениями или найдите его с помощью кнопки Browse (рис. 9).
Нажмите кнопку Отправить. При этом файл архива будет размещен на сервере учебного центра и доступен пользователям, имеющим компакт-диск с этим курсом.
Редактирование дополнений к лекции
Для редактирования изменений откройте лекцию, дополнение которой подлежит редактированию. Для этого на странице Список лекций щелкните дважды на названии лекции в списке (см. рис. 4).
Далее выберите в главном меню команду Лекция, а в открывшемся меню Лекция — команду Дополнение (см. рис. 5). Откроется диалоговое окно Дополнение (см. рис. 6) с текстом. Измените или введите новый текст дополнения. В меню Лекция появится кнопка Записать — нажмите ее. При этом дополнение для данной лекции сохранится, и появится окно подтверждения отправки дополнения на сервер (см. рис. 7).
Как и при создании дополнений, в случае если нужно сделать обновления к нескольким лекциям, нажмите кнопку No и повторите операции несколько раз.
Если все обновления созданы, нажмите кнопку Yes. Запомните или запишите путь и имя файла, указанные в окне с подсказкой (см. рис. 8), и введите его на странице Интернет (см. рис. 9) в строке ввода или найдите с помощью кнопки Browse.
Нажмите кнопку Отправить. При этом файл архива будет размещен на сервере учебного центра и доступен пользователям, имеющим компакт-диск с данным учебным курсом.
Получить обновление
Для того чтобы получить обновления, пользователю необходимо нажать кнопку Получить обновления на странице Список лекций (см. рис. 4).
По нажатии на эту кнопку программа ищет файл с архивом изменений и дополнений, внесенных автором после записи данного учебного курса на компакт-диск. Если такого файла нет, ничего не произойдет; если файл найден, появляется окно с подсказкой пути к папке (рис. 10), куда программа его скопирует. Этот путь нужно запомнить или записать, а потом нажать кнопку ОК. При этом файл начнет копироваться на ваш компьютер.
Полученный файл это самораспаковывающийся архив, который нужно найти на вашем компьютере по указанному в подсказке пути и запустить. При этом файлы с новой информацией сами распакуются и будут находиться в той же папке.
Программа автоматически определит, к каким лекциям было сделано обновление, и на страницах этих лекций появятся мигающие кнопки. По нажатии на мигающую кнопку откроется окно Интернет-браузера, установленного на вашем компьютере, с обновлением или дополнением для данной лекции.
Запуск учебного курса
Далее рассмотрим подробнее работу пользователя с электронным учебником.
После стандартной установки программных компонентов учебного курса, записанного на компакт-диск, курс запускается из меню Программы, расположенного в меню Пуск на панели задач.
Начало работы
После запуска учебного курса на экране появится страница Начало учебника и откроется диалоговое окно Настройки (рис. 11).
Работа с учебником начинается с заполнения диалогового окна настроек. В строке ввода Каталог обновлений лекций укажите папку на вашем компьютере, куда будут поступать обновления и дополнения к учебному курсу, находящиеся в Интернете. В строке ввода Каталог заметок укажите папку на вашем компьютере, где будут сохраняться ваши заметки, созданные при работе с учебным курсом. В строке ввода Студент укажите ваше имя и фамилию. Нажмите кнопку ОК.
На каждой странице учебника имеется кнопка Mеню, расположенная в левом верхнем углу, при нажатии на которую появляется всплывающее меню (рис. 12). С помощью команд этого меню можно перейти ко всем страницам учебника.
Всплывающее меню содержит следующие разделы: «Начало», «Оглавление», «Учебный центр» (при выборе этой команды осуществляется переход к странице учебного центра), «Интернет» (осуществляется переход к странице Интернет), «Тесты», «Заметка» (при выборе этой команды осуществляется переход к странице Заметки, где можно записать любую информацию, относящуюся к открытой в данный момент странице), «Печать», «Назад», «Свернуть» и «Выход».
Создание последовательности лекций
Для того чтобы выстроить последовательность изучения материала, необходимо нажать кнопку Создать последовательность лекций на странице Список лекций (см. рис. 4).
При нажатии на эту кнопку открывается страница Создание последовательности лекций (рис. 13), в которой формируется перечень отобранных лекций (например, подлежащих изучению).
В списке справа выбираются лекции, которые необходимо вставить в список создаваемой последовательности, отображающийся в окне слева. С помощью команды Вставить лекции добавляются в список. Командой Сохранить список последовательность лекций выбранного раздела сохраняется и используется до тех пор, пока не создается новая. С помощью команды Загрузить список можно загрузить сохраненный ранее список последовательности лекций.
Страница Тесты
На странице Тесты (рис. 14) вводятся данные об обучающемся и происходит выбор теста для самопроверки. Тесты выбирает либо сам пользователь (если курс изучается самостоятельно), либо они определяются расписанием, размещенным в учебном Интернет-центре в случае (при изучении курса под контролем тьютора).
В строке ввода Студент нужно набрать фамилию и имя обучающегося. Далее по двойному щелчку мыши на выбранном тесте появляется страница Вопрос, которая имеет три варианта оформления в зависимости от типа вопроса: С выбором вариантов ответов, С вводом строки и На соответствие. Виды тестов, используемые в программе eLearning Office 3000, были подробно описаны в предыдущих уроках. После ответа на последний вопрос открывается страница Результаты.
Страница Результаты тестирования
На странице Результаты тестирования (рис. 15) отображается таблица с результатами ответов учащегося.
Таблица отображает дату прохождения теста, имя обучающегося, название теста, количество заданных вопросов, количество ошибочных (неверных) ответов и время, затраченное на тестирование.
Удалить данные можно с помощью кнопки Очистить таблицу.
Страница Заметка
В ходе работы с учебным курсом существует возможность ведения заметок. На странице Заметка (рис. 16) можно набрать любую текстовую информацию, относящуюся к открытой в данный момент странице.
Заметку можно составить к любой странице учебника, даже к странице Начало. По нажатии кнопки ОK программа сохраняет текст заметки и запоминает, к какой странице она относится.
Просмотреть заметку для конкретной страницы можно в том случае, когда эта страница открыта. В левом верхнем углу по нажатии на кнопку Меню появится всплывающее меню (см. рис. 12), в котором выбирается команда Заметка.
Страница Учебный центр
Страница Учебный центр (рис. 17) предназначена для перехода в Интернет/интранет-центр непосредственно из содержимого электронного учебника. В строке ввода набирается адрес сайта (по умолчанию отображается адрес учебного центра, на котором осуществляется поддержка данного учебного курса).
На странице Учебный центр вводятся логин и пароль, полученные после регистрации на сайте учебного центра в Интернете.
Для того чтобы скачать учебное расписание, следует нажать кнопку Загрузить расписание. После этого произойдет идентификация пользователя и данные загрузятся на страницу Учебный центр в виде специального окна Расписание курса (рис. 18).
Перемещая с помощью мыши пунктирную линию по датам (по горизонтали), вы можете получить описание каждого мероприятия, а в день мероприятия — перейти к его выполнению. Например, для мероприятия «Тестирование» вы получите рекомендации тьютора по подготовке к нему, а в день тестирования — перейдете к началу теста. Для того чтобы переместить красную пунктирную линию, нужно навести курсор мыши на квадратик, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская кнопку, перемещать его.
Соединившись с сайтом учебного центра, обучающийся может пообщаться с тьютором или с другими слушателями курсов в online, пройти тестирование в реальном времени, посетить конференцию, лекцию, прочитать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и т.д.
О том, как организовать работу учебного Интернет/интранет-центра, в том числе проведение удаленных лекций, семинаров, консультаций, тестирования и тренингов, на основе созданного обучающего курса, как оперативно обновлять информационный контент, осуществлять сбор и анализ статистических данных учебного процесса и вести общую базу обучающихся, будет рассказано в следующем уроке, завершающем серию статей, посвященных созданию электронного учебника.