Генераторы ландшафтов
Какими только возможностями ни обладают сегодня персональные компьютеры при установке на них соответствующих программных средств: они самостоятельно генерируют пароли и шифруют текст, пишут музыку и стихи, создают самые разные изображения и анимацию и даже могут помочь в рисовании вполне реалистических или, наоборот, фантастических пейзажей. Кстати, хранящиеся у многих пользователи обои для рабочего стола и заставки в виде природных пейзажей в большинстве своем не отсняты фотографами, а созданы в профессиональных генераторах ландшафтов.
Генераторы ландшафтов позволяют сравнительно быстро создавать фотореалистические земные или безжизненные, будто бы инопланетные пейзажи, порою по своей красоте и реалистичности неотличимые от настоящих фотоснимков и вполне достойные того, чтобы пополнить любую личную фотоколлекцию или стать фоном для дальнейшей работы в среде графического пакета при создании, например, фотомонтажа или фотоколлажа, а также украсить экран монитора в качестве фонового изображения и т.п. Искусственные ландшафты могут стать основой для разнообразных 3D-сцен в трехмерных играх, при подготовке телевизионных заставок и клипов. К тому же генераторы ландшафтов — настоящая находка для историков, палеонтологов и географов: первым и вторым они смогут помочь понять, как выглядела наша планета в тот или иной исторический период, а при изучении географии могут быть экстраординарным образовательным инструментом, более интересным, чем обычные учебники. Даже в совершенно далеком от 3D-искусства бизнесе искусственные пейзажи тоже могут оказаться полезными, например для наглядного представления расположения каких-то объектов компании.
Принцип работы генераторов ландшафтов довольно сложен и основан на понимании ими внутренней структуры природного пейзажа и на знании географических данных разнообразных экосистем, а подходы к реализации могут быть разными. Однако большинство генераторов ландшафтов строят рельеф на основе принятой в картографии так называемой карты высот, представляющей собой изображение с концентрическими областями разного цвета, где каждому оттенку соответствует какая-либо высота относительно уровня моря. Такая карта высот может создаваться самой программой (случайным образом) или пользователем (на основании некоей собственной задумки), и тогда пейзаж может оказаться как фотореалистическим, так и фантастическим. Карта высот может быть получена и на базе реальных данных, взятых из базы геоинформационной системы (ГИС), вследствие чего искусственный ландшафт может стать полной копией какого-то уголка нашей планеты. Помимо рельефа, в искусственных природных ландшафтах могут быть горы и море, острова и океаны, равнины и озера, дополненные различными вариантами неба и облаков. Что касается растительности, то здесь все зависит от выбранного пакета. Например, в Terragen растительный мир весьма скуден и представлен лишь травой (хотя может быть расширен за счет подключаемых плагинов), а в Bryce или MojoWorld есть огромные библиотеки виртуальной флоры. Кроме того, при желании можно воспользоваться функциями импорта и экспорта и внедрить в созданные миры и пришельцев из космоса, и обитателей фантастической планеты, созданных в других 3D-пакетах, например в Poser.
Освоение генератора ландшафтов может показаться интересным делом практически любому пользователю, ведь для получения чудесного пейзажа совсем не обязательно уметь рисовать (да и знания по 3D-моделированию нужны далеко не всегда) — достаточно лишь разобраться с настройками той или иной программы и включить воображение. Домашним пользователям для экспериментов вполне достаточно бесплатных версий программ Terragen или Genesis. А при наличии соответствующих финансов можно выбрать одну из версий MojoWorld, достаточно простую в освоении и обладающую просто фантастическими возможностями. Для преподавателей, желающих воспользоваться новыми информационными технологиями при обучении школьников и студентов основам картографии, предназначена платная версия пакета Genesis. Пользователям, прекрасно знакомым с технологией геоинформационных систем и желающим создавать реально существующие ландшафты, стоит остановиться на приложениях VistaPro или Genesis. А 3D-художникам, придумывающим завораживающие пейзажи с разнообразными атмосферными и водными эффектами, богатой растительностью и поразительным фотореалистичным освещением, лучше всего выбрать одно из популярных решений для моделирования фотореалистичных и фантастических ландшафтов и создания искусственных миров — Bryce, Vue 5 Esprit, MojoWorld Pro или World Builder.
Bryce 5.5
Разработчик: MetaTools, Corel, DAZ Productions
Сайт программы: http://bryce.daz3d.com/55index.php
Способ распространения: shareware (демо-версия отсутствует)
Цена: 100 долл.
Работа под управлением: Windows 2000/XP, Mac OS X
Bryce — одно из лучших профессиональных решений для моделирования как фотореалистичных, так и фантастических ландшафтов, позволяющее создавать миры с планетами, океанами, островами, горами и пр. Пакет прекрасно подходит в случаях разработки пейзажей для трехмерных игр, для оригинальных изображений в сфере полиграфии или видео и активно используется профессиональными дизайнерами.
Интерфейс программы Bryce
Программа обладает отличной функциональностью и широкими возможностями, однако отличается большим объемом (полная версия с материалами и текстурами превышает 320 Мбайт) и невероятно требовательна к аппаратным ресурсам. По принципу работы этот пакет представляет собой нечто среднее между редактором для трехмерного моделирования и рендеринга и генератором ландшафтов. Как и в обычных 3D-редакторах, основу сцены в Bryce составляют объекты (в данном случае — простые и составные примитивы): в отношении объектов можно применять булевы операции, управлять их освещением, присваивать материалы-текстуры и т.п. Однако, наряду со стандартными примитивами, в пакете имеются и особые объекты, представляющие собой части пейзажа: облака, плоскость земли и воды, горы и камни, а удобный механизм создания рельефа поверхности (вручную, автоматически и путем импорта) упрощает один из главных этапов в процессе создания ландшафта. Многочисленные настройки ориентированы на тонкую настройку именно специфических ландшафтных примитивов, а реализованные здесь фрактальные методы применяются для обеспечения того, чтобы каждая гора или скала немного отличалась от всех остальных. Предусмотрены установка и настройка для сцены таких природных параметров, как определение времени суток, добавление дождя или тумана, настройка параметров облаков и воды, внедрение дополнительного светила и пр. «Лаборатория деревьев» позволяет создавать и добавлять к сцене реалистичные деревья, определяя различные параметры: вид дерева, количество веток, листьев или иголок, окраска и т.д. «Лаборатория освещения» обеспечивает полный контроль за количеством и положением источников света, направлением света, его интенсивностью и особенностями тонирования. «Небесная лаборатория» содержит целую коллекцию разнообразных небесных тел: последние можно внедрить в пейзаж напрямую либо прибегнуть к более тонкой настройке. Огромная библиотека эффектов позволяет без проблем добавить к сцене такие сложные явления, как огонь и дым, радуга и звезды, кометы и эффекты преломления и пр. Еще большего реализма пейзажей можно достичь с помощью таких эффектов, как мягкие тени, размытые отражения, размытые переходы, эффект матового стекла, естественный обтекающий свет и глубина пространства.
Примеры ландшафтов, созданных в Bryce
Большим достоинством Bryce является расширенная поддержка экспорта и импорта. В создаваемые пейзажи могут быть включены элементы, созданные в других 3D-приложениях (например, каркасы фигур в Poser), а также сцены, созданные в Strata 3D CX, причем с любым внедренным объектом в дальнейшем можно будет работать точно так же, как и с непосредственно созданным в среде Bryce. Предусмотрены возможности импорта плоских рисунков в различных форматах, преобразования в трехмерные объекты и добавления в сцену. В редакторе текстур реализована поддержка импорта текстур из других пакетов c сохранением их для будущего использования.
Vue 5 Esprit
Разработчик: e-on software
Сайт программы: http://www.e-onsoftware.com/products/vue/vue_5_esprit/
Способ распространения: shareware (функционально ограниченная 60-дневная демо-версия — https://secure.e-onsoftware.com/Products/vue5/trial/)
Цена: box — 249 долл., download — 149 долл.
Работа под управлением: Windows 2000/XP, Mac OS X v10.2+
Этот профессиональный пакет для моделирования окружающей среды по функциональности и требованиям к ресурсам сопоставим с Bryce, но относительно более скромен по объему, а также обладает более привычным интерфейсом, что ускоряет его освоение. Ориентированный в первую очередь на 3D-художников, Vue 5 Esprit позволяет создавать как фотореалистичные, так и великолепные фантастические ландшафты с горами и водной гладью, великолепными атмосферными эффектами и разнообразной растительностью.
Интерфейс программы Vue 5 Esprit
Интерфейс программы и технология моделирования напоминают традиционные 3D-пакеты: привычные окна проекций, простые и составные примитивы (включая традиционные сферу, цилиндр, куб, пирамиду и пр.), материалы, источники света, камеры, булево моделирование и т.п. Только здесь создание сцены начинается с выбора типа атмосферы, а затем формируется рельеф с отдельным созданием трех стихий: земли, воды и неба, после чего сцена наполняется растительными объектами. Встроенный атмосферный редактор позволяет выбрать подходящую модель атмосферы из огромной базы атмосферных шаблонов или самостоятельно определить параметры солнца, тумана, облаков и разнообразных дополнительных атмосферных эффектов (радуга, звезды и планеты на небе и пр.). Для создания рельефа можно пойти простым путем и автоматически сгенерировать какой-нибудь вариант горного ландшафта с помощью модуля Terrain, а можно сделать все гораздо сложнее: воспользоваться редактором рельефа и создать нужный рельеф вручную при помощи специальных инструментов. Для этого сначала задается приблизительная форма поверхности (каньон, дюны и т.п.), а затем результат корректируется специальными кисточками. По окончании работы для придания рельефу большей естественности можно дополнить его каменными глыбами и наложить специальные эффекты, позволяющие имитировать различные варианты эрозии. Возможна генерация ландшафта на основе обычной карты высот, созданной в Vue 5 Esprit или импортированной.
Каждому объекту сцены присваивается материал, который можно взять из библиотеки готовых материалов (включающей даже анимированные текстуры для создания текущей воды, бегущих облаков и пр.) или создать в редакторе материалов, чтобы получить обычные, смешанные, объемные и блестящие материалы, настраивая множество разнообразных параметров: цвет, рельеф, прозрачность, отражение и пр. Встроенный редактор растительности позволяет населить сцену растениями — в поставку входит свыше 50 разных видов растений, которые можно комбинировать и изменять произвольным образом; при желании библиотеку поддерживаемых растений несложно расширить за счет новых образцов виртуальной флоры, скачав их с сайта программы. Реализованная в программе фрактальная природа генерации растений обеспечивает, чтобы каждое растение одного и того же вида в любом случае оказывалось уникальным по каким-то признакам и не похожим в итоге на все остальные, что важно для получения фотореалистичных пейзажей.
Примеры ландшафтов, созданных в Vue 5 Esprit
Применение ряда передовых технологий рендеринга, с одной стороны, повышает удобство работы с программой (например, благодаря поддержке шаблонов визуализации) и скорость рендеринга (в частности, за счет визуализации отдельных слоев и поддержки OpenGL), а с другой — обеспечивает получение фотореалистических пейзажей. Последнему способствуют создание мягких теней, сглаживание отражений, изменение глубины резкости, добавление бликов, образующихся при отражении света в линзах объектива камеры, поддержка объемных атмосферных эффектов, имитирующих прохождение лучей света через атмосферные потоки, и пр.
В Vue 5 Esprit весьма неплохо реализована поддержка импорта и экспорта. Импортировать можно карты высот, текстуры и объекты (последние могут быть предварительно созданы, например, в Light Wave, Poser, TrueSpace и др.). Возможен экспорт объектов в 3D-форматы (3ds, lwo, cob, obj, dfx и др.), а полученных в результате рендеринга двумерных изображений — в форматы tiff, tga, pict, bmp, gif, jpeg, png и др.
MojoWorld 3.1
Разработчик: Pandromeda, Inc.
Сайт программы: http://www.pandromeda.com/
Способ распространения: shareware (30-дневные демо-версии доступны по адресу: http://www.pandromeda.com/downloads/index.php)
Цена: MojoWorld Pro — 479 долл., MojoWorld Standard — 199 долл., MojoWorld Focus — 49 долл.
Работа под управлением: Windows 98SE/2000/XP; Mac OS 9, Mac OS X
Серия программных продуктов под маркой MojoWorld, предназначенная для генерации невероятно красивых фантастических трехмерных фрактальных миров и последующих виртуальных путешествий по ним, представлена тремя пакетами: MojoWorld Pro, MojoWorld Standard и MojoWorld Focus. Создавать новые миры позволяет пакет MojoWorld Pro — с его помощью можно генерировать не только необычайные фантастические ландшафты, но и целые планеты, что актуально для разработчиков трехмерных игр и аниматоров.
Интерфейс программы MojoWorld
MojoWorld Standard и MojoWorld Focus предоставляют возможности только для исследования разных миров (большой выбор доступен на сайте программы) и последующего экспорта наиболее понравившихся пейзажей в графические файлы или в видеоролики в формате QuickTime. По новой планете можно перемещаться пешком, на самолете или на ракете — скорость перемещения при этом бывает разной, как и особенности обзора пространства. Основное различие между версиями Standard и Focus состоит в качестве отображения планет и соответственно в качестве получаемых изображений или роликов. Версия Standard ориентирована на профессиональных художников и дизайнеров и обеспечивает кинематографическое качество изображений, с ее помощью можно найти поразительные пейзажи (на каждой планете возможны миллиарды различных вариантов), которые берутся за основу, например, при подготовке рекламного ролика, эффектной заставки и т.п. Более дешевая версия Focus предназначена для домашних пользователей и представляет собой интересный инструмент для увлекательных виртуальных путешествий с получением сделанных по ходу путешествия снимков, которые затем можно сохранить в файлы и использовать для подготовки интересных фотомонтажей или коллажей с применением уже обычных снимков своих родных или друзей.
Все три версии MojoWorld отличаются интуитивно понятным интерфейсом и позволяют легко и просто достичь результатов, даже без особого представления о трехмерном моделировании. А сами файлы, соответствующие созданным планетам, несмотря на удивительную детализацию, имеют весьма скромные размеры, так как все ландшафты созданы на основе фракталов, а визуализация осуществляется в реальном времени и в файлах хранятся лишь исходные данные о планетах. Правда, для нормальной работы пакета необходим мощный компьютер, монитор с разрешением не менее 1024x768 и предустановленный пакет QuickTime.
В отличие от других генераторов пейзажей, MojoWorld Professional позволяет моделировать окружающий ландшафт не на ограниченной территории, а сразу на всей планете, причем с очень высокой степенью детализации, что обеспечивает простое и быстрое построение целого нового мира. Обычно новая планета создается поэтапно: ландшафт, атмосфера и т.д., однако возможна и быстрая генерация планеты с полным набором астрономических объектов и последующей их корректировкой. Создание рельефа осуществляется как традиционно — на основе карты высот (созданной в программе или импортированной из другого приложения, причем возможен импорт карты высот с последующей ее корректировкой средствами MojoWorld) либо с помощью мастера в режиме диалога, к тому же дополнительно можно воспользоваться уникальным инструментом для генерации валунов. Далее к рельефу добавляются атмосфера, облака, солнце, луна, звезды, океан и т.п., для тонкой настройки которых предусмотрено множество различных параметров. Затем планета населяется разнообразными объектами, которые могут быть размещены по разным слоям для удобства обработки и визуализации. Растительный мир формируется на основе огромной библиотеки растительности, входящей в поставку, а другие объекты могут генерироваться в других 3D-пакетах, например в Poser, а затем импортироваться, при этом любую из импортируемых моделей можно предварительно просмотреть перед импортом.
Примеры ландшафтов, созданных в MojoWorld
В программе реализовано множество простых и удобных вариантов манипуляций над объектами: редактирование, трансформация, клонирование, причем часть объектов можно защитить от изменений. В отношении как отдельных фрагментов ландшафта, так и всего мира в целом возможно применять разнообразные фантастические эффекты, благодаря которым пейзажи станут более привлекательными и завораживающими. Созданные миры могут быть оживлены с помощью разнообразных средств мультипликации. Любые изменения отображаются в реальном времени (правда, только при достаточной мощности компьютера). Предусмотрены различные варианты рендеринга, обеспечивающие разное качество визуализации и соответственно отличающиеся скоростью прорисовки пейзажей.
MojoWorld позволяет импортировать файлы из форматов 3ds, dem, dxf, obj и lwo и экспортировать пейзажи в форматы 3ds, bt, dem, dxf, lwo, obj, pgm, png, tер и vrm. Функциональность пакета может быть расширена за счет дополнительных плагинов, которые можно скачать с сайта компании Pandromeda.
World Builder 4.2
Разработчик: Digital Element, Inc.
Сайт программы: http://www.digi-element.com/wb/index.htm
Способ распространения: shareware (функционально ограниченная демо-версия — http://www.digi-element.ru/download/wb/demo/wbp42demo.zip)
Цена: стандартная версия — 179 долл., профессиональная — 699 долл.
Работа под управлением: Windows NT 4(SP5+)/2000(SP2+)/XP(SP1+)
Эта известная, хотя и давно не обновлявшаяся программа предназначена для моделирования и рендеринга реалистичных природных ландшафтов и рассчитана на профессионалов. Главное ее достоинство — возможность построения и рендеринга сцен вместе с такими пакетами 3D-графики, как 3D Studio Max, Maya, LightWave и SoftImage, за счет поддержки импорта и экспорта на уровне как моделей, так и сцен. Это значительно облегчает и ускоряет процесс моделирования, а потому World Builder широко используется для создания 3D-миров в компьютерных играх. Интерфейс программы и принципы работы в ней близки к традиционным в трехмерной графике: окна проекций, многочисленные свитки, объекты и подобъекты, камеры и источники света, отображение объектов в виде каркасов или в визуализированном виде и пр., и даже внешний вид меню и кнопок близок к аналогичным элементам в 3D Studio Max. Это обеспечивает дополнительные возможности для 3D-художников, которые в World Builder находят привычную для них среду. Что же касается широкой аудитории, то освоить данный пакет будет непросто, как и любое другое профессиональное приложение для трехмерного моделирования и рендеринга.
Интерфейс программы World Builder
Создание пейзажа начинается с формирования рельефа в окнах проекций. Сначала из набора векторных линий строится каркас будущей местности, затем полученная векторная система фрактализуется путем добавления в нее случайных элементов по определенному фрактальному закону, а потом вычисляется положение всех элементов ландшафта относительно уровня моря, в результате чего формируется пространственный каркас моделируемой местности. Созданный рельеф можно сгладить, применить к нему эрозию, покрыть его снегом или льдом и т.п. К рельефу добавляется небо, для создания которого можно воспользоваться многочисленными шаблонами из библиотеки или настроить параметры (фоновый цвет, облака, солнечный свет и др.) собственноручно в небесном конструкторе. Аналогичным образом добавляются и настраиваются водные поверхности (реки, водопады и водоемы); при этом можно корректировать множество параметров и имитировать круги на воде, пенистую полосу прибоя, легкое волнение, плывущие листья и пр. Можно внедрить в готовый ландшафт и дороги, для чего нужно просто нарисовать соответствующую дороге кривую. Созданным элементам ландшафта присваиваются соответствующие материалы, которые могут быть двумерными и объемными, блестящими и светящимися, могут менять свои свойства в зависимости от особенностей освещения и пр. В поставку входит большое число материалов, а кроме того, предусмотрена возможность создания пользовательских материалов, которые тоже могут храниться в библиотеке материалов и многократно использоваться. Программа позволяет четко контролировать особенности наложения материалов: можно, например, определить, насколько резкими будут границы между участками разных материалов.
Отдельная история — внедрение в пейзаж растительности. В поставку World Builder входит обширная библиотека самых разных растений: начиная от травянистых и заканчивая деревьями. При этом можно генерировать не только объемные растительные объекты, но и их плоские аналоги, которые прекрасно подойдут для заднего плана и позволят сэкономить немало компьютерных ресурсов, а фрактальный подход к генерации обеспечит их своеобразность. Пейзажи можно озеленять не только растениями из библиотеки — при желании несложно создать новые объекты виртуальной флоры, для чего достаточно нарисовать схематичное изображение растения в специальном редакторе и сгенерировать на его основе объемную модель. Как базовые, так и пользовательские растения могут создаваться в разных видах посредством изменения большого перечня параметров. При этом совсем не обязательно четко указывать местоположение растения — лучше позволить сделать это программе, так как довольно часто за счет данной функции обеспечивается большая реалистичность пейзажа.
На следующем этапе к сцене добавляются источники света (прожектора, точечные и параллельные источники), каждый из которых обладает возможностью отбрасывать собственную тень. Свет может быть как плоским, так и объемным — второй вариант необходим, в частности, для большей реалистичности отображения лучей света, пробивающихся сквозь кроны деревьев. Интересных эффектов освещения можно добиться, перемещая источник света сквозь облака, добавляя с помощью фильтров к сцене плотный туман или легкую дымку, размывая отдельные фрагменты пейзажа, меняя его глубину и т.п.
Примеры ландшафтов, созданных в World Builder
Рендеринг созданного ландшафта может производиться с разной степенью детализации, что позволяет ускорять процесс визуализации. Кроме того, немало времени при рендеринге помогут сэкономить такие функции, как визуализация карт отраженного света (они создаются один раз, а используются многократно), определение качества прорисовки отдельных объектов при рендеринге (объекты заднего плана можно сделать плоскими), сохранение данных об уже визуализированных объектах (при последующих рендерингах такие объекты будут прорисовываться без пересчета, что гораздо быстрее).
Пакет представлен в двух версиях — в стандартной и профессиональной, причем последняя поддерживает сетевой рендеринг и включает модули для коммуникации с 3D-пакетами Max, Maya, LightWare и др.
VistaPro 4.2.7
Разработчик: Monkey Byte Development
Сайт программы: http://www.vendornation.com/*ws4d-db-query-QuickShow?vp001
Способ распространения: shareware (функционально ограниченная демо-версия — http://www.vendornation.com/demo_vpr/index.html)
Цена: 49,99 долл.
Работа под управлением: Windows 98/Me/2000/XP
Генератор ландшафтов VistaPro, имеющий самую длительную историю развития и когда-то работавший еще под MS-DOS, позволяет строить как фотореалистичные пейзажи, полностью соответствующие существующим в действительности в том или ином уголке планеты, так и совершенно фантастические ландшафты, возникающие в воображении художника. Существенными достоинствами данного пакета являются невысокие требования к аппаратным ресурсам, небольшая цена, поддержка баз данных ГИС и возможность экспорта в формате DXF. Его минусы — это ограниченность баз данных объектов (например, при создании деревьев придется довольствоваться только сосной, пальмой и дубом) и малое количество настроек для регулирования небесных, атмосферных и прочих ландшафтных параметров.
Интерфейс программы VistaPro
Основой построения рельефа являются цифровые карты высот DEM (Digital Elevation Maps). Можно воспользоваться существующими картами высот из американских баз данных Geological Survey и NASA (в поставку программы входит свыше 14,5 тыс. карт) и создать, например, реальный пейзаж Большого каньона или Фудзиямы. Можно обратиться и к встроенному генератору рельефа, который предложит бесконечное число вариантов случайно сформированных карт высот, а можно отсканировать топографическую карту любой местности и импортировать ее в форматах PCX, BMP и TGA — по такой карте VistaPro самостоятельно создаст карту высот и сформирует на ее основе рельеф. Полученный рельеф можно подвергнуть эрозии, сгладить и т.д. Затем к нему можно добавить небо с горизонтом, облаками и звездами, водные поверхности в виде океанов, озер, рек, водопадов и снеговых полей, настроить параметры освещения, определив размер и положение солнца и луны, интенсивность света и пр. И напоследок посадить деревья, воспользовавшись встроенной базой растительности. После этого достаточно поместить в любую точку пейзажа воображаемую камеру, сфокусировав ее на каком-либо объекте, и получить снимок, который может быть сохранен в виде растрового изображения. При желании несложно экспортировать полученный пейзаж в трехмерную программу моделирования и рендеринга, например в 3D Studio Max, и населить его животными, пришельцами из других миров и пр.
Примеры ландшафтов, созданных в VistaPro
Terragen 0.9.43
Разработчик: Planetside Software
Сайт программы: http://www.planetside.co.uk/terragen/
Способ распространения: shareware (бесплатная версия с ограниченными возможностями — http://www.planetside.co.uk/terragen/win/downloadwin.shtml)
Цена: коммерческая лицензия — 99 долл., персональная лицензия для некоммерческого использования — бесплатно
Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP; Mac OS 9/OS X
Самая известная программа для генерации фотореалистических ландшафтов Terragen широко используется как профессионалами для создания пейзажей к трехмерным играм, так и любителями, которые с ее помощью могут с легкостью пополнять свои коллекции снимков уникальными пейзажами. Секрет такой популярности весьма прост: бесплатная версия Terragen обладает вполне достаточной для многих пользователей функциональностью, а сама программа компактна, не предъявляет повышенных требований к аппаратуре и отличается удобным и интуитивно понятным интерфейсом. К тому же моментальный рендеринг будущего изображения и предварительный просмотр полученного ландшафта позволяют сразу определить степень удачности внесенных изменений и отменить их в случае необходимости. Освоить данный генератор способен даже неопытный пользователь, и через 15 минут после установки он сможет окинуть взором свой первый пейзаж, поскольку для его создания нужно всего лишь определить рельеф местности, создать облака, настроить параметры освещения и при желании дополнить все это великолепие водной поверхностью и атмосферными эффектами.
Интерфейс программы Terragen
Все составляющие пейзажа (рельеф, вода, облака, атмосфера, освещение) представлены в виде отдельных слоев, которые последовательно наносятся на изображения и могут быть скорректированы на всех стадиях его подготовки. Рельеф местности определяется картой высот, которую можно нарисовать самостоятельно, сгенерировать автоматически или импортировать из другого приложения. Однако не стоит думать, что полученный результат всегда будет достойным восхищения. Все зависит от того, насколько удачно удается задать рельеф поверхности (цвет почвы и породы, форму горного рельефа и пр.), цвет и характеристики неба, особенности атмосферы, цвет воды и высоту волн, положение солнца и т.д. Не менее важно будет правильно установить положение камеры, посредством которой якобы производится съемка. К тому же для каждого из названных параметров имеется очень большое количество настроек, и от каждой из них зависит конечный результат.
Примеры ландшафтов, созданных в Terragen
В сравнении с программами-аналогами возможности Terragen весьма ограничены: невелик перечень поддерживаемых форматов импорта и экспорта, отсутствуют удобные возможности для внедрения в пейзаж растительности и т.п., ограничено число входящих в поставку встроенных карт (только атмосферные карты для Земли, Луны и Марса) и т.д. Однако, согласно заявлениям разработчиков, в самом ближайшем будущем пользователям станет доступна новая версия программы — Terragen 2, обладающая расширенной функциональностью. В частности, там будут реализованы полная поддержка объектов растительности, включая модели XfrogPlants, увеличен список планетарных атмосферных карт, станет возможным создание многослойных объемных облаков и объединение в сцене нескольких планет, улучшены возможности импорта и др. (более подробная информация о Terragen 2 представлена по адресу: http://www.planetside.co.uk/terragen/tgd/tgd.shtml).
GenesisIV 6
Разработчик: Geomantics Ltd
Сайт программы: http://www.geomantics.com/genesis4.htm
Способ распространения: shareware (freeware — http://www.balquhidder.com/download/genesis4.zip)
Цена: freeware version — бесплатно; educational version — 50 долл.; professional version — 150 долл.; enterprise version — 300 долл.
Работа под управлением: Windows 2000/XP
GenesisIV — это генератор ландшафтов, позволяющий создавать фотореалистичные пейзажи поверхности земли с фрагментами неба и воды, с зелеными насаждениями, а при желании — и с разными типами сооружений и зданий. В пакете реализованы поддержка баз данных ГИС, возможности фотореалистического рендеринга и применение инструментов картографии, вследствие чего программа в основном ориентирована не на художников, а на тех пользователей, которые работают с геоинформационными системами, поскольку GenesisIV предоставляет им привычные инструменты для визуализации ландшафтов по ГИС-данным. Так, GenesisIV можно воспользоваться для быстрого создания пейзажей на основе реальных данных из базы данных карт высот, что позволит наглядно представить ту или иную информацию для клиентов компании (при этом подключать художника не потребуется). Можно использовать GenesisIV и для обучения школьников или студентов основам картографии. Программа подойдет также для простой и быстрой генерации исторических карт.
Интерфейс программы GenesisIV
GenesisIV поставляется в четырех версиях: freeware, educational, professional и enterprise, отличающихся числом поддерживаемых проектов и количеством допустимых слоев.
Генерация пейзажей в GenesisIV предполагает создание земной и водной поверхностей, настройку положения камеры (может быть осуществлена как автоматически, так и вручную), определение параметров неба с облаками (есть возможность выбора слоя и степени облачности, прозрачности облаков и их конфигурации) и настройку параметров прочих атмосферных элементов, в частности положения солнца. При желании можно изменить характеристики местности, сделав ее равнинной или гористой, провести озеленение или построить здания. Рельеф определяется картой высот и может быть сгенерирован программой или импортирован из файла DEM (Digital Elevation Model) — таким образом можно напрямую использовать существующие ГИС-данные, что будет гораздо быстрее, чем непосредственно создавать карту высот. Все это в комплексе обеспечивает полный и точный контроль над поверхностью ландшафта и над его составляющими и позволяет формировать реалистичные пейзажи.
Примеры ландшафтов, созданных в GenesisIV
На первый взгляд интерфейс программы выглядит очень простым, и потому кажется, что программа обладает весьма средними возможностями. Однако первое впечатление обманчиво: в поставку GenesisIV входит мощная база данных, все поддерживаемые графические модули обладают большим числом разнообразных настроек, а свободный импорт и экспорт файлов между ГИС-приложениями, графическими программами и базами данных значительно расширяет практические возможности применения этого пакета.