«МОТИВ» мотивирует развитие бизнеса
21-24 сентября в Турции прошла первая международная партнерская конференция компании «МОТИВ». На вопросы КомпьютерПресс ответил директор компании «МОТИВ» Антон Зайдлер.
КомпьютерПресс: Какова история компании и ее продукта?
Антон Зайдлер: Изначально наша компания занималась достаточно широким спектром деятельности в области ИТ. Причем наиболее выгодными заказчиками для нас были те, кто предлагал выполнить комплексный объем работ, включающий несколько задач. Когда задач много, отследить их выполнение довольно трудно. Часть общения происходит по электронной почте, что-то проговаривается устно, что-то теряется. Нам потребовалась система оперативного управления, которая позволяла бы оптимизировать информационный поток. Таким образом, сначала мы не планировали заниматься широким распространением продукта «Мотив», мы лишь пришли к пониманию необходимости подобной программы в нашей работе и создали систему для решения собственных задач. Впоследствии оказалось, что аналогичные проблемы характерны для многих российских компаний — более того, некоторые из них планировали разработку подобного продукта. Просто мы сделали это раньше, и поэтому у нас быстро появились клиенты, которые уже помогали развивать ту или иную функциональность, востребованную насущными задачами.
Базовый функционал системы «Мотив» был разработан еще в 2001 году и внедрялся в рамках комплексной автоматизации предприятий. Через два года после того, как мы отработали методику внедрения, стратегия продвижения продукта изменилась и он стал распространяться как коробочное решение.
КП: Какие основные задачи позволяет решать система «Мотив»?
А.З.: «Мотив» позволяет создать иерархическую структуру взаимодействия руководящего персонала с подчиненными с возможностью контроля сроков исполнения и мониторинга занятости персонала. Продукт обеспечивает коллективную работу над проектами с возможностью получения регулярных отчетов о ходе выполнения задач по проектам. Руководитель может поставить задачу и осуществлять эффективный контроль за процессом ее исполнения.
КП: К какому классу решений можно отнести систему «Мотив»?
А.З.: «Мотив» можно назвать системой оперативного управления компанией, которая призвана оптимизировать информационный поток компании между всеми участниками цепочки «управление — исполнение» и снизить время задержек, а также связанных с ними затрат. Подача информации в системе построена на таких понятиях, как проект, задача, действие, сотрудник, отчет и т.д. Система реализована в виде веб-приложения, позволяющего организовать доступ к ней с любой рабочей станции, подключенной к Интернету, то есть для работы на стороне клиента достаточно браузера. Для развертывания системы не требуется дорогостоящее серверное программное обеспечение: на сервере достаточно установить веб-сервер Арасhе и СУБД FireBird — надежные продукты, бесплатно распространяемые через Интернет.
КП: Как вы позиционируете ваш продукт на рынке?
А.З.: Продукт трудно четко позиционировать в рамках принятой сегментации рынка. В «Мотиве» есть и элементы групповой работы, и документооборот, и CRM, хотя мы не пытаемся решать учетные задачи.
КП: Кто ваши конкуренты?
А.З.: Наш продукт во многом уникален, и потому у нас мало прямых конкурентов. По каждому из направлений, которые наш продукт так или иначе охватывает, у нас есть конкуренты, но когда мы говорим о сравнении решений, получается, что «Мотив» предлагает то, что в данном направлении хочет заказчик, и даже немного больше.
Если мы сравниваем наш продукт с системами документооборота, то, помимо документооборота, можем предложить элементы CRM и библиотеки корпоративного учета знаний. Если мы сравниваем наш продукт с системами групповой работы, у нас опять-таки есть что предложить помимо этого. То есть многие имеющиеся сегодня на рынке программные продукты либо перегружены излишним функционалом, либо, напротив, имеют слишком узкую направленность. Это и создает нишу для нашего продукта, которая практически не занята.
КП: Чем отличаются возможности системы в плане организации коллективной работы от тех сервисов, которые предоставляет электронная почта?
А.З.: Это очень показательное сравнение. Как идет организация коллективной работы по электронной почте? Я пишу одному из сотрудников о том, что встреча планируется на 18 часов и он должен пригласить своих подчиненных; он отсылает свое письмо далее по цепочке и к кому-то из адресатов оно может дойти как раз к назначенному времени. Далее сотрудники начинают обсуждать какие-то вопросы между собой, так что я остаюсь не в курсе того, как обсуждается поставленная мною задача. Наша система ближе к веб-форуму, где можно оперативно посмотреть всю информацию в реальном времени и получить полную картину по проекту.
КП: На внесение в систему всех этих задач, наверное, уходит немало времени?
А.З.: Для примера: у меня около 600 задач в системе «Мотив», но это вовсе не значит, что все их я формирую вручную. Как появляются эти задачи? Например, наш сайт посещают порядка 3,5 тыс. человек в день, некоторые из них формируют заявки, оставленная заявка автоматически генерирует задачу в «Мотиве» и закрепляется за определенным партнером. Это означает, что я могу просматривать весь пул заявок и ход выполнения задач. При этом даже до начала контракта с клиентом — на этапе, когда клиент тестирует систему, — существует так называемая открытая задача, по которой тоже имеется вся информация, таких клиентов в настоящее время у нас около 300.
КП: В чем особенности реализации документооборота в системе «Мотив»?
А.З.: Модуль электронного документооборота «Мотив» позволяет управлять большим потоком документов, производить администрирование документооборота предприятия без необходимости программирования. Все настройки ведутся в интуитивно понятном визуальном редакторе. Применение модуля обеспечивает предприятиям возможность коллективной работы над документами, ускорение поиска и выборки документов по различным атрибутам, улучшение контроля над исполнением документов, удобства их хранения и сохранности, интеграцию со службами доставки электронной почты и SMS-сообщений. Все это позволяет увеличить эффективность работы персонала на 20-25%.
КП: На какой объем сотрудников рассчитана система?
А.З.: В принципе, это могут быть самые разные предприятия — как со штатом в 10 человек, так и в несколько тысяч. Наш продукт актуален в компаниях различного масштаба, поэтому у нас нет специальных версий для малого, среднего и крупного бизнеса. Причем обратите внимание: если внедрение бухгалтерской программы даже на крупном предприятии, где, скажем, работает 10 бухгалтеров, — это десять рабочих мест, внедрение документооборота в канцелярии — 20 рабочих мест, то внедрение нашего продукта на предприятии такого же масштаба может составить порядка 200 рабочих мест. Это связано с тем, что, пользуясь нашей системой, задачу можно поставить практически любому сотруднику предприятия и отследить характер ее исполнения.
КП: Какими силами сегодня разрабатывается продукт?
А.З.: Работу над созданием и внедрением ведут 50 сотрудников компании, около 50 партнеров, а также ряд привлеченных профессионалов в области документооборота, делопроизводства и бизнес-технологий.
КП: Сколько клиентов приобрело вашу систему?
А.З.: Только в прошлом году (первый год распространения коробочной редакции) систему «Мотив» внедрили несколько сотен компаний на территории стран СНГ. При этом было продано 6800 рабочих мест.
КП: Как можно ознакомиться с работой системы?
А.З.: Можно очень красиво представлять продукт на слайдах презентации, но гораздо важнее оперативно продемонстрировать его возможности. И далеко не все компании могут это предложить. Мы обеспечиваем бесплатное ознакомление с функционалом нашего продукта, при этом можно загрузить дистрибутив системы по адресу: http://motiw.ru/download/, а можно ознакомиться с работой системы без загрузки — на сайте: http://motiw.ru/without/.
В случае загрузки продукта вам потребуется получить ключ активизации. Для этого необходимо заполнить анкету с данными о компании, после чего ключ будет предоставлен в течение суток на семь дней с момента отправки; доступ в систему будет открыт для 20 пользователей. После ознакомления можно приобрести систему с сохранением всех накопленных рабочих данных. Если вы не готовы выделить необходимое для ознакомления оборудование, предусмотрена возможность получить доступ к системе, установленной непосредственно для вас на нашей серверной площадке на тот же срок. Для этого необходимо заполнить анкету, после чего вы получите письмо с информацией о том, как приступить к процессу ознакомления. При этом ознакомительный период может быть продлен по вашему запросу.
КП: Какова стоимость системы?
А.З.: Прежде всего отмечу, что у нас абсолютно прозрачные цены. Сегодня многие продукты автоматизации имеют так называемую скрытую стоимость: внедрение идет обязательным пунктом договора. При этом оговаривается стоимость часа внедрения, но не количество необходимых часов. Поэтому в случае с одной компанией это может быть неделя, а с другой — месяц, и сроки зачастую определяются финансовыми возможностями компании-заказчика. Для наших клиентов внедрение опционально. Вы можете приобрести коробочное решение и сами его внедрить. Так поступают примерно 80% наших клиентов. Мы предлагаем сэкономить либо время, либо деньги: мы готовы оказать услуги по внедрению (у нас больше опыта) и это сэкономит какое-то время заказчику, но если у него имеется собственный опыт и соответствующий персонал, то он вполне может разобраться с системой самостоятельно.
Стоимость минимального пакета (20 лицензий) составляет 32 тыс. руб. Начиная с 50 лицензий действуют скидки, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте. Рекомендованная цена услуг по внедрению для наших партнеров составляет 8500 руб. в день; в ряде регионов она может быть ниже. Выездной семинар стоит 56 тыс. руб.
КП: Как проводится обучение пользователей?
А.З.: Обучение пользователей проводится на территории нашего учебного центра, также организуются выездные семинары на территории заказчика. Причем мы стараемся, чтобы в регионах проводили подобные мероприятия именно наши партнеры.
КП: Какова модель продвижения продукта. Какую долю вы продаете через ваших партнеров?
А.З.: В последнее время продажи через партнеров сопоставимы с нашими собственными продажами, и в дальнейшем мы надеемся продавать продукт именно через партнеров, которым легче налаживать контакты в регионах. За год-полтора мы надеемся отказаться от прямых продаж и полностью опереться на партнеров.
КП: Какое количество партнеров вы планируете в ближайшем будущем, какова их оптимальная плотность?
А.З.: В ближайшее время мы предполагаем иметь как минимум одного дистрибьютора в каждой стране СНГ и как минимум одного партнера в каждом регионе России, то есть около 100 партнеров. При этом емкость рынка данного продукта такова, что в миллионном городе вполне может работать десять партнеров.
Беседу провел Александр Прохоров