МР3 и Интернет: вторая цифровая революция

Сергей Асмаков

Музыка в онлайне

Проблема пиратства

 

Произошедший на рубеже 80-90-х годов прошлого века переход от аналоговых звуковых носителей к цифровым инициировал значительный качественный скачок в развитии массовой звукозаписи. Спустя полтора десятилетия выпущенный из бутылки цифровой «джинн» преподнес своим «освободителям» неприятный сюрприз: стремительный рост популярности звуковых файлов сжатых форматов произвел эффект мощнейшего землетрясения, заметно поколебавшего основы мировой звукозаписывающей индустрии.

Феноменальные темпы роста популярности записей, распространяемых в виде звуковых файлов сжатых форматов, обусловлены целым рядом объективных причин. В первую очередь стоит отметить огромное количество портативных электронных устройств, снабженных функцией воспроизведения звуковых файлов сжатых форматов — цифровых медиаплееров, мобильных телефонов и пр. Cвой вклад в это дело внесла и тенденция к сближению ПК и бытовой техники: к настоящему времени поддержка наиболее популярных сжатых форматов звуковых файлов реализована во многих моделях бытовых CD- и DVD-проигрывателей, музыкальных центров и систем домашнего кинотеатра.

 

МР3 и Интернет: вторая цифровая революция

Еще один немаловажный аспект — простота распространения сжатых звуковых файлов. Например, объем файла формата МР3, записанного с битрейтом 256 Кбит/с, почти в 6 раз меньше, чем у несжатого звукового фрагмента. С развитием инфраструктуры широкополосного доступа в Интернет загрузка файлов объемом в несколько мегабайт (примерно столько обычно занимает одно произведение в сжатом формате) перестала быть серьезной проблемой для домашних пользователей. Кроме того, переход к использованию сжатых форматов позволил значительно увеличить потенциальную емкость и привычных физических носителей — на один компакт-диск теперь можно уместить не 80 минут, а 6-10 часов фонограмм. Впрочем, пользователи уже оценили преимущества такого решения: согласно результатам продаж, в минувшем году доля компакт-дисков с композициями, записанными в виде файлов сжатых форматов, увеличилась на 5% по сравнению с показателями 2004-го (Статистические данные получены по результатам продаж лицензионных музыкальных записей).

Наиболее популярным сжатым форматом, используемым для записи музыки, является MP3. И несмотря на то, что сегодня имеются решения, обеспечивающие значительно лучшее качество звучания при сравнимом битрейте (в частности, OGG и ATRAC), они вряд ли смогут угрожать позициям MP3 — как показывают многочисленные примеры, в современных условиях решающее значение имеет первенство при выходе на новый рынок. Единственный формат, имеющий хотя бы теоретические шансы в плане конкуренции с МР3, — это WMA, активно продвигаемый корпорацией Microsoft.

Музыка в онлайне

Рост популярности музыкальных записей, распространяемых в виде файлов сжатых форматов, инициировал развитие новых каналов поставки медиаконтента. В последнее время покупатели, приобретающие музыкальные записи, все чаще прибегают к услугам Интернет-магазинов. Если в 2003 году мировой объем легальных продаж музыкальных записей через Интернет-сервисы оценивался в 55 млн. долл., то в 2004 году этот показатель увеличился до 330 млн., а в 2005-м — превысил отметку в

1 млрд. долл. За три года количество официально зарегистрированных онлайновых магазинов, специализирующихся на продаже музыкальных записей, увеличилось в 6 раз.

Возможность загрузки звуковых файлов из Интернет-магазинов непосредственно на жесткий диск ПК в сочетании с распространением широкополосного доступа позволяет покупателям сэкономить свое время и деньги. Кроме того, в ряде онлайновых магазинов имеются редкие и давно не издававшиеся записи, а также произведения малоизвестных исполнителей, приобрести которые на физических носителях весьма затруднительно, а подчас и вообще невозможно.

Впрочем, онлайновые продажи музыкальных записей выгодны не только потребителям, но и издателям. Оно и понятно: переход к поставкам цифровых записей через онлайновые сервисы позволяет значительно сократить производственные затраты, ибо в этом случае отпадает необходимость в изготовлении тиражей физических носителей, обложек и буклетов, а также в создании и поддержании разветвленной инфраструктуры, отвечающей за логистику. Кроме того, можно будет забыть и о такой проблеме, как затоваривание складов невостребованной продукцией. Получается, что затраты на поддержание даже крупного Интернет-магазина в любом случае окажутся значительно ниже по сравнению с издержками на содержание складских помещений, транспортных подразделений и сети розничных торговых точек. Таким образом, за счет перехода к продажам музыкальных записей через онлайновые магазины издатели могут, во-первых, снизить цены (при сохранении или даже увеличении прибыли), а во-вторых, значительно расширить свой ассортимент.

Конечно, в современных условиях говорить о полном переходе к онлайновым продажам музыкальных записей еще рано. Так, в 2004 году доля доходов звукозаписывающих компаний, полученных от продаж музыки через Интернет, составляла всего 1,5% от общего объема прибылей. Тем не менее некоторые аналитики предрекают, что уже лет через пять этот показатель значительно возрастет и достигнет 25%. Несмотря на относительно небольшие объемы онлайновых продаж, развитие нового канала поставки цифрового медиаконтента уже начало оказывать влияние на рынок традиционных музыкальных носителей. В частности, за минувший год в России отмечено уменьшение объемов продаж компакт-кассет и компакт-дисков по сравнению с показателями 2004 года, и, судя по прогнозам экспертов, в нынешнем году эта тенденция сохранится.

Рассматривая особенности онлайновой продажи музыкальных записей, следует отметить смещение интереса потребителей к более мелким структурным единицам. Если в случае приобретения фонограмм на физическом носителе покупатель волей-неволей вынужден приобретать целый альбом (или составленный издателем сборник), то в онлайновом магазине такого ограничения нет: при желании можно выбрать лишь одно произведение. Согласно статистическим данным, сейчас в 90% случаев покупатели онлайновых магазинов предпочитают приобретать отдельные произведения (песни) и лишь каждый десятый загружает альбом целиком. Для сравнения можно сказать, что в структуре продаж музыкальных записей на физических носителях доля продаж так называемых синглов, то есть дисков с записью одной-двух песен, не превышает 10%. Кроме того, синглы обычно выпускаются в поддержку готовящихся к изданию альбомов, вследствие чего ассортимент записей, представленных на подобных носителях, остается весьма ограниченным.

В начало В начало

Проблема пиратства

Рассматривая различные аспекты распространения музыкальных записей через Интернет, нельзя обойти стороной проблему пиратства.

В первой половине 80-х годов создатели формата «компакт-диск» даже в страшном сне не могли себе представить, какую мощную мину замедленного действия они закладывают под фундамент тщательно отлаженной и бесперебойно функционировавшей на протяжении нескольких десятилетий системы взаимоотношений звукозаписывающих компаний с исполнителями, распространителями и покупателями музыкальных записей. Переход к столь удобной для студий, издателей и конечных потребителей цифровой технологии записи звука стал настоящим подарком для пиратов.

Конечно, распространение пиратских записей было возможно и в эпоху грампластинок, однако в силу ряда объективных причин тиражирование подобных записей на бытовом уровне было значительно затруднено. Во-первых, «подручные средства» (то есть бытовое оборудование) позволяли производить копирование только в реальном масштабе времени — для получения копии фонограммы длительностью 40 минут требовалось как минимум 40 минут. Во-вторых, при копировании записи с одного аналогового источника на другой снижалось качество фонограммы, а уже после третьей перезаписи слушать ее было практически невозможно.

Таким образом, недостатки аналоговых носителей и звуковоспроизводящих устройств в этом случае работали на пользу звукозаписывающей индустрии, естественным образом ограничивая масштабы изготовления нелегальных копий (особенно на бытовом уровне) и, что не менее важно, делая невозможным получение копий, не отличимых по качеству от оригинала. Появление первых бытовых проигрывателей компакт-дисков тоже практически не изменило сложившуюся ситуацию.

Серьезный повод для беспокойства у «акул» звукозаписывающей индустрии появился вместе с началом распространения записывающих приводов, позволяющих делать копии оригинальных компакт-дисков, по качеству звучания ничем не уступающих оригиналу: имея самый обычный ПК, оснащенный приводом CD-R, пользователь получал возможность изготавливать «клоны» фирменных дисков в домашних условиях. Разумеется, поначалу себестоимость этих копий оказывалась весьма высокой ввиду дороговизны чистых дисков и записывающих приводов, а также из-за ограниченных скоростных характеристик этих устройств. Однако вскоре данные препятствия были преодолены: цены на приводы и записываемые носители значительно снизились, а максимальная скорость записи возросла. В арсенале же серьезных пиратов появились промышленные производственные линии, позволяющие выпускать многотысячные тиражи нелегальной продукции в течение нескольких часов, а себестоимость производства компакт-диска на таком оборудовании не превышала 50 центов.

С развитием Всемирной паутины у пользователей ПК появилась возможность вообще отказаться от физических носителей, сохраняя звуковые файлы на жестком диске и обмениваясь ими в виртуальном пространстве. Таким образом, проблема пиратства стала более многогранной: помимо борьбы с изготовителями и распространителями контрафактных физических носителей, музыкальным издателям пришлось срочно разрабатывать меры по ограничению неконтролируемого распространения цифровых фонограмм через Интернет.

На рубеже столетий мировую звукозаписывающую индустрию охватил глубочайший кризис. По итогам 2000 года было отмечено значительное снижение объема продаж музыкальных записей, причем эта тенденция сохранилась и в последующие годы. Так, в течение 2002-2003 годов зафиксировано ежегодное снижение объемов продаж ведущих звукозаписывающих компаний на 7,5%. Чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию, гиганты звукозаписывающей индустрии были вынуждены пойти на крайние меры. В частности, были снижены розничные цены на компакт-диски с музыкальными записями — в среднем с 18-20 до 12-14 долл. за один носитель. Кроме того, была инициирована масштабная кампания по борьбе с производством контрафактной музыкальной продукции и с незаконным распространением записей через Интернет. В рамках этой акции только в течение 2004 года было закрыто около 60 тыс. веб-сайтов и 447 серверов пиринговых сетей, специализировавшихся на распространении нелегального контента.

Стоит отметить, что основные усилия издателей направлены на борьбу с промышленным пиратством, то есть с изготовлением и распространением контрафактных физических носителей (либо нелегальных цифровых копий через Интернет) в крупных масштабах. Но наряду с этим в последнее время все чаще звучат призывы к ужесточению борьбы с так называемым бытовым пиратством — изготовлением единичных нелегальных копий в домашних условиях. Но если трезво оценивать ситуацию, то можно с уверенностью утверждать, что бороться с бытовым пиратством в России лишь путем внесения изменений в действующее законодательство практически невозможно. Привлечь потенциальных покупателей к лицензионной продукции запретительными мерами вряд ли получится — для достижения этой цели необходимо применять более гибкую ценовую политику, развивать новые каналы поставки медиаконтента и расширять спектр предлагаемых услуг.

 

При подготовке статьи использованы материалы пресс-конференции «Перспективы рынка музыкального цифрового контента в России», организованной российским представительством IRIVER, компанией «Студия Монолит» и Национальной федерацией производителей фонограмм (НФПФ).

КомпьютерПресс 2'2006


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует