Windows XP
Технология Product Activation
В первой из наших статей, посвященных семейству продуктов Windows XP (см. КомпьютерПресс № 9’2001), мы уже рассказывали о технологии Product Activation, представляющей собой средство защиты программного обеспечения от незаконного копирования, ограничивающее возможное число установок продукта на отдельных компьютерах. Кратко напомним суть этой технологии.
Пользователь, купивший Windows XP, как обычно, должен в процессе установки ввести стандартный ключ продукта, который находится на упаковке компакт-диска. Далее на основе этого ключа и данных об аппаратном обеспечении компьютера пользователя автоматически генерируется специальный номер, состоящий из 50 цифр. После установки Windows XP этот номер в течение 30 дней должен быть передан пользователем в центр активации с помощью любого из доступных средств коммуникаций (Интернет, электронная почта, обычная почта, телефон, факс...). Получив этот номер, центр активации в ответ предоставляет пользователю специальный 42-значный ключ активации программного продукта на данном компьютере, а полученный 50-значный код и серийный номер продукта сохраняет в своей базе данных. Делается это для того, чтобы этим же серийным номером не смог воспользоваться другой пользователь — его 50-значный код, полученный на другом компьютере, окажется другим, и на этом основании второму пользователю будет отказано в активации.
При прямом подключении к Интернету вся процедура происходит автоматически, а во всех остальных случаях пользователь вводит полученный ключ активации по запросу программы активации, и только после этого продукт становится пригодным для постоянного использования.
Windows XP можно переустанавливать на данном компьютере сколько угодно — этот ключ все равно останется работоспособным, поскольку зависит от аппаратного обеспечения компьютера. Согласно утверждениям Microsoft, допускается одновременная замена всех трех составляющих аппаратного обеспечения компьютера, в иных же случаях требуется повторное обращение в центр активации.
Нельзя не отметить, что эта технология вызвала довольно бурные дискуссии и в прессе, и среди IT-менеджеров — по-прежнему неясно, какие неочевидные на первый взгляд трудности могут возникнуть при использовании продуктов, защищенных таким способом, и в какую сумму обойдется их преодоление. Впрочем, об этом мы уже писали в сентябрьском номере нашего журнала. Обратим внимание лишь на то, что корпоративным пользователям будет чуть проще: продукты, приобретенные по лицензиям Open, Select, Enterprise, активации не требуют, а минимальное число копий Windows XP, доступных на условиях корпоративного лицензирования, равно всего пяти.