Домашний видеомонтаж

Основы мастерства

Олег Татарников

Основные правила съемки

   Составляйте черновой план

   Держите кадр и не экономьте пленку

   Пользуйтесь штативом

   Не трогайте трансфокатор

   Следите за фоном

   Подбирайте освещение

Приступаем к монтажу

   Расчистите жесткий диск

   Обтесывайте глыбу по частям

   Проверьте полученный материал

   Не злоупотребляйте спецэффектами

 

Законам операторского искусства и основам видеомонтажа посвящены целые книги, и научиться всему этому, прочитав всего лишь одну статью, невозможно в принципе, однако главные правила съемки и последующего монтажа полученных материалов лишний раз напомнить не помешает, тем более что любительский и профессиональный подходы в этом плане различаются.

Основные правила съемки

Оператор-профессионал (даже если он кинодокументалист), как правило, четко знает, что именно и как он должен снимать. А любитель обычно ничего заранее не планирует и снимает как бог на душу положит. Некоторые даже возводят в культ случайную съемку, объясняя это тем, что продуманность портит впечатление от снимаемого события.

Но даже экскурсии и семейные торжества подчиняются определенной логике восприятия, и довольно забавно будет впоследствии обнаружить, что в фильме про свадьбу отсутствуют молодые, а в сюжете о дне рождения — виновник торжества.

Составляйте черновой план

Не жалейте времени на то, чтобы сделать хотя бы черновые наброски будущих съемок. Продумайте, каким должен быть ваш шедевр в окончательной версии, ведь, даже снимая семейное торжество, можно особенно выделить какие-то эпизоды и раскрыть характеры его участников. Тогда съемки будут более продуктивными, а процесс последующего монтажа — более целенаправленным и осмысленным.

Хорошие операторы всегда думают о том, как будут использовать материал при монтаже. Поэтому, даже если вы снимаете свадьбу, не уделяйте внимание исключительно людям. Снимите также цветы, различные атрибуты мероприятия и интерьер помещения, где оно проходит. Основная проблема при последующем монтаже состоит именно в нехватке таких кадров. Кстати, значительно более выразительно, чем написанные при монтаже титры, выглядят какие-то указатели места на натуре: например, сцену прибытия в конечный пункт хорошо закончить кадром с какой-то вывеской.

Кроме того, фильм о каком-либо событии станет намного интереснее, если включить в него фрагменты подготовки к данному мероприятию. Главное правило, которое следует соблюдать в ходе съемок, — это снимать столько различных вариантов, сколько позволяет время. Иногда в процессе работы приходит озарение и вы решаете сделать нечто незапланированное — как правило, именно эти кадры оказываются лучшими. Не упускайте таких моментов!

Отдельно следует упомянуть о количестве исходного видеоматериала. С одной стороны, кассеты с лентой стоят недорого, поэтому экономить на них не стоит (тем более что финальный фильм можно будет записать на DVD, а ленту использовать для других съемок). Однако если снимать все, что попадется в кадр, не задумываясь о сквозном сюжете, то возрастает риск запутаться потом при видеомонтаже — у вас просто не будет ни времени, ни желания копаться в длиннющих видеороликах с разных кассет, отыскивая там выразительные видеофрагменты и звук, который можно подложить под видеоряд. С другой стороны, начинающие видеолюбители обычно впадают в другую крайность — начинают снимать короткими отрывочками по несколько секунд, из которых потом решительно нечего выбрать. Так что снимайте побольше, но обдуманно — в конце концов, ведь даже при съемке великих кинокартин множество фрагментов потом никак не используется.

Держите кадр и не экономьте пленку

Что касается количества снимаемого материала, то рекомендуем придерживаться золотой середины. Но если уж сцена для съемки выбрана, то держать кнопку записи на ней нужно с солидным запасом. Возьмите себе за правило: при съемке какого-либо, даже незначительного на первый взгляд объекта необходимо держать запись еще секунд пять уже после того, как вам захочется выключить камеру. Благодаря этому вы обеспечите себе больше возможностей для монтажа. А для оживления фильма очень пригодится одновременная съемка с другой видеокамеры (для этого можно скооперироваться с друзьями или знакомыми). Если же видеокамера только одна, то переснимите ту же сцену с другой точки, под другим углом зрения. Тогда к моменту монтажа вы будете располагать несколькими вариантами, которые можно будет компоновать вперемежку, чтобы результат получился более «живым» и профессиональным. И уж если вам в голову пришла новая идея, ракурс или сцена, то пойдите и снимите ее, не жалея пленки!

Пользуйтесь штативом

Штатив для видеосъемки — вещь просто обязательная. Даже если не все фрагменты удается снять со штатива, то, перемежая при монтаже съемки со штатива и с руки, вы все равно получите более выразительное и профессиональное видео. Во-первых, материалы, отснятые со штатива, лучше смотрятся, а во-вторых, неустойчивое изображение, которое получается при съемке с руки, хуже поддается компрессии. Возможно, в некоторых музыкальных клипах или рекламных роликах дрожание камеры используется как художественный прием, но даже в этом случае оно сильно утомляет. Так что сделайте подарок не только себе, но и своим будущим зрителям — приобретите удобный штатив.

Не трогайте трансфокатор

Одна из грубейших ошибок, которую делают при съемке начинающие видеолюбители, — злоупотребление приближением/удалением объектов (то есть частое использование такого инструмента, как трансфокатор, или ZOOM). Новички почему-то искренне считают, что использование наездов или панорамирования заметно оживляет съемку, а потом удивляются, что полученное таким образом видео очень трудно смотреть.

Правильнее было бы нажимать кнопку ZOOM, как на фотоаппарате, — только для того, чтобы откадрировать сцену, а потом при съемке лучше вообще ее не трогать. Если же нужен крупный план, то нужно приостановить съемку, приблизить объект (или просто подойти к нему поближе) и начать снимать новый фрагмент. Не забывайте, что на максимальном удалении или приближении (то есть в крайних положениях трансфокатора) объектив меняет свои оптические характеристики: вы получаете либо короткофокусный (широкоугольный) объектив, глубина резкости которого максимальна, либо длиннофокусный объектив (телевик), глубина резкости которого минимальна. В первом случае в фокусе будут находиться объекты не только переднего, но и заднего плана, что иногда отвлекает от восприятия основной сцены, а у длиннофокусного объектива глубина резкости, напротив, настолько мала, что ошибка в фокусировке может привести к нечеткости всего кадра. Кроме того, чем больше фокусное расстояние, тем сильнее проявляется тряска камеры при съемке без штатива. Однако длинный фокус может быть полезен, если вы хотите, чтобы предмет съемки был в фокусе, а фон — размытым (что используется, например, при портретной съемке крупным планом). Если же вы хотите исключить ошибки фокусировки и добиться того, чтобы все детали в кадре были резкими, а сцена приобрела дополнительную глубину, то пользуйтесь коротким фокусом. А для того, чтобы не менять фокуса для кадрирования сцены, можно просто подойти поближе или отойти подальше от объекта съемки, не пользуясь при этом трансфокатором.

Если же вы все-таки решили прибегнуть к движению камеры (будь то панорамирование, изменение фокусного расстояния или просто следование за объектом), то старайтесь вести камеру как можно медленнее. Кроме того, фокус и баланс белого при панорамировании и наезде необходимо фиксировать вручную во избежание возможных нарушений работы автофокусировки и нежелательного изменения цветов при автоматическом балансе белого.

Помимо неприятно быстрого движения кадра, потери фокусировки и изменения цветов при использовании трансфокатора в динамике, вы можете в спешке отрезать чью-то голову или неудачно откадрировать финальную сцену, испортив таким образом весь сюжет. Исправить такие погрешности, к сожалению, уже невозможно! Кстати, не забывайте о том, что края кадра на бытовом телевизоре обязательно обрежутся, поэтому не доводите важные части сцены до границы видоискателя. Однако и оставлять слишком большие поля тоже неразумно. Работу профессионала всегда можно узнать по тому, насколько удачно скадрирована сцена и какую долю в кадре занимают значимые объекты. Если вам удастся исключить из кадра то, что не несет никакой информации, то видео получится более выразительным. И вообще, старайтесь избегать средних планов — чем план крупнее, тем лучше смотрится видео (исключение составляют только общие планы каких-либо видовых съемок).

Следите за фоном

Нет ничего неприятнее отвлекающих внимание деталей в кадре, а также перегруженного или движущегося фона, поэтому выбирайте фон тщательно. Помните, что у камеры нет бокового зрения, поэтому картинка на экране будет напоминать скорее вид из амбразуры танка, нежели то, что вы видели при съемке. В результате многое из отснятого может быть непонятно зрителю. Кстати, для увеличения угла зрения, если вы часто снимаете в небольших помещениях, пригодится широкоугольная насадка. Проблемы фона она, конечно, не решает, но позволяет избавиться от тесноты.

Кроме того, перегруженный или движущийся фон хуже поддается компрессии. Конечно, фон не должен быть совсем уж серым и однообразным (цвет делает фон более привлекательным), но в его цветовом решении должна быть какая-то однотонность и уравновешенность.

Подбирайте освещение

Не забывайте, что хорошее освещение способно значительно улучшить качество съемки. Поэтому если вы снимаете в помещении, то оптимальный осветительный комплект должен включать не менее трех источников. Базовая схема освещения для художественной съемки состоит из основного источника, размещенного близко к камере; заполняющего света, направленного на предмет съемки и расположенного с другой стороны от камеры; и заднего, или контрового, света, который находится за предметом съемки и предназначен для того, чтобы он не сливался с фоном (этот источник иногда называют рисующим). Кстати, во время съемки с искусственным освещением не забудьте проконтролировать баланс белого (выставить его на искусственное освещение или настроить вручную по белому листу), иначе вы рискуете получить на видео бледные или синюшные лица.

При съемках вне помещения лучше подсветить объект накамерной лампой или каким-либо отражателем. В качестве отражателя можно использовать любой белый экран или даже солнцезащитный зонтик. Сюжеты, снятые в тени без дополнительной подсветки, получаются довольно мрачными. Если же вы снимаете на ярком солнце, то внимательно следите за игрой света и тени: она может как оживить кадр, так и безнадежно его испортить. От нежелательных бликов отраженного света защищают специальные поляризационные светофильтры (UV, ND, PL). Они гасят эффекты отражения и яснее выделяют краски, а кроме того, предохраняют основной объектив от загрязнения.

В начало В начало

Приступаем к монтажу

Предыдущие советы помогут вам сделать видео более совершенным и облегчат работу при монтаже материала. А теперь рассмотрим основные приемы при вводе видео в компьютер для последующего монтажа.

Расчистите жесткий диск

В идеале для записи видео следовало бы завести отдельный жесткий диск или даже два — один для исходного, а другой для финального материала. Таким образом вы оптимизируете рабочее пространство и добьетесь максимальной производительности.

Если же диск один, то нужно, по возможности, привести его в состояние максимально приспособленное к записи видео. Перед началом работы необходимо убрать с него все лишнее и провести дефрагментацию — тогда видеозапись потечет гладко и быстро.

 

Обтесывайте глыбу по частям

Лучше заранее просмотреть отснятый материал, чтобы при вводе порезать его на небольшие кусочки. Короткими фрагментами манипулировать куда проще, чем громоздкими. И выстраивать сцены удобнее, когда они записаны по отдельности, а не одним огромным файлом. Конечно, порезать видео можно будет и потом, уже при монтаже, но проведя его анализ на предварительном этапе, вы сохраните довольно много времени.

Проверьте полученный материал

Даже самое лучшее оборудование иногда дает сбои. Поэтому после захвата изображения с каждого отрезка видеопленки сразу прокрутите его и проверьте, нет ли в дисковой версии каких-нибудь накладок, помех или пропусков кадров. Гораздо проще сразу же перезаписать видео, чем искать нужное место на пленке, когда вы уже монтируете финальную сцену.

Не злоупотребляйте спецэффектами

Когда имеешь дело с «крутыми» видеомонтажными пакетами, в которых есть всякие наплывы-растекания и прочие эффектные штучки, ужасно трудно удержаться и не вставить их просто ради интереса. Однако такие желания нужно в себе подавлять беспощадно. Один-два эффекта впечатляют, но если вы нашпигуете ими фильм под завязку, они будут только вызывать раздражение и отвлекать внимание зрителей от основного сюжета.

Профессионалы, как правило, пользуются только появлениями/уходами в затемнение (Fade In/Fade Out) и изредка так называемыми наплывами (когда один фрагмент проявляется через другой), причем время действия таких эффектов делают максимально коротким, чтобы не отвлекать зрителя.

Итак, мы дали вам общие рекомендации по съемке и монтажу. Дальнейшие ваши действия будут зависеть от конкретной программы, которой вы воспользуйтесь. Надеемся, что наши советы помогут вам избежать ошибок, способных погубить даже хорошо продуманный проект, реализованный в самой лучшей монтажной программе. Ведь в конце концов вашу работу будут определять не используемые средства, а приобретенные навыки. Желаем, чтобы зрители по достоинству оценили ваше мастерство и не зевали при просмотре!

КомпьютерПресс 8'2005


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует