Мультимедийные потоки
Непрерывный рост числа Интернет-пользователей в мире, увеличение доли широкополосных подключений и, как следствие, стремительное распространение развлекательных сервисов в Сети все чаще вызывают вполне обоснованную озабоченность ТВ-компаний, радиостанций и киностудий. Пользователей привлекает качественно новый уровень таких Интернет-сервисов, как радио- и телевещание, тогда как рейтинг представителей традиционных индустрий постепенно снижается. Вслед за потребителями в Сеть уходят и рекламодатели (Помимо сокращения ТВ-аудитории вследствие перехода к широкополосным сервисам, Интернет-ТВ привлекает рекламодателей еще и отсутствием устройств для вырезания рекламных роликов, которыми с удовольствием пользуются зарубежные телезрители). И у офлайн-компаний остается лишь один выход пока не поздно, отвоевать себе место под солнцем в Интернет-пространстве.
ещание в Сети наладили уже практически все крупные радиостанции (в том числе российские). Постепенно в онлайн выходят и ТВ-гиганты, такие как BBC и CNN. Но завоевать аудиторию в Интернете (особенно ТВ-компаниям) не так-то просто, ведь в новом сегменте рынка конкурировать приходится не только с аналогичными «переселенцами», но и с целой когортой Интернет-корпораций вроде AOL или Yahoo!. Они уже имеют миллионную аудиторию пользователей Сети, привлеченную многочисленными разноплановыми сервисами от Интернет-поиска до электронной почты. И вряд ли эти компании захотят отдать «новичкам» из офлайна деньги от видеорекламы. О тенденциях на рынке современного радио- и телевещания в Сети мы и будем сегодня говорить.
Радио
ервый Web-ресурс, вещающий в Интернет-эфире, появился в США в 1993 году. Сайт так и назывался Internet Talk Radio. А год спустя радиотрансляции в Сети вели уже три FM-радиостанции. Отметим, что, в отличие от телевидения, рынок аудиовещания изначально формировался офлайн-станциями, а коммерческие станции, работающие исключительно в онлайне, начали появляться только с 1997 года.
По-настоящему востребованным сетевое радио стало лишь после изобретения специального файлового аудиоформата RealAudio. Музыкальные файлы с расширением *.ra можно было не загружать полностью на винчестер перед воспроизведением, а подкачивать по мере прослушивания. В условиях повсеместного распространения dial-up-подключения появление потокового формата казалось поистине революционным событием. Сейчас формат RealAudio уже потерял былую популярность, уступив пальму первенства своим более совершенным преемникам (современные Интернет-станции предпочитают вещать в форматах MP3, WMA и OGG), однако благодаря именно этому формату Интернет-радио стало таким, каким мы его знаем сейчас.
Понятно, что в технологическом плане Интернет-радио объединяет с классическим радио только название. Вещание производится следующим образом. Медиаплеер пользователя соединяется с сервером радиостанции и делает запрос. Аудиопоток, который сервер отсылает в ответ по одному из специальных протоколов (например, Real-Time Streaming Protocol, RTSP), буферизуется плеером, что позволяет избежать помех при воспроизведении, возникающих из-за сетевых перегрузок.
Вещание ряда станций доступно даже при dial-up-подключении, хотя приемлемого качества звука в этом случае ждать не приходится, да и количество серверов, вещающих в режиме менее 64 Кбит/с, постоянно сокращается. Впрочем, в качестве альтернативного «тонкий» канал все еще широко используется, особенно отечественными Интернет-станциями.
Угроза, которую Интернет несет классическому радиовещанию, в последние годы стала еще серьезнее. В США, по данным компании Arbotron, количество слушателей Интернет-радио выросло с 11 млн. человек в 2001 году до 37 млн. в 2005-м.
Теперь пользователи слушают Интернет-радио не только за компьютером, но и на мобильных устройствах. А сотовые телефоны, смартфоны и КПК это глобальный, динамично развивающийся рынок, где до последнего времени безраздельно властвовало FM-вещание, поддержку которого обеспечивают практически все современные модели подобных устройств. Но времена меняются, и компания Nokia, крупнейший производитель мобильных телефонов, уже заявила о поддержке работы с потоковыми аудиоформатами в своих новых моделях. Несомненно, примеру компании последуют ее конкуренты. При этом стоит учесть, что количество владельцев мобильных телефонов значительно превосходит число пользователей Сети.
Даже последний оплот традиционного аудиовещания радиоприемник, по всей видимости, скоро падет под натиском Интернет-технологий. По крайней мере при обзоре очередных бытовых хайтек-новинок становится ясно, что в обозримом будущем радиоприемники будут использоваться не для улавливания электромагнитных волн FM-диапазона, а для приема аудиосигналов с Web-сервера как правило, через беспроводные локальные сети с помощью встроенного Wi-Fi-контроллера.
Сам себе медиамагнатВ 1999 году компания MyCaster представила программное обеспечение, позволяющее любому пользователю за 10 минут организовать радиовещание в Сети. Но этот проект не смог спасти разработчика от участи других «дот-комов» во время инвестиционного кризиса 2001 года. Впрочем, идея не ушла в небытие вслед за MyCaster, и сейчас в Интернете можно найти сервисы, позволяющие организовать не только радио-, но и телевещание всем желающим. При этом в случае с аудиоконтентом наиболее известным проектом, позволяющим организовать свою трансляцию, остается ShoutCast (www.shoutcast.com) от компании Nullsoft, разработчика популярного плеера Winamp. Кстати, успех ShoutCast во многом обусловлен именно наличием соответствующего плагина ShoutCast Wire в плеере. Благодаря этому плагину пользователь может вещать в Сети, просто проигрывая файл у себя в Winamp, shoutCast Wire будет автоматически передавать сигнал на сервер.
С помощью ShoutCast.com вещают более 10 тыс. любительских радиостанций
Проект BrightCove (www.brightcove.com), позволяющий создать в Интернете собственный телеканал, появился совсем недавно в ноябре 2005 года, а потому его перспективы пока туманны. Предполагается, что пользователи должны взимать со зрителей плату за просмотр своих каналов, так как владельцы сервиса получают свой доход с комиссии от подписки зрителей и рекламы на каналах. Создание же своего канала услуга бесплатная. Кроме того, рекламодателей новоиспеченному хозяину канала будет поставлять все тот же BrightCove. Если кто-то из читателей ощущает в себе талант ТВ-продюсера и имеет при этом видеокамеру и широкополосной доступ, то новый сервис это то что нужно для реализации их потенциала. |
||
Последним на момент написания статьи из выпущенных устройств такого типа является Slim Device Squeezebox 3, появившийся в ноябре 2005 года. Подобные приемники представляют собой офлайн-аналоги программных медиаплееров вроде Winamp и Windows Media Player. После подключения к Web-серверу приемник в течение минуты автоматически загружает в свою базу данных список доступных радиостанций (не все станции в Сети вещают круглосуточно), отображаемых на ЖК-дисплее. Полученный список можно отфильтровать по жанру или по расположению (программные клиенты, конечно, отличаются большим богатством критериев для отбора, но это дело наживное). Стоимость подобных вещиц пока редко опускается ниже 200-300 долл., но, как и в случае с любым другим гаджетом, по мере утраты эффекта новизны и появления новых предложений, цены на них начнут падать. Свою роль в удешевлении может сыграть и снижение стоимости широкополосных Интернет-соединений.
Между тем индустрия Интернет-радиовещания не стоит на месте и постоянно предлагает пользователям опробовать новые услуги. В частности, в сентябре 2005 года компания Pandora Media (www.pandora.com) запустила в коммерческую эксплуатацию онлайн-сервис, который позволяет анализировать музыкальные предпочтения отдельных пользователей и предлагать им соответствующий список песен.
Работа над созданием «интеллектуального» радио продолжалась шесть лет, в течение которых в Pandora Media было исследовано около 300 тыс. песен более 10 тыс. музыкантов. Каждая песня анализировалась почти по 400 критериям, включая мелодику, ритм, оркестровку, гармонию и др. Первые 10 часов работы с сервисом бесплатны, а дальнейшее его использование обойдется в 3 долл. в месяц. Работает сервис исключительно в режиме радио, то есть выбирать конкретную песню для прослушивания нельзя. Правда, понравившуюся композицию можно купить, перейдя по соответствующим ссылкам на сайты онлайн-магазинов Amazon и iTunes.
Главная страница проекта Pandora Media
Развитие Интернет-радио тормозит лишь один фактор. Но это вовсе не конкуренция со стороны офлайн-радиостанций, как вы могли бы подумать, а противостояние звукозаписывающих компаний, в первую очередь в лице печально известной RIAA (Recording Industry Association of America Американская ассоциация звукозаписывающих компаний). Ассоциация по-прежнему не поддерживает новых форм распространения аудиоконтента, так как не может разработать эффективных механизмов контроля за соблюдением авторских прав. В США и ряде других стран у Интернет-радиостанций возникают сложности с законодательством, касающиеся защиты авторских прав. Скорректировать соответствующий закон в соответствии со сложившейся ситуацией надеются в Ассоциации цифровых СМИ, продвигающей в настоящее время предложение о поправках в Конгрессе США. Между тем участники RIAA намерены заставить Интернет-станции платить лицензионные отчисления. Для этого звукозаписывающие компании намерены распространять свои записи таким образом, чтобы их можно было легко учитывать, например с помощью сотовых сетей.
Возможно, под давлением звукозаписывающих компаний Интернет-радио в будущем будет несколько отличаться от нынешнего по своей структуре. Прототипом для него может послужить проект Mercora (search.mercora.com), владельцы которого в 2005 году смогли найти лазейку в законе DMCA (Digital Millennium Copyright Act Закон о защите авторских прав в цифровом тысячелетии). Mercora представляет собой гибрид Интернет-радио и пиринговой сети. Вещание осуществляется между слушателями напрямую, без центральных серверов. От обычной файлообменной сети Mercora отличается тем, что пользователи не могут выбирать, какую музыку транслировать, поскольку передают не обычные файлы, а потоковое аудио. Владельцы проекта получили лицензию на неинтерактивную трансляцию цифрового звука.
ТВ
аиболее активно телевидение в Сеть продвигала компания Yahoo!. В частности, именно она в 1999 году приобрела компанию Broadcast.com, разработки которой послужили основой для широкополосных видеосервисов Интернет-гиганта. В дальнейшем Интернет-ТВ признали перспективным направлением и основные конкуренты Yahoo! Microsoft, Google и AOL.
Microsoft в октябре 2004 года объявила о своем намерении выпустить специальное устройство для просмотра онлайн-ТВ. Подобный «Интернет-телевизор» будет подключаться к сайту компании и транслировать передачи более 200 телекомпаний. Предполагаемая цена устройства составит около 200 долл., а ежемесячная подписка на сервис обойдется в 10 долл. Google в течение последнего года усиленно привлекала внимание кабельных сетей и ТВ-компаний к своему проекту Google Video (video.google.com), в рамках которого пользователям предоставляется возможность поиска в архиве телепередач. А компания AOL, которая еще в 2000 году приобрела медиакомпанию Time Warner, решила максимально использовать полученные в результате поглощения ресурсы (в том числе такие телеканалы, как CNN, Warner Bros Television и Comedy Central) для завоевания широкополосной аудитории.
Между тем с сентября 2005 года сервис онлайн-ТВ тестируется и каналом BBC, который всегда отличался наибольшей восприимчивостью к Интернет-технологиям. Для просмотра программ (и прослушивания радио, кстати) в телекомпании разработали специальный интерактивный медиаплеер IMP, который, по замыслу создателей, должен стать аналогом iTunes в широковещательной индустрии. Впрочем, в BBC не намерены развивать Интернет-направление в ущерб классическому ТВ-вещанию, а потому трансляция особо рейтинговых передач будет вестись в Сети только спустя несколько дней после офлайн-премьеры.
Кстати, первый телеканал в Интернете запустила опять же Yahoo! в 2000 году. Правда, компания несколько опередила время и проект, существовавший исключительно на деньги рекламодателей, был закрыт по причине недостаточно большой аудитории. К тому же Интернет-ТВ, в отличие от Интернет-радио, недоступно для dial-up-пользователей, даже при самом плохом качестве. Необходимо по крайней мере DSL-подключение. А потому о возвращении в сферу онлайн-ТВ Yahoo! объявила только в сентябре 2005 года. Исполнительный директор компании Т.Семел заявил, что Интернет-портал не будет ограничиваться поиском по телевизионному архиву, а намерен создавать собственные телешоу. Первое из них «Топ-модель Америки» уже активно продвигается в Сети. В 2006 году ожидается, что Yahoo! начнет предоставлять свои технологические ресурсы независимым продюсерам для запуска телевизионных проектов в Сети.
В 2006 году Yahoo! планирует сделать основной упор в развитии массовых ТВ-сервисов на Японию, где сейчас наблюдается впечатляющий рост количества частных широкополосных подключений. В декабре 2005 года корпорация Softbank и подразделение Yahoo! Japan создали совместную компанию TV Bank, которая займется Интернет-трансляцией 100 тыс. различных телепрограмм. Данный проект, получивший название Yahoo! Doga, в настоящее время находится в стадии тестирования и будет официально запущен в марте. Если проект увенчается успехом, его географические рамки вполне могут быть расширены.
Телепортал Yahoo!
Если верить прогнозам компании IDC (исследование проводилось в августе 2005 года), то наиболее перспективным рынком в ближайшие годы станет Западная Европа. В данном регионе доходы от Интернет-ТВ еще в 2004 году оценивались в 62 млн. долл., а количество пользователей сервиса тогда не превышало 1% от всех пользователей Сети. В 2005 году эти показатели выросли до 262 млн. долл. и 6% соответственно. А в 2009 году, согласно прогнозу, суммарный доход от предоставления услуг Интернет-ТВ в Западной Европе составит около 2,5 млрд. долл.
Этот прогноз не покажется слишком смелым, если учесть, что на протяжении минувшего года как минимум каждые две недели очередная компания в США или в Европе объявляла об открытии собственного телевещания по широкополосным сетям: сказывается стремление ухватить кусок пирога на еще ненасыщенном рынке и сравнительная простота реализации бизнеса. В простейшем варианте для создания онлайн-вещания необходимы лишь Web-ресурс, мощный сервер и «широкий» Интернет-канал, а также договор с одной из компаний кабельного ТВ на ретрансляцию одного или нескольких каналов.
Как и Интернет-радио, Интернет-ТВ выходит за рамки персональных компьютеров. Причем существенную роль в этом процессе также играет Wi-Fi. В частности, к середине 2006 года Интернет-ТВ на мониторах, прикрепленных к спинкам сидений, смогут смотреть авиапассажиры. Новая технология делает возможным сервис «видео по запросу» (video-on-demand), а также прямые телетрансляции. Для технической реализации вещания внутри авиалайнеров будут использоваться несколько точек Wi-Fi-доступа, создающих беспроводную сеть, с передачей сигнала на Землю через спутник. Трансляция первых четырех телеканалов начнется на лайнерах «Сингапурских авиалиний».
Главная страница Corbina.TV
Что касается Рунета, то здесь через Сеть транслируются в основном передачи офлайн-каналов, хотя уже появились первые изначально сетевые проекты, в том числе в регионах. Однако из участников отечественного рынка Интернет-ТВ пока можно выделить только компанию «Корбина Телеком». В рамках своего ТВ-проекта (www.corbina.tv) «Корбина» не только ретранслирует передачи офлайн-каналов, но и предлагает вниманию пользователей два собственных канала: новостной и музыкальный. Хочется верить, что это только начало, и если не ведущие сервисные Интернет-компании, то хотя бы наиболее крупные провайдеры России займутся продвижением онлайн-телевидения в массы.