HD-вещание по IP-сетям
Интерактивность как новая сущность вещания
настоящее время во всех развитых странах мира становится все более ощутимым кризис телевидения и кинематографа, вызванный главным образом снижением интереса к ним со стороны молодого и среднего поколений, предпочитающих телевидению как средству массовой информации Интернет, а кинематографу домашние кинотеатры на DVD. Телевизионные сети США переживают мощный отток самой лакомой рекламной аудитории мужчин в возрасте от 18 до 34 лет. Согласно исследованию компании Nielsen, среди зрителей этой возрастной категории за прошедший год время просмотра телевизионного прайм-тайма сократилось на 8%. Этот показатель продолжает снижаться уже десятый год подряд. Голливуд охвачен паникой уже несколько вышедших подряд блокбастеров не обеспечили планируемой выручки и общие кассовые сборы киноновинок продолжают падать независимо от масштабности и бюджета выходящих проектов.
«Разговорные» радиостанции тоже теряют аудиторию, в то время как слушатели музыкальных радиостанций все настойчивее требуют снизить количество рекламы и выпускать в эфир больше музыки. Между тем американская звукозаписывающая индустрия, уже многие десятилетия диктующая музыкальную моду всему миру, сегодня не в состоянии представить публике сколько-нибудь заметных новых звезд и музыкальных направлений.
Что же такое важное случилось за прошедший год и вызвало такую панику? Да просто широким массам стали доступны новые источники информации и развлечения, причем их распространение преодолело какой-то важный рубеж (то есть количество перешло в качество).
Взять, к примеру, кино. Да, видеомагнитофоны и даже DVD-плееры появились отнюдь не вчера и люди давно имели возможность смотреть фильмы у себя дома, но они по-прежнему посещали кинотеатры. Видимо, плохой звук и маленький экран телевизора не могли создать того эффекта присутствия, который они получали в кинозале. Но вот буквально в последние 2-3 года появились относительно доступные большие плоские мониторы (плазма или LCD) и проекторы, способные доставить своему владельцу больше удовольствия от просмотра кинофильма дома, в тишине, на родном диване, чем самые продвинутые кинотеатры с цифровым оборудованием и объемным звуком.
То же самое и с телевидением. Зрителя уже тошнит от рекламы, и его не удовлетворяет тот тематический подбор, который предоставляет ему телевизионный эфир. Зритель сам хочет выбирать то, что ему смотреть. Да и Интернет-радио предлагает больший выбор и значительно лучшее качество, чем эфирное.
Конечно, владельцы традиционных медиа отнюдь не собираются безропотно смириться и уйти в небытие без борьбы. Газетные магнаты во всеуслышание заявляют о намерении перевести большинство своих изданий в Интернет, телевидение срочно осваивает цифровое вещание, а киноиндустрия развивает систему продажи своей продукции через высокоскоростные сети. Одновременно медиамагнаты пытаются расставить различные препоны распространению цифровых технологий. Например, киноиндустрия США лоббирует закон о запрещении цифровых копий с аналоговых носителей. Этот закон будет преследовать всех, кто делает цифровые копии телепрограмм или фильмов. Закон будет касаться не только телевизоров, но и любых других устройств с аналоговым входом, в том числе компьютеров и видеомагнитофонов.
Впрочем, основная идея нового закона заключается в том, что теперь Голливуд будет сам решать, можно ли копировать аналоговый сигнал для личного использования или нет, и будет управлять этим процессом и наказывать ослушавшихся согласно своим правилам.
Если данный закон будет принят, это будет означать запрещение всех приборов для оцифровки аналогового сигнала, который есть сейчас в большинстве современной теле- и видеоаппаратуры, поскольку пользователи уже не будут иметь права использовать эти функции по своему усмотрению.
Поэтому говорить о конце эры привычных нам видов медиа пока еще рано. А что касается нашей страны, то большая часть названных тенденций вообще проявится здесь только лет через десять. Однако и нам уже надо к этому готовиться, так как рано или поздно, но этот процесс коснется и России.
Цифровая киноиндустрия в Сети
ежду тем современный теле- и видеобизнес постепенно перерастает в глобальный цифровой медиабизнес (Digital Intermediate). И среди наиболее опасных соперников у традиционных аналоговых кино и видео цифровые HD-технологии (High Definition).
Ведь сегодняшнее телевидение это телевидение уходящего дня даже в России (как известно, по существующему постановлению Правительства наша страна должна перейти на цифровое вещание к 2015 году). Развитие же современных технологий вошло в противоречие с устаревшей формой распространения сигнала и его качеством.
Сегодня существует три основных направления преобразования телевидения: во-первых телевидение высокой четкости (HDTV), во-вторых интерактивность, в-третьих мультисервисные услуги. В настоящее время начались процессы конвергенции телевидения, кино, вещательных и информационных технологий, которые неизбежно приведут к вытеснению технологий традиционного вещания.
Современное телевидение это уже не просто телевизионный бизнес, а комплексный цифровой медиабизнес, который должен использовать и Интернет, и HD-технологии, которые позволят ему выйти на другие рынки.
HD-технологии дают возможность создать высококачественный контент для медиатеатров, которые будут предоставлять зрителю широкий спектр медиауслуг, таких, например, как цифровое кино, HDTV (телевидение высокой четкости), Интернет-вещание, собственное медиапроизводство и др. Создание медиатеатра стало возможным именно благодаря конвергенции современного цифрового кино, а также телевизионных, вещательных и компьютерных технологий.
Медиатеатр это будущее вещательного бизнеса. Сегодня же он служит полигоном для отработки новых форм работы со зрителем. При этом цифровой медиатеатр посредством современных коммуникационных технологий легко включается в мировую сеть обмена HD-информацией, которая уже существует и активно развивается, это и сети цифровых кинотеатров, и трансляции телевидения высокой четкости (HDTV), и HD-вещание по IP-сетям. Внедрение мультимедийных услуг напрямую сказывается на повышении конкурентоспособности традиционных электронных СМИ и предоставляет широкие возможности для развития регионального медиабизнеса.
Схема конвергенции цифрового кинематографа и HDTV
А такая мультимедийная услуга, как IP-TV, позволяет распространять и развивать медиабизнес независимо от местонахождения провайдера ТВ-контента, что дает новые возможности региональным провайдерам для успешной конкуренции на рынке электронных массмедиа и мультимедийных услуг. Выход же в Глобальную сеть и мультисервисность новых технологий уравнивают шансы региональных телерадиокомпаний с федеральными и сетевыми каналами в достижении лидирующих позиций на рынке. А с появлением метаданных, то есть информации, описывающей видеоконтент, и вовсе складывается парадоксальная ситуация, когда информация о содержимом аудиовизуальных данных оказывается важнее их самих. Тот контент, который будет полнее описан в метаданных и лучше представлен в Глобальной сети, и получит наибольшее распространение, а значит, окажется более узнаваемым и продаваемым.
Что же касается распространения новых цифровых технологий, то достаточно взглянуть на цифры. К нынешнему году в Европе начали работать уже более десятка HDTV-каналов, а к 2010 году их число увеличится до сотни. В первую пятерку по проникновению HDTV войдут в 2010 году следующие страны: США (48,262 млн. домохозяйств), Япония (19,938 млн.), Китай (10,034 млн.), Германия (5,338 млн.) и Канада (4,289 млн.).
В России уже получили распространение цифровые спутниковые и кабельные HD-ресиверы, и сегодня сразу несколько российских компаний готовятся к вещанию в формате HDTV. Это, например, «Космос-ТВ», «НТВ-Плюс» и «Комстар». Очевидно, что в ситуации, развивающейся столь быстрыми темпами, осуществление программы Правительства РФ по переходу на цифровое вещание должно проходить с учетом возможности предоставления услуг ТВЧ (HDTV), а также интерактивности и мультисервисности услуг в цифровых массмедиа.
Интерактивность как новая сущность вещания
ак говаривали в прежние времена, если что-то нельзя запретить, то нужно просто возглавить этот процесс.
В новых условиях IP-TV взаимоотношения между вещателем и зрителем изменятся коренным образом. Нового Интернет-зрителя нужно будет именовать уже телепользователем. То есть если сегодня взаимоотношения с вещателем строятся на добровольно-принудительной основе (зритель может смотреть только то, что в строго заданное время в безальтернативном порядке ему предлагает вещатель), то с развитием Интернет-телевидения пользователь получит гораздо большую свободу выбора и сможет решать не только где, когда и что смотреть, но и как это смотреть. Таким образом, Интернет-ТВ станет в подлинном смысле слова интерактивным телевидением.
По своему социальному и культурному эффекту это сравнимо с распространением всеобщей грамотности. Теперь уже не надо будет слушать какого-то глашатая, а во всем можно будет разобраться самому. Зритель получит возможность самостоятельно выбирать время, когда ему включить просмотр, канал и тему, пропуская ненужное и малоинтересное и останавливаясь на том, что его больше волнует. Подобная структура взаимоотношений вовсе не упразднит феномен прямого эфира как ценнейшего завоевания электронных СМИ, берущего начало в радиовещании (способность создавать эффект присутствия есть одно из основополагающих свойств электронных СМИ). Однако и здесь может быть достигнута большая гибкость во взаимоотношениях вещателя со зрителем (не исключая и индивидуальные просмотры событий, скажем, по веб-камерам).
При этом, правда, могут возникнуть несколько политических проблем. Отомрет, например, «священная корова» телевидения пресловутая сетка вещания (ее заменит простой рубрикатор возможных программ). То есть весь пафос такого якобы творческого шаманства, как программное планирование, пропадет, рейтинги станут более объективными и т.д. То есть структура современного телевидения в корне изменится: институт программных директоров заменят традиционные редакторы, а рекламодатели смогут сами оценивать эффективность. Между прочим исчезнет и часть откатно-теневой экономики, ведь приближение настоящих производителей вещательного продукта к зрителям нанесет мощный удар по коррумпированности телевизионных чиновников.
Особо отметим, что при широком распространении Интернет-телевидения кардинальным образом изменится и система взаимоотношений рекламодательвещательзритель. Размещение рекламы специальными блоками в межпрограммном пространстве потеряет всякую актуальность (за исключением, возможно, перерывов в трансляции программ прямого эфира). Кстати, не секрет, что нынешние «рейтинги» программ и предпочтения по их размещению в сетке эфира определяют зачастую сами рекламодатели (спонсоры) как главные заказчики вещания. Именно они устанавливают возможность появления той или иной программы в эфире и ее место в сетке, основываясь исключительно на рекламоемкости для своего товара или услуги, а не на популярности у зрителя.
Отсюда вполне закономерная ориентация современного телевидения на определенную категорию людей, которые легко внушаемы и одновременно достаточно просто расстаются с деньгами (то есть на некоего усредненно-массового непритязательного потребителя). Интересно, что к наиболее платежеспособной категории населения такая характеристика не относится, но для них предназначается другая реклама, а телевидение, соответственно, таких людей теряет (о чем все более явственно свидетельствуют последние опросы). То есть если в советские времена в СМИ велась борьба с инакомыслием, то сегодня главное телевидение России ведет борьбу с мыслью как таковой. В этом плане Интернет-вещание гораздо более дифференцировано.
Более того, с появлением Интернет-вещания учет зрительской аудитории проводить станет гораздо проще, а следовательно, коммерческий успех вещателя будет напрямую зависеть от подлинного, а не от мнимого числа его абонентов-пользователей, и тому же рекламодателю будет легче ориентироваться в контенте.
При этом реклама вряд ли будет вставляться внутрь самих программ (нетрудно догадаться, что при интерактивном способе просмотра зритель с легкостью сможет избавлять себя от рекламной нагрузки). Скорее всего, она будет размещаться так же, как это давно принято в Интернете тематическим подбором или при помощи ненавязчивых баннеров. В связи с этим развитие получит узкая специализация ТВ-сайтов, в отличие от всеядности большинства современных российских телеканалов. А значит, и реклама там будет действовать менее навязчиво, но более целенаправленно и эффективно.
Специализированные ТВ-сайты, подобно специализированным печатным изданиям, смогут обслуживать пользователя более избирательно и адресно. Вопросы вызывает, естественно, популярность политических, информационно-публицистических и новостных каналов. Там, похоже, конкуренция обострится до предела, что с появлением иностранных альтернатив может вызвать даже те или иные политические санкции.
И наконец, распространение Интернет-вещания способно в очередной раз серьезно всколыхнуть компьютерную промышленность. Ведь потребуется более мощная цифровая база, большие мониторы-телевизоры, а также широкополосный доступ в Интернет.
При этом, учитывая природу Интернета как Всемирной паутины, практически каждый Интернет-вещатель получит статус глобального. Причем можно будет организовывать как бесплатный, так и платный доступ в любом конце света, а также продажи рекламируемых товаров и услуг, платного скачивания фильмов и ТВ-программ и т.п. То есть не исключено, что Интернет-вещание станет не только более удобным для зрителя, но и более выгодным для производителя, а традиционное эфирно-кабельное телевидение постепенно станет убыточным, а затем и вовсе ненужным.