Компьютеры становятся компьютерами
Интервью с Робертом Фаришем, региональным директором IDC в России и СНГ
КомпьютерПресс: Какие тенденции вы отметили на российском ИТ-рынке в уходящем 2006 году?
Роберт Фариш: За последние годы я не раз говорил о растущем значении российского ИТ-рынка для западных поставщиков и повышении его привлекательности для инвесторов. Так вот, в 2006 году наконец стали заметны последствия этих инвестиций. Мы наблюдаем стремительное увеличение количества сотрудников крупнейших поставщиков ИТ-решений, таких, например, как Microsoft и Hewlett-Packard. Некоторые ИТ-компании уже открыли в России крупнейшие или одни из крупнейших офисов в регионе EMEA. Безусловно, это влияет на рынок труда и на потребителей ИТ-решений, которые чувствуют гораздо большее внимание со стороны поставщиков.
Вторая тенденция, которую мне хотелось бы отметить, — это сильное влияние на структуру ИТ-рынка со стороны государства. В 2006 году оно наблюдалось в наибольшей степени по сравнению со всем предыдущим периодом. Например, обратите внимание, что происходит с таможней. Три года назад я даже не мог предположить, что ситуация столь резко изменится.
КП: Вы имеете в виду, что ситуация с таможней стала лучше?
Р.Ф.: Ситуация стала принципиально иной. Три года назад 95% поставляемых в Россию товаров импортировались посредниками, которые так или иначе старались избежать уплаты налогов. А сейчас, в конце 2006 года, целый ряд товаров поставляется с полной уплатой пошлины. И, что еще более важно, крупные дистрибьюторы, интеграторы и вендоры имеют четкий план перехода от серых поставок к белым — это поистине революционные изменения.
Мы видим, что после 15 лет продаж продукции только через своих партнеров в России крупные вендоры получили возможность создавать организации, которые могут осуществлять прямые продажи и отчитываться непосредственно вендорам. Такая схема позволяет вендорам учитывать потребности рынка и балансировать на нем. Все это несомненно повлияет на бизнес-модели крупных дистрибьюторов: у них накоплен большой опыт в области логистики и, возможно, это станет их главным бизнесом.
Для многих игроков жизнь на рынке становится проще, поскольку теперь возможна абсолютно легальная история вхождения продуктов на рынок. И у покупателей больше не будет проблем с налоговыми органами, поскольку продукты импортируются легально.
КП: Наверное, в подобных условиях аналитикам проще отследить, какое количество продуктов было закуплено?
Р.Ф.: Это помогает не столько отследить, какое количество продуктов было приобретено, сколько определить цену, по которой они были проданы. В принципе, легализация поставок свидетельствует о том, что народ в России становится богаче и покупательный спрос не падает, когда цена продукта растет из-за уплаты налогов. Например, в конце 2005 года цены на многие модели ноутбуков выросли в долларовом выражении, поскольку их импорт стал легальным. Их перестали импортировать как детскую одежду или продовольствие для пострадавших районов, а начали поставлять как ноутбуки.
Все это говорит о том, что российский рынок становится ближе к европейскому. До последнего времени ситуация на них отличалась довольно существенно. В большинстве европейских стран вендоры импортируют и продают продукты сами, сами контролируют цепочки поставщиков, а в России они зависят от посредников. Но постепенно рынок в России меняется и все больше становится похож на мировой. Надеюсь, что ситуация с поставками в Россию тоже вскоре улучшится: мы все-таки будем получать товары быстрее. Меня, например, удивляет, что для доставки товара со склада в Западной Европе на склад дистрибьютора в России по-прежнему требуется 6-8 недель. Поскольку импорт становится прозрачным, можно ожидать, что процесс доставки будет более быстрым, что очень важно.
Кроме того, мне хотелось бы отметить, что между западными и российскими компаниями налаживается более тесное взаимодействие. Многие российские сервис-компании получают солидные инвестиции абсолютно прозрачно, большие международные компании не только рассматривают российские компании в качестве реселлеров, но и стремятся установить партнерские отношения путем слияния или покупки российских ИТ-компаний. Все это приводит к притоку западных инвестиций и знаний.
КП: Какие перспективы вы видите для IDC в России в следующем году?
Р.Ф.: Рынок в России становится все более зрелым. Местные компании, особенно в сервисном секторе, стали более тщательно планировать свой бизнес и в большей мере полагаться на крупные международные консалтинговые фирмы, такие как IDC. Сегодня российские компании осуществляют более долгосрочное планирование, чем раньше, что тоже позитивная тенденция. В ходе бесед с директорами ИТ-компаний я пришел к выводу, что внедрение сложных ИТ-решений наталкивается на одни и те же проблемы у разных поставщиков. У нас есть возможность аккумулировать этот опыт и помочь клиентам учесть его при планировании своего бизнеса.
КП: Предполагаете ли вы расширять ваше присутствие на российском рынке?
Р.Ф.: Мы изрядно продвинулись в России за последнее время. Мы делаем гораздо больше исследований и с большим набором инструментов. Если раньше мы получали информацию от игроков рынка и вендоров, то сегодня мы также собираем информацию от пользователей, применяем такие методики, как фокус группы и др. Мы видим перспективы и планируем расширять наше присутствие на российском рынке.
Беседу провел Александр Прохоров