Цифровые видеокамеры нетрадиционных форматов

Олег Татарников

Видеокамеры с записью на DVD-диски (MPEG-2)

Видеокамеры с жестким диском (HDD-камеры)

Видеокамеры с флэш-памятью

 

Если вы покупали свою цифровую видеокамеру лет десять назад, то, безусловно, столь сложная проблема выбора перед вами не стояла. Теперь же, прежде чем отдать предпочтение той или иной модели, придется решить, какой формат записи и тип носителя вы будете использовать. Ведь, помимо традиционной ленты (miniDV), сегодня выпускаются видеокамеры с записью на DVD-диски (MPEG-2), с записью на жесткие диски (HDD-камеры) и даже с записью на флэш-карты (в формате MPEG-2 или MPEG-4).
Видеокамеры формата MPEG-2 с записью на различные носители постоянно расширяют свое присутствие на рынке. Причем со дня на день они вытеснят пленку miniDV из низших ценовых категорий, а высшие потеснит новый формат HDV. Таким образом, формат miniDV стандартного разрешения на наших глазах уходит в прошлое. В нынешнем году наблюдалась отчетливая тенденция к сворачиванию линеек miniDV-камер со стороны как старших моделей, на смену которым приходят камеры формата HDV, так и младших, которые вытесняются MPEG-камерами.
По большому счету, разница между MPEG-камерами сводится только к типу носителя (если, конечно, не рассматривать конкретные особенности той или иной модели). Впрочем, некоторые камеры используют стандарт сжатия MPEG-2 (DVD-качество), а другие — MPEG-4. Камеры для записи видео в формате MPEG-2 считаются в среде видеолюбителей более продвинутыми — по крайней мере они более стандартизованы по формату, имеют схожие степень компрессии для сжатого видео (с потоком 8-10 Мбит/с) и разрешение кадра (720x576), а также ориентированы на изготовление и показ DVD-дисков. Наша статья посвящена именно таким камерам.

Видеокамеры с записью на DVD-диски (MPEG-2)

Камеры с записью на DVD-диски (в них используются маленькие диски диаметром 80 мм — mini DVD) имеют то очевидное преимущество, что позволяют сразу после съемки смотреть отснятое видео прямо на DVD-плеере, не прибегая ни к монтажу, ни к помощи компьютера. Однако емкость одностороннего диска mini DVD составляет лишь 1,4 Гбайт, что позволяет записать на него всего 20 мин видео максимального качества против 60-120 мин у miniDV-камер. Двусторонние болванки для съемки использовать неудобно — после записи на одну сторону диска его все равно приходится вынимать из камеры и переворачивать, при этом стоимость таких носителей неоправданно высока (впрочем, цена даже односторонних маленьких дисков mini DVD примерно такая же или даже выше, чем у стандартных болванок DVD-R/RW диаметром 120 мм).

Кроме того, чтобы отснятый диск можно было смотреть на бытовом DVD-плеере, его необходимо «финализировать» (то есть закрыть все записанные сессии), а это требует не меньше времени, чем операция создания DVD-диска из MPEG-файлов на компьютере.

Камеры с записью на DVD-диски есть сегодня практически у всех производителей видеотехники: Canon, Sony, JVC, Panasonic, Hitachi и Samsung.

Наиболее интересны в этом сегменте видеокамеры компании Canon (DC100, DC10, DC20 и DC40), которая позиционирует свои аппараты как самые маленькие DVD-камеры. Впрочем, у конкурентов подобные устройства ненамного больше, но камеры Canon интересны еще и по соотношению «цена/качество». Недавно были выпущены модификации DC20: DC21 и DC22 (они различаются только работой фоторежима).

В качестве носителя видео все эти камеры используют диски mini DVD-R/RW диаметром 80 мм. Разница между DC10, DC20 и DC40 в основном в параметрах ПЗС-матрицы: в DC10 используется матрица 1,3 мегапиксела, в DC20 — 2,2, а в DC40 — 4,3. Причем сегодня в видеорежиме многопиксельных видеокамер применяется не только 400 тыс. пикселов, как раньше, когда остальные были необходимы только для работы электронного стабилизатора изображения и фоторежима, но и все остальные. Дело в том, что разрешение видеоизображения стандартизовано и для системы PAL оно составляет 720x576, то есть чуть больше 400 тыс. точек (для NTSC — около 350 тыс.). Но благодаря новым технологиям обработки изображения, которые обеспечивают высокую скорость обработки сигнала (таким, например, как Megapixel Engine), можно повышать разрешение математическим способом, обрабатывая весь доступный объем данных, то есть использовать для формирования изображения все рабочие пикселы. В итоге мы получим гораздо большую детализацию изображения. Кроме того, обработка большего числа пикселов дает возможность осуществлять шумопонижение необработанных данных еще до их преобразования в процессоре.

 

Canon DC40

Canon DC40

Помимо разрешения, DC40 и DC20 имеют еще одно преимущество над DC10 — у них предусмотрен специальный ночной режим Super Night Mode со светодиодной подсветкой, благодаря чему съемка может производиться практически в темноте (DC20 снимает при 0,5 люксах, DC40 — при 0,6 люксах, а DC10 — только при 2). Кроме того, в отличие от DC10, матрица которой имеет традиционные фильтры, в DC20/DC40 на матрице установлены матричные RGB-фильтры, обеспечивающие более реалистичную цветопередачу. Камера Canon DC100 имеет еще меньшую матрицу, чем у DC10 (680 тыс. пикселов), зато зум у нее 25-кратный (в отличие от 10-кратного на DC10, DC20/21/22 и DC40). К сожалению, в этих камерах отсутствуют входы для наушников и микрофона, порты DV (FireWire), а также гнездо для подключения внешнего питания. Для передачи данных на компьютер используется интерфейс USB 2.0.

Управление функциями съемки на этих камерах реализовано очень удобно, как и на всех аппаратах компании Canon, да и в целом эргономика и возможности камер оставляют приятное впечатление. Младшие модели стоят не дорого: цена самых дешевых DC100 и DC10 — 450-480 долл., а самой дорогой DC40 — около 900 долл.

Довольно популярны в России DVD-видеокамеры Sony DCR-DVD105E (800 тыс. пикселов), DCR-DVD205E/305E (1,07 мегапиксела), DCR-DVD405E (3,3 мегапиксела), DCR-DVD505E (2,1 мегапиксела).

Sony DCR-DVD105E — это самая простая и дешевая камера (400-480 долл.) с 20-кратным зумом и сенсорным ЖК-экраном 2,5", которая позволяет делать фотографии с разрешением только 640x480. DCR-DVD205E/305E отличаются от предыдущей модели разрешением матрицы (соответственно фотографии можно делать до 1152x864) и увеличенным до 2,7" сенсорным ЖК-экраном, причем выполненным в формате 16:9. При съемке в режиме 4:3 теряется часть полезной площади экрана с обеих сторон (экран становится таким же, как у DVD105E). Причем у камер DVD205E/305E, в отличие от DVD105E, 12-кратный зум.

ЖК-экраны у камер Sony сенсорные — все настройки осуществляются через них с помощью разветвленной системы меню, которую к тому же пользователь может настраивать под свои нужды, перемещая наиболее часто используемые функции наверх для более быстрого доступа. DVD305E отличается от DVD205E наличием слота для карточки Memory Stick Duo. Соответственно и стоимость камеры выше — 600-650 долл.

 

Sony DCR-DVD505E

Sony DCR-DVD505E

Преимущество камеры DCR-DVD405E (700-750 долл.) перед вышеназванными заключается в наличии большой матрицы и возможности делать фотографии с разрешением до 2016x1512. А DCR-DVD505E (800-850 долл.) имеет матрицу поменьше, зато ЖК-экран (3,5") — побольше. Впрочем, на камере DVD505E стоит уже не ПЗС-, а КМОП-сенсор и качество фотографий получается не хуже, чем у предыдущей камеры. Кроме того, максимальное время работы от стандартного аккумулятора у камеры DVD505E в полтора раза больше, чем у камер с ПЗС-сенсорами, что для видео, наверное, даже важнее.

На всех моделях имеется встроенный четырехканальный микрофон, позволяющий записывать звук на DVD-диск сразу в формате Dolby Digital 5.1 AC-3. Видео может записываться в трех режимах: HQ, SP, LP. В режиме наивысшего качества (HQ с потоком 9,1 Мбит/с) на одну сторону болванки mini DVD помещается примерно 20 мин видео, как и на другие камеры DVD-формата. Носитель для записи видео — диски mini DVD-R/–RW/+RW.

Нельзя не упомянуть также DVD-камеры от Panasonic, которая первой взялась за разработку этого метода записи. DVD-видеокамеры этой компании имеют самую мощную оптическую трансфокацию — 30-кратный зум! Самая дешевая камера новой линейки компании Panasonic VDR-D150 (450 долл.) оснащена ПЗС-сенсором с разрешением около 800 тыс. пикселов (разрешение фотоснимков 640x480). Камеры Panasonic пишут видео на диски с форматами DVD-RAM/-RW/-R. Диск DVD-RAM — удобный носитель для записи видео, поскольку имеет одно существенное преимущество перед дисками DVD+/–RW — он не требует финализации перед просмотром на плеере. Однако сами плееры с возможностью просмотра DVD-RAM не так сильно распространены, как плееры для DVD+/–RW. Впрочем, эта камера может писать видео и на диски DVD-R/RW, но это менее удобно. Для DVD-RAM также характерна общая для всех DVD-камер особенность — небольшое время записи на носитель в максимальном качестве. В режиме наилучшего качества (с переменным потоком 8,8 Кбит/с) камера может записать на диск всего около 20 мин видео.

 

Panasonic VDR-D300

Panasonic VDR-D250

Panasonic VDR-D300 и VDR-D250

Однако наиболее интересна у компании Panasonic относительно недорогая трехматричная DVD-камера с оптическим стабилизатором изображения VDR-D250EE-S (650-700 долл.). Конечно, флагман Panasonic — DVD-камера VDR-D300EE — старший представитель в модельном ряду любительских DVD-видеокамер компании. Эти камеры оснащены системой с тремя ПЗС-матрицами, объективом Leica Dicomar c 10-кратной трансфокацией и системой оптической стабилизации O.I.S. (Optical Image Stabilizer), а также функцией AGS (Anti Ground Shooting), предотвращающей непреднамеренную съемку ненужных объектов — например когда вы случайно забываете выключить камеру.

Таким образом, инженеры Panasonic выбрали для своих новых видеокамер систему 3CCD, основанную на трех ПЗС-матрицах, — такую же, как в профессиональных видеокамерах. В этой системе призма расщепляет падающий на нее световой луч на три основных цвета (красный, синий, зеленый), при этом каждая из получившихся цветовых составляющих воспринимается одной из трех ПЗС-матриц. В результате видеокамеры 3CCD превосходят традиционные модели с одной ПЗС-матрицей по трем важнейшим показателям: естественности цветопередачи, детальности изображения и плавной градации оттенков.

Впрочем, сегодня недорогие трехматричные камеры отличаются от многопиксельных одноматричных не так существенно, как раньше.

Как показывают тесты, качество изображения, обеспечиваемое современными видеокамерами с двух- или трехмегапиксельными матрицами, вполне сопоставимо с тем, что получается на трехматричных камерах.

Что касается DVD-камер Hitachi, то эта компания, как правило, выпускает модели, идентичные Panasonic, различия могут заключаться только в цене и оснащении. Самыми дешевыми в этом сегменте являются камеры Samsung, которые стоят приблизительно 400-450 долл.

После резкого падения цен на DVD-видеокамеры они стали пользоваться большой популярностью, поскольку преимущества перед форматом miniDV для любительской видеосъемки очевидны. Кассетами пользоваться неудобно: запись на ПК занимает много времени, а кроме того, лента имеет меньший срок жизни, чем оптические диски, и чувствительна к магнитным полям. Конечно, HDV-камеры в ближайшее время еще будут использовать в качестве основного носителя магнитную ленту, но это уже совсем другой сегмент рынка, к тому же, вероятно, совсем скоро появятся оптические носители и для них.

Видеокамеры с жестким диском (HDD-камеры)

В прошлом году на рынок вышел новый тип видеокамер — в качестве носителя видео в них используется жесткий диск, причем поначалу такие устройства были представлены моделями только одной фирмы — JVC. Однако они быстро приобрели популярность, что подтолкнуло и другие компании к выпуску подобных моделей. Сегодня HDD-камеры представлены на рынке тремя производителями: JVC, Sony и Toshiba. Доминирует в этом сегменте по-прежнему компания JVC, которая когда-то первой выпустила видеокамеры с записью на жесткий диск и в настоящее время представила уже более десятка различных моделей линейки Everio-G. Компания Sony предлагает только одну модель в этом сегменте, но именно она лидирует сегодня по многим параметрам (причем как по качеству, так и по цене). А Toshiba оснащает свои камеры самыми объемными дисками. Так, если камеры JVC Everio-G имеют только 20- и 30-гигабайтные диски (Sony DCR-SR100E также имеет жесткий диск объемом 30 Гбайт), позволяющие записать соответственно 4,5 или 7 ч MPEG-2-видео DVD-качества со стереозвуком Dolby Digital (время записи зависит от формата и уровня качества), то у Toshiba Gigashot R60 емкость встроенного жесткого диска 60 Гбайт, то есть видео DVD-качества можно записать почти в два раза больше — 13 ч, а с понижением качества записи на этот диск умещается до 55 ч видеоматериала!

Наиболее интересными видеокамерами в этом классе являются модели Sony DCR-SR100E (цена около 900 долл.) и JVC GZ-MG505E (1100-1200 долл.) — дорогие трехматричные видеокамеры со встроенным жестким диском объемом 30 Гбайт.

 

Sony DCR-SR100E

Sony DCR-SR100E

Преимуществами JVC GZ-MG505E является компактность, чуть меньший вес (450 против 535 г у Sony DCR-SR100E), чуть большее разрешение, а также наличие гнезда для подключения внешнего микрофона и карты памяти формата SD для фоторежима. Зато видеокамера от Sony чуть лучше снимает (причем как в видео-, так и в фоторежиме), а кроме того, у нее, в отличие от конкурентки от JVC, прекрасно работает электронный стабилизатор изображения и она имеет не только ЖК-монитор, но и традиционный видоискатель, снимать с которым во многих случаях гораздо удобнее, чем смотреть только в ЖК-монитор JVC GZ-MG505E.

 

JVC GZ-MG505E

JVC GZ-MG505E

Возможно, кому-то цена этих камер покажется завышенной, однако три матрицы все-таки обеспечивают отличную цветопередачу при почти полном отсутствии шумов, а жесткие диски большого объема позволяют записывать много видеоматериала и при этом не путаться в традиционных кассетах.

Одноматричные HDD-видеокамеры компании JVC продаются в России по цене от 500 до 800 долл., но они, к сожалению, дают некоторую блеклость картинке. Семейству цифровых бытовых видеокамер JVC Everio-G несколько лет, и к настоящему моменту меняется уже второе поколение моделей. Главной особенностью камер этой серии является использование в качестве носителя миниатюрного 1,8-дюймового жесткого диска. Преимущества такого решения перед традиционными кассетными моделями очевидны: снимается полуторачасовое ограничение на длительность записи, появляется возможность быстрого доступа, редактирования и удаления любого из отснятых сюжетов прямо в камере, радикально ускоряется процесс переноса видеозаписей на персональный компьютер и, наконец, функция Easy Direct DVD позволяет создавать DVD-диски через порт USB напрямую на привод DVD-R без применения компьютера (для этой цели разработана специальная док-станция CU-VD10 Share Station).

Причем, в отличие от тех видеокамер, которые записывают видео непосредственно на DVD, здесь вы можете создать полноценный большой диск, а не использовать маленькие 8-сантиметровые болванки, позволяющие записать от 18 до 60 мин видео (при меньшей емкости они стоят столько же, сколько и большие или даже дороже).

Камеры семейства Everio-G отличаются друг от друга матрицами, объемом устанавливаемого винчестера (20 или 30 Гбайт), размером ЖК-экрана (формата 4:3 или 16:9), объективами (с трансфокаторами 10х, 15х, 25х или 32х соответственно), а также наличием вышеупомянутой функции Easy Direct DVD. Все остальные характеристики моделей практически идентичны (включая габариты и вес).

Максимальное качество видео — это разрешение картинки 720x576 (режим Ultra), поток 9,2 Мбит/с и звук Dolby Digital с потоком 384 Кбит/с и частотой дискретизации 48 кГц. С минимальным разрешением и качеством на 20-гигабайтном жестком диске уместится уже 25 ч видео, а на 30-гигабайтном — 37 ч! Правда, DVD-качеством в этом режиме придется пожертвовать, ограничившись разрешением 352x288, потоком видео 1,5 Мбит/с и звуком с потоком 128 Кбит/с. Тем не менее данный режим обеспечивает качество записи не хуже, чем у аналоговых бытовых видеокамер, которые еще совсем недавно были единственными потребительскими устройствами для видеосъемки.

Конечно, у видеокамер с записью на диск есть и свои недостатки. Прежде всего это повышенная чувствительность к ударам и падениям — в критических ситуациях жесткий диск может просто выйти из строя. Для борьбы с этим недостатком конструкторы применяют специальные амортизаторы для винчестера (технологию плавающего подвеса) с датчиком ускорения (впрочем, подобная технология сегодня хорошо отработана и применяется, например, в ноутбуках). Смысл этой технологии заключается в том, что при падении камера просто отключается, а винчестер успевает до удара запарковаться, что предотвращает касание головки о пластину диска, которое может вызвать необратимые повреждения устройства и утрату записанных данных. Конечно, это не означает, что камеру можно смело ронять, но падение, к примеру, с автомобильного кресла на пол вряд ли будет для нее смертельным.

Другим недостатком при применении винчестера в качестве носителя видео является его довольно высокое энергопотребление. Как показывает практика, полностью заряженного стандартного аккумулятора хватает примерно на 50-60 мин съемки с максимальным качеством. Иными словами, обязательной покупкой для владельца такой камеры должны стать дополнительные аккумуляторные батареи либо батареи с повышенной емкостью. А при съемке в помещении лучше найти свободную розетку, чтобы камера работала от сети.

Внешне и по управлению такие камеры похожи на современные пленочные видеокамеры, однако габариты и вес HDD-камер все же намного меньше.

Флагманом предыдущего поколения линейки Everio-G цифровых видеокамер компании JVC на базе жесткого диска была модель JVC Everio GZ-MG77E. Новые камеры построены по той же конструктивной схеме, однако в них добавлен целый ряд функций и возможностей, а также используются матрицы с повышенным разрешением. GZ-MG77E обладает 2-мегапиксельной ПЗС-матрицей, 1,8-дюймовым винчестером на 30 Гбайт и возможностью съемки в широкоформатном режиме 16:9. Модель GZ-MG67E оснащена такой же 2,18-мегапиксельной матрицей и поддерживает режим 16:9, но в ней установлен 20-гигабайтный винчестер. Младшие модели — GZ-MG27E и GZ-MG37E — снабжены жесткими дисками на 20 и 30 Гбайт соответственно, 0,8-мегапиксельной ПЗС-матрицей и не работают в широкоформатном режиме.

 

JVC Everio GZ-MG77E

JVC Everio GZ-MG77E

GZ-MG77E отличается от других моделей не только матрицей, но и объективом с «просветленными» линзами (Super Bright Lens) — теперь светосила объектива составляет 1:1,2 вместо 1:1,8. Кроме того, у новых камер повысилось удобство управления — плоская навигационная клавиша заменена на многопозиционный джойстик с центральной кнопкой.

Выбрать качество записи можно через соответствующий пункт меню. Всего предусмотрено четыре режима записи видео, самый качественный из которых, Ultra Fine (в русскоязычном меню — «сверхчеткий»), позволяет записать на встроенный 30-гигабайтный диск до 7 ч видео с переменным битрейтом 9,2 Мбит/с. В режиме Fine на винчестер поместится 10,5 ч записи, в режиме Normal — 14 ч, а в режиме Economy — целых 37,3 ч видео. Запись во всех этих режимах ведется с переменным потоком (битрейтом). Впрочем, для домашнего видео вполне приемлемого качества достаточно режима Fine. Прочие режимы стоит использовать лишь в случаях, когда необходима максимальная длительность записи, поскольку по качеству они уже напоминают аналоговые VHS-кассеты.

Как мы уже упоминали, для обновленной линейки Everio-G компания JVC разработала специальную док-станцию CU-VD10 Share Station — портативный DVD-рекордер, способный записывать диски DVD-Video непосредственно с винчестера камеры, минуя персональный компьютер. Хотя это устройство оснащено подставкой для видеокамеры, связь осуществляется по обычному USB-кабелю. Запись ведется на диски формата DVD-R/-RW на скорости до 8x. По заверению производителя, перенос одного часа видео (около 4 Гбайт) на диск занимает порядка 45 мин. Док-станция совместима со всеми камерами, цифровой индекс которых заканчивается на 7. В принципе, это устройство можно использовать и как внешний компьютерный DVD-рекордер, подключаемый к ПК по USB-интерфейсу. Правда, стоимость JVC CU-VD10 Share Station довольно высокая — более 200 долл.

Семейство камер Gigashot компании Toshiba недавно также пополнилось двумя моделями — GSC-R60 и GSC-R30. Как и остальные представители этой линейки, новинки совмещают фото- и видеосъемку и хранят информацию на встроенном 1,8-дюймовом винчестере, который защищен от внешних неблагоприятных воздействий специальным амортизатором. По сути, технические характеристики этих двух видеокамер одинаковы, а единственное серьезное различие между Gigashot R30 и R60 — это емкость жесткого диска. Gigashot R30 имеет жесткий диск емкостью в 30 Гбайт, Gigashot R60 — 60 Гбайт. Помимо того, что в Gigashot R30 и R60 для хранения данных используется жесткий диск, в них также предусмотрен слот для карт памяти стандарта SD (Secure Digital), как и в камерах компании JVC. Обе камеры имеют 2-мегапиксельные ПЗС-матрицы и 2,5-дюймовые ЖК-дисплеи. У них также есть электронный стабилизатор изображения и гравитационный сенсор для защиты камеры в случае падения.

 

Toshiba GSC-R60

Toshiba GSC-R60

Камеры могут вести видеосъемку в формате MPEG-2, одновременно записывая звук качества Dolby Digital. При этом отснятый материал может быть сохранен как на винчестере, так и на флэш-карте стандарта SD, подключающейся через соответствующий слот. Стоимость камеры Toshiba GSC-R30 700-800 долл., а GSC-R60 обойдется на 200 долл. дороже. В комплект этих камер входит док-станция с USB- и Ethernet-портами, блоком питания и аудио/видеокабелями.

Видеокамеры с флэш-памятью

И наконец, рассмотрим видеокамеры с флэш-памятью. Интересно отметить, что, в отличие от всех других категорий, они абсолютно бесшумны (если, конечно, в них не установлены миниатюрные жесткие диски типа Microdrive). А ведь шум лентопротяжного механизма современных бытовых miniDV-камер часто вызывает справедливые нарекания видеолюбителей — иногда шум настолько силен, что заглушает звуковое оформление снимаемой сцены.

По популярности здесь, пожалуй, лидирует компания Samsung со своими устройствами серии MiniKet. Она весьма основательно взялась за освоение этой ниши и уже выпустила три серии подобных устройств, которые, имея размеры, сопоставимые с пачкой сигарет, совмещают в себе функции видеокамеры с записью в формат MPEG-4, MP3-плеера, диктофона, web-камеры, файлового накопителя и цифрового фотоаппарата. Реальную конкуренцию изделиям Samsung чуть позже смогли составить только аппараты серии Everio производства компании JVC. А затем появилась уникальная в этой нише камера Panasonic SDR-S100 — она трехматричная и имеет оптический стабилизатор изображения.

Миниатюрные видеокамеры MiniKet VP-M105 и VP-M110 относятся к нижней ценовой категории (300-350 долл.) и вполне способны конкурировать с недорогими пленочными камерами. Объектив этих камер имеет 10-кратный зум, а разрешение ПЗС-матрицы — 800 тыс. пикселов (для видео вполне достаточно). Важно отметить, что формат видеозаписи у этих камер вполне телевизионный — для стандарта PAL используется разрешение 720x576 и частота 25 кадров в секунду с чересстрочной разверткой. Различаются модели только объемом внутренней памяти: модель VP-M105 оснащена 512 Мбайт, а VP-M110 — 1 Гбайт. Выпускаются эти устройства в ярких, разноцветных корпусах.

 

Samsung MiniKet

Samsung MiniKet

Для поддержки режима высококачественной видеосъемки на внешние носители для этих камер необходимо использовать более скоростную флэш-карту Memory Stick Pro (для остальных режимов подходит и обычная карта Memory Stick).

Собственно, стандарт Memory Stick Pro (MS Pro) отличается лишь скоростью записи/считывания. Карты стандарта MS Pro компания Sony специально разработала для того, чтобы дать возможность использовать аудио- и видеозаписи с качеством, не уступающим CD- и DVD-дискам. Максимальная теоретическая скорость передачи данных, поддерживаемая стандартом MS Pro, составляет 160 Мбит/с, но даже минимальная гарантированная скорость записи (15 Мбит/с) обеспечивает видеозапись DVD-качества. Кстати, наличие минимально допустимой скорости записи — это новое слово в стандартизации карт флэш-памяти.

Интересна серия видеокамер MiniKet для любителей активного образа жизни: VP-X105L и VP-X110L. Эти модели выпускаются в прорезиненном влагозащищенном корпусе и по-прежнему имеют хорошие характеристики видеоизображения (формат MPEG-4, разрешение 720x576, частота — 25 кадров в секунду). А для того, чтобы освободить руки при съемке в экстремальных ситуациях (например, при прыжке с парашютом, скоростном спуске на лыжах с горы или при езде на велосипеде), эти камеры оснащены выносным объективом.

Камера VP-X105L отличается от VP-X110L по-прежнему только объемом внутренней памяти: первая модель имеет 512 Мбайт, а вторая — 1 Гбайт. Помимо внутренней памяти запись видео максимального качества осуществляется на карточку Memory Stick Pro.

От моделей предыдущей серии новые камеры отличаются не только корпусом и модулем внешней камеры, но и некоторыми конструктивными изменениями, а также комплектацией. Камеры оснащены подставкой для зарядки, имеющей USB-разъемы для подключения к компьютеру, аналоговым видеовходом и дополнительным аккумулятором. Модуль внешней видеокамеры снабжен комплектом для присоединения ее к различным предметам, в который входят резиновый держатель, два ремня для крепления, кабель-удлинитель и полоска с липучками.

Матрица основной камеры сделана по ПЗС-технологии и имеет разрешение 800 тыс. пикселов (из которых 680 тыс. эффективных). Видеоматрица внешнего модуля изготовлена по КМОП-технологии (CMOS-матрица) и имеет более низкое разрешение — 320 тыс. пикселов. Поэтому качество видео, отснятого с использованием внешнего модуля, чуть хуже (при записи видео на внешнем модуле устанавливается разрешение 510x492).

При сохранении во внутреннюю память можно воспользоваться одним из трех режимов записи: Super Fine (22,45 мин, 6 Мбит/с), Fine (34,08 мин, 4 Мбит/с), Normal (68,16 мин, 2 Мбит/с). MP3-проигрыватель сохраняет во внутреннюю память примерно 24 ч музыкальных записей, а цифровой диктофон — 18 ч. При желании эти модели, как и все другие медиакомбайны серии MiniKet, можно использовать как переносные накопители данных с интерфейсом USB.

Еще более интересные видеокамеры с возможностью записи на флэш-карты представила компания JVC. Аппараты серии Everio используют для записи видео съемный компактный жесткий диск Microdrive, но допустимо применение также карт памяти CompactFlash и Secure Digital. Преимущества съемного диска Microdrive заключаются только в его относительно низкой стоимости при высокой скорости чтения/записи.

Камеры JVC отличаются от видеокамер Samsung тем, что для записи цифрового видео используется уже не MPEG-4, а полноценный MPEG-2 со звуком Dolby Digital в формате AC-3, как на DVD-дисках. Впрочем, этот формат не совсем обычный — он называется SD-Video и является форматом потоковой передачи данных из семейства ASF (Advanced Streaming Format), но современными программами для создания и записи DVD-дисков он поддерживается.

При сохранении видео на диск Microdrive объемом 4 Гбайт, который входит в комплект поставки камер, можно воспользоваться одним из четырех режимов записи: Ultra Fine (60 мин, 720x576/50i, 8,5 Мбит/с), Fine (90 мин, 720x576/50i, 5,5 Мбит/с), Normal (120 мин, 720x576/50i, 4,2 Мбит/с) или Econom (300 мин, 352x288/25p, 1,5 Мбит/с). Запись 720x576/50i означает, что для стандарта PAL применяется разрешение 720x576 с частотой 25 кадров в секунду с чересстрочной (Interlace) разверткой (50 полей). Запись 352x288/25p свидетельствует о том, что используется половинное разрешение по горизонтали и вертикали с построчной или прогрессивной разверткой (Progressive).

 

JVC Everio GZ-MC100 GZ-MC200

JVC Everio GZ-MC100 GZ-MC200

Запись голоса тоже может вестись в трех режимах качества с 16-битным разрешением 48 кГц PCM с потоком до 384 Кбит/с (на Microdrive объемом 4 Гбайт умещается от 5 ч 47 мин до 34 ч 43 мин).

Все типы информации (видео, аудио и фото) можно сохранять на любом носителе (микродиске или флэш-картах), однако для записи видео с качеством, отличным от экономичного (Econom или ECO), обычные карты памяти — CompactFlash или Secure Digital — емкостью менее 256 Мбайт не подойдут. Однако возможно копирование данных между любыми носителями (то есть отснятый фрагмент можно записать на Microdrive, а потом переписать на медленную флэш-карту).

Мультимедийная видеокамера JVC Everio GZ-MC100 (600 долл.) имеет вертикальную конструкцию, а JVC Everio GZ-MC200 (600-650 долл.) — горизонтальную, в остальном же они похожи. Обе обладают 2-мегапиксельной ПЗС-матрицей размером 1/3,6" (максимальное разрешение фотоснимков — 1636x1220) и комплектуются съемным жестким диском Microdrive 4 Гбайт.

Но самой интересной нам представляется мультимедийная 5-мегапиксельная видеокамера JVC Everio GZ-MC500. Она подороже (около 1 тыс. долл.), но это уже полноценная трехматричная видеокамера, которая позволяет осуществлять высококачественную запись с кодированием в формат MPEG-2 со звуковым сопровождением в формате Dolby Digital.

GZ-MC500 выполнена в стильном и довольно удобном дизайне, показывает отличную цветопередачу, имеет высокую чувствительность и низкий уровень яркостного шума при недостатке света. Единственным ее минусом можно признать невысокое качество работы электронного стабилизатора изображения.

 

JVC Everio GZ-MC500

JVC Everio GZ-MC500

А вот видеокамера Panasonic SDR-S100 как раз лишена этого недостатка, поскольку имеет оптическую стабилизацию. Компания ранее уже выпускала видеокамеру Panasonic SV-AV100, которая записывала стандартное видео в форматах MPEG-2 и MPEG-4 на карты памяти, но она была признана неудачной, снята с производства и заменена на SDR-S100. Эта очень качественная трехматричная видеокамера в некоторых отношениях является просто уникальной (например, это самая тихая видеокамера MPEG-2). К ее недостаткам можно отнести только то, что камера умеет работать лишь с файловой системой FAT16, в которой заложено жесткое ограничение на размер одного логического диска — 2 Гбайт. То есть карточки большего объема использовать бессмысленно, а размер записанного видеофрагмента в DVD-качестве (XP-режим) будет ограничен 25 мин. Впрочем, вы можете увеличить время записи на SD-карточку, пожертвовав при этом качеством итогового видео — в камере предусмотрено два других режима записи: SP (MPEG-2, 5 Мбит/с, переменный битрейт) и LP (MPEG-2, 2,5 Мбит/с, переменный битрейт), время записи на карточку 2 Гбайт в этих режимах составляет 50 мин и 1 час 40 мин соответственно, но качество получаемого видео заметно уступает режиму XP.

Кстати, кодер видеокамеры Panasonic при максимальном качестве записи обеспечивает более высокий поток (меньшую степень компрессии), нежели кодер видеокамеры JVC GZ-MC500 (10 Мбит/с с переменным битрейтом против 8,5 Мбит/с постоянного у GZ-MC500).

У камер на базе флэш-памяти много преимуществ: миниатюрный размер и вес, малый расход заряда аккумулятора и высокая надежность, но небольшой размер доступной для использования памяти пока не позволяет им занять на рынке лидирующие позиции. Устройства с жестким диском в качестве носителя данных будут более популярны до тех пор, пока цены на флэш-память не упадут до разумных пределов. Уже сейчас существуют образцы карт по 64 Гбайт, но цена на них пока составляет тысячи долларов.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2006


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует