Выбираем цифровой фотоаппарат

Сергей Асмаков

Объектив и сенсор

   Характеристики объектива

   Светочувствительный сенсор

   Стабилизаторы изображения

   Рекомендации

Эргономика и пользовательский интерфейс

   Видоискатель и дисплей

   Органы управления

   Режимы съемки

   Дополнительные функции

   Рекомендации

Скоростные характеристики

Карты памяти

Элементы питания

Внешние интерфейсы

 

За последние два года на рынке цифровых фотоаппаратов произошли качественные изменения. Наиболее заметными из них являются экспансия младших моделей цифровых зеркальных аппаратов в сегмент, который ранее занимали относительно компактные модели класса prosumer с несменной оптикой, и практически полное исчезновение последних из продуктовых линеек ведущих производителей.

Если говорить о классе компактных цифровых фотоаппаратов с несменной оптикой, то в нем в последнее время обозначилась тенденция к постепенному размытию границ некогда четко разделенных сегментов. Нельзя не отметить и явно выраженную тенденцию к дальнейшей глобализации производства компактных цифровых фотоаппаратов: на рынке появляется все больше типовых моделей, отличающихся друг от друга лишь названием и дизайном корпуса. Это вполне закономерно, учитывая то, что некоторые компании, специализирующиеся на разработке и производстве электронных компонентов (в частности, Texas Instruments) предлагают своим партнерам уже готовые платформы для создания типового цифрового фотоаппарата со стандартным набором функций.

Если рассматривать основные отличия фотоаппаратов этого года от предшественников, нельзя не отметить, что их габариты уменьшились, а разрешение светочувствительных сенсоров и диапазон фокусных расстояний зум-объективов увеличились. Появилось поколение весьма компактных 8- и 10-мегапиксельных моделей, многие из которых оснащены довольно мощным (и при этом малогабаритным) зум-объективом и системой оптической стабилизации.

К сожалению, далеко не всегда количественный рост технических характеристик приводит к повышению качества получаемых изображений — в последнее время появляется все больше примеров, свидетельствующих об обратном. Давайте попробуем разобраться, почему же так происходит.

Объектив и сенсор

Мы не случайно начинаем рассмотрение цифровых фотоаппаратов с объектива и сенсора. Как минимум 90% потенциала фотографических возможностей цифрового фотоаппарата определяется сочетанием характеристик именно этих компонентов. Не менее существенно рассматривать эти важнейшие элементы цифрового фотоаппарата вместе, поскольку качество получаемых изображений зависит как от характеристик каждого компонента, так и того, насколько сбалансированы их параметры в плане взаимодействия друг с другом. Иными словами, если оснастить фотоаппарат великолепным объективом, но посредственным сенсором (или наоборот), то рассчитывать на хорошие снимки нельзя даже теоретически.

Характеристики объектива

В описании фотоаппаратов с несменной оптикой обычно указываются две основные характеристики объектива: фокусное расстояние и светосила.

Величина фокусного расстояния характеризует угол зрения: чем она меньше, тем более широкий угол охвата имеет объектив. По традиции, установившейся еще в эпоху пленочной техники, фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Однако если мы сравним две модели цифровых фотокамер, оснащенных сенсорами разного размера, то при равных фокусных расстояниях угол охвата у них будет различным. Для того чтобы иметь возможность сопоставить параметры оптики камер с сенсорами разного размера, помимо истинного фокусного расстояния в характеристиках указывают еще и так называемое эквивалентное фокусное расстояние для 35-миллиметровой пленки. Эта величина соответствует фокусному расстоянию объектива 35-миллиметрового пленочного фотоаппарата, обеспечивающего такой же угол охвата, как и объектив рассматриваемой цифровой камеры. Например, если в камере используется сенсор размером 1/1,8 дюйма, то истинному фокусному расстоянию ее объектива, равному 7 мм, будет соответствовать эквивалентное фокусное расстояние 35 мм. Зная величину эквивалентного фокусного расстояния, мы можем сравнить угол обзора объективов разных моделей цифровых камер независимо от различий в размерах их сенсоров.

 

Маркировка объектива. В данном случае
зум-объектив имеет диапазон истинных фокусных расстояний
от 7 до 22,5 мм; светосила равна 2,0 при 7 мм и 2,4 при 22,5 мм

Поскольку размер рабочей области сенсоров цифровых фотокамер значительно меньше по сравнению с кадром 35-миллиметровой пленки, то при равном эквивалентном фокусном расстоянии объектив цифрового фотоаппарата получается значительно компактнее, легче и, как следствие, намного дешевле.

В настоящее время доля цифровых фотоаппаратов, оснащенных объективом с фиксированным фокусным расстоянием, относительно невелика. В основном это модели начального уровня, рассчитанные на покупателей с очень ограниченным бюджетом, которые делают первые шаги в фотографии. Большинство моделей современных цифровых камер оснащаются объективами с изменяемым фокусным расстоянием (зум-объективами). В этом случае в характеристиках камеры указывается диапазон фокусных расстояний — например 7-21 мм (экв. 35-105 мм). Часто в рекламных материалах и на упаковке в числе основных параметров приводится и величина кратности зума, которая вычисляется как отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному (для рассмотренного примера — 3х).

 

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием

Еще три года тому назад в большинстве компактных камер устанавливались зум-объективы с кратностью 3х (обычно 35-105 либо 38-115 мм), в то время как объективы с 10- и 12-кратным зумом (типичные значения диапазона эквивалентных фокусных расстояний — 38-380 или даже 35-420 мм) можно было встретить лишь в относительно дорогих и крупногабаритных моделях. Сейчас ситуация заметно изменилась: даже недорогие камеры все чаще оснащаются 4- и 6-кратными зум-объективами, да и модели с 10-кратным зумом стали значительно компактнее (один из ярких примеров — Panasonic Lumix DMC-TZ1).

На протяжении нескольких лет минимальное значение эквивалентного фокусного расстояния объективов компактных цифровых фотоаппаратов составляло 35-38 мм. За последний год было выпущено несколько моделей с расширенным углом охвата, у которых в широкоугольном положении эквивалентное фокусное расстояние составляет 28 мм (например, диапазон объектива Canon IXUS 850 IS — 28-105 мм). Более широкий угол позволяет снимать крупные объекты (например, здания) с близкого расстояния и обеспечивает дополнительное удобство при фотографировании пейзажей и панорам.

 

Panasonic Lumix DMC-TZ1 — компактный аппарат,
оснащенный объективом с 10-кратным зумом
и системой оптической стабилизации изображения MEGA O.I.S.

Вторая важная характеристика любого объектива — светосила. Это величина, равная отношению общего количества света, попавшего в объектив, к количеству света, прошедшему через него при максимально открытой диафрагме. Изменение величины светосилы на значение, равное квадратному корню из двух, эквивалентно изменению количества света, поступающего на светочувствительный сенсор камеры, в два раза. То есть объектив со светосилой 2,0 пропускает (при полностью открытой диафрагме) вдвое большее количество света, чем объектив со светосилой 2,8.

В характеристиках зум-объективов обычно указывают два значения светосилы, первое из которых соответствует минимальному, а второе — максимальному фокусному расстоянию. Например, надпись 7-21 mm/1:2,0-2,5 означает, что светосила данного объектива при минимальном фокусном расстоянии (7 мм) составляет 2,0, а при максимальном (21 мм) — 2,5. В некоторых моделях цифровых фотокамер зум-объективы имеют постоянную светосилу во всем диапазоне фокусных расстояний, однако сейчас это, скорее, является исключением из общего правила. У большинства компактных цифровых фотоаппаратов, которые можно купить в настоящее время, численное значение величины светосилы объектива в положении «телефото» (которое соответствует максимальному значению фокусного расстояния) больше, чем в широкоугольном. Как правило, чем дешевле аппарат (и соответственно ниже класс оптики), тем эта разница больше.

применяются главным образом в моделях начального уровня

Уменьшение светосилы объектива при максимальном фокусном расстоянии не только снижает доступный диапазон диафрагмирования, но и требует для нормального экспонирования установки более длинной выдержки или большего эквивалентного значения светочувствительности. В первом случае это повышает вероятность получения смазанных снимков, а во втором — приводит к увеличению уровня цифрового шума на изображении.

 

Характерные артефакты хроматических аберраций
проявляются на снимках в виде заметных
цветных ореолов вдоль контрастных границ объектов

Конечно, для того чтобы сравнивать объективы двух разных камер, данных только о диапазоне эквивалентных фокусных расстояний и светосиле недостаточно. Дело в том, что любой объектив представляет собой довольно сложное оптическое устройство и, как любой неидеальный прибор, вносит в проецируемое изображение определенные искажения — аберрации, которые подразделяют на несколько видов. Наиболее часто в обзорах фототехники речь идет о хроматических и геометрических аберрациях. В зависимости от качества изготовления линз и точности сборки величина аберраций разных объективов может значительно отличаться даже в том случае, если они имеют идентичные заявленные характеристики (эквивалентное фокусное расстояние и светосилу). Кроме того, артефакты аберраций могут быть более или менее заметными в зависимости от текущего положения зум-объектива и выбранных настроек экспозиции. Обычно (но не всегда) артефакты аберраций наиболее заметны в крайних положениях трансфокатора. При использовании оптики не очень высокого качества можно наблюдать явно выраженные артефакты хроматических аберраций в периферийных областях кадра, в то время как в центральной части их будет практически не заметно.

 

Появление геометрических искажений (дисторсий)
является неизбежным злом в случае использования зум-объективов.
Наиболее заметны дисторсии при съемке в крайних положениях трансфокатора.
На приведенном снимке, сделанном в широкоугольном положении зум-объектива, хорошо видно,
как «заваливается» колокольня собора

При оценке камеры с несменной оптикой необходимо иметь в виду, что объектив является самым дорогим ее компонентом. Современные объективы представляют собой сложные оптические устройства, для изготовления которых требуются прецизионные линзы и высокоточная сборка. Поэтому вполне очевидно, что любое улучшение характеристик объектива (увеличение светосилы либо диапазона фокусных расстояний, уменьшение аберраций и т.п.) неизбежно влечет за собой значительное увеличение производственных затрат, а следовательно, и заметное удорожание этого компонента. Исходя из этого, при сравнении камер примерно одинаковой стоимости можно с большой долей вероятности предположить, что, например, ради большего диапазона фокусных расстояний придется пожертвовать светосилой и/или более заметными аберрациями.

 

Конструкция объектива с «изогнутым»
оптическим трактом (folded-lens optics)

К сожалению, качество оптики во многих современных моделях компактных цифровых фотоаппаратов оставляет желать лучшего. Нередко для снижения себестоимости некоторые (а иногда и все) линзы изготавливаются не из стекла, а из пластика, что негативно влияет как на четкость изображения, так и на долговечность объектива.

Стремление к максимальной миниатюризации заставляет производителей применять компромиссные решения, принося качество изображения в жертву компактности. За последние два года значительно увеличилась доля моделей, оснащенных объективами с изогнутым оптическим трактом (folded-lens optics). В этом случае элементы оптической системы располагаются внутри корпуса — снаружи имеется лишь одна (внешняя) линза. В качестве отражающего элемента, поворачивающего плоскость изображения на 90°, используется призма.

 

Использование объектива с «изогнутым»
оптическим трактом позволяет сделать
корпус фотоаппарата очень компактным

Такое решение позволяет создавать ультракомпактные камеры с довольно мощным зум-объективом, лишенные выдвигающихся из корпуса частей. Дополнительным преимуществом в этом случае является надежная защита элементов объектива от внешних воздействий (фотоаппарат можно изготовить во всепогодном влагозащищенном корпусе), а также уменьшение времени, необходимого для подготовки камеры к работе. Однако за это приходится расплачиваться снижением качества изображения вследствие значительно более низкой (по сравнению с оптикой традиционной конструкции) светосилы и разрешающей способности, а также заметной дисторсии в крайних положениях трансфокатора.

Светочувствительный сенсор

В спецификации цифровой камеры обычно указываются три характеристики светочувствительного сенсора: его тип, физический размер (диагональ) и количество пикселов (полное и эффективное). В современных цифровых фотоаппаратах применяются сенсоры двух типов: ПЗС (CCD) и КМОП (CMOS). Широко распространено мнение, что ПЗС-сенсоры принципиально лучше КМОП-устройств. Однако верно оно лишь отчасти. С одной стороны, на данном этапе развития ПЗС-технология действительно позволяет делать более эффективные (по сравнению с КМОП) сенсоры небольшого размера, имеющие высокое разрешение. С другой стороны, во многих зеркальных цифровых камерах (в том числе и профессионального класса) с успехом применяют КМОП-сенсоры формата APS-C и 4/3.

По физическому размеру сенсоры можно условно разделить на маленькие (1/3,2 и 1/2,5 дюйма), средние (1/1,8 и 2/3 дюйма) и большие (APS-C, 4/3 и т.д.). Неискушенному пользователю размер сенсора не говорит ровным счетом ничего, хотя на самом деле от этого параметра во многом зависят остальные характеристики камеры.

 

Принцип работы оптического стабилизатора с подвижной линзой

По мере уменьшения физических размеров сенсора будет увеличиваться коэффициент, равный отношению эквивалентного фокусного расстояния к истинному (так называемый кроп-фактор). На практике это означает, что при равных значениях эквивалентного фокусного расстояния и светосилы объектив для камеры, оснащенной сенсором меньшего размера, можно сделать более компактным и легким — а значит, и более дешевым (как уже упоминалось, объектив является самой дорогой частью фотоаппарата). Однако на пути миниатюризации есть несколько серьезных препятствий.

Вполне очевидно, что по мере уменьшения площади сенсора (при сохранении того же количества пикселов) размеры его ячеек также будут уменьшаться. А количество света, необходимое для насыщения ячеек, остается прежним. Соответственно для того, чтобы получить необходимое для нормальной экспозиции количество света, маленькому сенсору потребуется больше времени. Иными словами, при равном разрешении маленький сенсор будет обладать меньшей чувствительностью по сравнению с более крупным. Конечно, сейчас разработаны технические решения, позволяющие обойти эту проблему, — однако неизбежным злом в этом случае является значительное увеличение цифрового шума.

Вторая проблема, с которой неизбежно сталкиваются производители по мере увеличения разрешающей способности сенсоров, — дифракция. Влияние дифракции, проявляющееся главным образом в снижении четкости картинки (она, как часто говорят фотографы, «замыливается»), тем заметнее, чем меньше физический размер ячеек сенсора и чем больше закрыта диафрагма. Кстати, это косвенно подтверждается тем фактом, что в компактных цифровых камерах (даже наиболее дорогих) не предусмотрена возможность установки значения диафрагменного числа больше 8.

Таким образом, влияние дифракции является своеобразным барьером, ограничивающим реальную разрешающую способность сенсоров. Несложные расчеты показывают, что для сенсоров формата 1/2,5 дюйма дифракционный порог достигается на уровне примерно 4 мегапикселов, для 1/1,8 — на уровне 6 мегапикселов и т.д. Именно поэтому дальнейшее увеличение количества ячеек светочувствительных сенсоров, вполне возможное технически (что нам доказывают производители), по достижении определенного показателя уже не позволяет повысить реальную разрешающую способность фотокамеры, то есть оказывается нецелесообразным с практической точки зрения. В этом нетрудно убедиться, если сравнить снимки современных 10-мегапиксельных камер с их 7- и 8-мегапиксельными предшественниками, оснащенными сенсором такого же формфактора.

Стабилизаторы изображения

Необходимость использования стабилизаторов изображения в цифровых камерах любительского класса возникла с появлением компактных моделей, оснащенных 10- и 12-кратными зум-объективами. Ведь по мере увеличения фокусного расстояния все более заметное влияние на изображение начинает оказывать человеческий фактор — микросотрясения и вибрации корпуса фотоаппарата, находящегося в руках фотографа. И если при выборе эквивалентного фокусного расстояния порядка 35-70 мм можно вполне успешно использовать выдержки длиной до 1/60 с, то, например, при 380 мм более-менее удачные кадры при съемке «с рук» получаются лишь с выдержкой 1/400 с и короче.

 

Схема расположения элементов в объективе,
оснащенном оптическим стабилизатором MEGA O.I.S.

Еще одна причина увеличения доли моделей, оснащенных системами стабилизации изображений, — миниатюризация цифровой фототехники. Как уже было упомянуто, уменьшение физического размера светочувствительного сенсора позволяет сделать объектив более компактным, легким и дешевым. Однако сенсор небольшого размера имеет более низкую чувствительность, а недорогой объектив с «длинным» зумом нельзя сделать достаточно светосильным (при условии сохранения аберраций на приемлемом уровне). Все это приводит к тому, что снимать на коротких (для использования «длинного» фокуса) выдержках такая камера может только при ярком солнечном свете.

В настоящее время в компактных цифровых фотоаппаратах применяется несколько различных по конструкции и принципу действия систем стабилизации изображения. Самым недорогим решением являются так называемые электронные стабилизаторы. На основе анализа полученного изображения микропроцессор вычисляет направление и амплитуду смещения изображения в процессе съемки и путем последующей обработки с использованием специальных алгоритмов повышает (насколько это возможно) четкость смазанного кадра. К сожалению, эффективность таких решений оставляет желать лучшего — в силу того, что электронные системы стабилизации позволяют устранять лишь последствия, а не причину возникновения нечетких снимков. Так что с практической точки зрения польза от наличия в фотоаппарате электронного стабилизатора представляется весьма сомнительной.

Значительно более эффективными являются системы стабилизации, позволяющие смещать изображение, проецируемое через оптическую систему фотоаппарата, и таким образом компенсировать его движение относительно светочувствительного сенсора. Эффективность подобных систем объясняется тем, что такое решение позволяет устранить причину смазывания изображения.

В аппаратах разных производителей применяются различные по конструкции и принципу работы стабилизаторы изображения. Например, в системах Canon Image Stabilizer, Nikon Vibration Reduction и Panasonic MEGA O.I.S. используется встроенная в объектив дополнительная группа линз (блок стабилизации). Электромагнитный привод позволяет смещать одну из линз этой группы относительно оптической оси объектива. Величина и направление смещения вычисляются в режиме реального времени специализированным микропроцессором, обрабатывающим показания установленных в корпусе камеры гиросенсоров.

Согласно данным Canon, система Image Stabilizer позволяет эффективно бороться как с однократным смещением изображения, так и с вибрациями в диапазоне частот от 0,5 до 20 Гц. С практической точки зрения применение IS дает возможность в четыре раза увеличить длительность экспонирования кадра без повышения риска получить смазанный снимок.

По информации разработчиков Nikon, использование системы Vibration Reduction позволяет в восемь раз увеличить длительность выдержки при сохранении вероятности получения нечетких снимков на прежнем уровне.

Во второй половине 2004 года компания Konica Minolta реализовала в серийно выпускаемых моделях цифровых фотокамер принципиально новую систему стабилизации Anti-shake. Вкратце рассмотрим принцип ее работы. Светочувствительный сенсор устанавливается внутри корпуса на подвешенной платформе, которая может смещаться на определенное расстояние в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива. Направление и амплитуда смещения вычисляются микропроцессором на основе показаний двух гиросенсоров, установленных в корпусе камеры. Этот же микропроцессор управляет двумя электроприводами, перемещающими платформу с сенсоров в соответствии с изменением положения корпуса фотоаппарата.

Схожий принцип используется в системе стабилизации изображения Shake Reduction, разработанной специалистами компании Pentax. Впервые это решение было реализовано в цифровом фотоаппарате Optio A10, выпущенном в начале этого года.

Важным преимуществом систем Anti-shake и Shake Reduction по сравнению с системами оптической стабилизации с подвижной линзой является возможность использования существующих объективов без необходимости внесения в их конструкцию каких-либо изменений. Таким образом, в случае зеркальной камеры со сменной оптикой функция стабилизации является свойством не отдельно взятого объектива, а фотоаппарата в целом.

Необходимо отметить, что наряду с несомненными достоинствами системы стабилизации имеют и определенные недостатки. Хотя применение систем стабилизации и позволяет снимать с большими значениями выдержки при том же фокусном расстоянии, стопроцентной гарантии получения абсолютно четких снимков в подобных условиях пока не может дать ни один производитель. По оценкам разработчиков и независимых экспертов, удовлетворительная четкость достигается примерно в 70% случаев, в то время как остальные 30% все-таки оказываются в большей или меньшей степени смазанными.

Не стоит забывать и о том, что наличие дополнительных движущихся частей негативно отражается на надежности и долговечности устройства в целом. Кроме того, электроприводы и микропроцессор стабилизатора потребляют электроэнергию, вследствие чего активное использование функции стабилизации неизбежно сокращает время автономной работы аппарата и соответственно приводит к уменьшению максимального количества снимков, которые можно сделать без подзарядки.

Рекомендации

Завершая рассмотрение особенностей объективов, светочувствительных сенсоров и систем стабилизации, используемых в компактных цифровых фотоаппаратах, можно сделать несколько важных выводов.

При выборе фотоаппарата не имеет смысла гнаться за максимальными значениями характеристик. В линейках многих производителей можно найти очень похожие модели, различающиеся лишь разрешением светочувствительного сенсора и набором дополнительных функций. Необходимо иметь в виду, что далеко не всегда более высокая разрешающая способность сенсора является достаточным условием для получения более четкого и детального изображения. Кроме того, снимки с более высоким разрешением занимают больше места на карте памяти. Нелишне напомнить, что для печати фотографии формата 10x15 см вполне достаточно разрешения 1600x1200 пикселов (то есть 2 мегапиксела).

Большой диапазон фокусных расстояний объектива позволяет значительно расширить возможности по компоновке кадра, а также получать снимки удаленных объектов, не прибегая к кадрированию. Однако необходимо помнить, что в этом случае надо быть готовым к тому, что при съемке в крайних положениях трансфокатора на изображениях будут хорошо заметны артефакты аберраций.

Аппарат с кратностью зума 6х и более имеет смысл выбирать из моделей, оснащенных системой стабилизации изображения, — в противном случае могут возникнуть затруднения со съемкой на длинном фокусе без использования штатива.

Выбор модели, оснащенной объективом с изогнутым оптическим трактом, может быть оправдан только в тех случаях, когда габариты камеры имеют более важное значение, нежели качество получаемых изображений.

Эргономика и пользовательский интерфейс

Оценка эргономики фотоаппарата и структуры меню настроек — процесс во многом субъективный. То, что удобно и привычно для одного пользователя, другому может показаться неприемлемым и совершенно нелогичным. В данном разделе мы уделим внимание рассмотрению конструктивных особенностей, а также объективных достоинств и недостатков применяемых органов индикации и управления.

Видоискатель и дисплей

В современных моделях цифровых фотоаппаратов (за исключением зеркальных) используются две разновидности видоискателей — оптические и электронные. Кроме того, практически все незеркальные камеры позволяют использовать встроенный дисплей в режиме электронного видоискателя.

Оптический видоискатель по своему устройству ничем не отличается от применяемых в компактных пленочных камерах. В аппаратах с зум-объективом оптическое увеличение видоискателя изменяется в соответствии с текущим положением трансфокатора. Достоинства оптического видоискателя — высокая четкость изображения и отсутствие в его конструкции узлов, потребляющих электроэнергию. Недостатки — нестрогое соответствие видимого изображения и реальных границ кадра, а также эффект параллакса при съемке с близкого расстояния. Кроме того, обычно оптический видоискатель не позволяет видеть данные о настройках камеры — как правило, рядом с окошком визира имеется лишь пара световых индикаторов, сообщающих о готовности к съемке (подтверждение автофокусировки и автоэкспозиции, включения вспышки и т.п.).

В ряде современных цифровых фотокамер вместо оптического применяется электронный видоискатель (electronic viewfinder, EVF). Он представляет собой монохромный либо цветной микродисплей, смотреть на который можно через привычное для пользователей пленочных камер окошко визира. Достоинства электронного видоискателя: точное соответствие границ видимой области и получаемого изображения независимо от расстояния до объекта съемки, возможность вывода различной служебной информации (параметров экспозиции, режимов и даже гистограммы), одинаково хорошая видимость независимо от внешних условий освещенности. Недостатки: электронный видоискатель потребляет электроэнергию (правда, меньше, чем большой дисплей камеры) и по четкости изображения уступает оптическому.

 

Дисплей на поворотной платформе —
очень удобное решение для тех, кто использует
его в качестве видоискателя

Многие начинающие фотографы предпочитают использовать в качестве видоискателя встроенный дисплей камеры. Такой подход предоставляет значительно большую свободу при выборе точки съемки. Дисплей позволяет точно видеть, что попадет в кадр, а кроме того, на его экран можно выводить композиционную сетку и различную служебную информацию.

Наиболее распространенным вариантом является дисплей, вмонтированный в заднюю стенку корпуса аппарата. Однако сейчас все большую популярность получают дисплеи, расположенные на поворотной платформе: такое решение позволяет комфортно снимать с самых неудобных ракурсов (например, от земли или поверх толпы, держа камеру в вытянутой руке), не принимая при этом затейливую позу и не щелкая наугад. Дисплеи на поворотной платформе первой внедрила в своих цифровых фотоаппаратах компания Canon. Сейчас ее примеру последовали и другие производители, в частности Olympus, Pentax и др. Правда, в некоторых моделях платформа с дисплеем может поворачиваться только в одной плоскости (по вертикали), и на это стоит обратить внимание при выборе аппарата.

 

При наличии 3-дюймового дисплея
места для альтернативного видоискателя
уже не остается

В спецификации камеры обычно указываются две основные характеристики дисплея — размер экрана (по диагонали) и его разрешающая способность. В современных цифровых камерах применяются дисплеи с размером экрана от 1,5 до 3 дюймов, однако стоит обратить внимание на то, что далеко не всегда экран с большей диагональю имеет более высокую разрешающую способность.

Серьезным недостатком используемых в современных камерах ЖК-дисплеев является сильная зависимость качества изображения от внешнего освещения. Например, при ярком солнечном свете разглядеть что-либо на экране дисплея удается далеко не всегда и для нормальной работы приходится создавать искусственную тень. Определенные проблемы возникают при съемке движущихся объектов, поскольку изображение передается на дисплей с некоторой задержкой. Не стоит также забывать и о том, что постоянно работающий дисплей потребляет много электроэнергии, вследствие чего уменьшается время автономной работы камеры.

К сожалению, стремление к максимальной миниатюризации цифровых фотоаппаратов, наряду с увеличением размеров экрана встроенного дисплея, заставляет производителей отказываться от установки альтернативного видоискателя в компактных моделях. Обратите внимание на то, что во многих компактных цифровых камерах, выпущенных в 2005-2006 годах, визирование можно осуществлять только по встроенному дисплею.

Органы управления

Сколько органов управления должно быть у фотоаппарата? Достаточно взглянуть лишь на несколько моделей, чтобы убедиться в том, что вариантов ответа на этот вопрос существует великое множество.

Модели начального уровня обычно оснащаются минимальным количеством кнопок и переключателей — это позволяет максимально быстро освоить аппарат даже тем, кто раньше не имел опыта эксплуатации подобной техники. Однако оборотной стороной такого подхода является отсутствие возможности быстро добраться к часто используемым настройкам: все действия приходится выполнять через основное меню камеры.

 

Модели начального уровня обычно
оснащаются минимальным количеством
органов управления

В более продвинутых моделях, помимо кнопок навигации и переключения основных режимов работы («съемка/просмотр» и т.п.), обычно имеются клавиши быстрого вызова часто используемых настроек: коррекции экспозиции, баланса белого, режима фокусировки и т.д. Это позволяет оперативно переключать настройки в соответствии с изменяющимися условиями съемки. Во многих цифровых камерах используется вращающееся колесико для выбора режима съемки, унаследованное еще от пленочных аппаратов.

Немало споров вызывает и конструкция органов управления трансфокатором. Наибольшее распространение получили два решения: поворачивающийся рычажок, расположенный рядом со спусковой кнопкой, и качающаяся двухпозиционная клавиша (иногда две отдельные кнопки) на задней панели аппарата.

 

Наличие кнопок быстрого вызова
и вращающегося колесика выбора сюжетной программы
позволяет оперативно переключать настройки
в соответствии с изменяющимися условиями съемки

Вполне возможно, что в ближайшем будущем конструкция панели управления и интерфейс компактных цифровых фотоаппаратов подвергнутся существенным изменениям. Так, некоторые модели 2006 года (в частности, Pentax Optio T10) оснащены 3-дюймовым сенсорным дисплеем и концептуально новым пользовательским интерфейсом.

Режимы съемки

При выборе цифровой камеры далеко не все обращают внимание на набор доступных для использования ручных, автоматических и полуавтоматических режимов съемки. Между тем по мере освоения камеры и приобретения знаний о технике съемки может выясниться, что камера не позволяет использовать полуавтоматический и ручной режимы, а это значительно сужает возможности по реализации творческих замыслов в сложных съемочных условиях.

Подавляющее большинство камер оснащены полностью автоматическим режимом — так называемой зеленой зоной (обычно она обозначается надписью auto, прямоугольником или квадратом зеленого цвета). В этом режиме камера устанавливает параметры съемки автоматически, подбирая оптимальное сочетание выдержки и диафрагмы для некоего усредненного сюжета. В большинстве случаев полностью автоматический режим позволяет получить вполне удовлетворительные результаты при съемке традиционных бытовых сюжетов.

 

Наличие режимов P/A/S/M обеспечивает
максимальную гибкость в выборе настроек
для съемки в сложных условиях

Одним из признаков более-менее продвинутых моделей является наличие набора из четырех режимов, обычно обозначаемых буквами P/A/S/M:

  • P (Program) — автоматический режим, при котором камера автоматически выбирает сочетание выдержки и диафрагмы. В отличие от полностью автоматического режима, в данном случае пользователь может манипулировать рядом дополнительных параметров, таких как коррекция экспозиции, брэкетинг и т.д.;
  • А (Aperture) — приоритет диафрагмы. Пользователь самостоятельно устанавливает значение диафрагмы, а фотоаппарат на основе экспозамера автоматически вычисляет величину выдержки;
  • S (Shutter) — приоритет выдержки (иногда обозначается буквой T). Пользователь самостоятельно устанавливает величину выдержки, а фотоаппарат на основе экспозамера автоматически вычисляет необходимое значение диафрагмы;
  • M (Manual) — ручной режим. Пользователь самостоятельно устанавливает величину выдержки и диафрагмы. В некоторых аппаратах автоматика камеры в этом режиме «высказывает свое мнение» относительно выбранных настроек — например выводит на дисплей разницу относительно величины экспозиции, рассчитанной для данных условий экспоавтоматикой.

Помимо этого в аппаратах обычно имеется набор программ сюжетной съемки («портрет», «пейзаж», «снег», «спорт» и т.д.), которые можно активировать при помощи традиционного селектора-колесика либо через меню. В некоторых камерах (например, в аппаратах Casio серии Exilim) предусмотрена возможность создания собственных сюжетных программ на основе удачных кадров. Стоит отметить, что набор режимов P/A/S/M позволяет при осознанном подходе к выбору настроек смоделировать любую из существующих программ сюжетной съемки. Так что, по большому счету, сравнивать количество и особенности пресетов сюжетной съемки имеет смысл только для ультракомпактных аппаратов, у которых отсутствуют режимы P/A/S/M.

Дополнительные функции

В течение двух последних лет качественное развитие фотографических функций в компактных цифровых аппаратах значительно замедлилось. Чтобы как-то компенсировать это и по-прежнему привлекать внимание пользователей к новым моделям, производители стали активно развивать встроенные функции для просмотра, обработки, печати и передачи изображений.

Во многих современных моделях имеются функции кадрирования, тонирования, устранения эффекта красных глаз, ручной и автоматической коррекции тональных и цветовых параметров снимка и т.д. В ряде моделей представлен даже набор встроенных художественных фильтров для обработки снятых кадров.

Практически все современные модели цифровых фотоаппаратов позволяют записывать видео. В некоторых моделях даже имеется набор встроенных средств для выполнения простейших монтажных операций: удаления выделенной части видеоклипа, соединения двух фрагментов и т.п. Хотя многие фотоаппараты обеспечивают запись видео с довольно высоким разрешением (640x480 пикселов с частотой 30 кадров в секунду), практической пользы от наличия данной функции оказывается немного: во-первых, конструкция корпуса большинства моделей плохо приспособлена для видеосъемки, а во-вторых, даже недорогие видеокамеры обеспечивают значительно более высокое качество записи.

К сожалению, некоторые действительно полезные функции, например запись снимков в формате RAW, в подавляющем большинстве современных моделей отсутствуют.

Рекомендации

Оценить удобство интерфейса и органов управления цифрового фотоаппарата всего за несколько минут, которые вам уделит продавец, очень сложно. Однако есть некоторые моменты, которые обязательно стоит проверить перед покупкой, даже если у вас совсем немного времени для ознакомления с образцом.

Прежде всего обратите внимание на дисплей. Изображение на нем должно быть четким и контрастным. Необходимо убедиться в том, что яркость дисплея можно регулировать, — это позволит наилучшим образом адаптировать изображение на экране в соответствии с условиями освещенности. При отсутствии у аппарата альтернативных видоискателей (оптического или электронного) нелишне проверить, можно ли что-либо разглядеть на дисплее при ярком освещении. Стоит также оценить инерционность изображения на дисплее, работающем в режиме видоискателя. Необходимо иметь в виду, что большой дисплей далеко не всегда оказывается более удобным по сравнению с менее крупным, однако в любом случае потребляет больше энергии.

Чтобы в первом приближении оценить удобство интерфейса, достаточно выполнить несколько часто используемых действий — например переключить программу сюжетной съемки, изменить режим фокусировки, включить (или отключить) вспышку и т.д. Предпочтительным вариантом, обеспечивающим наибольшую оперативность, является наличие на панели управления кнопок быстрого доступа к основным настройкам или группам функций.

Скоростные характеристики

Даже новейшие модели компактных цифровых камер являются, образно говоря, гораздо более «задумчивыми» устройствами по сравнению с пленочными фотоаппаратами. И если в случае съемки пейзажа или портрета эта особенность практически незаметна, то для фотографирования быстро меняющихся сюжетов, а также людей или объектов в движении она становится весьма критичной. Рассмотрим основные параметры, характеризующие скоростные качества цифровой камеры.

Время включения. С момента нажатия на кнопку включения питания до полной готовности камеры к съемке проходит определенное время — обычно несколько секунд. Для компактных аппаратов хорошим результатом считается время включения, не превышающее 1 с.

Скорость срабатывания автофокуса оказывается весьма критичной при съемке движущихся объектов и неожиданно возникающих перед глазами сюжетов. Стоит отметить, что скорость срабатывания автофокуса в значительной степени зависит от освещенности и при недостатке света может заметно увеличиваться.

Задержка срабатывания затвора (time lag). Данный параметр показывает, сколько времени проходит с момента нажатия на кнопку спуска до срабатывания затвора. У многих цифровых камер задержка столь велика, что получить предсказуемый результат при съемке движущихся даже с небольшой скоростью объектов практически невозможно. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что обычно производители указывают в характеристиках камеры «чистое» время задержки, что будет справедливо лишь для того случая, когда аппарат уже сфокусирован на объект съемки. С практической точки зрения гораздо корректнее рассматривать суммарные затраты времени на срабатывание автофокуса и задержку затвора.

Хорошим подспорьем при съемке движущихся объектов может стать режим серийной съемки, имеющийся во многих цифровых камерах. Серийная съемка позволяет сделать довольно большое количество кадров (от нескольких до двух-трех десятков) в течение короткого отрезка времени и затем уже в спокойной обстановке выбрать из них наилучший. В описании камеры обычно указываются два параметра серийной съемки — частота кадров в единицу времени и максимальное количество кадров в серии (например, до 12 кадров с частотой 4 кадра в секунду). Стоит обратить внимание на то, что значения этих параметров напрямую зависят от разрешения кадра. В рекламных материалах обычно указываются максимальные показатели, соответствующие съемке с относительно низким разрешением.

Карты памяти

В подавляющем большинстве ныне выпускаемых моделей компактных цифровых фотоаппаратов используются сменные карты памяти формата SD. Исключение составляют модели Sony (они рассчитаны на карточки Memory Stick Pro или Memory Stick Pro Duo), а также Fujifilm и Olympus (в них применяются носители xD-Picture). Карточки формата CompactFlash уже полностью вытеснены из сегмента компактных цифровых фотоаппаратов — встретить слот для этих носителей сейчас можно или в уже снятых с производства моделях, или в зеркальных камерах.

 

Карты памяти Memory Stick Pro Duo
используются во многих моделях компактных
цифровых фотоаппаратов Sony

С практической точки зрения использование карт формата SD более предпочтительно по двум причинам. Во-первых, носители SD обойдутся примерно вдвое дешевле по сравнению с Memory Stick Pro Duo и xD-Picture такого же объема, а во-вторых, в линейке SD-карт имеются более емкие модели. В связи с этим нельзя не отметить, что применение носителей большой емкости с каждым годом становится все более актуальным, что обусловлено как ростом разрешающей способности цифровых фотоаппаратов (снимок 10-мегапиксельной камеры при том же уровне сжатия занимает вдвое больше места, чем 5-мегапиксельной), так и развитием функций видеозаписи (на носителе емкостью 1 Гбайт умещается лишь от 20 до 40 мин записи приемлемого качества в формате MPEG-4).

 

Карточки формата xD-Picture используются
в компактных цифровых фотоаппаратах Fujifilm и Olympus

В том случае, если выбранная модель фотоаппарата рассчитана на использование карт формата SD, стоит обратить внимание на некоторые нюансы. Теоретически в любой SD-слот можно установить носители не только формата SD, но и ММС, однако это еще не означает, что фотоаппарат будет с ними работать. Есть немало моделей цифровых камер, оснащенных слотом и при этом не поддерживающих работу с носителями MMC.

 

SDHC — новое поколение носителей SD

В этом году появились первые носители SD нового поколения (Secure Digital High Capacity, SDHC), соответствующие спецификации SD 2.0. Они обладают более высокими скоростными характеристиками и, кроме того, могут иметь емкость более 4 Гбайт. К концу текущего года в продаже должны появиться первые модели карточек SDHC емкостью 8 Гбайт. Благодаря обратной совместимости с базовым стандартом носители SDHC можно использовать в устройствах, рассчитанных на обычные SD-карты (естественно, с некоторой потерей производительности). Однако для того, чтобы полностью раскрыть потенциал носителей SDHC, в фотоаппарате должна быть реализована полная поддержка SD 2.0.

Элементы питания

Используемые в современных цифровых камерах элементы питания можно разделить на две большие группы: стандартные и оригинальные.

В настоящее время стандартные элементы питания (как правило, две или четыре батарейки АА) применяются главным образом в камерах начального уровня. Обычно допускается использование алкалиновых батареек, а также никель-металлгидридных аккумуляторов. Стоит обратить внимание на то, что в большинстве камер не рекомендуется применять солевые батарейки и никель-кадмиевые аккумуляторы, поскольку они не рассчитаны на длительную работу с нагрузкой, потребляющей большой ток.

 

Во многих современных фотоаппаратах применяются литий-ионные
аккумуляторы

Основным преимуществом использования элементов стандартного формфактора является возможность в случае необходимости продлить время автономной работы камеры, докупив батарейки в ближайшем магазине или киоске. Кроме того, после окончания срока службы штатных аккумуляторов их можно будет легко заменить на новые.

В большинстве относительно дорогих камер, а также в ряде ультракомпактных аппаратов применяются фирменные литий-ионные аккумуляторы. По сравнению с никель-металлгидридными они обладают более высокой удельной емкостью и лучше приспособлены для длительной работы с энергоемкой нагрузкой. Кроме того, у литий-ионных аккумуляторов отсутствует так называемый эффект памяти.

Конечно, оригинальные аккумуляторы стоят значительно дороже и в некоторых случаях выпускаются лишь для ограниченного количества моделей, так что найти в продаже нужный элемент питания в этом случае будет сложнее, чем батарейку или аккумулятор формата АА. Однако нельзя не отметить, что многие крупные производители используют унифицированные элементы питания в очень большом количестве моделей фотокамер, а значит, приобрести такие аккумуляторы уже значительно проще. Кроме того, во многих случаях в продаже можно найти существенно более дешевые аналоги широко распространенных моделей фирменных аккумуляторов, выпускаемые сторонними производителями, — такими как GP, Duracell и пр.

Внешние интерфейсы

В подавляющем большинстве современных цифровых фотоаппаратов предусмотрен интерфейс USB для подключения к внешним устройствам — ПК, принтерам, портативным фотонакопителям и т.д. Как правило, аппарат может работать в качестве периферийного устройства в одном из двух режимов, переключаемых в меню настроек: внешний накопитель (USB mass storage) или PictBridge (прямая печать). При выборе модели необходимо обратить внимание на то, что многие ультракомпактные фотоаппараты подключаются к внешнему оборудованию только через штатную либо опциональную док-станцию.

Практически во всех современных цифровых фотоаппаратах реализована поддержка стандарта прямой печати PictBridge. Однако, если вы действительно собираетесь печатать изображения непосредственно с фотоаппарата, стоит обратить внимание на набор функций в соответствующем разделе меню — у разных моделей он может существенно отличаться.

 

Многие ультракомпактные фотоаппараты подключаются
к внешнему оборудованию только через док-станцию

Во многих современных цифровых фотокамерах предусмотрен разъем AV-выхода для подключения к бытовому аудио- и видеооборудованию (телевизорам, проекторам, системам домашнего кинотеатра и т.д.). Это позволяет воспроизводить снимки и видеоролики непосредственно с фотоаппарата на имеющемся под рукой оборудовании.

В ряде моделей есть ИК-приемник, позволяющий управлять некоторыми функциями камеры при помощи штатного либо опционального беспроводного пульта ДУ. Такой пульт обычно дает возможность дистанционно управлять положением трансфокатора и спуском, а также воспроизведением изображений и видео в режиме просмотра.

В 2005 году появились первые модели компактных цифровых фотокамер, оснащенных встроенным беспроводным адаптером стандарта IEEE 802.11b (Wi-Fi). Такие решения позволяют передавать полученные изображения на ПК или на принтер, подключенный к беспроводной локальной сети. Наличие встроенного беспроводного адаптера значительно упрощает процедуру подключения фотоаппарата к ПК и принтерам, а также дает возможность сразу же передавать полученные снимки.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2006


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует