Стоит ли гнаться за новинками?

Виктор Савельев

Прогресс во вред надежности

Плоды поспешности

Пыль в глаза

 

Мы часто восхищаемся поистине фантастическими функциональными возможностями и инновационным дизайном новых устройств. Комментируя выход очередной модели, производитель не преминет заверить нас в том, что мы наконец-то получим качественно иные возможности, реализованные на базе новейших технологий, а всё, что было до этого, — вчерашний день. Но стоит ли в спешном порядке отказываться от старых устройств и приобретать новые?

В погоне за новизной не следует забывать и об обратной стороне медали: не секрет, что многие старые модели устройств (тех же принтеров, сканеров и т.п.) отличаются значительно более высокими надежностью и долговечностью по сравнению с современными аналогами. Конечно, эти «старички» не способны поразить воображение своей производительностью и облачены не в элегантные «наряды», созданные дизайнерами студии Porsche, а всего лишь в скромные серые и бежевые корпуса, но при этом на протяжении многих лет они стабильно выполняют возложенные на них функции.

Прогресс во вред надежности

Казалось бы, постоянно совершенствуются технологии, увеличивается степень интеграции электронных компонентов, снижается уровень энергопотребления — но при этом надежность и долговечность многих устройств за последние годы значительно снизились. Дело доходит до того, что некоторые изделия с трудом могут доработать до конца определенного производителем гарантийного срока. Нередки случаи, когда устройства и компоненты выходят из строя буквально в считаные дни после окончания действия гарантийных обязательств. Особенно часто это случается с изделиями, в которых имеются механические части, — с жесткими дисками, оптическими дисководами, вентиляторами систем охлаждения и т.д.

На протяжении уже более семи лет в компьютере автора этих строк безупречно работает записывающий привод НР 9300 Plus, выпущенный в апреле 1998 года — то есть еще в прошлом веке! А ведь многие мои коллеги и знакомые только за последние три-четыре года успели сменить уже по полудюжине оптических приводов, с завидной регулярностью выходящих из строя и успевающих напоследок оставить о себе недобрую память в виде стопки испорченных CD-R. Конечно, сейчас привод DVD-ROM можно приобрести всего примерно за 1000 руб., а мультиформатный записывающий DVD — за 1500-2000 руб. По сравнению со стоимостью старого привода CD-RW, купленного в 1998 году почти за 400 долл., это кажется просто смешным.

 

Этот записывающий привод отлично работает уже более семи лет — просто немыслимый срок для современных высокоскоростных моделей

Этот записывающий привод отлично работает уже более семи лет — просто немыслимый срок для современных высокоскоростных моделей

Но недаром говорят, что хорошо смеется тот, кто смеется последним. Увы, надежность столь доступных новых накопителей также оказывается смехотворной: редкие экземпляры способны проработать дольше обещанного в гарантийных обязательствах срока. И дело здесь вовсе не в том, что в 1998 году попался удачный экземпляр — просто в то время линзы оптической системы всех приводов изготавливали из настоящего стекла, а не из мутнеющей со временем прозрачной пластмассы, как сейчас.

И это отнюдь не частное наблюдение. По статистике ряда крупных отечественных компаний, занимающихся розничной продажей компьютеров собственной сборки, отказ оптического накопителя является одной из наиболее распространенных причин обращения клиентов в сервисный центр. Подобная неисправность составляет примерно 25% (то есть четверть!) всех гарантийных случаев. По количеству случаев отказы оптических приводов могут сравниться разве что с неисправностями, возникающими вследствие загрязнения и естественного износа вентиляторов системы охлаждения ПК.

В качестве другого, не менее яркого примера можно взять периферийные устройства — например лазерные принтеры. Пользователи со стажем, наверное, помнят модели, выпускавшиеся в конце 80-х — начале 90-х годов: HP LaserJet IIP Plus, HP LaserJet III и др. О надежности этих устройств можно слагать легенды: многие экземпляры без поломок и серьезного ремонта проработали пять-шесть и даже десять лет (!) и были списаны лишь потому, что для них перестали выпускать расходные материалы. Кстати, в прошлом году на праздновании 20-летия принтеров LaserJet участники торжественного мероприятия могли собственными глазами увидеть обнаруженный в одном из городов Белоруссии работающий экземпляр самой первой модели LaserJet, выпущенный (вдумайтесь только!) в 1985 году.

Почему же устройства, изготовленные на ультрасовременном оборудовании с применением новейших технологий, оказываются значительно менее надежными и долговечными по сравнению с их примитивными предшественниками? Ответ на данный вопрос автору этих строк удалось получить в частной беседе с консультантом одной всемирной известной IT-компании. Точка зрения собеседника оказалась настолько интересной и вместе с тем убедительной, что ее стоит в общих чертах изложить в настоящей статье.

Как ни парадоксально, но именно совершенствование технологий производства узлов и компонентов является причиной снижения их надежности и долговечности. Давайте разберемся, почему это происходит.

Уважающие себя производители не могут позволить себе выпускать ненадежные устройства. Вполне понятно, что если у потребителя что-либо сломается до окончания гарантийного срока, то в дальнейшем он не захочет приобретать никакие продукты, выпущенные под этим брендом. Именно для того, чтобы обеспечить высокую надежность изделий, производители были вынуждены (особенно выходя на рынок с принципиально новым продуктом) закладывать в конструкцию многократную избыточность по прочности, долговечности и т.д.

Но время шло, и по мере совершенствования технологий у разработчиков появилась возможность значительно более точно рассчитывать свойства материалов и прочностные характеристики деталей. Соответственно и минимальный запас прочности, необходимый и достаточный для того, чтобы устройство смогло без поломок проработать заявленный производителем гарантийный срок, удалось значительно снизить. Сейчас разработчики могут позволить себе закладывать в конструкцию механических деталей значительно меньший запас прочности, чем это требовалось десять лет тому назад: благодаря применению высоких технологий риск поломки до окончания гарантии минимален. Вместе с тем вероятность того, что такое устройство проработает намного дольше заданного срока, тоже невелика. С одной стороны, подобный подход позволяет снизить стоимость серийно выпускаемых изделий, а также (в ряде случаев) их массогабаритные показатели. Но, с другой стороны, значительно сократилась и долговечность устройств.

 

Лазерный принтер HP LaserJet IIP Plus — один

Лазерный принтер HP LaserJet IIP Plus — один
из эталонов надежности и долговечности среди подобных устройств

Еще в середине прошлого века Колин Чэпмэн (Колин Чэпмэн (Colin Chapman) (1928—1982) — известный конструктор спортивных автомобилей, основатель компании Lotus Engineering и гоночной команды Team Lotus) сформулировал принцип, гласящий: «Гоночный автомобиль должен доехать до финиша и рассыпаться». Гениальный конструктор считал, что гоночный автомобиль, пересекший финишную черту и при этом способный проехать еще какое-то расстояние, обладает избыточной надежностью, которую его создатели из чрезмерной осторожности принесли в жертву скоростным качествам. Однако одно дело — спорт, и совсем другое — повседневная жизнь. Понятно, что причины, побуждающие разработчиков современных компонентов ПК и периферийных устройств действовать подобным образом, в корне различаются. Впрочем, логику производителей понять нетрудно: если все будут по десять лет пользоваться одним и тем же принтером, то кто же станет покупать новые модели?

В связи с этим уместно привести один исторический пример. В середине 60-х годов некоему изобретателю удалось разработать конструкцию «вечной» электрической лампочки, которая никогда не перегорает. Вскоре одна крупная транснациональная корпорация, в числе прочего занимающаяся производством лампочек, за огромную сумму выкупила все права на это изобретение. Но если вы думаете, что руководители компании планировали наладить производство «вечных» лампочек, то ошибаетесь. «Если лампочки не будут перегорать, то их практически перестанут покупать», — рассудили бизнесмены и предпочли продолжить выпуск прибыльной недолговечной продукции, предав перспективное изобретение забвению.

Плоды поспешности

Нельзя не рассмотреть еще один негативный аспект частого появления новых продуктов. Жесткая конкуренция зачастую вынуждает производителей искусственно ускорять выход того или иного устройства (компонента), чтобы опередить ближайших соперников. Естественно, что из-за постоянного цейтнота иногда случаются досадные накладки: не успевая провести полноценную отладку и тщательное тестирование продукта, производители выпускают на рынок довольно «сырые» изделия (в основном это относится к таким продуктам, как портативные медиаплееры, КПК, мобильные телефоны и т.п.). В результате самые нетерпеливые пользователи, приобретающие устройства из первой выпущенной партии, поневоле становятся тестировщиками (причем уплатив при этом немалые деньги).

Довольно часто недоработки и ошибки, обнаруженные в течение первых недель и месяцев эксплуатации, удается исправить по мере выпуска обновленных версий управляющих микропрограмм (прошивок). Тем не менее известны случаи, когда производителям приходилось отзывать отдельные партии изделий вследствие того, что уже после запуска в серийное производство и начала продаж были выявлены серьезные конструктивные недостатки.

За подобными примерами далеко ходить не надо. Скажем, в июне текущего года компания Fujitsu-Siemens объявила об отзыве целой партии литий-ионных аккумуляторных батарей, используемых в нескольких сериях ноутбуков линейки Amilo. Решение об этом было принято после того, как от пользователей стали одна за другой поступать жалобы на неисправности, вызванные дефектом аккумуляторов. В результате компания предоставила пользователям попавших под подозрение серий ноутбуков право бесплатной замены аккумуляторной батареи.

Так или иначе, но приобретение впервые появившихся в продаже новинок вряд ли можно признать целесообразным и разумным шагом. Ведь всего через два-три месяца и цены несколько снизятся, и выявленные недоработки будут обнаружены и устранены.

Пыль в глаза

В качестве эффективной приманки, побуждающей пользователей как можно чаще приобретать новые модели тех или иных устройств, производители предлагают всё новые и новые функции, а также различные улучшения. Поиском новых «вкусовых добавок» занимается немало специалистов, задача которых, по большому счету, сводится к разработке максимально эффектных (обратите внимание: не эффективных, а именно эффектных) квазиновшеств и псевдоулучшений — желательно не требующих значительных затрат для реализации. Например, можно перекрасить переднюю панель в другой цвет или изготовить ее из прозрачной пластмассы, установить вместо нескольких кнопок одну (или наоборот), приделать выдвигающуюся ручку, перейти от округлых форм к угловатым и т.д., а затем объявить это или последним писком моды, или даже (без лишней скромности) очередной революцией.

Вспомните хотя бы появление дополнительных кнопок быстрого вызова приложений на клавиатурах. Само по себе это усовершенствование довольно незначительное, однако в рекламных материалах оно было преподнесено как революционная новация, кардинально улучшающая потребительские свойства продукта. Но прошло всего несколько лет, и интерес пользователей к клавиатурам, усеянным дополнительными кнопками разнообразных цветов и размеров, резко пошел на убыль. Что, впрочем, вполне закономерно: эксплуатировать такие нововведения в течение длительного периода еще никому не удавалось. Подобных примеров можно привести довольно много: оптические приводы со сменными передними панелями, мыши с подсвечивающимися изнутри колесиками прокрутки, мониторы со встроенными колонками и микрофонами и т.д.

То же самое (но в гротескной форме) происходит в сфере портативных цифровых устройств. Вспомните, с какой помпой производители мобильных телефонов сообщали о появлении моделей, оснащенных цветными дисплеями. Хотя с точки зрения использования телефона как средства голосового общения (а не игровой приставки, караоке, медиаплеера и т.п.) монохромные дисплеи были удобнее. Не верите? Тогда попробуйте считать информацию с цветного экрана при выключенной подсветке. Или даже с включенной подсветкой на улице при ярком солнце. Удобно? А ведь в моделях, оснащенных монохромным экраном, подобных проблем вообще не возникало.

В то же время многие пользователи отмечают, что наряду с появлением огромного количества украшательств и новых функций качество приемопередатчиков у современных аппаратов заметно ухудшилось. Особенно это заметно в местах, где уровень принимаемого сигнала по тем или иным причинам невысок — например в подвальных помещениях. В то время как старенькая трубка с крохотным монохромным экранчиком в таких условиях обеспечивает более-менее стабильную связь, то подавляющему большинству дорогих смартфонов пройти такое испытание оказывается не под силу — они просто потеряют сеть. А ведь если вдуматься, это же полнейший абсурд: производители жертвуют качеством основной функции устройства для того, чтобы напичкать его множеством красивых, но довольно бесполезных дополнений.

***

У некоторых читателей может сложиться впечатление, что автор данной статьи призывает вообще отказаться от приобретения новых устройств и компонентов. Однако это не так. Процесс совершенствования компонентов ПК и периферийных устройств идет непрерывно, и остановить его никому не удастся. Но перед тем, как принять решение о приобретении новой модели устройства взамен еще вполне работоспособной старой, стоит хорошенько подумать. Ведь одно дело, если вам нужна «рабочая лошадка» (пусть и не очень красивая и не самой последней модели, зато надежная и долговечная), и совсем другое — если очень хочется приобрести что-то необычное и модное (скажем, МФУ с функцией кофеварки или мобильный телефон, совмещенный с видеомагнитофоном и игровой приставкой). Как поется в известном шлягере — «думайте сами, решайте сами».

КомпьютерПресс 11'2005


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует