Поиск в блогах
Популярность сети Интернет продолжает расти. Сегодня ее услугами, по оценкам экспертов, пользуются порядка 14% населения в возрасте старше пятнадцати лет (то есть около 694 млн человек). Причем при оценке аудитории Глобальной сети не учитываются пользователи, имеющие мобильный доступ в Интернет и посещающие интернет-кафе, клубы и учебные классы. Лидирующие позиции по количеству пользователей Интернета по-прежнему занимают США (152 млн человек), затем следует Китай (72 млн) и замыкает эту тройку Япония (52 млн).
Cледует отметить опережающую динамику третьего мира. В настоящий момент только четверть всех пользователей Интернета проживают в США, в то время как десять лет назад их доля составляла более двух третей. Тем не менее нельзя утверждать, что Интернет стал одинаково популярным по всему миру. Пока он наиболее распространен в США, странах Европы и Азии. Если же говорить о странах Латинской Америки, то там он не столь популярен. Например, занимающая лидирующие позиции по количеству пользователей Интернета в Латинской Америке Бразилия имеет всего 13,1 млн подключений к Сети. А такой континент, как Австралия, находится лишь на 15-м месте (9,7 млн пользователей).
Если же говорить о Европе, то там лидерами по количеству пользователей сети Интернет являются Германия и Великобритания, которые занимают соответственно пятое и четвертое места в мировом рейтинге (32 и 30 млн пользователей). Что касается самых популярных интернет-ресурсов, то тут первые три места отданы сайтам таких компаний, как Microsoft (538,6 млн посещений), Google (495,8 млн) и Yahoo! (480,2 млн). Далее следует популярная американская интернет-биржа eBay, которая занимает четвертую позицию (269 млн посещений).
Если же говорить о типе контента, который привлекает сегодня пользователей Интернета, то в первую очередь следует назвать блоги, популярность которых растет как на дрожжах. Напомним, что блог, или веб-лог (от англ. blog, web log — виртуальный сетевой журнал либо дневник событий), — это веб-сайт, основным содержимым которого являются регулярно добавляемые записи, изображения или другое мультимедийное наполнение. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными и пр.) или общественными (открытыми); по содержанию — личными (открытыми или закрытыми), тематическими или общими. Блоги могут объединяться в сети по тематическим признакам или по другим критериям. Популярность блогов в качестве среды сетевого общения в настоящий момент гораздо выше, чем у электронной почты, новостных групп, веб-форумов и чатов. Причем веб-логи порой настолько тесно переплетены между собой, что некоторые пользователи уже считают их своего рода коллективным разумом сетевого сообщества. В России наибольшую известность получили такие блоггерские системы, как LiveJournal.com, Liveinternet.ru и Diary.ru. Но лидером по популярности среди блог-хостингов в Рунете остается Livejournal.com — по статистике «Яндекса», он значительно опережает российские аналоги Liveinternet.ru и Diary.ru.
Как известно, современный пользователь Интернета обычно ищет информацию в Сети при помощи поисковых сервисов. Но, поскольку поиск в блогах стандартными поисковыми средствами, в силу специфики их создания, форматов и поддерживающего софта, несколько затруднен, возникла необходимость в специализированных поисковых сервисах, которые выполняли бы поиск исключительно по блогам.
Например, специалисты Амстердамского университета провели тщательный анализ логов поисковика Blogdigger.com за май 2005 года (это 1,2 млн запросов), изучив его с разных сторон: цель поисковых запросов, их тематика, а также поведение пользователей. Оказалось, что поиск по блогам значительно отличается от обычного поиска в Интернете. Здесь 52% всех поисковых запросов (а после фильтрации «мусора» — и все 78%) являются именами собственными — это имена людей, марки товаров, названия фирм, названия городов и т.д. Кроме того, очень популярны общие тематические запросы (лингвистика, юмор, ислам), с помощью которых люди ищут блоги специфической тематики. Впрочем, пользователи при поиске в блогах ведут себя примерно так же, как и на обычных поисковиках: короткие сессии, при которых внимание уделяется в основном первым результатам поиска.
Technorati (http://www.technorati.com/)
До последнего времени наиболее популярным поисковым сервисом по блогам во всем мире был сайт Technorati, который предоставлял возможность поиска по 17 млн дневников. В конце июля текущего года этот крупнейший поисковик по блогам обновил интерфейс, а также произвел некоторые изменения в ядре для ускорения обработки запросов.
Среди основных нововведений можно отметить появление навигационных панелей Discover, Most Popular и Favourite. Discover является тематическим каталогом блогов, Most Popular — рейтингом, а в Favourite посетитель может добавлять избранные блоги и по желанию производить выборку только из них.
Что касается изменений в ядре поиска, то в своем блоге руководство Technorati сообщает о более оперативной обработке запросов и более корректном определении ссылок в блогах. В ближайшем будущем планируется реализовать языковую локализацию, более быструю индексацию, а также подробную статистику по всей мировой блогосфере.
По мнению руководства поисковика, изменения в работе были необходимы, так как сайт уже не мог в полной мере обеспечивать удобство использования. По данным Technorati, размер блогосферы возрастает по экспоненте и уже приближается к 50 млн блогов, что, несомненно, также было одним из основных поводов для изменений в сервисе.
Поиск по блогам от Google (http://www.google.ru/blogsearch)
Самый популярный поисковый портал Google тоже расширил возможности своего поиска при помощи специализированного модуля поиска в интернет-дневниках. Интернет-архив Google будет включать все блоги, а не только те, которые были ранее опубликованы на специальном веб-сайте Google Blogger.
В данный момент сервис существует в бета-версии и поиск можно осуществлять лишь по блогам, опубликованным начиная с июня 2005 года. Однако, по словам представителей компании, сейчас ведутся работы по включению и тех дневников, которые были опубликованы в Интернете ранее. При помощи новой поисковой системы можно будет находить блоги по автору или по опубликованному тексту сообщения. Причем Google будет активно индексировать все блоги, имеющие автоматическую систему слежения за изменениями веб-страницы.
Создатель Technorati после появления blogsearch у Google опубликовал на блоге своей компании письмо, в котором приветствует появление Google в блог-сообществе. Он пишет, что решение поискового портала включить в свои архивы блоги показало, что Google всерьез воспринимает этот сравнительно новый интернет-феномен.
Отметим также, что недавно система Google начала вести корпоративный блог на русском языке. Первый пост, появившийся в этом блоге, написал глава российского подразделения Google Владимир Долгов. Российский блог ведут русскоговорящие сотрудники Google для русскоязычной аудитории. Блог находится по адресу: GoogleRussiaBlog.blogspot.com. Российское подразделение компании надеется, что блоггеры поддержат корпоративный блог Google, присылая свои пожелания о том, какую информацию они хотели бы в нем видеть.
Конечно, Google — это отнюдь не первая компания, которая решила включить в свой поиск блоги, однако такое решение действительно можно считать знаковым, поскольку этот портал является явным лидером среди интернет-поисковиков. Отметим, что еще до создания поискового сервиса по блогам компания Google приобрела фирму, способствовавшую превращению веб-логов во всемирный феномен (самый популярный поисковик купил компанию Pyra, а вместе с ней и технологию, стоящую за системой Blogger, — программное обеспечение и сайт, поддерживающие миллионы блогов во всем мире).
Стратегия Google — добиться, чтобы пользователи получали от поисковой системы все, что они хотят, независимо от запроса. Ведь часто люди ищут информацию о том, что происходит в настоящий момент, они хотят свежих новостей и комментариев, что можно найти порой только в веб-логах.
Однако пользователи системы поиска от Google уже отмечают неудобства нового поисковика. Например, сортировка по умолчанию там традиционно происходит по релевантности запроса, а не по времени, что особенно актуально для блогов. Ведь в блоговом поиске главное — оперативность, а не релевантность.
Работают с блогами и другие международные поисковики. Так, в разделе новостей на портале Yahoo! появилась новая опция поиска — в новостях и блогах. Список блогов, в которых встретится заданная ключевая фраза, будет отображаться в отдельном окне, рядом с новостными лентами крупнейших информационных агентств. Ведь несмотря на то, что блоггеры не профессиональные журналисты, они порой превосходят средства массовой информации и по скорости, и по подробности описания. Кроме того, журналисты физически не в состоянии осветить все события. Вместе с тем блоги все-таки не гарантируют достоверности, поэтому Yahoo! не стала смешивать информацию из них и из 6,5 тыс. ответственных новостных источников.
Кроме сообщений из блогов, пользователи поисковой системы могут посмотреть любительские фотографии событий на сайте обмена снимками Flickr, принадлежащем Yahoo!. Снимки последствий взрывов в Лондоне или урагана «Катрина» в США привлекли особенно много посетителей.
Известный поисковый ресурс Ask.com (http://www.ask.com/), принадлежащий компании IAC/InterActiveCorp, также недавно обзавелся опцией поиска информации в блогах. Новый сервис получил название Bloglines. При этом представители ресурса отмечают, что их детище существенно отличается от других аналогичных сервисов, которые работают как традиционные поисковые движки, и отфильтровывает спам, который в последнее время начал приобретать просто угрожающие масштабы и в блогах.
Пользователи смогут сохранять поиски и обмениваться их результатами с другими. Они также получат возможность размещать собственные поиски на таких сайтах, как Bloglines и Digg. Компания также не намерена ограничиваться внедрением нового сервиса лишь на своем поисковом ресурсе, который недавно был полностью переработан, и собирается интегрировать новые технологии в Bloglines.
Поиск по блогам на Яndex (http://blogs.yandex.ru/)
Поиск по блогам в российской части Интернета реализован ничуть не хуже международного. Наилучший поиск по блогам в Рунете организовал поисковый портал Яndex. Причем на Яндексе уже давно есть поиск по всем RSS-форматам (RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей и изменений в блогах), да еще и новостная лента в придачу. И вряд ли Google будет успевать индексировать блоги так, как это делает сегодня Яндекс.
А недавно компания Яндекс усовершенствовала свою службу поиска по блогам — теперь на главной странице сайта представлены такие индикаторы блогосферы, как горячие темы, популярные блоги и блог-хостинги.
Поиск по блогам, как своеобразный инструмент навигации по общественному мнению в Интернете, теперь позволяет исследовать настроения пользователей и российской Сети. По запросу находятся не только записи, но и потоки, а релевантность поиска значительно улучшена. Кроме того, благодаря появлению сохраненной копии пользователь может смотреть полный текст записей прямо на Яндексе, не переходя для этого по ссылкам. Расширенный поиск дает возможность искать отдельно в блогах и форумах по категориям, а также находить записи по упомянутым в них ссылкам.
Сегодня в поисковой базе сервиса поиска по блогам, запущенного Яндексом в декабре 2004 года, содержится более 800 тыс. русскоязычных онлайновых дневников, и каждый день эта служба обрабатывает 100-160 тыс. новых записей. Всего Яндексу известно более 45 млн записей в блогах и форумах.
Пытаются работать с блогами и другие российские поисковики. Например, в конце 2005 года стартовал коммуникативный сервис «Рамблер Планета» (http://planeta.rambler.ru) — единый блок коммуникативных сервисов портала. Новый проект Рамблера позиционируется как средство создания пользователем Интернета собственного представительства в Сети, ядром которого становится мультимедийный дневник. В этом дневнике можно публиковать и просматривать не только текстовые сообщения и фотографии, но и видеоролики. Причем «Планета» интегрирована с другими ресурсами портала — «Рамблер Фото», «Рамблер Группы» и «Рамблер Vision». А в начале текущего года в системе мультимедийных дневников «Рамблер Планеты» появилась новая возможность — пользователи теперь могут организовывать тематические сообщества. Радует и еще одна новая функция — возможность SMS-публикации. Теперь вносить записи в свой онлайновый дневник можно при помощи мобильного телефона. В скором времени можно будет подключать RSS и дневники из других систем и организовывать рейтинги. Все существующие сегодня сообщества собраны в тематический каталог Рамблера.
Российский «Блогус» (http://blogus.ru/)
Помимо Яндекса поиск в российских блогах осуществляется также на сайте отечественного проекта «Блогус». Конечно, данному проекту далеко до той полноты охвата блогосферы, которая есть у Technorati или Яндекса, однако найти интересную информацию можно и там. Сервис пока существует в бета-версии, его интерфейс постоянно совершенствуется, и в скором будущем он обещает стать довольно простым, функциональным и удобным средством поиска, ориентированным именно на блоггеров. На данном этапе разработчики «Блогуса» планируют держать и индексировать не более 10 тыс. самых популярных блогов. Таким образом, если Яндекс позволяет осуществлять самый широкий поиск, то «Блогус» станет его более узким тематическим дополнением с учетом авторитетности того или иного блога.