Состояние и перспективы развития Интернета
Расширение Интернета
Главное событие прошедшего года в Интернете — это, конечно же, его неуклонное расширение: согласно «Докладу об информационной экономике», составленному Конференцией ООН по торговле и развитию, число пользователей Интернета в мире превысило 1 млрд человек и доступ к нему теперь имеют 16% населения Земли.
В первую тройку стран по числу интернет-пользователей вошли США — около 200 млн, Китай — 111 млн и Япония — 86 млн человек. Россия со своими примерно 25 млн пользователей находится на 11-м месте в мире.
Однако, по мнению специалистов фонда «Общественное мнение», российский Интернет стабильно растет, что не только подтверждается исследованиями статистики прошедшего периода, но и экстраполируется на некоторый период в будущее.
Например, ведущий регистратор доменных имен — компания RU-CENTER сообщила, что количество доменов в зоне .ru превысило значение в полмиллиона еще в апреле 2006 года, хотя, по предыдущему ее прогнозу, это должно было произойти лишь к осени. Сейчас в российском национальном домене зарегистрировано свыше 600 тыс. имен. При этом сокращается доля доменных имен, принадлежащих юридическим лицам, а также доля имен, зарегистрированных жителями Москвы. Уже к началу 2006 года доля Москвы составляла менее половины от общего количества доменных имен в зоне .ru.
При этом сайты российских компаний, по данным опроса, проведенного в 16 странах континента компанией H&H Webranking, были признаны худшими в Европе — на их страницах содержится минимум информации, полезной для потенциальных инвесторов, аналитиков и других лиц, ищущих площадку для инвестиций.
Однако очевидно, что с увеличением численности аудитории российского сегмента Интернета скоро и у нас произойдут те же качественные изменения, что можно увидеть сегодня в экономически развитых странах.
Широкополосный доступ
Сегодня Россия занимает третье место по темпам роста широкополосных подключений в Европе и восьмое — в мире. Причем в Москве, где количество широкополосных подключений растет особенно быстро, количество подключений по dial-up упало в 2-3 раза и число абонентов выделенных линий и широкополосного доступа сегодня составляет около 90% всех подключений к Интернету. Второй перспективный по масштабу региональный российский рынок широкополосного доступа — подмосковный: его доля в настоящее время составляет около 15% от общего объема домашней «широкой полосы». Чуть более 5% приходится на долю Санкт-Петербурга, а остальные «проценты» рассеяны по другим областям.
Однако мода на широкополосный доступ достаточно медленно распространяется за пределы московского региона. Среди пользователей Санкт-Петербурга до сих пор наиболее предпочтителен выход в Интернет через модем — число пользователей коммутируемых линий сохраняется на уровне 35-38%. Выделенными линиями для доступа в Интернет пользуются менее трети петербуржцев, а широкополосным доступом — 23%. Такие данные приводятся в исследовании холдинга ROMIR Monitoring. Похожее соотношение предпочтений наблюдается и во всем Северо-Западном округе. 41% респондентов выходят в Интернет через обычную телефонную линию и модем, 34% — пользуются выделенным каналом, 9% — широкополосным доступом.
Рост услуги dial-up продолжается и в других регионах. Впрочем, этот процесс будет длиться недолго, поскольку уже сегодня в некоторых регионах люди предпочитают другие виды доступа, так как их уже не устраивает качество связи по коммутируемым телефонным линиям. Географически основной рост подключений начал перемещаться в регионы еще с 2005 года. Причем аналитики подчеркивают, что особенно быстро в России растет число подключений к Интернету по ADSL-каналам. Столь бурное развитие ADSL-технологий связывают преимущественно с некоторой отсталостью России по оснащению регионов другими коммуникационными возможностями, на базе которых можно было бы разворачивать сети с выходом в Интернет. В других странах Европы эти показатели значительно ниже по той причине, что там технологии ADSL уже давно заняли свою нишу и их распространение практически достигло своего пика. Что касается некоторых стран Азии, то там на смену ADSL приходит массовое использование оптоволокна.
Однако ближайшее будущее российского Интернета, как и во многих других странах, будет определяться именно технологиями ADSL, хотя многие эксперты вообще не верят в будущее «проводного» Интернета и считают, что беспроводная технология Wi-Max постепенно вытеснит с рынка «проводной» Интернет в любом виде.
Стоимость Интернета
Операторы Интернета в Москве меняют наборы услуг и тарифные планы настолько быстро, что появляется риск оказаться за бортом не только со своим старым тарифным планом, но и со своим оборудованием для доступа в Интернет.
К сожалению, большая часть сектора телекоммуникаций в России остается в руках правительства, поэтому в отдаленных российских регионах ситуация с интернет-доступом пока безрадостная: доступные скорости доступа в Интернет в разы ниже московских, а цены на сравнимые услуги, напротив, в разы выше. Однако Минэкономразвития РФ рассматривает возможность реорганизации ОАО «Связьинвест» из инвестиционного холдинга в полноценную телекоммуникационную компанию, что приведет к либерализации развития рынка телекоммуникаций, и, возможно, процесс интернетизации России станет более активным.
Согласно исследованиям аналитиков, проведенным во II квартале 2006 года, число россиян, потративших на пользование Сетью свыше 1 тыс. руб. в месяц, увеличилось с 10-11% в 2005 году до 18-20% в 2006-м, одновременно количество россиян, потративших на домашний Интернет от 600 до 1 тыс. руб., сократилось с 40 до 30%. Это связано в первую очередь с тем, что высокоскоростные способы доступа из дома получают все более широкое распространение. По результатам исследований холдинга ROMIR Monitoring, во второй половине 2006 года о домашнем Интернете заявили уже около 80% респондентов. В это же время офисными компьютерами, подключенными к Сети, пользовалось меньшее количество респондентов — около 70%.
Еще одной заметной тенденцией стало увеличение количества россиян, применяющих для выхода в Интернет ноутбуки (технология Wi-Fi) и мобильные телефоны (через GPRS) — с 12-13% в 2005 году до 19-20% в 2006-м.
Впрочем, среди наметившихся тенденций нового года можно отметить не снижение стоимости услуг, а их расширение — компании хотят предложить абонентам пакет услуг, в который входят сервисы triple play (телефония, доступ в Интернет и телевидение). Triple play работает сегодня у таких компаний, как «Акадо» и «МТУ-Интел» (переименованной в «Комстар-Директ») и скоро появится у компаний «Корбина Телеком» и «Центральный Телеграф».
Онлайновая торговля
Объем продаж через Интернет в мире увеличится в 2006 году на 20%, и сегодня онлайн-торговля, по признаниям аналитиков, главный движитель роста всего розничного рынка. Причем сегодня лидерами по продажам в Интернете уже не являются компании, торгующие аппаратным и программным обеспечением. Крупнейшей категорией является туристический бизнес, а затем, после ПО, компьютерного оборудования и бытовой электроники, следуют автомобили, одежда и обувь. А наиболее быстро растут продажи товаров для домашних животных, косметики и духов.
Между тем, по данным, например, американской Национальной федерации розничной торговли (National Retail Federation), индустрия розничных продаж, за исключением газа, автомобилей и ресторанов, выросла в 2006 году только на 4,7%. Интеграция традиционных магазинов со своими веб-сайтами только сглаживает разницу цен и увеличивает лояльность покупателей.
Так что если розничные торговцы хотят завоевать доверие следующего поколения покупателей, то им придется так или иначе осваивать онлайн-пространство.
Кстати, молодые потребители демонстрируют отсутствие интереса к традиционным рекламным медиаканалам, и даже для поиска местных магазинов они в три раза чаще используют Google, чем телефонный справочник.
Проблемы электронной почты
Сегодня из десяти электронных сообщений, пересылаемых в мире, лишь одно (да и то не в каждой десятке) не является спамом, причем за последние полгода, по сравнению с тем же периодом 2005-го, объемы нежелательной рекламной корреспонденции удвоились. Не последнюю роль в этом сыграли и новые технологии, применяемые спамерами.
Антиспамерские компании вели борьбу с более-менее ощутимым успехом, используя при проверке писем три признака: адрес отправителя, текст письма и ссылки, содержащиеся в нем. Все три признака устарели: спам рассылается с зараженных компьютеров обычных пользователей с разнообразных адресов, а в теле письма содержится картинка, из которой невозможно автоматически выделить ни текст, ни ссылку.
Так, например, антиспамерская компания Secure Computing утверждает, что ежедневно «спамерскими зомби» становятся 250 тыс. новых компьютеров.
Что же касается картинок в спаме, то они рассылаются уже не первый год, но теперь могут содержать еще и уникальный случайный текст, который вводит в заблуждение спам-фильтры.
Блоги
В Интернете все большую популярность приобретают блоги. Согласно результатам последних исследований, более 25 млн жителей европейских стран меняли свое отношение к той или иной компании и ее продуктам после ознакомления с комментариями или с отзывами о ней в блогах. Кроме того, по данным аналитиков, блоги занимают второе место после газет в качестве источника информации, пользующегося наибольшим доверием. Около 25% европейцев считают блоги источником информации, заслуживающим доверия, 30% опрошенных доверяют преимущественно газетам, 17% — телевизионной рекламе и 14% — рекламным рассылкам по электронной почте.
По оценкам аналитиков, шесть из десяти интернет-пользователей в Европе хотя бы один раз слышали о блогах и 17% пользователей читали «живые» дневники. Как отмечают эксперты, информации в блогах доверяют преимущественно состоятельные люди. Из тех, кто тратит более 100 евро в месяц на покупки в интернет-магазинах, 30% ориентируются в поиске информации о товарах и услугах именно на блоги. При этом больше всего доверяют блогам во Франции — 90% опрошенных в этой стране знакомы с содержанием каких-либо «живых» дневников. В то же время, к примеру, в Германии только 55% опрошенных пользователей Интернета слышали о блогах, в Италии этот показатель составляет 58%, а в Испании — 51%.
Эксперты считают, что такая тенденция характерна и для России, где блоги пользуются все большим доверием. Интерес к информации из блогов растет и на российском медиарынке. По данным Института развития прессы, 43% российских журналистов ссылаются на факты, которые почерпнули из блогов, 33% пользуются блогами для отслеживания новостей и скандалов, 53% делают блоги источниками сюжетов для публикаций и 68% журналистов полагают, что блоги скоро станут популярным корпоративным инструментом доставки информации клиентам.
Участники рынка отмечают, что эта тенденция имеет также и негативные стороны. Дело в том, что этот метод используют и сами продавцы — они создают собственные форумы или блоги, где размещают положительные отзывы о товаре, который этого недостоин. При этом, естественно, они имеют возможность удалять негативные отзывы о нем. Таким образом, потребитель не получает объективной информации о товаре, а продавцы манипулируют сознанием людей.
Новые технологии
Сегодня термин Web 2.0 стал уже «заезженным» и считается не чем иным, как маркетинговым выражением, как когда-то «дотком». Однако та важнейшая эволюция Сети, которая сейчас происходит под девизом Web 2.0, очевидна для всех.
Те же самые социальные сети, онлайновое видео и различные другие передовые web-технологии нынешнего времени возникали именно в русле обсуждения Web 2.0, при этом инвесторы, например, давали деньги не на конкретные виджеты (миниатюрные web-приложения), а «на работу в области Web 2.0».
Таким образом, например, стал популярным великолепный, но все еще неприбыльный сервис YouTube (сегодня это крупнейший портал для размещения видеофайлов), который начал работу в июле 2005 года. Всего через год и три месяца труды его создателей и инвесторов (например, компании Sequoia Capital, которая вложила в сервис 11,5 млн долл.) окупились с лихвой — компания Google приобрела видеосервис YouTube за 1,65 млрд долл. Учитывая рекламные и технические возможности Google, можно с уверенностью сказать, что в течение столь же недолгого времени затраты окупятся и у нового владельца, а YouTube будет процветать, радуя своих пользователей.
Конечно, можно спорить о том, является ли YouTube социальной сетью или это просто видеохостинг, однако стартовал он именно как проект Web 2.0. Заметный рост демонстрировали и другие проекты под тем же лозунгом.
В качестве еще одной технологической тенденции года можно назвать внедрение RSS как мэйнстрима. RSS — это семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.д. Интернет-ресурс в формате RSS называется RSS-каналом или RSS-лентой. В частности, RSS-каналами активно пользуются обладатели мобильных компьютеров.
Эту технологию многие порталы интегрируют сегодня в свои сервисы нового поколения (в частности, это сделала компания Google). В принятии RSS нет ничего особо революционного, однако можно констатировать, что она взята на вооружение и дальнейшего прогресса нужно ждать в 2007 году. Можно также упомянуть использование в бизнесе веб-блогов, wiki и других передовых разработок, проходивших под флагом Web 2.0.
Другие заметные тенденции уходящего года — это создание альянсов между крупными интернет-корпорациями и возвращение на этот рынок венчурного капитала.