Gigabyte: планы и прогнозы
На вопросы нашего корреспондента отвечает Марко Чен (Marco Chen), генеральный менеджер центра продажи IT-продуктов компании Gigabyte.
омпьютерПресс: Появление новых процессоров Intel в корпусе LGA775 повлекло за собой значительные изменения всей платформы, используемой для построения современных ПК. И для компании, одним из основных видов деятельности которой является выпуск системных плат, такое событие предвещает довольно серьезные перемены. Так ли это?
Марко Чен: Это очень актуальный вопрос. На протяжении многих лет производители выпускали системные платы двух основных стандартов ATX и microATX. Соответственно большинство ПК выполнены в корпусах данных формфакторов. По мере выхода новых процессоров пользователи могли модернизировать системные блоки, устанавливая новую системную плату в старый корпус и сохраняя при этом ряд других компонентов.
Марко Чен, генеральный менеджер центра продажи IT-продуктов компании Gigabyte
Переход на процессоры в корпусе LGA775 это не просто замена процессорного разъема на системной плате. Одновременно с этим Intel прилагает огромные усилия для продвижения нового формфактора корпусов BTX и microBTX. В течение переходного периода еще сохраняется возможность использовать системные платы формфактора BTX в корпусах ATX. Однако после массового перехода производителей к формату BTX (а я думаю, что это произойдет в течение ближайшего года) возникнет серьезная проблема. Поскольку объем корпуса BTX существенно меньше по сравнению с ATX, то при переходе на новый формфактор будет необходима значительно более эффективная система охлаждения для того, чтобы обеспечить штатный температурный режим внутри системного блока. Мы предвидели возникновение подобной проблемы, и потому Gigabyte приступила к выпуску систем охлаждения.
Существует и другая составляющая данной проблемы. Нельзя построить эффективную систему охлаждения, не имея точного представления о конструкции корпуса, в котором будет использоваться системная плата. Поэтому логичным шагом стала разработка и производство собственных корпусов, а также компьютерных платформ (barebone) на их основе.
Речь идет в первую очередь о barebone-системах, включающих корпус, блок питания, системную плату, графический адаптер и систему охлаждения. Соответственно у пользователя остается возможность подбирать ряд ключевых компонентов системы таких как процессор, объем оперативной памяти, тип оптического привода и жесткий диск по собственному усмотрению. Увеличение доли barebone-систем важная тенденция, которая окажет значительное влияние на формирование рынка ПК в ближайшем будущем.
КП: Каковы, в общих чертах, ваши прогнозы относительно перспектив дальнейшего развития процессоров для настольных ПК?
М.Ч.: Если говорить о семействе Intel Pentium 4, то сейчас используются процессоры с тактовой частотой 3,4-3,6 ГГц, а к середине следующего года тактовая частота повысится до уровня 4 ГГц. Однако простое повышение тактовой частоты не самый лучший способ увеличения производительности процессоров, поскольку в этом случае возникают серьезные проблемы, связанные с увеличением энергопотребления и соответственно рассеиваемой тепловой мощности. Более эффективным решением является переход к 64-разрядной платформе.
Появление 64-разрядных процессоров AMD K8 уже оказало значительное влияние на формирование современного компьютерного рынка. Корпорация Intel также объявила о намерении выпустить в ближайшем будущем собственную 64-битную платформу для настольных ПК. Я уверен, переход на 64-разрядные платформы станет важной тенденцией рынка в 2005 году.
КП: Одновременно с выпуском новых процессоров в корпусе LGA775 Intel вывела на рынок и чипсеты i915 и i925. Однако системные платы для процессоров в корпусе LGA775 можно строить и на базе более старых чипсетов к примеру i865. Есть ли у подобных решений какие-либо перспективы например для производства бюджетных ПК начального уровня?
М.Ч.: На мой взгляд, сейчас на рынке системных плат прослеживаются две основные тенденции.
Во-первых, по-прежнему производятся системные платы на чипсетах i865G и i865GP. Однако это временное явление. Согласно планам Intel, производство крупных партий данных чипсетов будет прекращено до конца нынешнего года. Поэтому подобное решение имеет смысл рассматривать лишь как промежуточную ступеньку, позволяющую облегчить переход к внедрению систем на базе чипсета i915. Я думаю, переходный период продлится примерно полгода.
