Синтетический свет
Используя средства, которые предоставляет нам цифровая фотография, можно, например, не тратиться на дорогие осветительные приборы и не сетовать на недостаток освещения, а, переставляя одну лампу в разные места сцены, соединять несколько полученных кадров после съемки, имитируя тем самым освещение от нескольких источников света, чтобы получить его в достатке. Свет от различных источников после съемки можно будет корректировать: ослаблять и усиливать, подкрашивать источники света в разные цвета, а также использовать различные эффекты наложения. Для получения таких эффектов мы будем применять разные принципы наложения слоев. В процессе такого многослойного редактирования мы будем управлять светом и тенями (тени также можно будет смягчать или усиливать). Более того, при помощи графического редактора мы можем моделировать даже нереальный свет, вплоть до «отрицательного». Например, фотография натюрморта была выполнена при помощи всего лишь одной слабенькой галогеновой лампочки, правда снимков было три, два из которых были наложены поверх третьего с прозрачностью и рядом простейших эффектов.
Разноцветное освещение
Для начала мы жестко закрепим фотокамеру на штативе и включим режим автоспуска по таймеру или будем пользоваться каким-либо электронным тросиком (или, возможно, пультом дистанционного управления). Ведь мы будем играть только источниками света, а снимаемая в это время сцена должна оставаться без изменения в течение всего периода съемок (иначе будет трудно совместить несколько кадров в одном изображении).
Первую фотографию можно сделать просто в фоновом освещении, каким бы слабым оно ни было. Этот снимок нам понадобится для сглаживания теней от источников направленного света или, напротив, для более резкого оттенения контуров объектов. В конце концов фоновый свет всегда можно будет вычесть из «рисующего» освещения.
Затем мы ставим лампу слева и, не меняя положения камеры и объектов в кадре, повторяем съемку с подсветкой.
Затем мы ставим лампу слева и, не меняя положения камеры и объектов в кадре, повторяем съемку с подсветкой.
Затем мы ставим лампу справа и опять, не меняя положения камеры и объектов в кадре, делаем третий снимок с другой подсветкой.
Все три кадра открываем в графическом редакторе (например, в Adobe Photoshop) и пытаемся изменить цвет источников освещения. Левый источник мы будем делать синим, а правый — красным.
Для изготовления синего света в освещенном слева кадре корректируем цвета (красному цвету меняем множитель на 0,1, зеленому — на 0,45, а синий цвет оставляем без изменения).
Получаем снимок в синем цвете.
Для изготовления красного света в освещенном справа кадре корректируем цвета по-другому (синему и зеленому цвету меняем множители на 0,1, а красный цвет оставляем без изменения).
Получаем снимок в красном цвете.
Накладывая красный и синий снимки слоями с прозрачностью на фоновый кадр (оставленный без изменения), мы можем получить различные эффекты цветной подсветки.
В данном случае можно еще поварьировать прозрачностью или способом наложения слоев, чтобы добиться определенного эффекта. Применяя подобный процесс к различным слоям, мы можем добиться искусственного освещения разноцветными лампами. Яркостью и цветом любого числа ламп можно будет легко управлять.
«Отрицательный» свет
Вычитая фоновое изображение из полученного многослойного снимка, мы можем усилить эффект от влияния того или иного источника света. Это позволит нам усилить освещение с той или иной стороны, даже если сцена освещалась с разных сторон лампой одной и той же мощности.
Если с вычитанием света переборщить, то можно будет заметить яркие светлые тени, отбрасываемые «отрицательной» лампой. Иногда это дает интересные эффекты, тем более что тени можно подкрасить в разные цвета.
Таким образом, из реалистичных фотографий можно будет моделировать нереальные картины, словно полученные при помощи рендеринга трехмерных сцен. Единственное требование к подобным процессам — это получение снимков неподвижной сцены и сохранение параметров съемки в процессе получения кадров с различным освещением. Если это требование соблюдено, то в процессе редактирования кадров можно будет добиваться различных синтетических вариантов освещения.