Перспективные технологии: итоги и прогнозы
Средства повышения эффективности работы и поддержки принятия решений
Инфраструктура и средства создания бизнес-приложений
Виртуализация (Virtual Machines)
Архитектура, управляемая моделью (MDA)
Архитектура, ориентированная на сервисы (SOA)
ПО для информационной безопасности
Безопасность, управляемая моделью (Model-Driven Security)
Мониторинг и предотвращение активности приложений (Application Activity Monitoring and Prevention)
Управление доступом к сети (Network Access Control)
Управление предоставлением ИТ-услуг
Information Technology Infrastructure Library
Средства управления портфелями ИТ-услуг
Корпоративные порталы (Enterprise Portals)
Управление информационным наполнением web-сайтов
Обработка данных с учетом местоположения (Location-Aware Services)
Приложения, работающие с учетом местоположения (Location-aware applications)
IP-телевидение (IPTV) и видео по DSL-каналам
Дисплеи, проецирующие изображение на сетчатку (Virtual Retinal Display, VRD)
Дисплеи на базе бистабильных ЖК-структур (ChLCD и PABN LCD)
Многослойные оптические носители для приводов на базе красного лазера (HD VMD)
Интерфейсы «человек — компьютер»
Автоматизированный синхронный перевод
Распознавание речи для мобильных устройств
Распознавание рукописного текста
Перспективные технологии памяти
Технологии создания элементной базы
Кремниевая фотоника (Optical Silicon)
EUV-литография (EUV Lithography)
Создание новых технологий, их развитие и воплощение в коммерческих продуктах — процесс непрерывный и закономерный. Без появления новых технологий остановился бы технический прогресс, а рыночную экономику ждал бы неминуемый коллапс. Однако каждая из новых разработок имеет свои особенности и определенный потенциал. Если одни могут лишь незначительно улучшить существующие решения, то другие способны совершить настоящий переворот в той или иной отрасли ИT-индустрии. Можно ли заранее оценить перспективность той или иной технологии?
К счастью, новые технологии появляются не каждый день. Это оставляет нам шанс разобраться в них раньше, чем они устареют и сойдут со сцены. Адекватная оценка потенциала готовящихся к выходу на рынок технологий важна для всех: пользователи получают стимул приобрести продукты с принципиально новыми возможностями, производители — расширить и разнообразить линейку предлагаемых решений, а бизнесмены — сделать выгодные инвестиции и получить хорошую прибыль.
Самостоятельно разобраться во всем многообразии современных ИT-технологий довольно сложно, и здесь на помощь приходят аналитики, обобщающие поток поступающих из различных источников данных и представляющие их в доступной для понимания форме. Одним из наиболее наглядных способов систематизации данных о развитии каких-либо процессов является графическое представление. Специалисты агентства Gartner, одного из ведущих мировых центров в области анализа современных ИT-технологий, создали графическую модель для представления данных о развитии новых технологий. Она получила название Hype Cycle, которое можно перевести как «цикл ажиотажа».
Согласно концепции данной модели каждая новая технология в процессе своего развития проходит пять стадий, соответствующих определенной области графика (см. рисунок). Рассмотрим особенности каждого из этих периодов.
I. Восход надежд (On the Rise/Technology Trigger) — область концептуальных технологий, обладающих, по мнению аналитиков и разработчиков, наиболее высоким потенциалом. Их ценность, как правило, не вызывает сомнений, но они являются еще недостаточно зрелыми для привлечения больших инвестиций и внедрения в коммерческих продуктах.
II. Пик завышенных ожиданий (At the Peak/Peak of Inflated Expectations) — на этой стадии начинается массированная пропаганда преимуществ новой технологии в СМИ, привлекающая внимание общественности, а также потенциальных инвесторов и производителей. Стоит отметить, что подобные информационные кампании редко обходятся без явных спекуляций: аналитики с энтузиазмом пишут радужные отчеты о перспективах (зачастую умалчивая об уже известных недостатках и ограничениях) и прогнозируют вытеснение традиционных технологий по мере повсеместного внедрения новинки. Инвесторы, соблазненные грандиозными перспективами, начинают вкладывать средства в исследовательские работы и создание работающих прототипов; конкуренты, почуяв запах денег, предлагают собственные клоны данного решения. Как правило, основания для оптимизма в большинстве случаев действительно есть, однако их масштабы чересчур преувеличены. Инвестиции на данном этапе рискованны, так как потенциал технологии может быть сильно переоценен. В некоторых случаях широко разрекламированное решение и вовсе оказывается пустышкой, сознательно раздутой для получения крупных грантов под те или иные исследования, представляющие интерес исключительно в плане развития академической науки.
III. Котловина разочарований (Sliding Into the Trough/Trough of Disillusionment) — после относительно недолгого периода раскрутки новинка либо сходит со сцены, либо занимает свое место в существующей инфраструктуре рынка. Энтузиазм сходит на нет, незадачливые инвесторы подсчитывают убытки, аналитики пишут отчеты о причинах неудач, а в глазах конечных пользователей широко разрекламированное решение теряет свою привлекательность. На этой стадии формируется негативное отношение к технологии, которая, с одной стороны, уже утратила статус новинки, а с другой — еще не продемонстрировала инвесторам и потенциальным пользователям свои убедительные преимущества по сравнению с существующими решениями. В процессе тестирования первых прототипов выявляется ряд существенных недостатков, которые отпугивают заинтересованных производителей. Мыльный пузырь, раздутый прессой вокруг перспективной разработки, лопается. Количество публикаций и упоминаний резко идет на убыль, и у многих создается впечатление, что данная технология ушла со сцены. Однако этот этап может оказаться наиболее привлекательным для инвесторов, так как перспективы применения данной технологии постепенно проясняются, а разработчик (или обладатель прав на изобретение), в связи со спадом интереса к технологии, становится более сговорчивым.
