Быстрее Индии и Китая

Прогноз Бориса Нуралиева, директора компании «1С»

Рынок информационных технологий и автоматизации бизнеса растет в соответствии с ростом бизнеса и экономики в целом. По данным Росстата, в 2005 году рост российской экономики составил 7%, а объем российского рынка ИТ вырос более чем на 24% — таковы и официальные данные Мининформсвязи, и оценки независимых аналитиков IDC. Столь стремительных темпов роста нет даже в интенсивно развивающихся Индии и Китае, которые нам нередко и обоснованно ставят в пример, а тем более в Европе и США. Ведущие компании отрасли показывают еще более динамичный рост — например продажи «1С» в последнее время росли примерно на 40% в год, а в этом году ожидается рост в 48%. Подъем идет по всем направлениям — и по выпускаемому нами экономическому и домашнему софту, и по дистрибьюции программного обеспечения.

Одним из ключевых факторов, влияющих на состояние рынка ПО в целом, является пиратство. В последние годы важность защиты авторских прав декларируется на высшем государственном уровне, борьба правоохранительных органов с различными формами пиратства становится все более системной. Очень важно, чтобы сформировалось цивилизованное сообщество поставщиков легального софта, была создана система борьбы с пиратством по всей России и в регионах — «Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов» (НП ППП). В результате ситуация постепенно улучшается — в стране повышается уровень легализации используемого ПО, что, конечно же, позитивно сказывается на рынке. Успешность борьбы с пиратством во многом определяется позицией региональных властей, поэтому по регионам наблюдаются разнонаправленные тенденции: где-то пиратов прижимают всерьез, где-то, наоборот, случаются всплески контрафакта. Но сейчас в стране нет ни одного региона, где бы продажи вообще не росли. Раньше в софтверной сфере сильно отставал так называемый «красный пояс» — области, граничащие с Москвой. Там типичной была ситуация, когда легально покупалась одна коробка софта на город, а потом тиражировалась. Теперь и в этих регионах заметны изменения к лучшему.

Рынок систем автоматизации предприятий находится в хорошем состоянии. Революционных событий за последние несколько лет на нем не происходило, однако эволюционное развитие было достаточно быстрым. При этом усилились такие тенденции последних лет, как:

  • понимание клиентами необходимости использования современных технологий и реальной ценности систем автоматизации для повышения эффективности предприятий;
  • увеличение доли платформенных систем, позволяющих сочетать эффективность готовых решений с возможностью учета особенностей бизнес-процессов конкретных предприятий;
  • опережающий рост сектора производственных предприятий, средних предприятий и отраслевых решений.

Можно ожидать, что эти тенденции будут сохраняться и в будущем.

Особенно бурно растет рынок средств автоматизации средних предприятий, которые раньше были недоавтоматизированы. По результатам исследования, проведенного «Коммерсантом», в 2002 году малые предприятия в год тратили на ИТ (железо, софт и услуги) в среднем до 400 долл. на одно рабочее место,  крупные — 800-1000 долл., а средние — всего 200-300 долл. Была даже присказка, что средние предприятия хотят за автоматизацию заплатить как маленькие, а автоматизироваться — как крупные. Сейчас ситуация изменилась, и мы это очень хорошо ощущаем. При множестве оговорок и недостатков, Россия живет в условиях устоявшейся рыночной экономики. Хозяева и менеджеры предприятий убеждаются на практике в том, о чем мое поколение читало в «Капитале» Карла Маркса: в условиях насыщенного рынка происходит выравнивание цен и снижение нормы прибыли. Раньше был анекдот: за два рубля купил, за четыре продал, вот на эти два процента и живу. А сейчас так уже не получается. В начале этого века многие руководители компаний моего поколения испытали некоторый шок: вроде бы никаких форс-мажоров нет — пожара не случилось, налоговая счетов не арестовывала, поставщики не подвели, — предприятие работает в штатном режиме, а прибыль падает. Почему? Потому что рынок насыщен. И даже чтобы просто удержать достигнутый уровень прибыльности, приходится стараться и что-то делать для повышения эффективности. А путей повышения эффективности бизнеса вообще-то не очень много, и одним из них является автоматизация. В результате внедрение информационных технологий становится не дорогостоящим способом демонстрации своей крутизны, а одним из главных условий обеспечения рентабельности и конкурентоспособности бизнеса.

По той же причине стали другими и сами системы автоматизации. Российский бизнес развивается довольно быстро — он очень динамичный, поэтому пришло понимание того, что нет смысла три года строить идеальную систему. За это время и бизнес поменяется, и собственник может смениться, да и ситуация на российском рынке меняется гораздо быстрее, чем на западных. В результате все более востребованными становятся системы, построенные по прогрессивной платформенной модели — когда на базе единой технологической платформы автоматизации строятся, а затем, если нужно, быстро и легко перестраиваются конкретные прикладные решения. Такую систему можно быстро запустить в работу, расшить наиболее критичные ее участки, получить отдачу от нее сразу, а не через три года. При этом впоследствии она не превратится из средства повышения эффективности в тормоз для бизнеса, ее можно развивать поэтапно, подстраивать под особенности бизнеса, изменение конъюнктуры, новые идеи генерального менеджера, старые привычки главного бухгалтера и т.д.

Вышеназванные тенденции обусловили востребованность наших платформенных решений системы «1С:Предприятие 8» — их продажи в 2006 году (по данным без последних двух недель) выросли на 98%. Пример ПО «1С:Управление производственным предприятием 8» (УПП) хорошо демонстрирует изменение ситуации на рынке средних предприятий. До выпуска УПП (сентябрь 2004 г.) количество пользователей интегрированных систем такого класса (другие поставщики называют их ERP-системами) увеличивалось в России максимум на несколько сотен в год. За два последних года только пользователями «1С:УПП» стали более 2100 предприятий, которые приобрели лицензии на более чем 60 тыс. рабочих мест. Основная, по статистике, категория пользователей УПП — как раз типичные средние предприятия, насчитывающие 700-800 сотрудников и автоматизирующие около 40 рабочих мест, хотя немало и внедрений на несколько сотен.

Еще одной особенностью российского рынка является усиление консолидации бизнеса. При этом резко возрастает роль автоматизации финансового управления. Западные коллеги зачастую говорят: зачем, мол, сейчас нужен бухгалтерский учет, главное — автоматизировать логистику и производственное планирование. Это, безусловно, важные направления, но в холдингах приоритеты могут быть другими. На коне остаются те, кто хорошо автоматизировал учет финансов, — кто контролирует деньги, тот реально контролирует бизнес. Для них очень важно, чтобы все было прозрачно. Пусть даже не оптимально, но зато единообразно. Чтобы хозяева холдинга видели, на что идут их деньги. Чтобы просто меньше воровали на местах. Автоматизированные по одному стандарту дочерние предприятия легче проверять. Поэтому внедряются типовые решения, появился даже специальный термин — «раскатка», когда решение тиражируется на все бизнес-единицы холдинга.

Мы учитываем данную тенденцию — на момент выхода этого номера уже должна появиться финальная версия «1С:Предприятия 8.1», в которой существенно повышена масштабируемость, реализован целый ряд новых технологических решений, ориентированных на корпоративных пользователей. Для автоматизации финансового управления холдингов и групп компаний готовится новый продукт — «1С:Консолидация», предназначенный для подготовки и анализа корпоративной отчетности.

Еще одна тенденция, которая не может не радовать, — это отмечаемый аналитиками IDC рост доли отечественных систем автоматизации предприятий (такие тенденции наблюдаются далеко не на всех участках российского рынка информационных технологий). Учитывая, что никаких мер защиты отечественного производителя в области программного обеспечения не предпринимается, данный факт свидетельствует о растущей конкурентоспособности наших программных средств.

Часто задают вопрос: как долго еще может расти рынок информационных систем, ведь общее количество предприятий в России особенно не увеличивается? Обычно я отвечаю, что в России в ближайшие годы сохранится хорошая перспектива роста. Компании продолжают переходить на более современные и функциональные решения, причем это относится не только к крупным корпорациям и среднему бизнесу. На примере «1С:Бухгалтерии», основную массу пользователей которой составляют как раз небольшие предприятия, мы видим, насколько вырос их интерес к современным технологиям — доля новой версии («1С:Бухгалтерия 8») в продажах наших бухгалтерских программ выросла с 22,5% в ноябре 2005 года до 46,7% в ноябре 2006-го. И это при том, что предыдущая версия («1С:Бухгалтерия 7.7») считается в России индустриальным стандартом и, как свидетельствуют результаты исследований, проведенных этой весной ведущими маркетинговыми агентствами, заслужила наивысшей оценки пользователей.

Надо учесть, что российская экономика дает 2,7% от мирового ВВП, а доля отечественного рынка софта и услуг по автоматизации предприятий составляет только 1,5-1,6% от общемирового. Это означает, что у нас многие процессы еще недоавтоматизированы и потенциал рынка очень большой. Нам еще достаточно долго расти опережающими темпами даже не до уровня самых насыщенных информационными технологиями стран, а просто до среднемировых показателей. А ведь мировой рынок информационных технологий тоже не стоит на месте, ежегодно увеличиваясь процентов на шесть. Поэтому в ближайшие годы, если в стране не произойдет какого-нибудь кризиса, перспективы у тех, кто занимается автоматизацией предприятий, довольно хорошие.

Прогнозы аналитиков тоже весьма оптимистические. По оценкам IDC, российский рынок интегрированных систем управления предприятием будет расти в среднем на 28% в год в течение ближайших пяти лет. По более широкому сегменту — рынку корпоративного ПО в целом — эксперты CNews Analytics прогнозируют увеличение объема с примерно 660 млн в 2005 году до 900 млн в 2006-м, то есть на 36%.

Еще лучше перспективы в области домашнего софта, игровых и обучающих программ. По известным нам оценкам, на конец 2005 года в стране было примерно 16 млн персональных компьютеров. Из них порядка 10 млн было установлено на предприятиях, а всего в стране насчитывается 72 млн работающих граждан, то есть компьютер на работе использует каждый седьмой. Это уже примерно соответствует уровню западных стран, и резкого увеличения числа компьютеров на предприятиях вряд ли можно ожидать: количество трудоспособного населения у нас только снижается, к тому же компьютер на работе нужен отнюдь не всем. А по домам пока установлено порядка 6 млн компьютеров, то есть всего один на десять семей, и если страна будет нормально развиваться, то эта цифра может запросто вырасти еще раз в пять.

Направление домашнего софта в России на протяжении нескольких лет подряд росло опережающими темпами — 60-80% в год. В 2005 году темпы снизились до 32%. Для нас это, на самом деле, была выгодная передышка — постоянно расти на 80% в год очень тяжело. Ведь выпуск новых игр — дело затратное, вложения окупаются не сразу, поэтому при рентабельности средней игры порядка 25-30% увеличение выпуска на 80% приходится финансировать с других направлений. В 2006 году рост по играм и обучающим программам снова ускорился, составив более 68%. Это связано с продолжающимся ростом благосостояния населения — домашних компьютеров приобретается все больше. Очень важно, что все больше граждан готовы покупать по доступной цене именно лицензионное ПО.

Одновременно происходит качественное улучшение подходов к организации продаж. Осуществляется переход от прилавочной продажи домашних программ к самообслуживанию со свободным доступом к товару, массово открываются специализированные сети и секции, растут продажи через сети гипермаркетов.

Игровой рынок глобализуется, и этот процесс будет продолжаться. Российские разработчики и издатели уже давно подтвердили, что могут выпускать игры, которые успешно продаются по всему миру. Параллельно все большее количество западных игроков этого сектора ориентируется на работу в России. При этом российские издатели повышают качество и темпы локализации, выпуск российских версий западных хитов все чаще происходит синхронно с их мировой премьерой. В результате уже практически не осталось игровых продуктов высшего качества, которые не издавались бы у нас легально. Стремительное расширение ассортимента (появление нескольких новых наименований в день) приводит к усилению конкуренции и снижению рентабельности продаж «средних» продуктов, так что для российских участников рынка остается только два направления: выпускать новые продукты мирового класса или работать в секторе малобюджетных проектов.

Из тенденций, наблюдаемых нами в сегменте общесистемного ПО, особо стоит выделить рост спроса на средства безопасности: антивирусный софт, сетевые экраны, защита от внутренних угроз, средства шифрования и электронной подписи. Это обусловлено общим развитием компьютеризации — теперь бизнес практически любой компании всерьез зависит от сохранности и конфиденциальности информации, хранящейся в ее компьютерах, а распространение интернет-технологий увеличивает количество угроз и делает защиту необходимой.

В этом сегменте рынка продажи в корпоративный сектор и госструктуры растут быстрее, чем в малый и средний бизнес. Надо отметить, что заметно выросла потребительская культура крупных заказчиков: они считают деньги, формулируют правильные запросы на поставку ПО, прорабатывают оптимальные схемы лицензирования, предпочитают получать комплексные решения, а не узкоспециализированные пакеты. Поэтому в продажах существенно увеличилась доля многопользовательских продуктов, лицензий, дополнительных рабочих мест. Устойчиво растет спрос на Linux-продукты. Также наблюдается увеличение продаж САПР — это свидетельствует о том, что в стране действительно развивается производство.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 1'2007


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует