В поисках идеальной мыльницы
Дополнительные потребительские функции
В последнее время в психологии торговли наблюдается явный перекос — внимание производителей сконцентрировано исключительно на технологиях продаж. Причем на технологиях откровенно манипуляторских, главная задача которых не просто продать, а буквально навязать товар покупателю, чуть ли ни любыми средствами заставив того заплатить.
Производитель агрессивно навязывает товар оптовикам, оптовики — розничным торговцам, а те, в свою очередь, — покупателям. Все мы прекрасно понимаем пагубность такого явления, но, тем не менее, практически всё, что вышло в серийное производство, постепенно находит своего покупателя.
Вот и тенденции развития цифровой фотографии сегодня таковы, что торговля идет бойко, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что покупать совершенно нечего. А уж при замене устаревшей модели цифрового фотоаппарата на новинку (с якобы лучшими показателями) следует подумать особенно серьезно.
Сегодня мы не будем говорить о профессиональных или полупрофессиональных моделях (тем более что последние вообще исчезают с рынка), а порассуждаем о выборе компактной, карманной или даже «пляжной» камеры — чтобы за разумную сумму обзавестись удобным устройством для повседневного использования. Спросим себя, нужны ли нам в этом случае какие-то технологические изыски: мегапикселы, мультимедиа, матрицы и мудреные характеристики процессоров для обработки изображения? Нам бы быстренько нащелкать и напечатать фотокарточек размером 9x12 (или максимум 10x15) и провались все остальное пропадом!
Сразу отметим, что по существу разрешение матрицы даже в 6 млн. пикселов для такого фотоаппарата великовато. Посудите сами: для бытовых фотографий 10x15 см (размером с почтовую открытку) вполне достаточно и 2 мегапикселов (разрешение изображения — 1600x1200 пикселов), а фотографий форматом больше 20x15 см для семейных альбомов никто и не печатает (кстати, и для последних вполне достаточно 4 мегапикселов — 2304x1728). Даже если добавить снимку немного разрешения про запас для возможного кадрирования, то и здесь для подавляющего большинства снимков за глаза хватит 5 мегапикселов (2560x1920). Ведь для того, чтобы напечатать картинку размером 20x15 см по самым высоким полиграфическим требованиям в 300 точек на дюйм (dpi), необходимо разрешение всего лишь 2362x1772.
Удобство управления
Большинство пользователей хочет иметь компактную и простую в управлении мыльницу. Безумными современными многостраничными меню с кучей режимов съемки все равно реально никто не пользуется. А ведь дошло уже до того, что количество режимов у некоторых моделей не влезает даже в экран дисплея! И не тешьте себя иллюзией, что если вы не можете разобраться с настройками аппарата в магазине, то, придя домой и прочитав инструкцию, сразу все поймете. Если вы хотя бы раз в жизни брали в руки фотоаппарат, то уж будьте уверены — вы практически эксперт по мыльницам, и если вам сразу непонятно, как пользоваться той или иной моделью, то немедленно оставьте ее и ищите другую.
Считается, что удобными пользовательскими интерфейсами обладают модели компаний Casio и Olympus, а, например, Pentaх и Fujifilm неудобны в управлении. Однако это субъективное мнение, и в конечном счете выбирать придется только вам. Главное, чтобы, взяв фотоаппарат в руки, вы сумели сразу сделать снимок — остальное приложится. Конечно, цифровые фотоаппараты, в отличие от пленочных, обладают целым рядом дополнительных возможностей. Но это не повод, чтобы делать у них традиционные фотографические функции менее удобными или вообще их убирать. Ведь фотоаппараты таких компаний, как Nikon и Canon, традиционно пользуются особой популярностью во многом именно потому, что обладают удобными и полезными фотографическими настройками, а не каким-то там выдающимся качеством снимков (качество фотографий у всех современных мыльниц примерно одинаковое).
Универсальность
Всем хочется иметь простую, но при этом универсальную фотокамеру. Так, скажем, коль скоро почти все они сегодня с переменным фокусом (режимом Zoom), то неплохо было бы иметь этот фокус не до безумно длинного (зачем нам бинокль?), а от минимально короткого! Действительно, как было бы удобно вынуть фотоаппарат за столом и нащелкать с максимальным охватом «рыбьего глаза», не отвлекаясь от еды. Фотографирование в тесном помещении даже со стандартным фокусным расстоянием 35 мм (в эквиваленте 35-мм пленки) уже весьма проблематично. А фотографии с фокусным расстоянием объектива от 38 мм и больше выглядят просто как вид из амбразуры танка. Напомним, что естественным углом зрения у фотоаппарата считается охват объектива с фокусным расстоянием 35 мм, хотя реально более удобно пользоваться широкоугольными объективами с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.
А что мы видим у современных мыльниц? Возьмем, к примеру, одну из последних новинок компании Kodak — EasyShare V610. Ну и зачем сделали этого монстра, да еще с двумя объективами, если с его 10-кратным зумом минимальное фокусное расстояние — 38 мм?
Лучше приобрести Lumix DMC-TZ1EE у поднаторевшей в больших зумах компании Panasonic. У этого фотоаппарата 10-кратный ультразум меняет фокусное расстояние от 35 до 350 мм (то есть минимальный фокус хотя бы стандартный — 35 мм). Кстати, функция Extended Optical Zoom у этой камеры обеспечивает в отдельных режимах оптическое увеличение до 12,5x (за счет использования центральной части матрицы). И пусть даже Lumix DMC-TZ1EE 5-мегапиксельный, а Kodak EasyShare V610 6-мегапиксельный — такой разницы в разрешении реально никто не заметит. И даже если DMC-TZ1EE даст бочкообразные искажения с одним объективом на коротком и длинном концах, а EasyShare V610 с двумя объективами не даст, то этого все равно никто не оценит. А вот неудобства при съемке в помещении заметят сразу, когда в кадр не попадут закадычные друзья. Кроме того, фотокамеры Lumix DMC-TZ1 оснащены оригинальной системой оптической стабилизации изображения MEGA O.I.S, которая просто необходима при съемке с рук на длиннофокусных объективах.
Вообще, найти современную мыльницу с коротким фокусом оказалось крайне сложно. Среди новинок их почти нет (хорошо если имеются стандартные 35 мм, но чаще минимальный фокус бывает больше). Пожалуй, только широкоугольный Panasonic Lumix DMC-FX01EE может удовлетворить наши запросы (камера DMC- FX01EE работает в диапазоне фокусных расстояний 28-102 мм в 35-мм эквиваленте).
Из недорогих моделей, имеющихся на рынке, можно выделить только Pentax Optio 50 или 50L, у которых фокусное расстояние меняется от 32 до 96 мм. Optio 50L отличается от Optio 50 только размером ЖК-дисплея: у 50L он 2,5”, а у 50 — 1,8”. Наверное, вы скажете, что Optio 50L лучше? Не тут-то было! Зато у Optio 50 есть оптический видоискатель, а у Optio 50L его нет (только ЖК-дисплей).
Оптический видоискатель
Ну скажите, почему все производители, за исключением, наверное, единственно компании Canon, убрали из своих компактных моделей оптические видоискатели? Ведь очевидно, что при очень ярком или же, наоборот, слишком слабом освещении на ЖК-экране просто ничего не видно. Конечно, маркетологи уверяют нас, что оптический видоискатель в компактной камере не нужен, а большинство пользователей цифровых фотоаппаратов снимают глядя исключительно на ЖК-экран. Однако, когда вы окажетесь в критической ситуации и не сможете сделать снимок только из-за отсутствия оптического видоискателя, вы не раз помянете недобрым словом тех, кто сделал вам «телевизор» во всю ширину задней панели, но лишил возможности нормально фотографировать.
Даже старейшая фотографическая компания Canon пошла на поводу у маркетинговых измышлений, и такие ультракомпактные модели, как Digital IXUS 60 и 65, лишились оптических видоискателей. Однако Canon продолжает следовать традициям — совсем новый Canon Digital IXUS 800 IS, несмотря на 2,5” ЖК-дисплей, занимающий практически всю заднюю панель фотоаппарата, имеет классический оптический видоискатель.
Остается только пожелать компании Canon и впредь оставаться по-хорошему консервативной. Следуя традициям, она несомненно сохранит своих пользователей, которые уже сегодня считают, что мир цифровой фотографии делится на Canon и на всех остальных. Отметим также, что фотоаппараты Canon, как правило, сохраняют и классические 35 мм на коротком конце объектива.
Батарейки или аккумуляторы?
В настоящее время большинство компактных моделей оснащается специальными литий-ионными аккумуляторами. Переход на оригинальные аккумуляторы диктуется уменьшением размеров фотоаппаратов (для стандартных пальчиковых NiNH-аккумуляторов формата AA в современных корпусах уже просто не хватает места) и возросшим энергопотреблением современных камер (этому способствует и увеличение размеров ЖК-дисплея, и рост разрешающей способности матриц, и другие факторы). Стандартные пальчиковые батарейки применяются главным образом в моделях начального уровня, где отсутствие дорогого аккумулятора помогает значительно снизить цену.
Что лучше — стандартные NiNH-аккумуляторы или литий-ионные, — сказать трудно. Специальный литий-ионный аккумулятор в фотокамере позволяет получить 300-400 снимков на одной зарядке (эта характеристика обычно указывается производителем), а про работоспособность камеры со стандартными аккумуляторами сказать трудно. Неизвестно, какой емкости аккумулятор приобретет и установит владелец, но в любом случае емкость никель-металлгидридных батарей будет значительно меньше, чем у литий-ионного аккумулятора. Частенько у пользователей камер со стандартными пальчиковыми батарейками возникают различные проблемы с питанием. Поэтому верить рекламе, что такой аппарат проще в использовании и что батарейки для него продаются на каждом углу, тоже нельзя. Кроме того, если внимательно ознакомиться с инструкциями современных цифровых фотоаппаратов с питанием на элементах пальчикового формата, то там рекомендуют использовать только NiNH-аккумуляторы, а обычными щелочными батарейками (то есть как раз теми, которые продаются на каждом углу) можно пользоваться только в случае крайней нужды или для проверки функциональности фотоаппарата (кстати, именно для проверки такие батарейки кладут в комплект поставки, а не для постоянного использования).
Достоинствами литий-ионных аккумуляторов являются не только более высокая емкость, но и способность работать с большим током нагрузки. Кроме того, в отличие от никель-металлгидридных, у литий-ионных аккумуляторов отсутствует так называемый эффект памяти. Однако специализированные аккумуляторы довольно дорогие и найти в продаже нужный элемент питания все же гораздо сложнее, чем аккумулятор стандартного формата АА. Впрочем, если уж проблема с недостатком питания встанет особенно остро, то можно сделать вот такой внешний блок с пальчиковыми батарейками и включать его через разъем питания.
Новые маркетинговые режимы
Многие новички при выборе цифрового фотоаппарата по-прежнему руководствуются лишь количеством мегапикселов (причем хотят мегапикселов побольше, а сам фотоаппарат — подешевле), а затем возмущаются из-за того, что видят замыленную картинку, а при съемке даже в незначительно затемненных условиях получают сильный шум.
Однако производители по-прежнему полагаются на маркетинг и ловят новых покупателей на супермегапиксельные матрицы (в числе последних новинок появились компактные цифровые фотоаппараты, оснащенные 9- и даже 10-мегапиксельными сенсорами, которые при этом снимают хуже, чем 4- или 5-мегапиксельные фотоаппараты пятилетней давности).
Другой сравнительно новый прием этой маркетинговой приманки — объявить потрясающий уровень относительной чувствительности в привязке к ISO до таких значений, каких и от профессиональных «зеркалок» с большими матрицами не всегда реально добиться. Так, скажем, у новых Casio EXILIM Zoom EX-Z1000, Fujifilm FinePix F30 и Olympus µ 810 значение чувствительности по ISO доходит аж до 3200!
Впрочем, компания Casio поступает вполне разумно — до ISO 800 можно выставить только в специальном режиме шумоподавления Anti Shake, а до ISO 3200 — при использовании функции «высокая чувствительность» (BEST SHOT). Так же разумно поступает Panasonic, лукаво выделяя ISO 800-1600 в специальный «маркетинговый» режим High Sensitivity. Сразу видно, где и как обосновался маркетинг, ведь повышение чувствительности достигается не какими-то усовершенствованиями в конструкции светочувствительных сенсоров, а просто дополнительной обработкой изображения.
Надо ли говорить, что такие мэтры фотографии, как Canon и Nikon, вообще пока не занимаются такой ерундой, зато у мыльниц от Nikon выставляется самая низкая чувствительность по ISO — 50 единиц, причем шум матрицы в этом режиме получается минимальным.
Баланс белого
В процессе тестирования цифровых мыльниц у многих моделей обнаружился существенный недостаток — отвратительная автоматическая установка баланса белого. Впрочем, качественно установить баланс белого не могут даже значительно более дорогие профессиональные аппараты. Одни «желтят» изображение на автомате, другие «краснят», третьи — «подсинивают», делая фотографии мертвенно бледными и на первый взгляд совершенно ненасыщенными. Конечно, можно было подправить цветовой баланс уже на фото в каком-нибудь графическом редакторе, однако такая правка всегда чревата потерей цветовой информации, поэтому лучше сразу отказаться от автомата даже при естественном освещении и выставлять баланс белого вручную. Обычно имеется несколько установок цветового баланса: дневной свет в ясную погоду (Daylight), съемка в тени (Shade), искусственный свет ламп накаливания (Tungsten), свет от люминесцентных ламп дневного света (Fluorescent) и, наконец, установка баланса вручную по белой поверхности (Manual). Однако последний режим у фотоаппаратов потребительской категории все чаще отсутствует. А ведь именно он позволяет наиболее точно установить цветопередачу, особенно если имеется несколько разнородных источников освещения.
Конечно, при покупке мыльницы трудно надеяться на получение фотографий в формате RAW (хотя принципиальная возможность сохранения в этот формат есть абсолютно у всех фотоаппаратов). Возможно, большинство пользователей не понимают назначения этого формата и не знают, как им пользоваться, но целый ряд вопросов у продвинутых фотолюбителей сразу бы отпал, имей они такую возможность. Пусть даже ею воспользовались бы единицы, но ведь лишняя строчка в меню ничего не стоит.
Дополнительные потребительские функции
Естественно, при проектировании мыльниц не обошлось без появления фотокомбайнов (ощущается, видимо, сильная конкуренция со стороны мобильных телефонов). И если раньше производители заталкивали фотосенсоры во что угодно — от телефонов до MP3-плееров, называя это встроенной фотокамерой, то теперь пошла обратная реакция — фотокамеры начинают напичкивать несвойственными им ранее штучками типа MP3-плееров, беспроводных интерфейсов, диктофонов, GPS-навигаторов и пр.
Возможно, какие-то из этих функций окажется на самом деле полезными. Тогда в вашем фотоаппарате появится, по крайней мере, какая-то изюминка (ведь снимают-то они все одинаково плохо и различаются по сути только корпусами и ПО). Например, интересны сенсорные дисплеи для навигации в меню и для пометок непосредственно на снимке, которыми оснащаются цифровые мыльницы Kodak EasyShare One, Pentax Optio T10 и некоторые другие аппараты.
Интересными решениями являются также водонепроницаемые корпуса некоторых моделей. Например, компания Pentax выпускает серию с индексом W — Waterproof (защита от влаги и даже возможность подводной съемки до 1,5 м). Более мягкие условия эксплуатации называются еще Weatherproof (защита только от непогоды, но и этого уже немало).
Наверное, многие из нас испытали массу неприятных минут, когда при попытке фотографировать морские купания работающую камеру вдруг неожиданно окатывала волна и устройство в этом случае неизбежно портилось (такие случаи нередки как с фото-, так и с видеокамерами). Здесь может спасти только быстрая реакция, позволяющая вовремя выключить аппарат, пока соленая вода не попала внутрь и не вызвала замыкание.
В таком случае следует быстро вытащить все элементы питания (батарейки или аккумуляторы), промыть камеру чистой пресной водой, а затем долго и тщательно сушить, уповая на то, что ничего не успело повредиться. Если же эта процедура не помогла, то проще выбросить аппарат, чем чинить его, тем более что по гарантии «утопленников» обычно не берут, так как гарантийщикам сразу видно, что те сгорели от «неправильной эксплуатации». В общем, фотографирование у воды всегда связано с определенным риском.
Фотокамеры Pentax Optio Wpi и W10, Konica Minolta DG-5W, Olympus Stylus (mju) 720 SW имеют класс защиты от проникновения влаги 7-8 и класс пыленепроницаемости 5-6 по японскому стандарту JIS (IP58). Конечно, эти аппараты не предназначены для экстремального подводного плавания, но рыбок пощелкать можно (гарантируется работа фотоаппарата в течение 30 минут на глубине до 1,5 м).
У таких фотоаппаратов есть даже специальный режим — «аквафото» (Underwater). Однако лучше все-таки обойтись без такого экстрима, но вот фотографировать в дождь, случайно уронить камеру в лужу и не бояться волн на море можно запросто. Конечно, после контактов с соленой водой руководство по эксплуатации рекомендует все-таки промыть фотоаппарат проточной водой из-под крана или погрузить его на 2-3 минуты в емкость с пресной водой, чтобы соль не попала внутрь, допустим, при смене карточки или при зарядке аккумуляторов.
В общем, любителям компьютерных гаджетов есть на что посмотреть и у цифровых фотоаппаратов, беда в том, что производители очень странно относятся к обновлению моделей таких гаджетов, которые с течением времени утрачивают свои фотографические функции. Например, у нового Pentax Optio W10 почему-то пропал режим фокусировки по центральной точке, который был у предыдущей модели — Pentax Optio Wpi. Производителям, конечно, виднее, что важно, а что — нет, однако улучшение возможностей съемки видео (единственное, что по существу изменилось у W10 по сравнению с Wpi), наверное, все-таки не стоит таких жертв. И подобное происходит повсеместно (выше мы уже упоминали о потере оптических видоискателей и ручных настроек баланса белого). Таким образом, маркетологи скоро выведут из употребления все фотографические функции и рынок цифровых мыльниц успешно сольется с продажей мобильных телефонов и MP3-плееров…