Рынок сканеров SOHO: бренды уходят
Автор этой статьи предоставляет вам возможность ознакомиться с эксклюзивной информацией о тенденциях и перспективах мирового рынка сканеров, которую вы не найдете ни в одном обзоре и не услышите ни от одного производителя. Приведенные в ней факты прежде всего должны заинтересовать тех, кто стратегически планирует свой бизнес на рынке сканеров на длительный период (более чем на год вперед).
азвитие рынка сканеров было долгое время напрямую связано с постоянным внедрением новых технологических решений. В лидеры выходили те компании, которые обеспечивали наиболее передовые решения. применительно к сканерам это были производители, первыми выпустившие цветной сканер, сканер с оптическим разрешением не 300, а 600 ppi и т.д. Естественно, что выдержать столь изнурительную технологическую гонку было под силу лишь крупным производителям, располагающим солидной исследовательской и производственной базой. Большому количеству мелких тайваньских производителей этот рынок в тот период был неинтересен, поскольку, не имея возможности угнаться за лидерами и предложить аналогичную по техническим характеристикам продукцию, они неизменно оставались аутсайдерами.
Сейчас ситуация изменилась. Развитие технологий «бытовых» сканеров подошло к разумному пределу. Максимум качества, которое способен обеспечить сканер класса SOHO, уже достигнут. Если говорить о конкретных параметрах CCD-сканеров, то это разрешение 2400 ppi, при котором уже хорошо заметно зерно любительской 35-миллиметровой фотопленки (не говоря уже фотографиях), и глубина цвета 48 бит, что тоже более чем достаточно, учитывая возможности современных мониторов и принтеров. Современные интерфейсы FireWire и USB 2.0 обеспечивают передачу данных со скоростями, значительно превосходящими скорость считывания изображения самим сканером. Многие современные модели планшетных сканеров на основе CIS, изначально не предназначенные для сканирования слайдов, обеспечивают оптическое разрешение 1200 ppi, что опять-таки является предельной величиной для ввода изображений с бумажных оригиналов и фотографий.
Конечно, предела совершенству нет. Можно и дальше увеличивать динамический диапазон, но это приведет к значительному удорожанию сканера (себестоимость таких CCD-линеек на порядок выше, и производят их совершенно другие фирмы). Но это автоматически означает выход за рамки класса SOHO, и такая модель станет уже профессиональным устройством, цена которого составит уже более 1000 долл. Также можно увеличивать скорость сканирования — но тоже до ограниченных пределов, которые уже достигнуты. Дальнейшее увеличение производительности, означающее в том числе и большие объемы сканирования, потребует регулярного технического обслуживания механической части — роликов, ремней, электродвигателя и пр. — как, например, это происходит в случае эксплуатации скоростных копиров. Необходимость регулярного технического обслуживания опять-таки означает выход за ценовые рамки класса SOHO.
После того как гонка технологий закончилась, на первое место выходят уже не технические характеристики устройства, а цена — и в первую очередь себестоимость сборки. Не мне вам объяснять, как умеют наши тайваньские друзья (особенно небольшие компании) удешевлять стоимость сборки. Исходный набор комплектующих для всех компаний одинаков. Все CCD для планшетных сканеров класса SOHO выпускает одна компания — NEC. Есть и другие производители (например, Kodak и Philips), но они занимаются изготовлением более дорогих линеек для профессиональных сканеров. Электродвигатели для сканеров также производит ограниченное количество фирм (порядка пяти), и все они тайваньские. В итоге остальным производителям остается только добавить корпус и элементарнейшую электронику собственной разработки. А это на данном этапе может любой, даже самый мелкий, производитель в Китае и Тайване. В результате уже сейчас на рынке начинают появляться чрезвычайно дешевые сканеры, по техническим характеристикам не уступающие продукции brandname. На рынке начинается ценовая война, и для крупных фирм, осуществляющих значительные вложения в маркетинг и продвижение своего имени и торговой марки (что автоматически влечет за собой увеличение себестоимости), производство сканеров становится убыточным.
Вполне естественно, что большинство крупных фирм пережить этого не смогут. Первыми уйдут компании, производящие сканеры по ОЕМ-соглашениям (то есть те, которые покупают готовые сканеры от того или иного производителя, заказывают на другом заводе свой корпус и, снабдив его стандартным драйвером, продают готовые изделия под собственной торговой маркой). Поскольку они вынуждены затрачивать определенную часть средств на маркетинг, их продукция всегда будет дороже, чем у производителя. Единственный выход для них — слияние с одним из производителей. Затем уйдут компании, занимающиеся производством исключительно сканеров класса SOHO, поскольку, с одной стороны, не смогут мириться с постоянными убытками на протяжении двух-трех лет (именно столько будет длиться этот кризис, если проводить аналогию с ситуацией на рынке мониторов), а с другой,— не имеют возможности удешевить производство до уровня мелких китайско-тайваньских компаний. Скорее всего, уйдут и компании, не считающие производство сканеров стратегически важным направлением своего бизнеса.
А кто же останется на этом рынке и на кого можно будет серьезно положиться при планировании своего бизнеса на несколько лет вперед? Во-первых, выживут тайваньские компании, владеющие производственной базой, обеспечивающей полный цикл производства сканеров (за исключением, пожалуй, CCD-линеек) — то есть самостоятельно изготавливающие корпус, электронику, механику и оптику. Таких компаний сегодня всего две (называть конкретные имена сейчас не хочется, тем более что их изделия успешно продаются на нашем рынке и вряд ли нуждаются в дополнительной рекламе). Наверное, их станет больше в результате слияния многих компаний-производителей и ОЕМ-поставщиков в одну крупную фирму, владеющую уже раскрученным брендом, — этот процесс пока непредсказуем. Во-вторых, компании, получающие основной доход с иных сегментов компьютерного рынка, способные смириться с убытками сканерного бизнеса на протяжении нескольких лет и считающие сканеры принципиально важным продуктом. Например, на мониторном рынке наиболее выгодная позиция была у компаний — производителей бытовой техники, которые попутно занимались мониторами. Речь идет, в частности, о LG, Sony, Samsung, Philips. Они могли позволить себе не обращать внимания на убыточность данного направления, поскольку основной капитал и прибыль получали от производства других продуктов. Что касается рынка сканеров, то в качестве примера здесь можно привести Нewlett-Packard. Эта компания традиционно поставляет комплексные решения для офиса и ради этого предпочтет сохранить свой сканерный бизнес. Возможно, Samsung вслед за принтерами займется и сканерами — в этом случае у нее есть все шансы занять весьма значительную часть этого рынка. И наконец, выживут компании, производящие не только сканеры класса SOHO, но и профессиональные модели, прибыль от которых всегда перекрывает убытки от продаж офисных моделей. Опять-таки среди этих компаний наиболее стабильную позицию имеют тайваньские компании с низкой себестоимостью производства. Таких компаний сегодня всего две: Umax и Microtek.
Какие доказательства можно привести для подтверждения всего сказанного выше? Они будут косвенными, но тем не менее дадут представление о достоверности предоставленного анализа. Во-первых, ценовой диапазон сканеров SOHO постепенно сужается. Если раньше разница между ценами на сканеры Umax и Mustek или Epson и Plustek была огромна, то сегодня она постепенно исчезает. А при ценах ниже психологической отметки в 100 долл. покупатель уже вряд ли будет видеть разделение продукции этих вендоров на «дорогую и качественную» и «дешевую но плохую», как было ранее. Для него все эти сканеры будут одного ценового диапазона и одного класса. А это значит, что при одинаковых технических параметрах решающим аргументом при выборе той или иной модели станет исключительно цена. Конечно, для определенной части пользователей будет важен еще и бренд, но это будет в большей степени зависеть от рекламной деятельности представляющей его компании, чем от качества устройства.
Более конкретные доказательства — закрытие сканерного бизнеса компанией AGFA. В качестве обоснования этого шага руководством компании были выдвинуты приведенные выше факты об убыточности данного направления.
Вполне возможно, что потом, после кризиса, появится новая технология (как это было в случае мониторов, когда на сцену вышли LCD-модели) и вновь начнется технологическая гонка. Наверняка это будет нечто неожиданное, а может быть, произойдет качественный скачок в развитии цифровых фотокамер, которые смогут во многих случаях заменить сканер.
КомпьютерПресс 12'2001