Лучше, чем MP3
егодня, когда формат записи музыки MP3 стал уже стандартом де-факто, кого-то может удивить развитие и совершенствование таких методов цифровой записи, которые создают файлы, значительно превосходящие по объему знаменитые MP3.
Однако тем, кому посчастливилось иметь хороший слух, важнее все-таки качество звучания, а не объем аудиозаписей, которыми удается нашпиговать современный носитель. Поэтому они предпочитают другое решение так называемую Lossless-компрессию, то есть сжатие без потерь. Звук, сжатый без потерь таким специализированным музыкальным архиватором, это что-то вроде звукового Zip-архива. Файлы получаются, конечно, значительно больше, чем при сохранении в MP3, но меньше, чем при использовании архиваторов общего назначения типа WinZip или Rar.
При этом специализированные архиваторы, позволяющие сохранять аудиофайлы без внесения каких-либо искажений, в отличие от архиваторов общего назначения позволяют проигрывать сжатую музыку (при помощи специального плеера или плагина к универсальному проигрывателю), а в отличие от популярного ныне MP3-формата, сжатую без потерь музыку всегда можно будет восстановить в первоначальном состоянии, а не «хоронить» свою музыкальную коллекцию в MP3 в безвозвратно загубленном виде.
Более того, в последнее время все чаще встречается не только перезапись аудиодисков в формат MP3, но и, наоборот, запись из формата MP3 на аудиодиск в стандартном формате без компрессии, то есть оригинальная музыка, по сути, постепенно исчезает. Связано это прежде всего с тем, что количество и доступность MP3-записей даже на легальном рынке превышает сегодня количество и доступность некомпрессированных аудиофайлов чуть ли не на порядок (не говоря уже о числе нелегально распространяемых аудиофайлов в Интернете, которые, естественно, тоже практически все записаны в MP3).
Особенно обидно бывает меломанам, когда они вдруг обнаруживают, что диск, купленный ими как качественный, на самом деле содержит треки, созданные из МP3-файлов, и потому было абсолютно незачем проводить какие-либо манипуляции для сохранения его в этом виде.
Если возникают определенные подозрения относительно подлинности диска, то проверить его происхождение можно при помощи любого аудиоредактора, чтобы получить сонограмму (спектр частот) аудиотрека. Если она резко обрывается на определенной частоте (для MP3-файлов это обычно около 16 кГц), то перед вами диск, созданный из MP3-файлов.
Но будущее, наверное, все же за lossless-компрессией, ведь объемы флэш-памяти и других носителей постоянно растут, так что очень скоро никому и в голову не придет портить аудио компрессией с потерями. И будет очень жаль, если исходное качество многих аудиозаписей к тому времени будет уже безвозвратно похоронено в MP3.
Между тем алгоритмы и программы для сжатия музыки без потерь известны давно это, например, такие форматы, как SHN, FLAC, APE и другие. И сегодня они переживают свое второе рождение. Выбрать такой аудиоархиватор можно как по интерфейсу, так и по стилю.
SHN
Shorten (SHN) это один из довольно известных форматов, который сжимает стандартные звуковые файлы WAV в два раза, сохраняя при этом их исходное качество.
На странице этого формата http://www.etree.org можно бесплатно скачать плагин для такого популярного музыкального проигрывателя, как WinAmp (модуль для этого плеера называется ShnAmp), и другие инструменты для работы со звуком в этом формате. При этом, в отличие от многих конкурентов, программа Shorten имеет стандартный Windows-интерфейс, позволяющий не только выбирать входные файлы и указывать путь для записи архивов, но и изменять различные параметры сжатия, в частности размер блока и точность описания ожидаемой функции.
При сжатии в SHN не теряются ни низкие частоты, ни другие музыкальные нюансы, поэтому его можно смело рекомендовать любителям «живого» звука. Создатель этого формата британский ученый Тони Робинсон (Tony Robinson). Идея SHN-компрессии пришла к нему во время работы над распознаванием речи. Проводя свои исследования, он и понятия не имел, что спустя почти десятилетие сотни тысяч музыкальных меломанов примут его технологию в качестве стандарта для записи «живых» концертов. Сегодня исследования Тони Робинсона продолжает в качестве хобби американский ученый Диана Хамайлтон, она же поддерживает ресурс по SHN в Интернете. SHN, вероятно, не завоюет в Сети широкую популярность, так как типичный двухчасовой концерт занимает в этом формате примерно 1 Гбайт, но для истинных ценителей файлы SHN один из основных источников вдохновения. Так что формат не умрет, а его поклонники сегодня даже создают свои сообщества в Интернете наподобие SHNapster и Furthur.
LPAC
Еще одну удачную реализацию алгоритма для сжатия аудиоданных разработал Тилман Либхен (Tilman Liebchen). Эта программа называется LPAC, и для нее существует уже не только плагин для популярного музыкального проигрывателя WinAmp, но и специальный проигрыватель. Кроме того, возможность сжатия данных с помощью кодека LPAC поддерживают некоторые программы для перезаписи данных с аудиодисков, которые могут подключать внешние модули, передавая им параметры в командной строке (для LPAC существует модуль пакетного кодирования из командной строки). Отметим, что LPAC является одним из самых эффективных архиваторов, хотя размер получаемого файла у него может сильно зависеть от исходного материала.
Страница этого кодека http://www.nue.tu-berlin.de/wer/liebchen/lpac.html.
Monkey’s Audio
Monkey’s Audio от Мэтью Ашленда (Маthew Ashland) еще одно популярное решение для сжатия цифровой музыки без потерь. Сохраняя качество оригинала, этот формат все-таки заметно экономит место на носителе (последняя версия работает даже несколько эффективнее, чем SHN). К тому же, наряду с оригинальным алгоритмом сжатия, автор включил туда еще несколько менее известных алгоритмов WavPack, RKAU и др., что делает этот пакет наиболее универсальным.
Отметим, что специальный плеер Monkey’s Audio меньше загружает процессор при воспроизведении, чем многие другие программы, воспроизводящие подобные lossless-форматы. Помимо оригинального плеера в комплект поставки входят подключаемые модули для воспроизведения файлов в WinAmp и Microsoft Media Player. Вдобавок ко всем своим достоинствам Monkey’s Audio не только обладает довольно приятным интерфейсом, но и распространяется с открытым исходным текстом. Поэтому при желании вы можете самостоятельно разобраться в том, как она работает, и модифицировать ее под свои личные потребности.
Таким образом, используя этот формат, вы сможете наслаждаться оригинальной музыкой, а при желании восстановить оригинальный компакт-диск в первозданном виде. И можете сделать это с максимальным удобством и гибкостью.
Страница формата Monkey’s Audio http://www.monkeysaudio.com.