Выбираем цифровой фотоаппарат

Сергей Асмаков

Классификация цифровых фотокамер

Объектив и сенсор

   Характеристики объектива

   Светочувствительный сенсор

   Стабилизаторы изображения

Видоискатель и дисплей

Режимы съемки

Скоростные характеристики

Формат карт памяти

Элементы питания

Внешние интерфейсы

 

Выбор цифровой фотокамеры является весьма непростой задачей — хотя бы потому, что стиль работы каждого фотографа по-своему уникален, равно как и предъявляемые к фотоаппарату требования. Кроме того, для подавляющего большинства покупателей важны не только технические характеристики и эргономика камеры, но и ее цена.
Таким образом, вполне очевидно, что выработать универсальные критерии выбора гипотетической идеальной модели совершенно невозможно. Идеал у каждого будет свой. Именно поэтому мы отказались от попыток представить конкретные рекомендации и ограничились рассмотрением основных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе цифровой фотокамеры.

Классификация цифровых фотокамер

История массовых цифровых фотокамер насчитывает не более десятка лет, поэтому деление их на различные группы пока весьма условно: производители не перестают экспериментировать в поисках оптимальных размеров корпуса, параметров оптики, набора функциональных возможностей и т.п. Впрочем, даже такая условная классификация может оказаться полезной.

Ультракомпактные аппараты начального уровня. Такие модели оснащаются объективом с фиксированным фокусным расстоянием и сенсором малого размера (1/2,5 или 1/3,2 дюйма), имеющим относительно невысокое разрешение (обычно 2-3 мегапиксела). В подавляющем большинстве подобных аппаратов предусмотрен только полностью автоматический режим съемки и несколько сюжетных программ. Основные достоинства таких камер — это доступная цена, а также малые габариты и вес корпуса. Существенные недостатки — низкое качество получаемых снимков, примитивные алгоритмы работы экспоавтоматики и автофокуса, отсутствие ручного и полуавтоматических режимов съемки, а также весьма ограниченные функциональные возможности.

 

Canon A310 — ультракомпактная камера начального уровня

Canon A310 — ультракомпактная камера начального уровня

Ультракомпактные аппараты с зум-объективом. Основное отличие моделей этой группы от предыдущей — наличие объектива с изменяемым фокусным расстоянием (обычно с 3-кратным зумом). В последнее время такие камеры завоевывают все большую популярность, и модели, относящиеся к данному пункту классификации, могут значительно отличаться друг от друга по цене, качеству оптики, разрешению сенсора (от 3 до 5 мегапикселов) и набору функциональных возможностей. Основные достоинства представителей данной группы — это относительно низкая цена, малые габариты и вес корпуса, наличие оптического зума и вполне достаточная для съемок «бытовых» сюжетов универсальность. Типичные недостатки — не очень высокое качество изображения (особенно у аппаратов, оснащенных сенсором с высоким разрешением), недостаточная гибкость алгоритмов работы экспоавтоматики и ограниченные возможности по управлению параметрами съемки (зачастую отсутствуют ручной и полуавтоматические режимы).

 

Casio Exilim EX-Z55 — ультракомпактная камера с зум-объективом

Casio Exilim EX-Z55 — ультракомпактная камера с зум-объективом

Компактные камеры с зум-объективом и расширенными функциональными возможностями. Принадлежность к этой группе часто обозначают термином prosumer1 (к сожалению, общепринятого русского аналога этого понятия пока нет). Основные отличия таких моделей от представителей предыдущей группы — это более высокий класс оптики, использование сенсора большего размера (как правило, 1/1,8 или 2/3 дюйма, хотя встречаются некоторые модели, оснащенные сенсором размером 1/2,5 и даже 1/3,2 дюйма), возможность расширения базовых функций камеры и обилие разнообразных функций.

 


1 Данный термин, образованный путем слияния двух английских слов (professional — профессионал и consumer — потребитель), обозначает наличие у устройства признаков и функциональных возможностей как бытовой, так и профессиональной техники.

 

Такие камеры стоят уже заметно дороже и имеют более внушительные (по сравнению с ультракомпактными моделями) массогабаритные показатели. Однако у них есть и целый ряд важных преимуществ, в частности: гибкое управление параметрами съемки (набор сюжетных программ; наличие автоматического, полуавтоматического и ручного режимов; ручное управление фокусировкой), возможность установки дополнительных аксессуаров и оборудования (светофильтров, макро-, теле- и широкоугольных насадок на объектив, а также внешней вспышки в «горячий башмак»), сохранение снимков в формате RAW и т.д.

 

Sony DSC-F828 — одна из топ-моделей незеркальных цифровых камер с расширенными функциональными возможностями

Sony DSC-F828 — одна из топ-моделей незеркальных цифровых камер с расширенными функциональными возможностями

Многие камеры данного класса позволяют получать изображения высокого технического качества, вполне пригодные для печати на носителях большого формата и для публикации на страницах различных изданий.

Зеркальные (SLR) камеры с несменным объективом. В настоящее время это относительно немногочисленный класс цифровых фотоаппаратов, представителей которого по большому счету можно было бы отнести к категории prosumer. Однако, учитывая принципиальные отличия в конструкции оптического тракта, все-таки логичнее рассматривать их как отдельную категорию.

В зеркальных камерах изображение, попадающее в объектив, при помощи специального зеркала проецируется в визир видоискателя. В момент съемки зеркало поднимается и изображение из объектива проецируется на светочувствительный сенсор. Таким образом, фотограф получает возможность при компоновке кадра в буквальном смысле смотреть сквозь объектив. Однако при этом отсутствует возможность использовать дисплей аппарата в качестве видоискателя (как в компактных камерах) — изображение на нем можно посмотреть лишь после съемки.

 

Olympus E-20 — зеркальная цифровая камера с несменным объективом

Olympus E-20 — зеркальная цифровая камера с несменным объективом

Необходимо отметить, что в данный момент лучшие модели компактных цифровых камер уже вплотную приблизились — как по техническому качеству получаемых изображений, так и по набору функциональных возможностей — к зеркальным аппаратам, оснащенным несменной оптикой. При этом цена последних примерно в 1,5 раза выше, да и отнести их к компактным устройствам вряд ли получится. Это заставляет крепко задуматься о целесообразности приобретения подобного аппарата — разумеется, в том случае, если вы не принадлежите к клану фанатичных приверженцев зеркальной фототехники.

Зеркальные камеры со сменным объективом. До недавнего времени к этому классу относились только профессиональные модели. Однако примерно год тому назад на рынке появились две модели цифровых «зеркалок» по цене ниже 1000 долл. — Canon 300D и Nikon D70, которые были изначально спроектированы для опытных фотолюбителей.

Одна из особенностей данных аппаратов заключается в том, что они позволяют использовать огромный ассортимент стандартных сменных объективов, выпускавшихся (и выпускающихся в настоящее время) для пленочных зеркальных камер. Таким образом, владельцы пленочных зеркалок Canon и Nikon (уже являющиеся обладателями определенного количества объективов) получили возможность перейти c «пленки» на «цифру» с минимальными затратами. Кроме того, зеркальные цифровые камеры оснащаются сенсорами со значительно большей (по сравнению с компактными моделями) площадью рабочей области — наибольшее распространение в них получили форматы APS-C и 4/3 дюйма.

Однако стоимость даже самых доступных моделей сменных объективов выражается трехзначной суммой, так что затраты в любом случае оказываются неприемлемыми для подавляющего числа фотолюбителей, делающих свои первые шаги в фотографии с цифровой техникой. Кроме того, из-за несоответствия размеров применяемых в зеркальных цифровых камерах сенсоров и кадра 35-миллиметровой фотопленки соответствующим образом изменяются характеристики объективов, изначально спроектированных для пленочных камер. Так, в случае камер с сенсором формата APS-C (например, того же Canon 300D) эквивалентное фокусное расстояние «пленочных» объективов увеличивается примерно в 1,6 раза. С одной стороны, это позволяет «бесплатно» получать более длиннофокусную оптику, а с другой — возникает проблема с широкоугольными объективами: например, чтобы получить пейзажный широкоугольник с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм, придется приобрести объектив с фокусным расстоянием 22 мм, что выльется в весьма круглую сумму.

 

Canon 300D — цифровая зеркальная камера со сменным объективом

Canon 300D — цифровая зеркальная камера со сменным объективом

Стоит отметить, что в приведенной классификации отсутствуют цифровые дальномерные камеры. Объясняется это тем, что на данный момент такие аппараты представлены единичными образцами, лишь один из которых (EPSON R-D1) выпускается серийно.

В начало В начало

 

Объектив и сенсор

Если рассматривать фотографические возможности цифровой фотокамеры, то 90% (если не больше) потенциала той или иной модели определяются сочетанием характеристик объектива и светочувствительного сенсора. Именно поэтому причине стоит рассматривать эти важнейшие элементы цифрового фотоаппарата в совокупности, тем более что качество получаемых изображений зависит как от характеристик каждого компонента, так и от того, насколько сбалансированы их параметры в плане взаимодействия друг с другом. Иными словами, если взять фотоаппарат с великолепным объективом, но посредственным сенсором (или наоборот), то рассчитывать на хороший результат нельзя даже теоретически.

Характеристики объектива

В описании фотоаппаратов с несменной оптикой обычно указываются две основные характеристики объектива — фокусное расстояние и светосила. Величина фокусного расстояния характеризует «угол зрения»: чем она меньше, тем более широкий угол охвата имеет объектив.

По традиции фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Однако если мы сравним две модели цифровых фотокамер, оснащенных сенсорами различного размера, то при равных фокусных расстояниях угол охвата у них будет различным. Для того чтобы иметь возможность сопоставить параметры камер с сенсорами разного размера, помимо истинного фокусного расстояния в характеристиках указывают еще и так называемое эквивалентное фокусное расстояние для 35-миллиметровой пленки. Эта величина соответствует фокусному расстоянию объектива 35-миллиметрового пленочного фотоаппарата, обеспечивающего такой же угол охвата, что и объектив рассматриваемой цифровой камеры. Например, если в камере используется сенсор размером 1/1,8 дюйма, то истинному фокусному расстоянию ее объектива, равному 7 мм, будет соответствовать эквивалентное фокусное расстояние 35 мм. Зная величину эквивалентного фокусного расстояния, мы можем сравнить угол обзора объективов разных моделей цифровых камер независимо от различий в размерах их сенсоров.

Необходимо отметить, что поскольку размер рабочей области сенсоров цифровых фотокамер намного меньше по сравнению с кадром 35-миллиметровой пленки, то при равном эквивалентном фокусном расстоянии объектив цифрового фотоаппарата получается значительно компактнее, легче и, как следствие, гораздо дешевле.

 

Маркировка объектива. В данном случае зум-объектив имеет диапазон истинных фокусных расстояний от 7 до 22,5 мм; светосила равна 2,0 при 7 мм и 2,4  при 22,5 мм

Маркировка объектива. В данном случае зум-объектив имеет диапазон истинных фокусных расстояний от 7 до 22,5 мм; светосила равна 2,0 при 7 мм и 2,4 при 22,5 мм

Большинство моделей современных цифровых камер оснащаются объективами с изменяемым фокусным расстоянием (зум-объективами). Соответственно для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний — например 7-21 мм (эквивалент 35-105 мм). Обычно производители приводят и величину кратности зума, которая вычисляется как отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному (для рассмотренного примера — 3х).

Наибольшее распространение в компактных камерах получили зум-объективы с кратностью 3х; типичное значение эквивалентного фокусного расстояния таких объективов составляет 35-105 либо 38-115 мм. Топ-модели незеркальных цифровых камер обычно оснащаются зум-объективами с кратностью от 5 до 7х, способными работать в сверхширокоугольном режиме (28 мм).

В течение двух последних лет некоторые производители активно экспериментируют с ультрадлиннофокусными зум-объективами (10-12х). Такие модели, в частности, имеются в линейках Canon, Konica Minolta, Olympus, Panasonic и Pentax. Объективы подобных камер обладают совершенно немыслимым даже для очень дорогих пленочных фотоаппаратов любительского класса диапазоном эквивалентных фокусных расстояний, например 38-380 или даже 35-420 мм.

Вторая важная характеристика любого объектива — светосила. Это относительная величина, равная отношению общего количества света, попавшего в объектив, к количеству света, прошедшему через него при максимально открытой диафрагме. В характеристиках зум-объективов обычно указывают два значения светосилы, первое из которых соответствует минимальному, а второе — максимальному фокусному расстоянию. Например, надпись 7-21 mm/1:2,0-2,5 означает, что светосила данного объектива при минимальном фокусном расстоянии (7 мм) составляет 2,0, а при максимальном (21 мм) — 2,5. Стоит отметить, что зум-объективы некоторых моделей цифровых фотокамер имеют постоянную светосилу во всем диапазоне фокусных расстояний. Изменение величины светосилы на значение, равное квадратному корню из двух, эквивалентно изменению количества света, поступающего на светочувствительный сенсор камеры, в два раза. Таким образом, объектив со светосилой 2,0 пропускает (при полностью открытой диафрагме) вдвое большее количество света, чем объектив со светосилой 2,8.

Конечно, для того, чтобы сравнивать объективы двух разных камер, данных только о диапазоне эквивалентных фокусных расстояний и светосиле недостаточно. Дело в том, что любой объектив представляет собой довольно сложное оптическое устройство и, как любой неидеальный прибор, вносит в проецируемое изображение определенные искажения — аберрации, которые подразделяют на несколько видов. Наиболее часто в обзорах фототехники речь идет о хроматических и геометрических аберрациях. В зависимости от качества изготовления линз и точности сборки величина аберраций разных объективов может серьезно различаться даже в том случае, если они имеют идентичные заявленные характеристики (эквивалентное фокусное расстояние и светосилу). Кроме того, величина аберраций может сильно различаться и в разных положениях одного и того же зум-объектива. Обычно (но далеко не всегда) аберрации становятся наиболее заметными в крайних положениях трансфокатора.

 

Причиной появления на снимках заметных цветных ореолов вдоль контрастных границ объектов является повышенный уровень хроматических аберраций объектива камеры

Причиной появления на снимках заметных цветных ореолов вдоль контрастных границ объектов является повышенный уровень хроматических аберраций объектива камеры

При оценке камеры в целом нельзя забывать о том, что объектив является самым дорогим ее компонентом. Современные объективы представляют собой сложные оптические устройства, для изготовления которых требуются прецизионные линзы и высокоточная сборка. Поэтому вполне очевидно, что любое улучшение характеристик объектива (увеличение светосилы либо диапазона фокусных расстояний, уменьшение аберраций и т.п.) неизбежно влечет за собой значительное увеличение производственных затрат и, как следствие, заметное удорожание данного компонента. Исходя из этого при сравнении камер примерно одинаковой стоимости можно с большой долей вероятности предполагать, что, например, ради большего диапазона фокусных расстояний придется пожертвовать светосилой и/или смириться с более заметными аберрациями.

 

Появление геометрических искажений (дисторсий) является неизбежным злом в случае использования зум-объективов. Наиболее заметны дисторсии при съемке в крайних положениях трансфокатора. На приведенном снимке, сделанном в широкоугольном положении зум-объектива, хорошо видно, как «заваливается» колокольня собора

Появление геометрических искажений (дисторсий) является неизбежным злом в случае использования зум-объективов. Наиболее заметны дисторсии при съемке в крайних положениях трансфокатора. На приведенном снимке, сделанном в широкоугольном положении зум-объектива, хорошо видно, как «заваливается» колокольня собора

Завершая рассмотрение объективов, остановимся еще на одном аспекте. За последний год заметно увеличилось количество моделей ультракомпактных камер, оснащенных объективами с «изогнутым» оптическим трактом (folded-lens optics). В этом случае элементы оптической системы располагаются внутри корпуса — снаружи имеется лишь одна (внешняя) линза. В качестве отражающего элемента, поворачивающего изображение на 90°, используется призма. Такое решение позволяет создавать ультракомпактные камеры с зум-объективом, лишенные выдвигающихся из корпуса частей. Дополнительным преимуществом в этом случае является надежная защита элементов объектива от внешних воздействий, а также уменьшение времени, необходимого для подготовки камеры к работе. Однако у подобных объективов имеются и существенные недостатки — это, в частности, значительно более низкие (по сравнению с оптикой традиционной конструкции) светосила и разрешающая способность, а также заметная дисторсия в крайних положениях трансфокатора.

Светочувствительный сенсор

В спецификации цифровой камеры обычно указываются три характеристики светочувствительного сенсора: его тип, физический размер (диагональ) и количество пикселов (полное и эффективное). Применяемые в современных цифровых фотоаппаратах сенсоры бывают двух типов: ПЗС (CCD) и КМОП (CMOS), но в данной статье мы не будем рассматривать устройство и принцип действия сенсоров каждого из этих типов — эту информацию можно найти в предыдущих выпусках нашего журнала, а также в технической литературе.

Довольно часто можно услышать мнение, что ПЗС-сенсоры принципиально лучше КМОП-устройств. Однако такое утверждение верно лишь отчасти. С одной стороны, на данном этапе развития ПЗС-технология действительно позволяет делать более эффективные (по сравнению с КМОП) сенсоры небольшого размера, имеющие высокое разрешение. С другой стороны, во многих зеркальных цифровых камерах (в том числе и профессионального класса) с успехом применяют КМОП-сенсоры формата APS-C и 4/3.

По физическому размеру сенсоры можно условно разделить на маленькие (1/3,2 и 1/2,5 дюйма), средние (1/1,8 и 2/3 дюйма) и большие (APS-C, 4/3 и т.д.). Неискушенному пользователю размер сенсора не говорит ровным счетом ничего, хотя на самом деле от этого параметра во многом зависят остальные характеристики камеры.

По мере уменьшения физических размеров сенсора увеличивает коэффициент, равный отношению эквивалентного фокусного расстояния к истинному. На практике это означает, что при равных значениях эквивалентного фокусного расстояния и светосилы объектив для камеры, оснащенной сенсором меньшего размера, можно сделать более компактным и легким, а значит, и более дешевым (как уже упоминалось выше, объектив является самой дорогой частью фотоаппарата). Казалось бы — будущее за ультракомпактами. Однако не все так просто, ибо на пути миниатюризации есть несколько серьезных препятствий.

Вполне очевидно, что при равном количестве пикселов по мере уменьшения площади сенсора размеры его ячеек также будут уменьшаться. А количество света, необходимое для насыщения ячеек, остается прежним. Соответственно для того, чтобы получить необходимое для нормальной экспозиции количество света, маленькому сенсору потребуется больше времени. Иными словами, при равном разрешении маленький сенсор будет обладать меньшей чувствительностью по сравнению с более крупным. Конечно, сейчас разработаны технические решения, позволяющие обойти эту проблему, однако неизбежным злом в этом случае является значительное увеличение цифрового шума.

Вторая проблема, с которой неизбежно сталкиваются производители по мере увеличения разрешающей способности сенсоров, — дифракция. Влияние дифракции, проявляющееся главным образом в снижении четкости картинки (она, как часто говорят, «замыливается»), тем заметнее, чем меньше физический размер ячеек сенсора и чем больше закрыта диафрагма. Кстати, это косвенно подтверждается тем фактом, что в компактных цифровых камерах (даже класса prosumer) не предусмотрена возможность установки значения диафрагменного числа больше 8.

Таким образом, влияние дифракции является своеобразным барьером, ограничивающим реальную разрешающую способность сенсоров. Несложные расчеты показывают, что для сенсоров формата 1/2,5 дюйма дифракционный порог достигается на уровне примерно 4 мегапикселов, для 1/1,8 — на уровне 6 мегапикселов и т.д. Именно поэтому дальнейшее увеличение количества ячеек светочувствительных сенсоров, вполне возможное технически (что нам успешно доказывают производители), по достижении определенного показателя уже не позволяет повысить реальную разрешающую способность фотокамеры, то есть оказывается нецелесообразным с практической точки зрения.

К сожалению, проводимая производителями цифровых фотокамер политика постоянного увеличения количества мегапикселов и мощная пропагандистская кампания по превращению этого показателя в некое универсальное мерило качества камер давно уже вышла за рамки здравого смысла. В этом можно убедиться на примере представителей нового поколения компактных камер, созданных на базе 5-мегапиксельных сенсоров формата 1/2,5 дюйма. С глубоким прискорбием приходится констатировать, что во многих случаях четкость и детальность полученных при помощи этих камер изображений оказывается даже хуже, чем у их 3- и 4-мегапиксельных предшественников.

К тому же большинству фотолюбителей «большие мегапикселы» просто не нужны (различные аспекты этой проблемы подробно рассмотрены в статье «Сколько нужно мегапикселов?» данного спецвыпуска).

Стабилизаторы изображения

Стабилизаторы изображения в цифровых камерах любительского класса обязаны своим появлением прежде всего компактным моделям, оснащенным 10- и 12-кратными зум-объективами. По мере увеличения фокусного расстояния все более заметное влияние на изображение начинает оказывать человеческий фактор — микросотрясения и вибрации корпуса фотоаппарата, находящегося в руках фотографа. И если при выборе эквивалентного фокусного расстояния порядка 35-70 мм можно вполне успешно использовать выдержки длиной до 1/60 с, то, например, при 380 мм более-менее удачные кадры при съемке с рук получаются лишь с выдержкой 1/400 с и короче.

Что касается компактных цифровых камер с «ультразумированными» объективами, то здесь сказываются и другие факторы. Стараясь снизить цену аппарата, производители используют сенсоры малого размера (обычно 1/2,5 дюйма) — это позволяет максимально уменьшить вес, габариты и стоимость объектива при сохранении приемлемых оптических характеристик. Однако сенсор небольшого размера имеет более низкую чувствительность, а бюджетный объектив с «длинным» зумом нельзя сделать достаточно светосильным (при условии сохранения аберраций на приемлемом уровне). Все это приводит к тому, что снимать на достаточно коротких (для использования «длинного» фокуса) выдержках такая камера может только при ярком солнечном свете.

 

Panasonic Lumix FZ-10 оснащен объективом

Panasonic Lumix FZ-10 оснащен объективом
с 12-кратным оптическим зумом (эквивалентное фокусное расстояние 35-420 мм) и оптическим стабилизатором изображения

Стоит отметить, что разные производители применяют различные по конструкции и принципу действия стабилизаторы изображения. В частности, в камерах Canon и Panasonic используется встроенная в объектив оптическая система стабилизации с отклоняющейся линзой. В аппаратах Konica Minolta применяется принципиально иное решение: дрожание изображения компенсируется соответствующим смещением платформы со светочувствительным сенсором.

Однако, как показывает практика, стабилизатор изображения не является идеальным средством борьбы с дрожанием камеры: обычно из серии снимков, сделанных на длинном фокусе с включенным стабилизатором, удачными (несмазанными) оказываются лишь от 40 до 70% полученных кадров.

В начало В начало

Видоискатель и дисплей

В современных моделях цифровых фотоаппаратов (за исключением зеркальных) используются две разновидности видоискателей — оптические и электронные. Кроме того, практически все незеркальные камеры позволяют использовать цветной дисплей в режиме электронного видоискателя.

Выбор наиболее удобного типа видоискателя является вопросом личных предпочтений каждого фотографа, так что давать какие-либо общие рекомендации на эту тему не имеет смысла. Поэтому в данном разделе мы рассмотрим только конструктивные особенности, а также достоинства и недостатки каждого варианта.

Оптический видоискатель по своему устройству ничем не отличается от используемых в компактных пленочных камерах. В аппаратах с зум-объективом оптическое увеличение видоискателя изменяется в соответствии с текущим положением трансфокатора. Достоинства оптического видоискателя — высокая четкость изображения и отсутствие в его конструкции узлов, потребляющих электроэнергию. Недостатки — нестрогое соответствие видимого изображения и реальных границ кадра, а также эффект параллакса при съемке с близкого расстояния. Кроме того, обычно оптический видоискатель не позволяет видеть данные о настройках камеры — как правило, рядом с окошком визира имеется лишь пара световых индикаторов, сообщающих о готовности к съемке (подтверждение автофокусировки и автоэкспозиции, включения вспышки и т.п.).

В ряде современных цифровых фотокамер вместо оптического применяется электронный видоискатель (electronic viewfinder, EVF). Такой видоискатель представляет собой монохромный либо цветной микродисплей, смотреть на который можно через привычное для пользователей пленочных камер окошко визира. Достоинства электронного видоискателя — точное соответствие границ видимой области и получаемого изображения независимо от расстояния до объекта съемки, возможность вывода различной служебной информации (параметров экспозиции, режимов и даже гистограммы), одинаково хорошая видимость независимо от освещения. Недостатки — электронный видоискатель потребляет электроэнергию (хотя и меньше, чем большой дисплей камеры) и по четкости изображения уступает оптическому.

Многие начинающие фотографы предпочитают использовать в качестве видоискателя встроенный дисплей камеры. Такой подход предоставляет значительно большую свободу при выборе точки съемки. Дисплей позволяет точно видеть, что попадет в кадр, а кроме того, на экран можно выводить различную служебную информацию.

 

Дисплей на поворотной платформе — очень удобное решение для тех, кто использует его в качестве видоискателя

Дисплей на поворотной платформе — очень удобное решение для тех, кто использует его в качестве видоискателя

Наиболее распространенным вариантом является дисплей, вмонтированный в заднюю стенку корпуса аппарата. Однако сейчас все большую популярность получают дисплеи, расположенные на поворотной платформе: такое решение позволяет комфортно снимать с самых неудобных ракурсов (например, от земли или поверх толпы, держа камеру в вытянутой руке), не принимая при этом затейливую позу и не щелкая наугад. Первой дисплеи на поворотной платформе внедрила в своих цифровых фотоаппаратах компания Canon. Сейчас ее примеру последовали и другие производители, в частности Konica Minolta, Olympus и Pentax. Правда, в некоторых моделях платформа с дисплеем может поворачиваться только в одной плоскости (по вертикали), и на это стоит обратить внимание при выборе аппарата.

 

Дополнительный монохромный дисплей для отображения настроек камеры — удобное решение для тех, кто использует оптический видоискатель

У дисплея есть две важные характеристики — размер экрана (по диагонали) и разрешающая способность. В современных цифровых камерах применяются дисплеи с размером экрана от 1,5 до 2,5 дюйма. Однако стоит обратить внимание и на разрешающую способность дисплея (она обычно указывается в тысячах пикселов — например,180 тыс.): далеко не всегда экран большего размера имеет более высокое разрешение.

Не стоит забывать и о том, что постоянно работающий дисплей потребляет много электроэнергии, вследствие чего уменьшается время автономной работы камеры. Существенным недостатком используемых в современных камерах ЖК-дисплеев является сильная зависимость качества изображения от внешнего освещения. Например, при ярком солнечном свете разглядеть что-либо на экране дисплея удается далеко не всегда, поэтому для нормальной работы приходится создавать искусственную тень. Кроме того, для некоторых задач (например, для ручного управления фокусировкой) разрешающей способности дисплея может оказаться недостаточно.

В некоторых моделях камер помимо основного (цветного) дисплея предусмотрен унаследованный от пленочных аппаратов дополнительный монохромный дисплей, расположенный в верхней части камеры. На него выводится информация об основных настройках камеры и текущем режиме съемки, что позволяет легко ориентироваться в настройках даже при отключенном основном дисплее. Кроме того, изображение на таком дисплее хорошо читается даже при ярком солнечном свете.

В начало В начало

Режимы съемки

Многие начинающие фотолюбители при выборе своей первой цифровой камеры не обращают внимания на такой важный аспект, как набор доступных для использования ручных, автоматических и полуавтоматических режимов съемки. Между тем по мере освоения камеры и приобретения знаний о технике съемки может выясниться, что камера не позволяет использовать полуавтоматический и ручной режимы, что значительно сужает возможности по реализации творческих замыслов в сложных съемочных условиях.

Практически у любой камеры есть полностью автоматический режим — так называемая зеленая зона (обычно она обозначается надписью auto, прямоугольником или квадратом зеленого цвета). В этом случае камера устанавливает параметры съемки автоматически, подбирая оптимальное сочетание выдержки и диафрагмы для некоего усредненного сюжета. В большинстве случаев полностью автоматический режим позволяет получить вполне удовлетворительные результаты при съемке традиционных бытовых сюжетов.

Одним из признаков более-менее продвинутых моделей является наличие «джентльменского набора» из четырех режимов, обычно обозначаемых буквами P/A/S/M.

 

Селектор выбора режимов съемки традиционно выполняется в виде вращающегося колеса

Селектор выбора режимов съемки традиционно выполняется в виде вращающегося колеса

P (Program) — автоматический режим. В этом случае камера автоматически выбирает сочетание выдержки и диафрагмы. Но в отличие от полностью автоматического режима в данном случае пользователю предоставлена возможность манипуляции рядом дополнительных параметров (коррекция экспозиции, брэкетинг и т.д.).

А (Aperture) — приоритет диафрагмы. Пользователь самостоятельно устанавливает значение диафрагмы, а фотоаппарат на основе экспозамера автоматически вычисляет величину выдержки.

S (Shutter) — приоритет выдержки (иногда обозначается буквой T). Пользователь самостоятельно устанавливает величину выдержки, а фотоаппарат на основе экспозамера автоматически вычисляет необходимое значение диафрагмы.

M (Manual) — ручной режим. Пользователь самостоятельно устанавливает величину выдержки и диафрагмы. В некоторых аппаратах автоматика камеры в этом случае «высказывает свое мнение» относительно выбранных настроек, например выводит на дисплей разницу относительно величины экспозиции, рассчитанной для данных условий экспоавтоматикой.

Помимо этого в аппаратах обычно имеется набор так называемых программ сюжетной съемки («портрет», «пейзаж», «снег», «спорт» и т.д.), которые можно активировать при помощи традиционного селектора-колесика либо через меню. В некоторых камерах (например, в аппаратах Casio серий Exilim и QV-R) предусмотрена возможность создания собственных сюжетных программ на основе удачных кадров. Стоит отметить, что набор режимов P/A/S/M позволяет при осознанном подходе к выбору настроек смоделировать любую из существующих программ сюжетной съемки. В общем, по большому счету, сравнивать количество и особенности пресетов сюжетной съемки имеет смысл только для ультракомпактных аппаратов, у которых отсутствуют режимы P/A/S/M.

В начало В начало

Скоростные характеристики

В отличие от пленочных фотоаппаратов, компактные цифровые камеры, образно говоря, являются гораздо более «задумчивыми» устройствами. И если в случае съемки пейзажа или портрета эта особенность практически незаметна, то для фотографирования быстро меняющихся сюжетов, а также людей или объектов в движении она становится весьма критичной. Рассмотрим основные параметры, характеризующие скоростные качества цифровой камеры.

Время включения — с момента нажатия на кнопку включения питания до полной готовности камеры к съемке проходит определенное время. Обычно компактные камеры обладают меньшим временем включения по сравнению с более крупными аппаратами. Лучшие представители цифровых компактов позволяют сделать первый снимок спустя всего 1 с после нажатия кнопки включения питания.

Скорость срабатывания автофокуса оказывается весьма критичной при съемке движущихся объектов и неожиданно возникающих перед глазами сюжетов. Стоит отметить, что скорость срабатывания автофокуса напрямую зависит от освещенности и при недостатке света может значительно увеличиваться.

Задержка срабатывания затвора (time lag) — данный параметр показывает, сколько времени проходит с момента нажатия на кнопку спуска до срабатывания затвора. У многих цифровых камер задержка столь велика, что получить предсказуемый результат при съемке движущихся даже с небольшой скоростью объектов оказывается практически невозможно. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что обычно производители указывают в характеристиках камеры чистое время задержки, что справедливо лишь для того случая, когда аппарат уже сфокусирован на объект съемки. С практической точки зрения гораздо корректнее рассматривать суммарные затраты времени на срабатывание автофокуса и задержку затвора.

Хорошим подспорьем при съемке движущихся объектов может стать режим серийной съемки, имеющийся во многих цифровых камерах. Серийная съемка позволяет сделать довольно большое количество кадров (от нескольких до двух-трех десятков) в течение короткого отрезка времени и затем уже в спокойной обстановке выбрать из них наилучший. В описании камеры обычно указываются два параметра серийной съемки — частота кадров в единицу времени и максимальное количество кадров в серии (например, до 12 кадров с частотой 4 кадра в секунду). Стоит обратить внимание на то, что значения этих параметров напрямую зависят от разрешения кадра. В рекламных материалах обычно указываются максимальные показатели, соответствующие съемке с относительно низким разрешением.

В начало В начало

Формат карт памяти

Многие пользователи — особенно те, кто приобретает свою первую цифровую камеру, — часто недооценивают важность такого фактора, как тип используемых в аппарате цифровых носителей. И совершенно напрасно, поскольку это малозначительное в момент покупки обстоятельство может в дальнейшем привести к существенному увеличению совокупной стоимости владения камерой. Как известно, аппетит приходит во время еды, и рано или поздно наступит момент, когда емкости приобретенной вместе с фотоаппаратом карточки памяти станет явно недостаточно.

В настоящее время в камерах применяются флэш-карты форматов CompactFlash, SmartMedia, SD/MMC, Memory Stick и xD-Picture. Наибольшее распространение получили форматы CompactFlash и SD. Формат SmartMedia отходит в прошлое, и в новых моделях цифровых камер такие карточки уже не используются.

 

Карты памяти различных форматов (слева направо): CompactFlash, SmartMedia, SD и xD-Picture

Карты памяти различных форматов (слева направо): CompactFlash, SmartMedia, SD и xD-Picture

Карты семейства Memory Stick применяются в цифровых фотоаппаратах только одной компании — Sony. Носители Memory Stick первого поколения имели существенные недостатки — ограниченную емкость (не более 128 Мбайт) и низкую скорость чтения/записи, что в сочетании с заоблачной ценой выглядело сущим издевательством. Чтобы исправить положение, в прошлом году Sony начала постепенный переход на носители нового поколения — Memory Stick Pro. Кроме того, для компактных устройств были созданы карты меньших габаритов — Memory Stick Duo/Memory Stick Pro Duo (их можно подключать и в полноразмерный слот Memory Stick при помощи специального переходника).

В качестве наиболее яркого примера того, как амбиции производителя вредят конечным пользователям, можно привести замечательные по своим фотографическим возможностям камеры Sony DSC-F707/F717: исключительно по той причине, что эти аппараты были рассчитаны на использование сменных носителей Memory Stick (и никаких других), многие потенциальные покупатели в итоге предпочли изделия других производителей. В конце концов усиливающееся недовольство пользователей, разочарованных дороговизной фирменных носителей Sony, привело к тому, что в модели DSC-F828 (равно как и в появившейся совсем недавно DSC-V3) разработчики наконец-то предусмотрели дополнительный слот для карт CompactFlash.

Формат xD-Picture, разработанный компаниями FujiFilm и Olympus, является самым молодым: эти носители были анонсированы во второй половине 2002 года. В настоящее время карты xD-Picture используются в цифровых фотоаппаратах двух компаний (FujiFilm и Olympus), причем в относительно дорогих и профессиональных моделях обычно имеется слот и для установки более распространенных CompactFlash.

В течение ряда последних лет наблюдается тенденция к постепенному снижению стоимости сменных карт памяти. Однако стоит отметить, что динамика этого процесса для карт разных стандартов существенно различается. Так, если карты SD (объемом до 512 Мбайт) уже вплотную приблизились к традиционно наиболее дешевым CompactFlash, то цены на Memory Stick и xD-Picture остаются весьма высокими.

Завершая данную тему, стоит упомянуть о том, что некоторые модели фотоаппаратов, оснащенные слотом CompactFlash Type II, позволяют помимо карт флэш-памяти использовать микровинчестеры данного формфактора. В настоящее время такие накопители емкостью 1; 2,4 и 4 Гбайт выпускают компании Hitachi, Transcend и др.

В начало В начало

Элементы питания

Используемые в современных цифровых камерах элементы питания можно разделить на две большие группы: стандартные и оригинальные.

В настоящее время стандартные элементы питания (как правило, два или четыре элемента АА) применяются главным образом в камерах начального уровня. Обычно допускается использование алкалиновых батареек, а также никель-металлгидридных аккумуляторов. Стоит обратить внимание на то, что в большинстве камер не рекомендуется использовать солевые батарейки и никель-кадмиевые аккумуляторы, поскольку такие элементы питания не рассчитаны на длительную работу с нагрузкой, потребляющей большой ток.

Ориентация на элементы стандартного формфактора позволяет использовать штатные аккумуляторы (они обычно входят в комплект поставки), а в случае необходимости можно легко продлевать время автономной работы камеры, покупая батарейки в ближайшем магазине или киоске. Кроме того, по окончании срока службы штатных аккумуляторов их можно будет легко заменить на новые.

 

Беспроводной пульт ДУ для цифрового фотоаппарата

Беспроводной пульт ДУ для цифрового фотоаппарата

В большинстве относительно дорогих камер, а также в ряде ультракомпактных аппаратов используются фирменные литий-ионные аккумуляторы. По сравнению с вышеописанными такие элементы питания обладают более высокой емкостью и способны работать с энергоемкой нагрузкой. Кроме того, в отличие от никель-металлгидридных, у литий-ионных аккумуляторов отсутствует так называемый эффект памяти.

Конечно, оригинальные аккумуляторы стоят значительно дороже и в некоторых случаях выпускаются лишь для ограниченного количества моделей, так что найти в продаже нужный элемент питания в этом случае будет гораздо сложнее, чем батарейку или аккумулятор формата АА. Однако нельзя не отметить, что многие крупные производители используют унифицированные элементы питания в очень большом количестве моделей фотокамер, а значит, приобрести такие аккумуляторы уже значительно проще. Кроме того, во многих случаях в продаже можно найти гораздо более дешевые аналоги широко распространенных моделей фирменных аккумуляторов, выпускаемые сторонними производителями, такими как GP, Duracell и пр.

В начало В начало

Внешние интерфейсы

Стандартом де-факто для цифровых фотоаппаратов стало наличие интерфейса USB, позволяющего подключать камеру практически к любому ПК для выгрузки отснятых изображений, обновления микрокода и пр. В последнее время производители постепенно переходят от относительно медленного USB 1.1 к высокоскоростному USB 2.0, что по мере роста емкости карт памяти становится все более актуальным. К тому же за последний год значительно увеличилась доля камер, поддерживающих стандарт прямой печати PictBridge. Наличие данной функции позволяет подключить камеру посредством стандартного USB-кабеля к любому PictBridge-совместимому принтеру и печатать изображения без компьютера (управление печатью в этом случае производится через меню камеры).

Во многих современных камерах предусмотрен также разъем видеовыхода. Это позволяет подключать камеру к телевизору, проектору и другому бытовому видеооборудованию для оперативного просмотра полученных фотографий.

В ряде моделей имеется ИК-приемник, позволяющий управлять некоторыми функциями камеры при помощи штатного либо опционального беспроводного пульта ДУ. Такой пульт обычно дает возможность дистанционно управлять положением трансфокатора и спуском, а также пролистывать изображения в режиме просмотра.

КомпьютерПресс 11'2004


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует