Телевидение высокой четкости

Олег Татарников

Digital Intermediate

Съемка в HD

Прокат

Россия на пути к цифровому телевидению

Что мы будем смотреть по HDTV?

 

Формат цифровой записи HDV

Оптимальное расстояние до экрана

 

В настоящее время телевидение высокой четкости (ТВЧ или HDTV — High Definition TeleVision) является самой передовой и высокотехнологичной областью цифрового телевидения — возникновение HDTV имеет столь же большое значение для кино- и телеиндустрии, как появление цветного телевидения в 60-х годах прошлого века.

Стандарты HDTV в ближайшие 10-20 лет практически полностью решат проблемы повышения качества видеосъемок и трансляции телевизионного изображения. Более того, благодаря HDTV появилось новое понятие — цифровой кинематограф, то есть производство, распространение и показ фильмов в кинотеатрах может теперь осуществляться не на традиционной 35-мм кинопленке, а на цифровых носителях или даже передаваться по цифровым сетям. При этом качество цифрового видеоизображения почти не отличается от «киношного».

Принимая во внимание бурный рост цифрового телевидения за рубежом и появление новых стандартов, обеспечивающих повышение качества вещания, а также новых средств отображения информации, данный сектор телекоммуникаций может быть признан сегодня одним из наиболее перспективных объектов для финансовых инвестиций.

Digital Intermediate

Сегодня сообщество создателей кино (подобно тому, как это было недавно в фотографии после появления цифровой съемочной аппаратуры) разделилось на две группы: на тех, кто остается верен пленке, традиционным способам съемки и старым методам производства картин, и на тех, кто видит перспективу развития этого вида искусства в современных цифровых технологиях.

При этом к последним относятся не только кинематографисты нового поколения, но и такие мэтры, как Джордж Лукас, снявший последние серии «Звездных войн» при помощи видеокамер высокой четкости и решивший еще в 2001 году никогда больше не возвращаться к пленке.

Конечно, тех, кто занимает в этом вопросе полярные позиции, сегодня немного. Большинство кинематографистов понимают, что современный процесс кинопроизводства представляет собой эффективное сочетание традиционных подходов и новых технологий. И даже те фильмы, которые снимаются на пленку и с нее же демонстрируются, обычно проходят в процессе подготовки целый ряд промежуточных этапов, сопровождающихся переводом в цифровую форму, и подвергаются цифровой обработке изображения.

Промежуточные цифровые процессы в кино выделены сегодня в отдельную область кинопроизводства, которая получила специальное название — Digital Intermediate (DI). Системы DI расширяют возможности цифровой кинематографии и предоставляют технологии, открывающие поистине безграничные возможности для творчества.

Что же такое DI в контексте кинопроизводства? Процесс создания картины можно условно разбить на три этапа: съемка, монтаж (преобразование материалов в готовый фильм) и, наконец, выпуск фильма на экраны (включающий распространение, прокат, передачу и т.д.). Термин Intermediate в этом контексте обозначает процессы, происходящие на втором, промежуточном этапе. Традиционно на этом этапе производятся проявка пленки, склейка негативов на монтажных столах, цветокоррекция, озвучивание, добавление спецэффектов и, наконец, печать копий для дальнейшего показа. Новейшие достижения цифровых технологий позволяют выполнять эти процессы в цифровой форме, то есть можно создать компьютерную кинолабораторию, которая будет выполнять все промежуточные процессы кинопроизводства — Digital Intermediate.

Преимущества DI очевидны — цифровые технологии позволяют ускорить процессы производства, упростить многие трудоемкие стадии этих процессов и повысить гибкость управления на всех стадиях. Кроме того, DI позволяет не только распространять кино на традиционных носителях, но и создавать различные версии для альтернативного показа (в том числе по HDTV или на DVD-дисках). Немаловажной особенностью DI-процессов является и то, что при помощи цифровых технологий можно создавать трейлеры и высококачественные рекламные ролики еще до завершения производства фильма.

 

Что касается монтажа, то DI не только обеспечивает быструю склейку фрагментов будущего фильма и дает возможность покадровой реализации оптических эффектов и различных монтажных переходов, таких как шторки и наплывы, но и позволяет производить сложную цветокоррекцию, стабилизацию изображения (удаление дрожания камеры в процессе съемки) и даже изменение крупности плана непосредственно во время монтажа (отсканированную пленку и даже кадры HD-видео можно немного увеличивать без потери качества). И это не говоря уже о тех компьютерных спецэффектах, которыми изобилуют современные фильмы!

Цифровые технологии в кинематографии начали применять еще в 1980-х годах (сначала для чернового монтажа и только потом для создания спецэффектов), но лишь к началу 1990-х, особенно после появления фильма «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, цифровые эффекты в фильмах оценили по достоинству. И уже в 1990-е годы кинематографисты получили возможность реализовывать все свои фантазии, а кино действительно стало цифровым. И правда — разве можно было представить себе в 1980-х такие полномасштабные зрелища, как в «Титанике», или такие фантастические миры, как в «Пятом элементе»?

Сегодня принято ругать модные блокбастеры за обилие компьютерных эффектов, но признайтесь честно, кто сейчас, после просмотра таких фильмов, как «Матрица», сможет смотреть полеты на ковре-самолете в «Старике Хоттабыче» без саркастической улыбки? И это без учета того, что абсолютное большинство современных цифровых эффектов попросту незаметно зрителю — настолько реалистично и «натурально» всё сделано.

В начало В начало

Съемка в HD

У цифрового кино много преимуществ. Так, для режиссеров, снимающих сразу на цифровую HD-камеру, наиболее важной является возможность увидеть весь проект на самых ранних стадиях (не дожидаясь, как раньше, пока проявится пленка). Теперь можно вносить серьезные изменения в фильмы даже в процессе чернового монтажа и просматривать результат на большом экране.

Продюсеры радуются сокращению времени, затрачиваемого на производство, уменьшению расходов, связанных с внесением различных изменений, и быстрому созданию финальных копий во всех форматах, необходимых для распространения.

Довольны и прокатчики, которые получили возможность оперативно вставлять рекламу на цифровых носителях. Ведь, как известно, даже в кинотеатрах продажа билетов дает менее половины дохода, четверть приносит именно реклама, а остальное — это буфет, игровые автоматы и тому подобные развлечения. О перенасыщенности телевидения рекламой и говорить не стоит.

Рады и зрители, которые после просмотра HDTV сравнивают его с «открытым окном», заменившим «амбразуру» обычного телевидения. Не меньшую роль в плане психоэмоционального воздействия играет звуковая атмосфера Dolby Digital, присущая телевидению высокой четкости и цифровому кинематографу.

Однако съемки в HD создают ряд проблем. Во-первых, переход на ТВЧ предъявляет очень строгие требования к декорациям. Даже те декорации, которые ранее применялись для киносъемок (не говоря уже о телевидении), совершенно не годятся для HD. Муляжи и пластмассовые фрукты придется теперь выбросить — обман мгновенно обнаруживается на экране высокого разрешения. Также при съемке в HD повышаются требования к мейкапу, гриму, костюмам и даже к мимике актеров. Таким образом, новые технологии съемки требуют изменения всего съемочного процесса.

Что же касается видеоаппаратуры для съемок HD, то здесь производители лукавят. То есть на самом деле современные цифровые видеокамеры можно разделить на полноценные HD и некие субформаты типа HDV. Например, недорогие видеокамеры HDV обеспечивают большее разрешение и «честный» формат кадра 16:9, однако промежуточное цветовое субкодирование 3:1:1 и формат MPEG-2 с высокой компрессией не позволяют говорить о безусловном превосходстве нового HDV-формата даже над старым DV-форматом видеосъемки. MPEG-2, например, более чувствителен к сбоям, и если на DV-ленте выпадение одного кадра было практически незаметным, то для HDV это может вылиться в полсекунды темноты. Кроме того, не только бытовые и полупрофессиональные HDV-камеры, но и некоторые недорогие профессиональные ТВЧ-камеры типа Sony HDC-X300 грешат сильной компрессией изображения и не способны обеспечить разрешение свыше 1400x1080.

     

Формат цифровой записи HDV

Субформат HDV быстрыми темпами распространяется в телепроизводстве как недорогое решение для подготовки материала для HDTV. Этот формат принят на вооружение не только телевизионщиками, но и кинокомпаниями с ограниченным бюджетом, которые получают доступное оборудование для кинопроизводства.

 

Краткая характеристика формата

Краткая характеристика формата

 

Другое дело — профессиональные видеокамеры формата HDCAM SR, такие как Sony HDC-F900/F950. Как источник видеосигнала — это формат записи 4:4:4 RGB HDTV без какого-либо промежуточного цветового субкодирования, и запись цифрового компонентного HD-видео осуществляется с полным разрешением RGB 1920x1080 с прогрессивной или чересстрочной разверткой. Правда, такие камеры, как HDC-F900 или HDC-F950, стоят очень дорого — около 100 тыс. долл. Есть, конечно, камеры типа Sony HDW-730/750 подешевле (за 50-70 тыс. долл.), но это уже формат HDCAM с цветовым субкодированием 4:2:2 RGB HDTV.

Однако, картинка, которая получается после съемки в HD даже на Sony HDC-F950, несмотря на специальные киноэффекты, предусмотренные в самой камере, все равно остается телевизионной, то есть слишком «жесткой» по сравнению с тем, что снято на пленку. Однако здесь можно использовать целый ряд ухищрений — от специальных адаптеров с кинообъективами до промежуточной компьютерной обработки «под кино».

Кстати, если бюджет не позволяет снимать на полноценный High Definition, то можно снимать и на HDV со специальным адаптером Mini35 и кинообъективом. «Настоящее» кино удается получить за счет того, что внутри такого адаптера установлено матовое стекло с размером кинокадра 35 мм, на которое проецируется изображение, получаемое с помощью установленного на адаптер кинообъектива. Матовое стекло добавляет эффект зернистости пленки, необходимый для придания «киношного» стиля. ПЗС видеокамеры фиксирует полученное изображение, снимая с матового стекла реальный кинокадр «35-мм кинокамеры» без искажения глубины. Адаптер Mini35 можно установить и на большинство профессиональных DV-камер производства Canon, Sony и Panasonic.

Так, на лондонском форуме по видео, прошедшем в начале прошлого, 2005 года, было много разговоров о владельце камеры Sony FX1, который разобрал свой новый камкодер, убрал стандартный объектив этой камеры и заменил его на адаптер для крепления объективов для кинокамер. Итальянский продюсер и кинематографист Матео Рикчетти (Matteo Ricchetti) даже опубликовал картинки с описанием этой процедуры на своем сайте Eidomedia и был приглашен в Лондон для показа результатов. Утверждается, что полученная HDV-камера дает точно такое же качество картинки, как и пленка «Супер 16 мм», на которой снимается сегодня большинство фильмов стандартного (узкого) формата.

В начало В начало

Прокат

Если телевидение так и не стало альтернативой кинопоказу (не тот масштаб и слишком низкое качество), то сегодня наконец-то появилась реальная альтернатива пленке — цифровой кинотеатр, или, как его еще называют, медиатеатр, где используются проекторы, сигнал на которые передается с цифровых систем High Definition, то есть пленка в данном случае вообще отсутствует. При этом такие проекторы применяются не только для показа фильмов в кинотеатре, но и для оценки просмотровых копий в студии. В результате режиссеры и продюсеры фильмов могут вполне адекватно оценить фильм еще на этапе подготовки (не секрет, что раньше результаты просмотра на монтажном столе и на широком экране зачастую не совпадали). Сегодня флагманские модели профессиональных проекторов взяли уже такие рубежи разрешения кадра, как 2-4К, и способны работать на экранах шириной до 20-30 м. Иногда для проецирования на широкий экран используется связка из нескольких синхронизированных проекторов. Например, компания Panasonic выпускает линейку проекторов PT-D с возможностью параллельной работы — до 100 проекторов можно объединить в массив 10Ѕ10 и проецировать одно изображение на огромном экране. При этом обеспечивается сглаживание границ, что позволяет воспринимать результирующую картинку как единое целое. Изображение, полученное с таких систем, действительно впечатляет.

     

Оптимальное расстояние до экрана

Раньше для всех действующих стандартов аналогового телевидения оптимальное расстояние до телевизора составляло около семи высот экрана (7h). Утверждалось, что при наблюдении с расстояния меньше 7h изображение становилось нечетким. При этом ни телевизоры с разверткой 100 Гц, ни ЖК-панели не могли радикально изменить ситуацию.

А вот системы HDTV допускают приближение к экрану до трех высот изображения (3h), обеспечивая при этом ясность деталей, которые различимы в исходном сюжете для наблюдателя со средней остротой зрения. Причем при сокращении расстояния просмотра и соответственно расширении поля зрения в горизонтальном направлении происходит психологическое слияние пространства наблюдателя с пространством системы показа изображения, появляется чувство глубины и обеспечивается эффект присутствия, который начинает проявляться при углах зрения порядка 20-30°. Однако существуют определенные ограничения в плане физиологии зрительного аппарата, связанные с восприятием движущихся объектов в телевизионных сюжетах, особенно при панорамировании. Визуальный аппарат человека не способен воспринять слишком быстрое перемещение с близкого расстояния.

Специальные испытания, проведенные с киноэкранами и HDTV-панелями в целях определения оптимального расстояния для просмотра движущихся изображений, показали, что расстояние для длительного просмотра при быстром перемещении объектов должно составлять приблизительно 4h для того, чтобы зритель не испытывал усталости от просмотра. Изображения статичного характера могут просматриваться с более близкого расстояния.

 

 
В начало В начало

Россия на пути к цифровому телевидению

Цифрового телевидения в России пока нет (если, конечно, иметь в виду эфирное, а не спутниковое телевидение, для которого достаточно купить соответствующий цифровой ресивер и повернуть тарелку на спутник ASTRA, SIRIUS2, HELLAS2 или др. — в результате можно получить даже полноценное HDTV). Нет, к сожалению, у нас пока и цифровых кинотеатров. Однако есть постановление Правительства о переходе всей страны на цифровое вещание к 2015 году. Напомним, что Россия сегодня на 10 лет отстает от Японии, где цифровое телевидение стало обязательным уже в прошлом, 2005 году. Разрыв с европейцами не столь велик. Германия перейдет на цифровое вещание в 2010-м, Великобритания — в 2007 году.

Однако то, что Россия отстает от других стран по внедрению HDTV, может оказаться нам выгодно. Ведь мы сможем выбирать из всего спектра предлагаемого оборудования лучшие образцы, доказавшие на практике свое реальное преимущество. Кроме того, ожидается, что к 2015 году цифровое телевидение неизбежно подешевеет до приемлемого для всех уровня. Кстати, массовая замена телевизоров населением — удачное время для восстановления рыночных позиций российских производителей, которые заметно ослабли в 90-е годы.

 

Впрочем, Россия до сих пор заметно отстает от европейских и североамериканских государств и по уровню распространения обычного телевизионного вещания. Так, по данным Госкомстата, на начало нынешнего века две и более программы телевидения могли смотреть 96,7% городского населения и 91,4% сельского, три и более соответственно — 73,3 и 43,2%, а четыре и более — 54,1 и 20,7%. Хотя в целом население России имеет около 85 млн. телевизоров и телевидением охвачено 99,1% населения России, в том числе сельского — 97,8%. Но, возможно, с появлением цифрового телевидения можно будет частично решить и эту проблему, так как там, где по существующему каналу связи можно было передавать только одну аналоговую программу телевидения, цифровых программ можно будет передать сразу несколько.

Что касается вещания в HDTV, то сегодня уровень проникновения приемников ТВЧ в России, по оценкам экспертов, не превышает 1%, однако уже к 2010-2012 годам по крайней мере половина ТВ-приемников будет HD-Ready, то есть готовых к приему ТВЧ. Сегодня у нас для HDTV широко продаются проекторы, плазменные панели, проекционные телевизоры и ЖК-панели, которые выпускают компании Sharp, Samsung, JVC и другие. Предполагается, что именно с 2006 года начнется особенно бурный рост этого рынка и его объем к 2010 году может составить около 10 млрд. долл. Однако это вовсе не означает, что для просмотра цифрового телевидения понадобится обязательно заменить старый телевизор. Посредником между телевизором и средой распространения HDTV-сигнала послужит декодер, так называемый set-top-box. Это устройство принимает цифровой сигнал, преобразует его в аналоговый и подает на вход ТВ-приемника — зрителю остается только выбрать канал. В настоящее время стоимость декодера составляет примерно 100 долл., но она быстро падает. Существуют и более дорогие декодеры — ценой в несколько сот долларов, которые «понимают» цифровые сигналы всех стандартов. Однако здесь есть определенные проблемы. Во-первых, если экран телевизора традиционного формата 4:3, а не 16:9, то изображение HDTV будет занимать лишь полосу, подобно тому, как сейчас по обычному телевизору показываются широкоформатные фильмы. Кроме того, если сегодня HDTV идет в формате MPEG-2, то, возможно, в будущем оно перейдет на MPEG-4 (полностью или частично) и с нынешними декодерами возникнут такие же проблемы, как сегодня с DVD-плеерами.

В преддверии всеобщего перехода на телевидение высокого качества в нашей стране реализуется ряд коммерческих HDTV-проектов. Так, например, ФГУП «РТСР» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть») на базе сети коммерческого телевизионного вещания MMDS (Microwave Multipoint Distribution Service — микроволновые многоточечные распределительные системы) компании «Космос-ТВ» разрабатывает программу ТВЧ-вещания. Системы сотового телевидения на основе технологии MMDS открывают широкие возможности и по увеличению числа программ, ретранслируемых на региональном уровне: вместо 2-5 существующих аналоговых каналов телезрители смогут увидеть до 100 цифровых программ. Пока HDTV в сотовой сети компании «Космос-ТВ» будет транслироваться только в московском регионе, но после отработки технологий подобные коммерческие сети могут получить распространение и на всей территории России.

О своей готовности к трансляции HDTV заявили недавно компания кабельного телевидения «Комстар» и компания спутникового телевидения «НТВ+», которые также планируют начать вещание в стандарте телевидения высокой четкости в 2006 году. По сравнению с установкой стандартного комплекта «НТВ+» стоимость оборудования для приема HDTV возрастает примерно на 500 долл., но при этом не только приобретается возможность смотреть спутниковые каналы телевидения высокой четкости, но и обеспечивается значительное улучшение качества просмотра программ. Внедрение HDTV безусловно повысит привлекательность коммерческих сетей и, возможно, привлечет туда новых клиентов. Таким образом, HDTV для коммерческих вещателей — это не только способ улучшения качества вещания, но и элемент позиционирования на рынке. Кстати, интересы вещателей спутникового цифрового телевидения уже сталкиваются с интересами игроков, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет, которые активно популяризируют услуги IP-телевидения (например, московский оператор ADSL-услуг «МТУ-Интел» уже давно предоставляет услуги цифрового телевидения «Стрим ТВ»), поэтому достижение качества вещания, пока что недоступного нашим широкополосным Интернет-сетям, усилит позиции кабельных и спутниковых вещателей в конкурентной борьбе.

При этом отметим, что качество цифрового телевидения, благодаря применению высокоэффективных каскадных корректирующих кодов в любых условиях приема, остается одинаково высоким как для стационарных ТВ-приемников, так и для мобильных, например работающих в движущемся транспорте. Так что новое цифровое телевидение будет успешно осваивать и мобильную нишу.

В начало В начало

Что мы будем смотреть по HDTV?

Что касается подготовки отечественного контента для ТВЧ, то сегодня в России, по данным компании «ЭРА», продающей телевизионное оборудование, в рабочем состоянии находится уже более 130 комплектов оборудования для съемки полноценного High Definition. Это больше, чем в Германии — самой богатой стране Европы. А значит, наша страна уже готова к производству HD-контента. Съемочную технику HD-формата производят такие ведущие компании, как JVC и Sony, а все основные производители компьютерных систем для видеомонтажа уже давно объявили о поддержке HD-формата.

В 2003 году петербургский режиссер Александр Сокуров приобщил российского зрителя к цифровой революции в кино, сняв на HD без отключения камеры и по-

следующего монтажа единым планом свой знаменитый «Русский ковчег». Кстати, снимал он такой же камерой, которую использовал Джордж Лукас при съемках последних эпизодов «Звездных войн», — Sony F900 CineAlta 24 HD (HDW-F900). А непосредственно перед Новым годом по каналу РТР прошел сериал «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, снятый на HD такой же камерой. По утверждению режиссера, сделанному в его интервью журналу «Техника и технологии кино», в этом фильме использовалось 164 минуты компьютерной графики (то есть больше, чем объем всего «Гарри Поттера» с компьютерными эффектами и без). Так что и у нас достаточно много снимают на HD и будут снимать еще больше.

А к февралю ожидается всплекс ажиотажа вокруг HDTV во всем мире, поскольку вещание зимних Олимпийских игр в Турине (а затем и чемпионата мира по футболу в Германии) будет вестись только по технологии ТВЧ, так что новый формат высокой четкости получает сегодня все более широкое признание и этот процесс идет намного быстрее, чем предсказывалось ранее.

КомпьютерПресс 1'2006


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует