Под управлением «электронного правительства»
Мы наш, мы новый мир построим…
Начиная с 2001 года во всем мире реализуются ИТ-проекты, направленные на оптимизацию структуры госуправления. Такие проекты носят общее название e-government (электронное правительство), причем сюда относятся различные по значимости преобразования на разных уровнях власти: от установки call-центра в органах местной администрации и открытия сайта министерства до ввода безбумажного документооборота во всем госаппарате и организации выборов через Интернет, однако в данной статье акцент будет сделан на системах национального масштаба.
Мы наш, мы новый мир построим…
олная практическая реализация системы e-government должна включать такие компоненты, как ИКТ-средства взаимодействия между госведомствами (для повышения качества управления), государственная компьютерная система (для взаимодействия общества, бизнеса и органов власти), Web-ресурсы правительственных и законодательных органов, правительственная система управления корпоративного типа, средства по обеспечению информационной безопасности государства. В рамках этих программно-аппаратных комплексов должны решаться проблемы обеспечения равного доступа граждан к ресурсам, предоставляющим информацию и услуги, проблемы создания канала электронных госзакупок, дистанционной реализации контрольных и фискальных функций, повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений, снижения расходов на содержание госаппарата, борьбы с коррупцией и т.д.
Разумеется, внедрение e-government в национальном масштабе может растянуться на многие годы. При этом существуют признаки, позволяющие определить текущую стадию развития, например на основе онлайн-изменений. Так, на первой стадии правительственные органы начинают осваивать Интернет, в национальном сегменте Сети появляется ряд сайтов различных ведомств, но выполняют эти сайты исключительно информационную функцию.
На второй стадии на таких сайтах увеличивается количество обновляемого контента: там появляются новости, правовые документы и официальные публикации; комфортность работы повышается за счет появления дополнительных служб, например поиска по сайту; частично проявляется интерактивная составляющая обычно это e-mail для обратной связи с пользователями-гражданами. Ко второму этапу сейчас, по всей видимости, приближаются российские разработки.
Отличительная черта третьей стадии высокий уровень интерактивности сайтов. Правительственные порталы начинают предлагать информацию, интересную конкретным категориям представителей бизнеса и граждан; поддерживается загрузка форм и бланков; внедряются механизмы аутентификации.
На четвертой стадии у пользователей появляется возможность онлайн-взаимодействия. Через Интернет граждане могут получить различные документы: паспорта, свидетельства, визы, лицензии, разрешения и т.п. На этом же этапе реализуется прямой доступ к государственным сервисам, например появляется возможность заплатить налоги через Сеть посредством ЭЦП. На пятой стадии правительство может осуществлять через онлайн все услуги бизнесу и гражданам, а последние могут ими пользоваться.
Для обмена данными между госслужбами (G2G) разработчики e-government создают специальные форматы, обычно базирующиеся на XML. Унификацией форматов занимаются специальные организации. Так, стандарт документов для международной торговли UNeDocs, основанный на XML, был создан Европейской экономической комиссией ООН (United Nations Economic Commission for Europe, UN ECE). К 2006 году языки на XML-основе станут универсальной основой для взаимодействия большинства систем e-government в странах Запада.
«Электронные» выборыСвоеобразным символом открытости и подотчетности государства в отношениях с гражданами является прямое участие населения в решении общегосударственных и местных вопросов через онлайн-голосование. Государственные структуры получают в этом случае замечательную возможность проанализировать общественное мнение практически по любому вопросу с последующим принятием решений.
«Электронные» выборы, по всей видимости, будут получать в ближайшие годы все большее распространение, так как подобные мероприятия уже в настоящее время могут быть осуществлены в ряде стран как политически, так организационно и технически, не говоря уж об экономичности проведения выборов по онлайн-каналу. В США во время последнего волеизъявления граждан уже использовалась система онлайн-обработки поступающих голосов совместной разработки Election.Com и Microsoft. За 15 часов подобный комплекс может обработать до 200 млн. голосов. Аппаратное обеспечение 42 сервера Compaq с объемом оперативной памяти в 64 Гбайт. Впрочем, можно обратиться и гораздо ближе к нашим границам. В соседней Эстонии в сентябре 2005 года Верховный суд преодолел вето президента и разрешил гражданам голосовать на октябрьских выборах в Таллинский муниципалитет через Интернет. Проголосовать можно было с любого компьютера, оборудованного картридером для чтения пластиковых ID-карт, удостоверяющих личность (они есть у 60% эстонцев). В России же система электронного голосования в ближайшее время не будет реализована. Председатель отечественного Центризбиркома сообщил, что механизмы, гарантирующие полную безопасность данных голосования, пока не отработаны.
|
||
Зарубежный опыт
еализацию последней стадии в США освещает сайт www.firstgov.gov. В рамках этого портала объединены 27 млн. федеральных правительственных единиц для наиболее эффективного оказания услуг гражданам. В частности, в 2006 году планируется 15% всех американских налогов (602 млрд. долл.) взимать через Сеть. Это не единственный онлайн-сервис e-government в США. Существуют и другие порталы с более узкой направленностью, например консультационный сервис президентской администрации Ask the White House, однако Firstgov.gov можно назвать основой американского «электронного правительства». В Великобритании аналогичные функции выполняют ресурсы www.direct.gov.uk и www.gateway.gov.uk, а в Канаде концепция e-government реализована в портале Canada Site canada.gs.ca. По данным исследовательской компании Accenture, США стоит на третьем месте по уровню общения с гражданами через Сеть опережают Америку Канада и Сингапур.
Шлюз e-government в США…
На территории Евросоюза внедрение решений e-government является частью общей политики всех стран, о чем сказано в директиве eEurope 2002 Plan. На данный момент в большинстве стран Европы проекты «электронного правительства» либо завершены, либо близятся к заключительной стадии. С 2006 года информационное развитие стран Евросоюза начинает протекать в рамках программы eGovernment Action Plan, согласно которой предполагается воспользоваться лучшими разработками в сфере «электронного правительства» отдельных стран и распространить успешный опыт на весь Евросоюз. В частности, уже были отмечены системы Revenu On-Line (Ирландия), KSI ZUS (Польша), Kadaster-on-line (Нидерланды) и система электронного выставления счетов (Дания).
…в Великобритании…
В Великобритании будущей весной должны завершиться работы по оснащению специализированным ПО систем e-government для органов местного управления. Для общенационального проекта органам власти британских административных единиц был предоставлен онлайн-каталог более чем из 1,7 тыс. приложений, в который включены системы управления контентом, руководства по внедрению CRM, электронных закупок, систем смарт-карт и др. Загрузить продукты может и любой пользователь. Последующая оценка ПО станет основным источником информации о качестве внедряемых систем.
…и в Канаде
Однако, как показывает практика, появление новых возможностей еще не означает, что ими будут пользоваться. Вряд ли мы погрешим против истины, если скажем, что в России, например, трудности реализации подобных программ обычно связываются с неэффективностью власти, слабой поддержкой инноваций на федеральном и региональных уровнях и т.д. Что касается ситуации за рубежом, то существенным фактором, тормозящим развитие информационного общества, является не только (а порой и не столько) власть, но и население. Так, по результатам исследования Taylor Nelson Sofrer, две трети респондентов испытывают неуверенность при отправке персональной информации через Сеть. В среднем к сервисам e-government в развитых странах прибегает только около 25% населения, а 20% Интернет-пользователей мира получают через эти сервисы правительственную информацию, 9% скачивают официальные бланки, но только 7% передают свои личные данные в госорганы.
Внедрение системы e-government долгосрочный проект. Некоторые страны, освоившие ИТ в госуправлении достаточно давно, в настоящее время начинают модифицировать системы в соответствии с изменившимися требованиями и с учетом обнаруженных недостатков. Так, в минувшем году Шведское агентство государственного менеджмента разработало новую модель измерения развития e-government в органах власти. Эта модель, основная задача которой сделать власть более ответственной за свои достижения, уточняет прежнюю концепцию госсервисов 24/7 Agency (как видно, название отражает основное назначение системы сделать доступными услуги госслужб все 24 часа в сутки, 7 дней в неделю) и ставит на первое место не технические вопросы, а удовлетворение потребностей граждан. Открытость и доступность госструктур достигается в том числе и за счет регулярного анализа законодательства на предмет его соответствия задачам e-government.
Аналогичные меры принимаются и в соседней Норвегии, где в 2005 году Министерство модернизации (Norwegian Ministry of Modernisation) обнародовало новую стратегию развития «электронного правительства» eNorway2009. Среди целей введение к концу года новой версии персонализированного и защищенного портала услуг Norge.no, функционирующего по принципу «одного окна». К концу 2007 года все желающие должны получить возможность взаимодействовать с органами власти в онлайне. В 2008-м бизнес получит возможность отсылать отчетность в контролирующие органы через Сеть, а к концу 2009 года передача несекретной информации внутри госструктур должна быть переведена в электронный формат. Переход министерств к онлайн-коммуникациям ожидается уже в 2007-м. Компьютерные системы, используемые в госуправлении, будут основываться на открытых стандартах. Норвежский министр модернизации заявил, что проприетарные форматы во взаимодействии между гражданами и государством не будут приветствоваться. Эту точку зрения разделяют его коллеги в ряде других стран, например во Франции.
«Одно окно» для граждан Норвегии
Что касается управленческой части проектов национального масштаба, то для их реализации привлекаются крупнейшие компании на рынке корпоративной автоматизации: Microsoft, Oracle, SAP, работающие вместе с консалтинговыми компаниями. Кстати, Microsoft выиграла тендер на разработку архитектуры системы e-government в России. Подробнее со стратегией корпорации в сфере разработки e-government можно ознакомиться на сайте: http://www.microsoft.com/Rus/Government/whitepapers/eGov_Strategy.mspx.
Российские проекты
оссийский проект «электронного правительства» развивается в основном в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010», и его управленческая часть в настоящее время находится на этапе создания основы для строительства архитектуры. С 2006 года планируется создание ПО для описания элементов архитектуры, но пока нельзя точно сказать, когда к работе над управленческой частью проекта наконец-то приступят вплотную.
Правда, Минэкономразвития уже провело в конце года публичное обсуждение некоторых положений программы по созданию «электронного правительства», в том числе концепций госучета, раскрытия информации, внутреннего и внешнего информационного контроля, независимого аудита и информационного регулирования, а в наступившем году окончательные варианты этих документов будут предоставлены в правительство (тексты всех документов опубликованы на сайте МЭРТ http://www.economy.gov.ru в разделе федеральных целевых программ). Окончательный переход на электронный документооборот в госведомствах прогнозируется примерно через пять лет. Будущей весной ожидается также вступление в силу закона о порядке доступа граждан к информации органов государственной власти, который должен стать юридической основой e-government в России.
Сайт ФЦП «Электронная Россия», освещающий большинство государственных ИТ-проектов
Ситуацию с «электронным правительством» в России нельзя назвать бесперспективной хотя бы потому, что идея e-government уже переросла рамки различных заседаний и совещаний и даже успела воплотиться в ряде проектов. Так, в ряде регионов страны были объединены архивы отделений ЗАГС, ЖКХ и паспортно-визовых служб. В Санкт-Петербурге была создана система «Государственный регистр населения», обрабатывающая данные примерно о 3,5 млн. жителей города. Там же был запущен Единый центр регистрации предприятий, реализующий принцип «одного окна»: после первичной регистрации фирмы сведения о ней автоматически вносятся в реестр и попадают в базу данных комитета по статистике и налоговых инспекций.
В минувшем году Правительство Москвы утвердило концепцию информатизации работы органов исполнительной власти и городских организаций в режиме «одного окна». В 2006 году в рамках программы «Электронная Москва» этот проект будет реализован в полном объеме. Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы будет выступать в качестве подрядчика по созданию системы и в качестве заказчика по ее эксплуатации. Как ожидается, информатизация органов исполнительной власти столицы и городских организаций будет способствовать удовлетворению информационных потребностей граждан, в первую очередь за счет согласованной работы ведомств. Если же перейти от стратегических целей к конкретике, то можно назвать такие перспективы внедрения новой системы, как начальную стадию участия потребителей сервисов, то есть жителей города, в процессе предоставления услуг с исключением административных барьеров. Из уже реализованных ИТ-проектов муниципального масштаба можно отметить внедрение социальной карты москвича.
Портал госзакупок
Северную столицу пока можно назвать образцово-показательным примером в плане e-government, и это касается не только чисто технических вопросов. В октябре прошлого года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга вынес положительное решение по жалобе сотрудников Института развития свободы информации, в которой говорилось о бездействии некоторых федеральных органов исполнительной власти: эти ведомства либо вообще не создали свои сайты, либо недостаточно наполнили существующие ресурсы информацией о своей деятельности. Решение суда обязало Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), Рособоронзаказ, Росфиннадзор и Федеральную службу судебных приставов привести контент своих ресурсов в надлежащий вид. Данное судебное решение можно назвать даже в какой-то мере историческим. Во-первых, впервые признавались факты нарушения конституционного права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти, а во-вторых, было указано на возможность реализации этого права через Интернет.
На момент написания статьи из 84 федеральных органов исполнительной власти только три не открыли своих представительств в Сети: Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ и Федеральная аэронавигационная служба. А последним событием в этой сфере стал заказ Федерального центра проектного финансирования компании «РБК СОФТ» на проведение исследования ИТ-потребностей арбитражных судов. Предполагается, что в начале года все решения, принятые этими судами, будут размещаться в Интернете.
Отдельного внимания заслуживают попытки централизованного регулирования электронных госзакупок, предпринятые МЭРТ в 2005 году. В частности, был создан федеральный портал для организации B2G-торговли (pgz.economy.gov.ru), функционирующий на момент написания статьи. Объем заказов со стороны госструктур постоянно растет во многом благодаря различным ФЦП. В 2004 году рост госзакупок наблюдался практически во всех субъектах Российской Федерации, причем наиболее быстрыми темпами в Санкт-Петербурге и Новосибирской области). В общем, бизнес уже ощущает некоторые преимущества e-government. Остается надеяться, что в обозримом будущем будут реализованы государственные ИТ-сервисы и для обычных граждан. В частности, уже в 2006 году российскому народу может быть предоставлен онлайн-доступ к таким данным, как законопроекты, постановления правительства, информация о формировании и исполнении бюджетов, информация о проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий, итоги проверок Счетной палаты, информационные и статистические базы данных (например, по выданным патентам).