Однако решения, построенные на базе чипсета i865 и использующие процессорный разъем LGA775, являются значительно более привлекательными для конечных пользователей в первую очередь из-за более низкой стоимости. Первоначально Intel планировала, что системные платы для процессоров с разъемом LGA775 на время переходного периода будут распределены следующим образом: около 60% на базе чипсета i915 и оставшиеся 40% на базе i865. Однако на данный момент дело обстоит по-другому: решения на базе i865 составляют порядка 70% и лишь 30% приходится на i915.
Могу с уверенностью сказать, что на российском рынке решения на базе i865 для процессоров в корпусе LGA775 пользуются значительно большей популярностью, чем построенные на i915. И доминирующим продуктом по-прежнему остаются изделия, созданные на i865, в первую очередь благодаря более привлекательной цене.
Во-вторых, выпускается новый чипсет Intel (i925) решение для построения рабочих станций и, возможно, бюджетных серверов. Однако в этом сегменте у Intel имеются серьезные конкуренты в лице SiS и VIA.
КП: В настоящее время на рынке ПК значительно увеличивается доля ноутбуков. Какие действия в связи с этим предпринимает компания Gigabyte?
М.Ч.: На данном этапе производство ноутбуков является одним из приоритетных направлений деятельности нашей компании. В нынешнем году рост объема производства выпускаемых Gigabyte ноутбуков составил 135%, а в следующем мы ожидаем еще более высоких показателей порядка 200%.
Gigabyte прилагает значительные усилия по продвижению и популяризации своей торговой марки в России. В ближайшее время мы выведем на рынок новый ноутбук N601, оснащенный широким экраном, который будет отличаться доступной ценой и чрезвычайной простотой эксплуатации и обслуживания. Я уверен, что данная модель на 100% соответствует ожиданиям российских пользователей.
КП: Что касается ноутбуков делает ли компания Gigabyte ставку на мобильную платформу Intel Centrino или намерена параллельно продвигать и альтернативные решения?
М.Ч.: Ситуация такова, что наша компания не имеет возможности формировать данный рынок и потому вынуждена следовать его основным тенденциям. Именно потому мы производим ноутбуки на платформе Intel Centrino, являющиеся сегодня наиболее передовыми и высокотехнологичными устройствами в данной области. Вообще, я считаю появление платформы Intel Centrino одним из наиболее значимых событий, произошедших в области IT в 2003 году.
Но наряду с этим мы используем и иные решения. Дело в том, что в настоящее время прослеживается довольно четкое разделение рынка мобильных ПК на несколько сегментов. И для некоторых сегментов наиболее подходящими являются решения других производителей в частности AMD. Структура спроса определяется особенностями сегментации рынка в каждом регионе. Ноутбуки на базе процессоров AMD пользуются большой популярностью в целом ряде регионов в странах Западной Европы, в Великобритании и в ряде штатов США.
КП: Как и в сфере настольных ПК, сейчас наметилась тенденция к дальнейшему уменьшению размера ноутбуков. В то же время многим пользователям для нормальной работы необходимы полноразмерная клавиатура и достаточно большой экран. Существует ли, по вашему мнению, некий разумный предел в стремлении к дальнейшей миниатюризации ноутбуков?
М.Ч.: В многообразии современных ноутбуков можно выделить несколько основных классов. Первый и наиболее многочисленный в настоящее время это устройства с размером экрана 15,1-15,4 дюйма. Некоторые производители, в частности Acer, Dell, НР и др., выпустили ноутбуки с 17-дюймовыми экранами. Однако, на мой взгляд, это слишком большие и тяжелые устройства. Рассматривать их в качестве массового продукта нельзя потенциальный спрос на такие громадины ограничен несколькими тысячами штук.
Следующий класс это ноутбуки с экраном 14,1 или даже 13,1 дюйма. По сравнению с рассмотренными выше это более легкие и более дешевые устройства. В нынешнем году продажи подобных моделей шли очень хорошо, и уже можно утверждать, что основной акцент на рынке ноутбуков смещается именно в сторону данного класса.
Также появились сверхкомпактные ноутбуки с экраном 12,1 дюйма. На мой взгляд, это именно тот предел, после которого портативный компьютер перестает соответствовать понятию ноутбука. Называть устройства с диагональю экрана 9 или 11 дюймов ноутбуками уже не вполне корректно: габариты подобных компьютеров существенно ограничивают их функциональность (в частности, нет возможности разместить в столь компактном корпусе полноразмерную клавиатуру). Исходя из функциональных возможностей их стоит рассматривать, скорее, как электронные органайзеры или КПК.
КП: Завершая разговор о ноутбуках, нельзя не затронуть тему источников питания. Когда, по вашему мнению, возможно появление серийных моделей ноутбуков, оснащенных химическими топливными элементами вместо используемых сегодня аккумуляторов?
М.Ч.: Думаю, не ранее чем через пару лет. Прежде всего необходимо создать эффективное решение для управления энергопотреблением. Сейчас несколько американских и японских компаний ведут исследовательские работы в области создания химических топливных элементов, однако пока удовлетворительные результаты удалось получить лишь для устройств с относительно небольшим уровнем энергопотребления.
КП: В последнее время наблюдается значительное увеличение доли системных плат с интегрированными решениями. Приведет ли это в будущем к фактическому исчезновению рынка дискретных комплектующих (видеоадаптеров, звуковых карт, сетевых адаптеров и т.п.)?
М.Ч.: Интеграция различных функциональных блоков ПК непосредственно в системную плату является важной частью стратегии Intel. Однако запросы у разных категорий пользователей существенно различаются, и потому на данном этапе интегрированные решения не в состоянии удовлетворить всех. Например, по функциональным возможностям и производительности интегрированные графические адаптеры пока значительно уступают дискретным видеоадаптерам на базе чипов ATI и NVIDIA.
Поэтому можно говорить о том, что для бизнес-пользователей интегрированные решения являются вполне достаточными, а что касается бытового использования, то здесь все зависит от специфики запросов конкретного пользователя. Здесь налицо четкая сегментация рынка.
КП: Как вы могли бы прокомментировать недавнюю инициативу компании ATI, заявившей о намерении создавать видеоадаптеры для шины PCI-X, которые будут использовать область оперативной памяти ПК, а не встроенные модули?
М.Ч.: Несомненно, такое решение позволит создавать устройства с более привлекательным соотношением цены и производительности. К сожалению, на данный момент я не располагаю какими-либо данными относительно реальной производительности подобных устройств и потому не могу дать более подробных комментариев. Скорее всего, данное решение будет использовано в сегменте бюджетных видеоадаптеров, но вряд ли затронет топ-модели, нацеленные на достижение максимальной производительности.
КП: Абстрагируясь от конкретных продуктов какая задача является наиболее актуальной для Gigabyte в данный момент?
М.Ч.: Одной из стратегических задач компании является освоение новых перспективных рынков, обладающих большим потенциалом для дальнейшего роста. На данный момент таковыми являются Индия, страны Латинской Америки и конечно же Россия.
На мой взгляд, сейчас российский рынок имеет более высокий потенциал по сравнению с китайским. Во-первых, Россия демонстрирует более высокие темпы роста ВВП, чем Китай. Во-вторых, у российских покупателей качественно иной подход к выбору компьютерной техники. Например, в США и в странах Западной Европы покупатели в большинстве случаев отдают предпочтение продукции brand name. Российские потребители более практичны: их в первую очередь интересует качество товара и, естественно, его цена.
КП: Планирует ли Gigabyte предпринять какие-либо дополнительные шаги по укреплению своих позиций на российском рынке?
М.Ч.: Да, такие планы существуют. В настоящее время мы сталкиваемся с определенными ограничениями, в силу которых мы не можем начинать розничные продажи какого-либо устройства в России немедленно после его вывода на рынок. Например, если мы анонсируем выпуск изделия в августе, то в розничной продаже на российском рынке оно появится лишь в октябре или даже в ноябре. Такая задержка объясняется тем, что нам необходимо произвести и упаковать партию товара, доставить ее в Россию, выполнить все таможенные процедуры и т.д.
В настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы наладить конечную сборку таких продуктов, как ПК и ноутбуки, непосредственно в России. Это позволит значительно сократить сроки вывода новых моделей устройств на российский рынок, что крайне важно в современных условиях, когда ситуация меняется очень быстро. Могу отметить, что подобный опыт у нашей компании уже есть например окончательная сборка различных устройств, предназначенных для продажи в европейских странах, налажена в Чехии.