Современные подходы к управлению информационным наполнением веб-сайтов

Наталия Елманова

Особенности средств управления информационным наполнением

Средства управления информационным наполнением для крупных предприятий

Средства управления информационным наполнением для малых и средних предприятий

 

Компании, не имеющие своего представительства в Интернете, становятся все большей редкостью. И в настоящее время речь обычно идет не о создании корпоративных веб-сайтов, а о наиболее эффективном способе их актуализации и о средствах многократного использования отображаемой ими информации. Иными словами, управление информационным наполнением (Content Management System, CMS) становится все более актуальной задачей даже для небольших компаний. По данным аналитического агентства Gartner Group, к середине 2008 года 75% крупнейших компаний внедрят у себя средства управления информационным наполнением.

Как правило, в основе корпоративных систем управления информационным наполнением лежат либо заказные приложения, базирующиеся на серверных технологиях типа ASP, ASP .NET, JSP, либо (что в последнее время происходит более часто) основанные на тех же технологиях готовые средства управления информационным наполнением, более экономичные в плане внедрения и зачастую используемые совместно с услугами хостинга. В этой публикации мы рассмотрим характерные особенности подобных систем.

Особенности средств управления информационным наполнением

При использовании CMS информацию на корпоративном сайте могут публиковать и обновлять все сотрудники, владеющие этой информацией, причем без помощи технических специалистов. Кроме того, CMS обычно содержат реализацию сервисов, стандартных для современных веб-сайтов, например средств поиска, организации форумов, проведения опросов. А поскольку все эти задачи относятся к разряду типовых, то внедрение готового CMS обычно оказывается намного дешевле, чем заказная разработка подобного решения.

В большинстве случаев средства управления информационным наполнением позволяют осуществлять централизованное управление хранимыми данными: чаще всего — фрагментами документов, но иногда и различными мультимедиаданными. Как правило, все CMS содержат средства отделения содержания от представления, то есть собственно документов от элементов веб-дизайна. Помимо отдельных хранилищ для данных и элементов дизайна, CMS обычно содержат приложения с веб-интерфейсом для конечных пользователей, средства администрирования (которые могут быть и веб-, и GUI-приложениями), а также средства подготовки и публикации информационного наполнения, предназначенные для его авторов (данные средства могут интегрироваться с системами документооборота или представлять собой дополнения к офисным приложениям). Подавляющее большинство современных CMS позволяет хранить отдельно атрибуты документов (например, сведения об авторах, дату публикации и последнего обновления, дату, после которой документ должен стать недоступным, и иные характеристики), а некоторые из CMS помогают определять список атрибутов на этапе внедрения и описывать связи между документами. Чаще всего CMS дают возможность включать в документы нетекстовые данные, например графические изображения, осуществлять поиск по атрибутам и полнотекстовый поиск. Многие CMS позволяют производить автоматизацию управления жизненным циклом информационного наполнения, разграничение прав доступа к информационному наполнению, а также контролировать применение информационного наполнения разными пользователями для решения различных задач.

Иногда средства управления информационным наполнением интегрируются с другими приложениями, применяемыми на предприятиях (например, с ERP- и CRM-системами), поскольку данные этих приложений часто используются при создании наполнения веб-сайта либо входят в состав серверов электронной коммерции или порталов.

Продуктов класса CMS сегодня существует немало — от систем управления информационным наполнением для крупных предприятий со стоимостью внедрения в несколько десятков и даже сотен тысяч долларов до систем с открытым исходным кодом, предназначенных для управления ограниченным объемом данных. Выбор того или иного продукта зависит от потребностей компании и от бюджета проекта и, собственно говоря, должен осуществляться на основе детального предпроектного обследования. Не вдаваясь в подробности, отметим, что при выборе продукта следует учитывать не только его цену и стоимость проекта его внедрения, но и возможные затраты на его сопровождение в будущем, поскольку дешевые решения и бесплатные продукты далеко не всегда окажутся оптимальными.

В начало В начало

Средства управления информационным наполнением для крупных предприятий

Рынок средств управления информационным наполнением для крупных предприятий (Enterprise Content Management, ECM) является одним из самых динамично развивающихся. И в этом смысле сегодня принято говорить не столько о продуктах, сколько о платформах, позволяющих создать решение, предназначенное для конкретного предприятия и учитывающее его потребности и особенности функционирования соответствующих бизнес-процессов.

По мнению аналитической компании Gartner [1], современные ECM-платформы должны включать следующие ключевые компоненты:

  • средства управления документами, осуществляющие изъятие документов на редактирование с блокированием, возврат документов и контроль версий, обеспечивающие защищенный доступ и библиотечные сервисы для бизнес-документов;
  • средства управления информационным наполнением сайта (Web Content Management, WCM), позволяющие автоматизировать работу веб-мастера и управлять интерактивным взаимодействием с пользователями;
  • средства управления активами (Records Management) для долгосрочного архивирования информации, для автоматизации соблюдения процедур ее хранения;
  • средства ввода бумажных документов и работы с их образами;
  • документоориентированные инструменты для коллективной работы над документами;
  • средства управления потоками документов (Workflow), обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов, маршрутизацию документов, выдачу и контроль связанных с ними поручений и создание соответствующих отчетов.

Помимо этого современные ECM-платформы часто содержат в своем составе архивы документов, электронные формы для генерации документов посредством их заполнения, средства хранения мультимедийной информации, средства архивирования и выборки из архивов сообщений электронной почты.

 

Ведущие производители средств управления информационным наполнением (источник [1])

Ведущие производители средств управления информационным наполнением (источник [1])

По данным аналитического агентства Gartner Group на ноябрь прошлого года [1], после ряда слияний и поглощений компаний, производящих средства управления информационным наполнением и документами, лидерами рынка указанной категории ПО являются компании EMC, FileNet, HummingBird, IBM, OpenText и Stellent. Спектр продукции этих компаний содержит все перечисленные выше основные компоненты, а их продукты и техническая поддержка доступны во многих странах, включая Россию. Однако аналитики Gartner Group говорят о дальнейшем слиянии некоторых компаний и о приобретении их более крупными компаниями, предсказывая с высокой долей вероятности доминирование на рынке ECM-платформ компаний Microsoft, IBM, Oracle и SAP.

В начало В начало

Средства управления информационным наполнением для малых и средних предприятий

На рынке средств управления информационным наполнением для малых и средних предприятий сегодня работает довольно много компаний, и именно на этом рынке наиболее часто используются CMS с отрытым кодом. По данным [2] и [3], наиболее популярными из них являются OpenCMS (Java-приложения), PHPNuke, PostNuke и EzPublish (PHP-приложения) и WebGUI (Perl-приложения). Все эти продукты поддерживают в качестве хранилища данных СУБД MySQL, а некоторые из них — коммерческие серверные и другие СУБД с открытым кодом. Отметим, однако, что их возможности по разграничению доступа пользователей к данным и по настройке под нужды конкретной компании часто бывают ограниченными, а техническая поддержка большинства из них является платной.

Несмотря на распространенность перечисленных выше продуктов, потребности российского рынка чаще всего удовлетворяются за счет решений отечественных производителей, поскольку эти продукты обычно учитывают такие специфические национальные особенности, как необходимость осуществления поиска с учетом морфологии русского языка, при этом их внедрение и техническая поддержка оказываются обычно вполне доступными и по цене, и в организационном плане.

В исследовании [4] приводятся результаты сравнения решений, отнесенных автором к лидерам продуктов на рынке CMS отечественного производства на основании количества внедрений и признания значимости конкурентами, — это NetCat («АИСТ»), Bitrix («Битрикс»), Optimizer («Гарант-Парк-Интернет»), RBC Contents («РБК-Софт»), Saitistika (Individ), Dynasite (Reksoft), Q-Publishing, сейчас носящий название QP7 Framework (Quantum Art).

Кроме того, достаточно полный набор рекомендаций по выбору средства управления информационным наполнением можно найти в статье [5].

 

Литература:

  1. Lundy J., Shegda К.М., Chin К. et.al. Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2005. Gartner Research Note G00131821, 2005 November 7.
  2. Заостровцев Н. Выбираем систему управления контентом для небольшого предприятия — аналитический отчет Elashkin Research, 2004. http://www.elashkin.com/download_report.asp?a_no=67&back_url= http%3A%2F%2Fwww%2Eelashkin%2Ecom %2Fcatalog%2Easp%3Fob%5Fno%3D1363.
  3. Kerner S.M.  Consider these criteria to choose the right open source CMS solution. http://techrepublic.com.com/5100-6329-5077441.html.
  4. Терехов А. Сравниваем контент-менеджеры. http://www.webinform.ru/analyst/681.html.
  5. Никитин О. Как выбрать систему управления (CMS) для коммерческого сайта. Неочевидные аспекты. http://www.cmsobzor.ru/fa.php?aid=27.

КомпьютерПресс 2'2006


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует