GPS-навигатор для автомобиля
Хотя рынок устройств для спутниковой навигации сегодня предлагает очень широкий выбор, но если вам захочется найти устройство для эксплуатации в автомобиле, сделать это будет не так-то просто. Понятно, что системы навигации, штатно встраиваемые в современные автомобили, гораздо удобнее в использовании, чем любые самодельные системы, но нам, увы, от этого никакого толку: фирменные карты к таким системам не знают, что такое Россия, да и местные власти столь долго и упорно запрещали навигацию, что дозапрещались до того, что автомобильные производители вообще перестали поставлять нам модели с навигаторами.
ардинально решить проблему спутниковой навигации для автомобиля можно с помощью ноутбука или карманного компьютера, дооснастив его GPS-навигатором. Так я раньше и делал: брал видавший виды Garmin 48 и длинным кабелем соединял его с ноутбуком. Сам приемник достаточно бросить на приборную панель, где он будет устойчиво работать, но вот соединительный кабель и компьютер придется отдать штурману. А что же делать, если штурмана нет? В общем, один субноутбук я таким образом уже сломал.
В принципе, к последовательному или USB-порту компьютера можно подсоединить практически любой портативный GPS-навигатор — необходим только соответствующий интерфейсный кабель, связывающий компьютер и GPS-приемник (у некоторых моделей он входит в комплект поставки), а для подключения навигатора к КПК нужен переходник, который позволяет соединить между собой два интерфейсных кабеля. Однако GPS-навигаторы, работающие как отдельные устройства, довольно дороги и весьма громоздки.
Недавно компания Garmin International, ведущий производитель электронных навигационных приборов, лицензировала операционную систему Palm и теперь выпускает карманные компьютеры со встроенными GPS-приемниками, которые могут определять местоположение с точностью до 10 м и снабжают пользователя информацией об окружающей его местности. Те, кто купил, — очень хвалят.
Устройство iQue 3600 (рис. 1), получившее награду Consumer Electronics Association — «Best of Innovations Award» («За лучшую технологическую новинку»), работает под управлением Palm OS 5 и имеет 150-мегагерцевый процессор Motorola Dragonball MXL. Это устройство обладает цветным экраном, причем область граффити отсутствует и используется виртуальная область граффити на экране. В верхней части прибора имеется микрофон, а около кнопок «вверх-вниз» расположены динамики. На левой стороне прибора находится колесо прокрутки Jog Wheel. Карманные компьютеры Garmin совместимы с существующими приложениями для платформы Palm и обладают всеми функциями персонального органайзера.
Компания Magellan, главный конкурент Garmin, выпускающая GPS-приемники самого разного назначения, также представила новый продукт — недорогой модуль расширения Springboard GPS Companion для карманных компьютеров Handspring Visor.
Впрочем, портативные безмониторные навигаторы в формате флэш-карт выпускают сегодня многие компании. Эти относительно недорогие устройства (от 150 до 300 долл.) совместимы со всеми КПК, оборудованными слотами расширения CompactFlash Type I или Type II или SDIO (карты SD). Такая флэш-карта, вставленная в КПК, в сочетании со специальным программным обеспечением превращает любой наладонник в портативную систему навигации и позволяет путешествовать по миру пешком или на машине, пользуясь одним-единственным устройством без всяких дополнительных проводов.
Будучи установленными на КПК со звуковым оборудованием, подобные системы могут прокладывать маршрут по карте местности и показывать дорогу в реальном времени, причем с голосовым сопровождением. Для увеличения зоны приема к некоторым устройствам можно подключить внешнюю антенну. Ряд таких приемников обладает довольно низким энергопотреблением, что позволяет использовать их в карманных компьютерах, для которых очень критично время работы без перезарядки батарей. Однако чувствительность указанных устройств заметно ниже, чем у традиционных навигаторов.
Компания Samsung Electronics выпускает даже комбинированный смартфон — MIT M400 (Mobile Intelligent Terminal) под управлением Pocket PC (рис. 2), способный выполнять функции мобильного телефона, КПК с размером дисплея 3,5", цифровой фотокамеры, видеокамеры, GPS-приемника, радиоприемника, MP3-плеера и телевизора с подключаемой внешней антенной. Samsung расценивает MIT как продукты следующего поколения, способные удовлетворить абсолютно все запросы потребителей. С устройством может поставляться специальный крэдл, оснащенный кнопками для более удобной работы с GPS. Опция предназначена для установки на приборную панель автомобиля (рис. 3). Правда, цена этого «комбайна» пока еще очень высока.
Многие аналитики предсказывают, что услуги по определению местоположения станут ключевыми в мобильных компьютерах нового поколения — это могут быть сообщения из ближайших магазинов, учреждений культуры, а также услуги по выбору направления движения и т.д., что особенно актуально в незнакомой местности.
Для удобства автомобилиста
ККак-то, в очередной раз отвлекшись от управления автомобилем, чтобы «воткнуть» GPS-приемник в карманный компьютер, я задумался над радикальным решением этого вопроса. Моя цель состояла в том, чтобы поместить навигационный экран с картой перед глазами таким образом, чтобы, не отвлекаясь от управления автомобилем, можно было отслеживать свое положение на карте.
Длительные поиски и размышления навели меня на мысль о конструкциях с кронштейном, который крепится к лобовому стеклу. КПК при этом находится на нужных высоте и расстоянии от рулевого колеса. Единственным слабым звеном такой конструкции является присоска, которая должна удерживать кронштейн и навигатор, болтающийся по приборной панели. К сожалению, удобных кронштейнов я сразу не нашел и хотел было уже соорудить его самостоятельно, но обнаружил в Интернете навигатор Navman (OEM Garmin), в комплекте к которому прилагались такая присоска и кабель питания от автомобильного прикуривателя (рис. 4). Тщательно изучив устройство, я пришел к выводу, что это именно то, что нужно, и очень удивился, что оно снимается с производства (рис. 5). Впрочем, последнее обстоятельство только склонило чашу весов в его пользу, поскольку цена комплекта в результате сильно упала.
Заранее уточнив, что навигационные программы Atlas/Tracker (наиболее популярные у пользователей Palm, рис. 6) поддерживают это устройство, я решился на покупку и не ошибся. Навигатор Navman выполнен в виде крэдла к Palm-компьютерам и имеет внушительную антенну. К тому же он удобно лежит в руке в «походном» режиме, питаясь от аккумулятора КПК. В «автомобильном» режиме, будучи надежно закрепленным присоской на лобовом стекле, он всегда уверенно ловит несколько спутников, а питаясь от «прикуривателя» автомобиля, не забывает при этом заряжать аккумулятор КПК. Езда с закрепленной таким образом «электронной картой» не составляет никакой проблемы и не доставляет неприятностей!
Единственное неудобство состоит в закреплении крэдла-навигатора на КПК — он не сразу входит в зацепление, зато потом отделяется с большим трудом (хотя фиксируется при этом достаточно надежно). Кроме того, предполагается, что приемник должен включаться автоматически при запуске навигационной программы, а выключаться через несколько минут после выхода, но ни индикаторов его работы, ни выключателей на корпусе нет. При этом он довольно долго инициализируется (причем всегда по-разному или не инициализируется вовсе), а в некоторых программах совершенно беспричинно работает нормально.
Программное обеспечение
ВВ комплекте поставки было четыре диска — c программным обеспечением StreetFinder и детальными картами всех штатов США, однако, поскольку родная программа StreetFinder у меня вообще не заработала (она, впрочем, и не декларировала работу под Palm OS 5.0), диски с американскими картами пришлось выкинуть.
Собственно, программ для GPS-навигации, поддерживающих передвижение по карте, не так много, и лидером здесь является компания GPS Pilot (http://www.gpspilot.com/), выпустившая такие продукты, как Compass, Atlas, Tracker, Fly и др. Основные продукты — Atlas и Tracker, программа Fly предназначена для летчиков, Compass — это не более чем электронный компас, а остальное — утилиты: Topographer, Cartographer, TrackExporter и др.
Atlas и Tracker очень похожи по интерфейсу, только Tracker умеет чертить поверх карты пройденный путь (Track), а в меню у него осуществляется работа с маршрутами. Tracker работает и с послойными картами. Это означает, что если одну и ту же карту сохранить с разной детализацией и привязать все экземпляры к одинаковым координатам, то при изменении масштаба карты будет изображаться экземпляр необходимого размера и детализации.
Карты для программ Atlas и Tracker можно изготовить и самостоятельно (например, отсканировав с бумажных), а затем конвертировать их в нужный формат утилитой Cartographer. При этом любую карту необходимо привязать к геодезической системе координат, то есть, добравшись до известной точки, явно обозначенной на карте, поместить туда ее реальные координаты. Для привязки нужны две точки с точными координатами, причем чем дальше они отстоят друг от друга, тем точнее будет привязка. В результате небрежной привязки карты с увеличением расстояния от места привязки точность позиционирования будет стремительно падать. Впрочем, привязка карты — дело тонкое и требует некоторых знаний, хотя самостоятельно освоить эту премудрость не так уж и сложно.
Кроме программ навигации по картам, существуют и другие программы для работы с навигаторами, которые могут не работать с картами, как, например, Cetus GPS (http://www.cetus.dk/gps) или cotoGPS (http://core.de/~coto), но способны помочь быстро инициализировать GPS-приемник, уточнить количество пойманных спутников, силу сигнала от каждого из них, расположение спутников, их номера, тип навигатора, подключенного к Palm, напряжение питания и т.д. К тому же памяти у КПК они забирают значительно меньше, чем программы, предназначенные для работы с картами.
Конечно, многие водители не настолько озабочены маршрутом, чтобы менять привычную карту или атлас на дорогостоящий пакет навигации. Однако вы не всегда можете оказаться в таком населенном пункте, где есть у кого спросить дорогу. Все путешественники используют в своих походах топографические карты незнакомой местности, а замена бумажной карты на электронную действительно помогает, особенно если на этой карте с точностью до нескольких метров отображается ваше текущее положение.