IV. Подъем жизнестойкости (Climbing the Slope/Slope of Enlightenment) — начинается новая стадия исследований, в ходе которой разработчики устраняют выявленные ранее недостатки, а также оптимизируют технологический процесс с учетом требований серийного производства. Начинается внедрение технологии в коммерческих продуктах. По мере роста количества пользователей и примеров успешной реализации данного решения наступает признание — сначала в среде специалистов, а затем и общественности. Инвестиции на данном этапе наименее рискованны, однако именно в этот момент крупные игроки соответствующего сегмента рынка стремятся поглотить небольшую компанию, сумевшую довести перспективную разработку до стадии серийного или предсерийного производства, — иногда для того, чтобы внедрить данную технологию в собственных изделиях, а в некоторых случаях — чтобы устранить потенциального конкурента и предать оригинальное изобретение забвению. Иногда небольшие компании-разработчики на этом этапе трансформируются в акционерные общества и входят в альянсы с одним или несколькими крупными игроками соответствующего сегмента рынка.
V. Плато продуктивности (Entering the Plateau/Plateau of Productivity) — на этой стадии технология выходит на промышленный уровень и становится стабильно прибыльной, универсальной, общепризнанной и широко применяемой.
Стоит отметить, что развитие технологий по описанной модели в разные периоды времени происходит с различной скоростью. Более того, вовсе не обязательно, чтобы какая-то отдельно взятая технология последовательно проходила все пять этапов. Некоторые способны перескочить через тот или иной этап, в то время как другие периодически возвращаются на исходные позиции и начинают свой путь заново (такой цикл может повторяться несколько раз). Подобное происходило со многими технологиями — от распознавания рукописного ввода (сделав крупные инвестиции в развитие этой технологии, компании из калифорнийской Кремниевой долины потеряли в общей сложности порядка миллиарда долларов) до Интернета (вспомните массовое разорение владельцев доменов зоны «.com»). Однако сегодня решения, которые когда-то уже вызывали разочарование (о чем все уже забыли), вновь обретают популярность.
Графическое представление модели Hype Cycle
Многие считают, что в современных условиях залогом успеха является первенство выхода на рынок с какой-то новой идеей или изобретением. Но в реальности очень часто рыночная ниша для новой технологии оказывается слишком узкой, а компании-производители, ухватившиеся за «перспективную» разработку и вложившие в ее развитие свои средства, понимают это слишком поздно. В ряде случаев потенциальные клиенты и партнеры оказываются просто не готовыми к применению новых технологий.
Более того, даже если ниша достаточно велика и рынок готов к принятию новой идеи, то разработчикам необходимо отразить атаки конкурентов, работающих над воплощением похожих решений. Компании, которые не могут постоянно разрабатывать новые способы эффективного использования своих ресурсов, отбрасываются на обочину рынка, где им остается бороться только за стремительно сокращающиеся рыночные ниши.
В этом обзоре, состоящем из нескольких тематических статей, мы рассмотрим технологии, которые упоминались аналитиками в 2006 году в числе наиболее перспективных.
Средства повышения эффективности работы и поддержки принятия решений
Средства повышения эффективности работы и поддержки принятия решений объединяются в одну группу на основе общего назначения, при этом их происхождение и лежащие в их основе технологии не всегда сходны.
Аналитические платформы
Аналитические платформы (Business Intelligence Platforms) позволяют создавать приложения для аналитической обработки и интеграции данных, а также для предоставления аналитических отчетов. Данное семейство технологий существует достаточно давно (так, концепция онлайновой аналитической обработки данных известна с начала 90-х годов) и должно достигнуть плато продуктивности в течение пары лет, о чем свидетельствует появление в последние 2-3 года технологий названного семейства не только в продуктах ведущих производителей бизнес-приложений, таких как SAP и Oracle, но и в решениях, выпускаемых локальными производителями для локальных рынков, и в бизнес-приложениях для небольших компаний. С большой вероятностью следует ожидать, что некоторые из технологий данного семейства, такие как Data Mining, возможно, послужат основой для новых классов бизнес-приложений, в том числе предназначенных для небольших компаний.
Анализ текста (Text Mining)
Text Mining — это анализ неструктурированных текстовых данных (сообщений электронной почты, документов и др.) с целью их классификации, поиска закономерностей и преобразования в структурированные данные для дальнейшей обработки. В основе некоторых алгоритмов анализа неструктурированных текстовых данных лежат более известные и широко применяемые технологии Data Mining. Сегодня подобные технологии анализа претерпевают рост надежд, поскольку интерес к ним в данный момент не связан с непосредственным практическим результатом и разработкой широко востребованных решений.
Mashup
Mashup — это интеграция информации, полученной из разных источников, с помощью несложных, быстро создаваемых приложений, основанных на клиентских или серверных web-технологиях. Данное семейство технологий находится на пике завышенных ожиданий, и вскоре интерес к ним пойдет на спад, так как самые первые реализации данной идеи, скорее всего, надолго удовлетворят потребности пользователей.
Инфраструктура и средства создания бизнес-приложений
Данный раздел объединяет широкий спектр технологий в области программного обеспечения, предназначенных для построения корпоративных решений. Развитию многих из них способствовали чисто экономические факторы, такие как потребность в снижении затрат на создание и внедрение новых бизнес-приложений и их последующую эксплуатацию. Кроме того, некоторые идеи, положенные в основу одних технологий, отнесенных к данной группе, с успехом были позаимствованы другими. Нельзя, например, не заметить определенных аналогий в платформах Java 2 Platform, Enterprise Edition (J2EE) и Microsoft .NET в плане не только похожего назначения, но и нюансов технологической реализации, вплоть до некоторого сходства библиотек классов.
Виртуализация (Virtual Machines)
Виртуальные машины представляют собой технологию одновременного выполнения нескольких операционных систем на одном компьютере. Данная технология известна достаточно давно — виртуальные машины для мэйнфреймов (в том числе и для отечественных, серии ЕС ЭВМ) активно использовались еще в начале 80-х годов. Однако применение ее на платформах, отличных от мэйнфреймов, начало активно развиваться примерно 5-6 лет назад — именно тогда появились первые средства создания виртуальных машин для Windows и Linux компаний VMware и Connectix (вторая впоследствии стала частью корпорации Microsoft). Возможность оптимизировать затраты на аппаратное обеспечение в то время привлекала разработчиков ПО, специалистов по конфигурационному управлению, тестированию и внедрению приложений, поэтому пик популярности указанного направления был достигнут довольно быстро, особенно с учетом того факта, что в 2000-2001 годах начали появляться первые серверные решения для виртуализации.
Нынешний спад обусловлен тем, что далеко не все потенциальные потребители технологий виртуализации берут на себя риски, связанные с организацией гетерогенных серверных сред на основе виртуальных машин, опасаясь проблем несовместимости ПО разных производителей. Однако, по нашим прогнозам, данное направление должно достаточно быстро (в течение полутора-двух лет) выйти на плато продуктивности, в том числе вследствие появления ряда соглашений о сотрудничестве в области развития технологий виртуализации между двумя ведущими производителями серверных платформ — Microsoft и Novell, — реализация которых снизит указанные риски.
Архитектура, управляемая моделью (MDA)
Model-Driven Architecture (MDA) представляет собой предложенный консорциумом Object Management Group подход к отделению бизнес-функциональности приложений от технических особенностей их реализации. Данный подход основан на описании функциональности с помощью модели (например, UML-модели) и чтении этой модели с целью реализации описанной в ней функциональности на этапе выполнения приложения. В настоящее время наблюдается рост интереса к этой технологии — об этом говорит появление ее множественных реализаций (в течение предыдущих лет довольно широко была известна лишь реализация шведской компании Bold, впоследствии ставшей частью компании Borland). Сдерживающим фактором роста может стать отсутствие стандартов на некоторые технологические аспекты ее реализации, поэтому в ближайшие годы не стоит ожидать быстрого выхода этой технологии на плато продуктивности даже при росте интереса к ней со стороны крупнейших производителей ПО.
Архитектура, ориентированная на сервисы (SOA)
Архитектура, ориентированная на сервисы (Service-Oriented Architecture, SOA), — это архитектура распределенных приложений, основанная на применении разделяемых интерактивных модулей, доступных в масштабе предприятия (а, возможно, и за его пределами) и обрабатывающих запросы с помощью стандартных интерфейсов, которые позволяют замещать или перенаправлять запрос без повторного внедрения приложения. Импульсом к развитию данного семейства технологий послужило развитие web-служб, быстрое появление индустриальных стандартов в этой области и интерес крупных корпоративных пользователей к web-службам как к реальному способу обеспечить интеграцию между несовместимыми технологическими приложениями и платформами (хотя SOA предполагает применение отнюдь не только web-служб). Нынешний спад интереса к SOA связан с определенными сложностями, возникающими при реальном внедрении подобных интеграционных решений, а также с наметившейся тенденцией обеспечивать интеграцию иными способами, включая технологии, совместно созданные компаниями, которые конкурируют между собой на рынке корпоративных технологий.
J2EE
Java 2 Platform, Enterprise Edition (J2EE) — разработанная Sun Microsystems платформа для создания многозвенных бизнес-приложений с высокими требованиями к надежности и переносимости, которые выполняются под управлением различных операционных систем и используют в качестве инфраструктурного ПО серверы приложений, предоставляющие несколько стандартных программных интерфейсов для выполнения бизнес-объектов (таких, как сервлеты, компоненты Enterprise JavaBeans и др.). В данный момент эта технология широко применяется в корпоративных решениях ведущих производителей ПО, включая IBM, Oracle и Novell, обеспечена достаточным количеством стандартов, поддерживается сообществом разработчиков с открытым кодом. Сегодня эта технология фактически уже находится на плато продуктивности.
Microsoft .NET
Microsoft .NET представляет собой платформу для разработки бизнес-приложений масштаба предприятия и web-приложений с высокими требованиями к надежности, входящую в состав последних версий операционных систем семейства Windows. На реализацию этой платформы оказала определенное влияние платформа J2EE — создавая .NET, в Microsoft постарались избежать многих недостатков, например применения единственного языка программирования.
Рост популярности этой платформы ни у кого уже не вызывает сомнений — несмотря на доступность только для одного семейства операционных систем, указанная технология поддерживается ведущими производителями бизнес-приложений, в том числе SAP. Однако для окончательного выхода этой платформы на плато продуктивности потребуется еще 2-3 года, хотя процесс может быть ускорен за счет реализации недавних соглашений Microsoft с Novell и создания организации Interoperability Alliance, поскольку все это снизит риск появления гетерогенных решений в компаниях, уже внедривших продукты на основе J2EE.
ПО для информационной безопасности
В данном разделе рассмотрены относительно новые идеи в области программных средств обеспечения безопасности. Объединяет их в основном актуальность самой проблемы, хотя некоторые из них базируются на широко известных технологиях и идеях, таких как мониторинг сетевого трафика и обмен запросами с ПО и программными агентами.
Безопасность, управляемая моделью (Model-Driven Security)
Безопасность, управляемая моделью, основана на применении средств и языка моделирования для описания требований безопасности с последующей генерацией кода или настроек в соответствии с разработанной моделью. Эта технология пока существует главным образом на уровне идей и научных разработок, но может достаточно быстро стать «хитом» вследствие актуальности самой проблемы управления безопасностью и появления средств моделирования структур безопасности.
Мониторинг и предотвращение активности приложений (Application Activity Monitoring and Prevention)
Технологии мониторинга и предотвращения активности приложений (таких как взаимодействие с пользователем, выполнение транзакций и т.д.) предназначены для выявления и предотвращения подозрительных действий, не соответствующих политике безопасности. Основаны они на широко известных технологиях перехвата сетевого трафика, которые применяются совместно с методами анализа, используемыми в ряде аналитических платформ (см. соответствующий раздел). Ожидается бурный рост интереса к подобным технологиям — в первую очередь за счет наличия рыночного спроса на них.
Управление доступом к сети (Network Access Control)
Процесс управления доступом к сети предназначен для проверки состояния безопасности подключаемого к сети устройства и мониторинга уже подключенных устройств, а также для генерации политик безопасности по отношению к устройствам на основе их состояния. Технология находится на этапе восхода надежд — уже появились первые промышленные ее реализации, такие как Cisco NAC, и в силу интереса к ней корпоративных заказчиков она может достичь пика завышенных ожиданий достаточно быстро.
Управление предоставлением ИТ-услуг
Такая область, как управление предоставлением ИТ-услуг, включает и методологии подобного управления, и программное обеспечение для его поддержки. Скажем, ITIL и CobiT представляют собой, по существу, не что иное, как наборы рекомендаций, планов действий и организационных мер. Однако актуальность их достаточно высока за счет неплохих эффектов от внедрения и применения во многих компаниях.
CobiT
Control Objectives for Information and Related Technology (CobiT) — это набор процессов для формирования целей ИТ и аудита ИТ-услуг с целью проверки их соответствия требованиям компании. Данная технология позволяет сформировать критерии оценки эффективности оказания ИТ-услуг и деятельности ИТ-подразделений и внешних компаний, оказывающих ИТ-услуги, касающиеся достижения целей основного бизнеса компании.
Information Technology Infrastructure Library
Information Technology Infrastructure Library (ITIL) — библиотека передового опыта оказания ИТ-услуг, содержащая подробное описание наиболее важных процессов и видов деятельности в работе ИТ-подразделения, а также полный перечень сфер ответственности, задач, процедур, описаний процессов и списков действий, которые могут быть адаптированы для любой организации. Рекомендации ITIL применяются во многих крупных компаниях, поскольку позволяют упорядочить и формализовать взаимодействие между поставщиками и потребителями ИТ-услуг. Впрочем, пик интереса к ITIL уже прошел, и данное направление движется к впадине разочарований. Причиной тому является то, что рекомендации ITIL уже учтены во многих продуктах для управления ИТ-инфраструктурой (HP OpenView, IBM Tivoli и других), и именно к реализациям идей ITIL и конкретным проектам внедрения подобного ПО интерес заказчиков оказывается намного выше, нежели к самой библиотеке ITIL.
Средства управления портфелями ИТ-услуг
Средства управления портфелями ИТ-услуг (IT Service Portfolio Management Tools) предназначены для каталогизации стандартизованных ИТ-услуг и поддерживающих их архитектур, контрактов с поставщиками ИТ-услуг, автоматизации потоков работ, связанных с их предоставлением. Кроме того, они могут включать функциональность средств управления информационными активами и средств категории Service Desk. Рост интереса к подобным средствам обусловлен тем, что в условиях роста популярности аутсорсинга ИТ-услуг данная категория ПО, будучи еще одной реализацией идей ITIL, позволит обеспечить поддержку процессов ITIL, не требуя внедрения избыточных и дорогостоящих решений по управлению всей инфраструктурой, что может оказаться интересным широкому кругу компаний, не работающих в ИТ-сфере и не имеющих собственной развитой ИТ-инфраструктуры, но потребляющих ИТ-услуги у других организаций.
Управление приложениями
Управление приложениями (Application Management) — это управление производительностью, доступностью, конфигурациями приложений, основанных на различных технологиях и платформах. Рост интереса к данному виду ПО обусловлен усложнением ИТ-инфраструктуры многих компаний и возросшими требованиями к его поддержке, своевременному обновлению, безопасности, совместимости различных компонентов. На данный момент имеется достаточное количество решений подобного класса от HP, IBM, Microsoft, BMC и других компаний, и пик интереса к ним уже не за горами.
Web-технологии
Web-технологии — одно из самых быстро развивающихся семейств технологий с активно расширяющейся сферой применения. Из наиболее интересных в плане оказания влияния на всю индустрию технологий корпоративного ПО следует отметить ряд идей под общим названием AJAX, относящихся к области создания web-приложений, а также продукты для разработки корпоративных web-решений путем внедрения готовых приложений, предназначенных для корпоративных и интернет-порталов.
AJAX
AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) — идея создания web-приложений, которая заключается в том, что web-страница не перезагружается полностью в ответ на каждое действие пользователя, а вместо этого с web-сервера догружаются только нужные пользователю данные. Эта идея реализуется путем генерации на сервере динамического HTML и соответствующего кода на скриптовых языках для выполнения в клиентском приложении с помощью большинства доступных сегодня серверных технологий (PHP, ASP .NET 2.0, Ruby on Rails и др.).
Корпоративные порталы (Enterprise Portals)
Портал — это набор инфраструктурных web-приложений для персонализированного доступа к информационным активам предприятия (данным, документам, бизнес-приложениям). Это направление находится в стадии подъема жизнестойкости — будучи популярным на рынке корпоративного ПО уже несколько лет, оно неуклонно движется к плато продуктивности за счет того, что корпоративные порталы сегодня внедряют даже небольшие компании, а на рынке ПО появилось достаточно разнообразных решений для быстрого развертывания подобных решений и поставщиков соответствующих услуг.
Управление информационным наполнением web-сайтов
Управление информационным наполнением web-сайтов (Web Content Management) осуществляется с помощью специализированных средств управления. В большинстве случаев средства управления информационным наполнением web-сайтов и web-порталов позволяют осуществлять централизованное управление хранимыми данными (чаще всего — фрагментами документов) и их изменением, отделение содержания от представления (то есть от дизайна сайта), автоматизацию управления жизненным циклом данных и связанных с ними потоками работ, применение их разными пользователями для решения различных задач.
Корпоративный RSS
Really Simple Syndication (RSS) — формат данных, позволяющий web-приложениям предоставлять свое информационное наполнение в стандартизованном виде для применения в других приложениях. RSS широко используется в личных целях, например для сбора данных из блогов, однако распространенность этой технологии на предприятиях пока еще не достигла не только плато продуктивности, но даже и пика завышенных ожиданий. Впрочем, последнее произойдет довольно скоро благодаря корпоративным пользователям, уже убедившимся в эффективности RSS на личном опыте.
Корпоративные блоги
Корпоративные web-логи (блоги) — это относительно новое направление развития блогосферы, предполагающее использование технологии ведения личных онлайн-журналов (блогов) в корпоративных интересах. Например, удаленные друг от друга сотрудники одной компании (индивидуально или в группе) могут вести блог, который заменит им доску объявлений, вывешиваемую обычно в офисе на видном месте, чтобы каждый мог ознакомиться с помещенными на ней объявлениями, напоминаниями или поздравлениями.
Впрочем, корпоративные блоги могут служить и коммерческим интересам компании, если, например, будут использоваться как механизм для обкатки бизнес-решений или маркетинговых ходов в неформальной форме, причем в процессе непосредственного общения с рынком, то есть с партнерами или покупателями. Такая форма ведения дел, обеспечивая свободный обмен информацией, не только повышает интерес к поднимаемой проблеме, но и открывает простой и широкий доступ к ее всестороннему обсуждению без каких-либо серьезных затрат.
Однако ведение любых блогов, которые должны вызывать интерес у посторонних людей, — это довольно сложное и ответственное дело. Во-первых, необходимо изучить стиль поведения в блогосфере, а во-вторых — постоянно поддерживать блог в актуальном состоянии. Поэтому немногие компании ведут подобные дневники в открытом для чтения виде (и еще меньше тех, кто разрешает делать в них какие-либо замечания посторонним).
Например, российским пользователям может быть интересен русскоязычный корпоративный блог компании «Яндекс» (http://company.yandex.ru/blog/), где можно неформально пообщаться с сотрудниками компании. Конечно, если дело касается работы каких-то служб, то лучше пользоваться не блогом, а прямой связью с соответствующим сервисом «Яндекса», тем более что блог открыт только для чтения (замечания можно присылать по почте, заполнив соответствующую форму).
Программное обеспечение для ведения корпоративных блогов выпускают компании bubbler.net, B2Evolution, GeekLog, iUpload, nucleus CMS, Pmachine, SixApart, Telligent, TextPattern, Traction Software, Wordpress и др.
Web 2.0
Технология Web 2.0 находится на пике завышенных ожиданий. Действительно, о ней много говорят и пишут, однако границы трактовки термина несколько размыты.
Появление его связывают со статьей «Что такое Web 2.0» (“What Is Web 2.0”) Тима О’Рейлли (сентябрь 2005 года), в которой появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, было связано с основной тенденцией развития интернет-сообщества — это явление и получило название Web 2.0.
Данный термин использовался и ранее — например в 1995 году компания Silicon Graphics обозначила как Second Web «следующую ступень развития web, который станет экспериментальным, интерактивным и трехмерным и привлечет аудиторию во много раз большую, чем сегодняшний web».
В современном понимании термина на первое место выносится его социальная составляющая, позволяющая генерировать и распространять web-контент на базе открытого децентрализованного взаимодействия в Сети, основанного на правах совместного использования контента. Примером подобного сервиса может служить энциклопедия Википедия, в которой каждый может поправить энциклопедическую статью, если имеет о предмете более достоверные или свежие данные. Очевидно, что подобные сервисы работают тем лучше, чем больше пользователей принимает участие в проекте. Социальный феномен лежит в основе целого ряда проектов, которые относят к классу Web 2.0, таких как службы социальных закладок, коллективные новости и т.п.
Несмотря на то что не существует четкого перечня признаков, по которым сайт можно отнести к классу Web 2.0, в большинстве публикаций понятие Web 2.0 связывают со следующими особенностями:
- web как платформа;
- программное обеспечение как сервис;
- радикальная децентрализация;
- данные как движущая сила развития;
- масштабируемость в широких пределах;
- право пользователей на ремикс;
- работа по принципу самообслуживания;
- сетевой эффект, основанный на архитектуре участия;
- доверие к участникам сообщества;
- инновация за счет коллективного разума независимых участников;
- ПО для большого спектра устройств;
- более структурированный контент, использующий «глубокие» ссылки (Deep links).
Наряду с вышеперечисленными параметрами, которые преподносятся как достоинства, следует отметить недостатки:
- необходимость постоянного соединения с Сетью;
- зависимость от компетентности и порядочности большого числа участников сервиса;
- завязанность на решениях сторонних компаний;
- уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах.
В ряде источников под термином Web 2.0 понимают также некоторый общий стиль оформления сайтов Web 2.0, предполагающий использование закругленных углов градиентных заливок, решетчатых фонов, больших шрифтов, стикеров и эффекта мокрого пола. При этом очевидно, что дизайн является вторичным (не определяющим) признаком принадлежности сайта к классу ресурсов Web 2.0.
Фолксономия
Фолксономия на графической модели Hype Cycle находится рядом с Web 2.0, и это не случайно: она является одной из технологий, формирующих концепцию Web 2.0.
Слово «фолксономия» (от англ. folk — народный + taxonomy — таксономия) в некоторых источниках переводится как «народная классификация» и означает практику совместной категоризации посредством выбора ключевых слов, спонтанное сотрудничество группы людей с целью организации информации в категории.
Данный термин используется как омоним таксономии — фасетной классификации. Фолксономия имеет место в неиерархических сообществах, таких как общедоступные web-сайты. Поскольку организаторы информации обычно являются ее же основными пользователями, фолксономия дает результаты, более точно отражающие совокупную концептуальную модель информации группы.
Примером фолксономической организации контента можно считать «облако тэгов» — представленные в произвольном порядке ключевые слова, размер шрифта которых тем больше, чем чаще они встречаются. Народная классификация производится участниками социального сервиса, при этом заранее неизвестно, какой тэг или какое название статьи выживет, привлечет наибольшее внимание и станет общепринятым.
В качестве ресурсов, где используются облака тэгов, можно назвать социальную службу закладок del.icio.us и фотоблог Flickr.
Анализ социальных сетей
Анализ социальных сетей (Social network analysis, SNA) — направление современной компьютерной социологии, которое занимается описанием и анализом возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей (сетей). Поведение личности объясняется как производное от социальных сетей, элементами которых она выступает. Метод SNA получил широкое распространение при изучении процессов коммуникации в различных социальных группах, в развитии научных школ, социологии межличностных отношений, политических и международных процессов и т.д.
Сеть социальных взаимодействий — это сеть, состоящая из так называемых социальных акторов и наборов взаимосвязей между ними. Метод исследования является довольно универсальным. В качестве социальных акторов могут выступать не только индивиды, но и социальные группы, организации, города, страны. Под связями понимаются не только коммуникационные взаимодействия между акторами, но и обмен различными ресурсами, совместная деятельность, включая конфликты. Главная роль при использовании метода SNA отводится описанию характеристик, выражающих плотность, интенсивность и пространственную координацию социальных связей, что дает возможность выделять структурные единицы исследования («узлы», «блоки», «клики», «кусты») в системе социальных отношений.
Полученная сеть взаимодействий может быть проанализирована различными методами теории графов, теории информации, математической статистики. В отличие от классических методов анализа, которые позволяют изучить индивидуальные свойства объектов, основные цели анализа сетей — это исследование взаимодействия между социальными объектами (акторами) и выявление условий их возникновения.
Отдельным направлением исследования является визуализация — графическое отображение социальной сети. Она имеет важное значение, поскольку отображение сети позволяет сделать важные выводы о характере взаимодействия акторов, даже не прибегая к другим Web 2.0-методам анализа графа.
Прикладные телекоммуникации
Телеприсутствие
Термин «телеприсутствие» (telepresence) был введен для обозначения технологий, направленных на удаленное управление роботами или другими мобильными механизмами, обратная связь с которыми осуществляется при помощи видеокамеры, показывающей местоположение данного устройства. Технология также может включать передачу телеметрии и двустороннюю связь с отдаленным объектом.
Применение разработок в области телеприсутствия в настоящее время ограничивается научными исследованиями (в космосе или в каких-то враждебных окружающих средах). Коммерческое их применение возможно прежде всего в медицине (например, для проведения микрохирургических операций или операций, во время которых врач удален от пациента). Среди других способов их применения — удаленное обслуживание механизмов, обеспечение безопасности для саперов, служащих антитеррористических подразделений, пожарных. До широкого использования этих технологий пока очень далеко. На Западе разработкой технологий телеприсутствия серьезно занимаются компании ActivMedia Robotics и InTouch Health.
Обработка данных с учетом местоположения (Location-Aware Services)
Обычно новые идеи появляются в рамках глобальной концепции, а затем реализуются в отдельные технологии. Здесь наблюдается обратная ситуация: сначала появились и завоевали популярность специализированные приложения, использующие определение местоположения объекта, а затем возникла идея внедрить возможность определения координат во все устройства, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. По сути, предлагается реализовать в мобильных телефонах, ноутбуках, карманных ПК и других мобильных устройствах функцию определения того, где они находятся и какие объекты и места располагаются поблизости, а также «научить» мобильные устройства устанавливать связь с другими подобными устройствами и серверами посредством новых стандартных протоколов. Таким образом, местоположение (location) станет новым типом данных и в различных локальных приложениях, и в интернет-сервисах.
Параллельно с разработкой новых протоколов и устройств, способных определять свое местоположение, разработчики будут заниматься развитием и совершенствованием способов практического использования этой информации. Ведь в настоящее время все соответствующие системы первого поколения являются лишь разновидностями поисковых систем, решающих задачи только одного вида: найти объект, человека или услугу. Даже навигационные системы в автомобилях фактически относятся к этому же классу. Поэтому необходимо не только создать широкий ассортимент устройств, определяющих свое местоположение, но и разработать различные сервисы с более высокой функциональностью, чем у современных поисковых систем, которые позволили бы использовать информацию о местоположении объектов.
Сегодня большинство потребителей ожидает появления в устройствах с возможностью определения местоположения следующих функций:
- автоматической реконфигурации в зависимости от окружения (например, дома печать производится на домашнем принтере, а в офисе — на офисном);
- повышения уровня безопасности (разрешение доступа только из заданных физических точек);
- содействия в поиске самого устройства, когда оно утеряно или украдено;
- ведения ежедневника, который мгновенно рассчитывает и отображает занятое и свободное время, автоматически учитывая время на дорогу до пункта назначения, и рекомендует самый быстрый маршрут (с учетом текущей информации о ситуации на дорогах).
Однако все эти функции находятся на начальной стадии своего развития. Необходимо также отметить, что назначение ноутбуков, мобильных телефонов и карманных компьютеров различное. Поэтому хотя и возможно дублирование функций и совпадение областей применения, но каждая категория мобильных устройств имеет свое направление использования информации о местоположении — ни один класс устройств не предназначен для выполнения всех задач и не решает их все в полном объеме.
Одним из ведущих разработчиков в этой области является подразделение Software Research and Technology Labs корпорации Intel.
Видеоконференц-связь
Системы видеоконференц-связи продолжают совершенствоваться, дешеветь и получают все более широкое распространение. В связи с активным использованием широкополосного Интернета значительно улучшилось качество видео, средства управления стали проще и удобней. Впрочем, несмотря на то, что традиционный рынок таких систем уже достаточно развит и они уже получили широкое распространение, применяемые технологии могут претерпеть серьезные изменения.
Согласно многочисленным исследованиям, при телефонном разговоре можно передать только 10-20% транслируемой информации. Использование телефонной связи в совокупности с факсимильной позволяет увеличить объем передаваемой информации примерно до 25%. Если же есть возможность в процессе разговора следить за жестикуляцией и мимикой собеседника, то КПД передачи информации возрастает уже до 60%. При непосредственном общении человек может усвоить около 80% информации, но для этого требуется его личное участие в разговоре, то есть он должен приехать на встречу, что не всегда возможно.
Из лидеров в этой области можно отметить такие компании, как Emblaze-VCON, Polycom, Sony, Tandberg и VTEL.
Приложения, работающие с учетом местоположения (Location-aware applications)
Решения, учитывающие данные о местоположении, — это мобильные приложения, которые позволяют использовать географические координаты нахождения оборудования, сотрудника или какого-то объекта для того, чтобы предоставлять дополнительные сервисы (например, отслеживать перемещение курьеров, автоматизировать транспортировку и доставку грузов, выстраивать логистику на основе реальных данных о движении товаров, заботиться о безопасности сотрудников и грузов и т.д.).
Обычно такие системы строятся на базе спутниковых GPS-навигаторов или сотовых сетей мобильных операторов на основании привязки к базовым станциям. Вначале данные системы были преимущественно узкоспециализированными, поэтому проектировались и настраивались строго на конкретную область применения, объект или заказчика. Однако рост числа организаций, использующих мобильные приложения с подобными технологиями, и дальнейшее успешное внедрение таких разработок привели к тому, что области и методы их применения в последнее время значительно расширились, эффективность их повысилась и появился целый ряд удобных универсальных решений, все меньше нуждающихся в настройке под конкретную область использования или под заказчика.
IP-телефония (VoIP)
IP-телефония, или VoIP (Voice over Internet Protocol), существует уже не первый год, постепенно завоевывая рынок массовых потребительских услуг и вытесняя технологии традиционной телефонной связи. Некоторые ограничения в данной области могут быть значительно ослаблены или даже сняты благодаря применению пиринговых технологий. Ярким примером этого является сервис Skype, который, как и другие пиринговые системы обмена файлами, базируется на одноранговой сети пользователей, выполняющих роль добровольных маршрутизаторов сообщений. В отличие от централизованных сервисов, предлагаемых, например, Net2Phone, Skype не требует для своей нормальной работы мощной базовой инфраструктуры, вызывающей проблемы с пропускной способностью.
Помимо Skype, можно отметить подобные сервисы от Popular Telephony, Voipcheap и Internetcalls, а также популярный у российских пользователей Sipnet (http://www.sipnet.ru/). Но несмотря на то, что все эти сервисы являются IP-телефонией, их техническая реализация различается, а кроме того, у каждого из них есть свои преимущества, позволяющие выбрать то или иное решение для конкретной задачи.
Широкополосный Интернет
Сегодня Россия занимает по темпам роста широкополосных подключений третье место в Европе и восьмое — в мире. Причем в настоящее время в Москве, где производится особенно много широкополосных подключений, число подключений по dial-up упало в 2-3 раза, а к широкополосному доступу относится около 90% всех подключений к Интернету. Второй перспективный региональный российский рынок широкополосного доступа — подмосковный, на его долю сегодня приходится около 15% от общего объема домашней «широкой полосы». Чуть больше 5% дает Санкт-Петербург, а остальные подключения рассеяны по просторам России.
Однако количество подключений по dial-up в регионах продолжает расти. Впрочем, это продлится недолго, поскольку процесс перехода на широкий доступ уже начался, потому что пользователей не устраивает качество связи по коммутируемым телефонным линиям. Ближайшее будущее российского Интернета, как и во многих других странах, будет определяться именно этими технологиями, хотя многие эксперты не верят в будущее «проводного» Интернета и считают, что беспроводная технология Wi-Max постепенно вытеснит с рынка «проводной» Интернет в любом виде.
Цифровые медиатехнологии
Веб-телевидение
Термин веб-телевидение не относится к современным технологиям телетрансляции по IP-сетям (которые называются Internet Protocol TV, или IPTV), также не следует путать его с «вещанием по требованию» (Video on Demand). Веб-телевидение — это новое направление, которое предполагает независимую от других способов вещания технологию распространения «живого эфира» — актуальные загружаемые по Сети телевизионные трансляции в реальном времени. Возможно, веб-телевидение будет строиться на основе всемирной сети добровольных операторов-энтузиастов, которые выйдут в Интернет с веб-камерами на своих ПК, так же как сегодня создаются общественные средства массовой информации в блогосфере.
Захват и отображение видео на компьютерах сегодня выполняется повсеместно — недавно был даже введен новый термин Consumer-Generated Media (CGM), а от отображения актуального видео в широком доступе в Интернете до формирования общественных средств массовой информации — всего один шаг.
Конечно, крупные медиакомпании должны будут предложить способы использования этого явления. Подобные идеи появились совсем недавно, в конце 2005 года, и пока непонятно, найдет ли эта технология коммерческое применение и будет ли развиваться дальше как самостоятельная аудиовизуальная область СМИ, которая составит конкуренцию поставщикам услуг телевещания, или же уйдет в блогосферу и будет существовать там на правах общественного телевидения.
IP-телевидение (IPTV) и видео по DSL-каналам
Телетрансляции по IP-сетям (IPTV) в последнее время стали популярной услугой даже в российском Интернете, и сегодня каждый уважающий себя широкополосный провайдер предоставляет этот сервис. Однако коммерческая привлекательность такого рода услуг до сих пор вызывает большие сомнения: слишком уж велика конкуренция, причем не столько между провайдерами интернет-доступа, сколько с другими поставщиками услуг телевещания. Таким образом, развитие IPTV пока нельзя назвать ни безоблачным, ни заведомо предсказуемым. Тем более что развитие IPTV сдерживает немало препятствий, начиная от недостатков самой услуги (вроде пауз при переключении каналов) и заканчивая стремлением Microsoft превратить персональный компьютер в своеобразную приставку для потокового видео и телевидения (set-top box). Кроме того, возрастает роль видеоконтента, который можно приобрести через Интернет и закачать на компьютер, а между тем существует немало других сервисов (типа популярного сегодня YouTube или его аналогов) и файлообменников, которые позволяют получать видеосюжеты бесплатно.
Однако, согласно мнению некоторых аналитиков, отдельные телекоммуникационные компании в мире все же преуспеют с IP-телевидением хотя бы потому, что сумеют предложить более надежное и высококачественное обслуживание, чем то, что сегодня доступно бесплатно из Глобальной сети. К тому же операторы всегда смогут найти в своей сети резервы пропускной способности для IPTV, в отличие от бесплатного обмена видеофайлами. Правда, возникает подозрение, что такие возможности будут изысканы за счет «чужого» трафика. Именно эти препятствия стали главными причинами выдвижения требований о принятии определенных инструкций в отношении «нейтральности сетей». Однако законодатели по обе стороны Атлантики не спешат принимать подобные законы, ограничивающие вещателей IPTV (кстати, в России для предоставления услуги IPTV операторам Интернета приходится получать лицензию на услуги связи для целей кабельного вещания в Федеральной службе по надзору в сфере связи — Россвязьнадзоре).
Тем не менее в 2006 году число IPTV-подписчиков в Европе достигло 3,3 млн человек, тогда как в 2005-м их было меньше миллиона). В исследовании Gartner Group предполагается, что к концу 2007 года количество европейцев, использующих IPTV, удвоится, а к 2010-му достигнет 17 млн человек.
Результаты распространения IPTV в Северной Америке также впечатляют: число пользователей IPTV к 2010 году должно составить 12 млн человек, или 9% всех североамериканских домашних хозяйств. Доход вещателей IPTV к концу этого периода составит 7 млрд долл.
В отличие от американских операторов, планирующих получать за пакет услуг «телефония — телевидение — Интернет» (triple play) по 100 и более долларов в месяц, большинство европейских телекоммуникационных компаний будут брать за аналогичные услуги от 30 до 50 евро (38-63 долл.). Аналитики считают, что европейские телефонные компании планируют сделать IPTV своего рода приманкой, позволяющей привлечь часть клиентов кабельных операторов, тем более что многие подписчики недовольны кабельным обслуживанием, а 10-15% готовы отказаться от услуг кабельщиков в любой момент.
Медиацентры на базе ПК
Функциональность современных компьютеров значительно расширилась, и де-факто ПК превращается в универсальное мультимедийное устройство. К такому выводу, например, пришло американское агентство Harris Interactive, опросившее пользователей на предмет того, какие функции компьютера они чаще всего используют.
Исследование, проведенное среди совершеннолетних американцев, показало, что 96% пользователей обмениваются электронными письмами, 83% — воюют с вирусами, а 75% — делают покупки в интернет-магазинах. Это неудивительно — сюрпризом стало то, что многие американцы используют компьютер как центр развлечений: 56% обрабатывают цифровые фотографии и слушают музыку, 54% обмениваются картинками с другими пользователями Интернета, 45% — играют в онлайн-игры, 40% — создают свои музыкальные сборники и записывают их на CD, 27% — скачивают музыку и кинофильмы, 22% — смотрят кино, 19% — монтируют видеофильмы, а 10% — смотрят телепередачи.
Российские поставщики тоже отмечают рост интереса пользователей к мультимедийным функциям ПК, в связи с чем предлагают компьютеры особого класса — так называемые медиацентры, которые приобретают все большую популярность. Однако эти решения пока немногочисленны и предназначены для тех немногих пользователей, которым нужен компьютер для создания домашнего медиацентра.
Подобный компьютер, помимо хорошей оснащенности и обязательной установки ОС Microsoft Windows XP Media Center Edition, должен комплектоваться беспроводными пультом управления и специальной мультимедийной клавиатурой. Кроме того, такой компьютер должен быть оснащен широким набором коммуникационных портов, TV-тюнером, а также мультиформатным картридером.
Мультимедиацентры выпускаются в небольших кубических корпусах или в корпусах горизонтального исполнения, что позволяет пользователю вписать такой ПК в комплекс домашних видео- и аудиоустройств.
Видеотрансляция с ПК
Подключение недорогой веб-камеры по USB- или по беспроводному интерфейсу превращает ПК в видеотелефон, систему слежения/мониторинга или пункт видеоконференц-связи. Появление эффективного протокола для кодирования видео H.264 и новых беспроводных видеокамер делает такую систему максимально простой, дешевой и гибкой, благодаря распространению широкополосных сетей интернет-доступа она не только общедоступна, но и интернациональна (в мире уже зафиксировано несколько случаев обращения в полицию из другой страны, когда правонарушение было зафиксировано подобной веб-камерой). Однако высокая стоимость трафика при передаче видео пока сдерживает распространение таких систем.
Интерактивное вещание
Интерактивное телевидение (более корректно называть его вещанием по требованию — Video on Demand, или VoD, чтобы отличать от веб-телевидения) развивается уже более десятилетия.
С технологической точки зрения для VoD никаких модификаций сети оператора интернет-доступа не требуется. Односторонняя передача информации «от одного к одному» (unicast) является обычной для публичного Интернета и требует дополнительного вмешательства со стороны оператора лишь при дефиците полосы пропускания до клиента, который отмечается все реже. Более сложной является односторонняя передача информации «от одного ко многим» (так называемый multicast), к которой плохо приспособлены современные IP-технологии и сети. Значительно более эффективно она осуществляется с помощью тех или иных эфирных либо кабельных технологий (например, в DOCSIS, различных DVB и спутниковых каналах вещания). При этом даже в случае необходимости обратной связи с пользователями (обеспечивающей интерактивность) подобный канал может быть построен любым способом, в том числе и по Интернету. При большом спросе на подобные услуги традиционные вещатели быстро наладят смешанные технологии получения multicast-сигнала и построения обратного канала связи с получателем видеоконтента. Но пока ни вещатели, ни производители видеоконтента не отмечают такой необходимости и сильно сомневаются в том, что она вообще появится. Так что, несмотря на отсутствие особых проблем с цифровым распространением видеоинформации по требованию через Интернет, прочных позиций на рынке технология VoD пока не завоевала и не понятно, когда это произойдет.
Возможно, выход в скором времени ОС Windows Vista приведет к более широкому использованию контента по требованию, в результате чего просмотр высококачественного видео на компьютере станет обыденным явлением. Однако при этом могут возникнуть трения между пользователями и поставщиками видеоинформации, поскольку богатые возможности по демонстрации видео в Windows Vista предоставляются наряду с жесткими, ограничительными мерами в области защиты авторских прав, которые для пользователей пока непривычны. Например, неизвестно, как они воспримут необходимость покупки временных лицензий на просмотр видеофильмов — по крайней мере, все предыдущие попытки ограничения сроков лицензирования в этой области не увенчались успехом.
Потоковое видео
Тенденция перевода вещания на безленточную технологию и резкое увеличение пропускной способности компьютерных сетей привели к тому, что не только маленькие региональные компании, но и крупные вещательные корпорации стараются найти такие технические решения, которые позволили бы им решать вопросы автоматизированного телевизионного вещания, обходясь без промежуточной перезаписи готового материала на магнитный носитель. Сегодня такие решения позволяют добиться приемлемого результата на любом уровне качества.
Темпы обновления ПО для потокового вещания снижаются, и это хорошо, потому что при более длительном цикле смены версий пользователи получают более стабильную платформу для трансляции видео в Интернете и не должны постоянно переделывать и перекодировать исходные видеоматериалы для показа по Сети.
Различные потоковые технологии имеют целый ряд общих черт, благодаря которым создание и воспроизведение видео возможны на любых компьютерных платформах под управлением всех современных операционных систем. Все программы поддерживают и файловую, и потоковую доставку, а также в той или иной форме обеспечивают автоматическое обновление версий, так что можно вводить новые формы и типы носителей, не загружая новые компоненты для их просмотра. Все решения можно воспроизводить с помощью программы-проигрывателя или прямо на web-странице. Все они имеют API, с помощью которых программы сторонних фирм могут создавать и воспроизводить потоковые материалы из своих программ, с web-сайтов или с предназначенных для такой передачи видеосерверов.
Цифровое телевидение
Цифровое телевидение высокой четкости (HDTV) является важным шагом в развитии традиционных вещательных технологий. Однако при воспроизведении на старом аналоговом оборудовании его достоинства не раскрываются в полной мере. Поэтому широкое распространение новых технологий в этой области тормозится естественным в таких случаях ожиданием обновления парка телевизионных приемников, имеющихся в распоряжении пользователей.
Однако с каждым годом появляется все больше новых, нетрадиционных устройств, готовых к отображению HDTV.
Наконец, вещатели вынуждены активизировать переход к HDTV, чтобы конкурировать со спутниковым телевидением (пропускная способность которого ограниченна), а также набирающим обороты IPTV, ведь формат высокой четкости пока непосилен для интернет-сетей.