Цифровое видео как новое Интернет-безумие

Олег Татарников

YouTube и другие видеосерверы

Секрет успеха

Цифровой кинематограф — имитация успеха

 

В конце прошлого года лондонская маркетинговая компания Viral Factory (www.theviralfactory.com), занимающаяся анализом популярности видео на основе количества просмотров, опубликовала рейтинг самых популярных видеороликов в Интернете. Выбор зрителей шокировал даже циничных работников рекламного агентства Viral Factory, которое специализируется на съемках коротких провокационных рекламных роликов, распространяемых через Интернет.

Самым популярным роликом за весь период существования Интернета стала домашняя видеозапись подростка, делающего вид, что он сражается лазерным мечом, как в кинофильме «Звездные войны». Двухминутный клип, где мальчик размахивает палкой, пользователи Интернета просмотрели рекордные 900 млн раз. Подросток по имени Раза, теперь известный как Звездный парень (Star Wars Kid), в 2003 году записал видео, которое его одноклассники в шутку разместили в Интернете. Кто же ожидал, что этот клип станет самым популярным в мире?

Во втором по количеству просмотров клипе (это также любительское домашнее видео) 19-летний Гэри Болсма, известный как Нума-Нума, шевелит губами под какую-то румынскую песню. Тем не менее это видео было востребовано 700 млн раз.

Лишь на третье место попало что-то более-менее качественное — клип под названием X One Night In Paris с участием светской львицы Пэрис Хилтон. На его счету 400 млн просмотров.

И только на четвертом месте — профессиональный рекламный ролик, популярность которого хоть как-то можно объяснить: это пикантная реклама белья фирмы Agent Provocateur с участием поп-звезды Кайли Миноуг. Ролик просмотрели 360 млн человек.

Пятое место заняла архивная видеозапись со взрывающимся китом — ролик из программы новостей 1970-х годов, где показывают, как тело выброшенного на берег в Орегоне кита взрывают динамитом. Этот ролик, который многие считают фальсификацией, был просмотрен 350 млн раз.

В общем, компания Viral Factory, пытающаяся строить свой бизнес на распространении видео в Интернете, получила очень забавные результаты. Этот относительно новый вид рекламы называется вирусным маркетингом (раньше говорили — «сарафанное радио» или «партизанский маркетинг»). Вирусное видео сначала демонстрируется работниками агентства на форумах и в блогах, а затем начинается его лавинообразное распространение: люди передают друг другу ссылки, и в итоге с минимальными затратами рекламное сообщение доходит до огромного количества людей. Хотя эта лавина почти неуправляема, оценить масштаб популярности ролика можно довольно точно: агентству известно, сколько раз ролик был загружен, а поскольку в конце ролика обычно есть адрес сайта рекламодателя, то можно посмотреть статистику по количеству привлеченных на сайт людей. Большая часть подобных роликов, скорее всего, ни за что не попала бы в телеэфир по цензурным соображениям, но у клиентов Viral Factory нет ни бюджетов, ни задач попасть на телевидение — они работают исключительно в Интернете.

Но было бы наивно полагать, что в Интернете распространяются исключительно ролики рекламного характера, которые кто-то специально делает и продвигает. Рейтинг агентства Viral Factory показывает как раз обратное: из-за того, что Интернет наводнен любительскими видеоматериалами, рекламщикам становится все труднее построить эффективную вирусную кампанию. Приходится тратить сотни тысяч долларов, чтобы разгадать секрет популярности того или иного видеоматериала и найти механизм для привлечения внимания аудитории.

Например, вышеупомянутое агентство Viral Factory берет от 250 до 500 тыс. долл. за создание короткого видеоролика и раскрутку его в Интернете. Сегодня рекламодателям приходится все больше платить за продвижение такой рекламы.

Агентства по вирусной рекламе снимают очень дорогие, качественные и смешные рекламные ролики, а затем платят за их размещение на популярных развлекательных сайтах в Интернете. Только таким образом можно гарантировать вирусный эффект. Например, один из клиентов Viral Factory — компания Unilever заплатила за создание серии смешных видеороликов о дезодоранте Axe около 200 тыс. долл. В них рассказывалось о жителе маленького городка на Аляске, пытающемся привлечь представительниц прекрасного пола запахом своего дезодоранта. Клипы были размещены на популярном британском сайте Kontraband.com, который берет от 10 до 50 тыс. фунтов стерлингов в неделю за размещение. В результате за несколько недель количество просмотров видеоролика превысило 10 млн.

YouTube и другие видеосерверы

Британское издание The Daily Telegraph отмечает, что невиданный всплеск популярности онлайнового видео (которое назвали вирусным из-за способности быстро распространяться через электронную почту, форумы и устные рассказы) породил сегодня настоящее «интернет-безумие».

Вследствие этого особую популярность приобрели видеопорталы, подобные YouTube (http://www.youtube.com), который, появившись лишь в начале 2005 года, уже в конце 2006-го был куплен компанией Google за 1,65 млрд долл. Впрочем, при объяснении этого феномена легко перепутать причину со следствием. Ведь у Google уже был подобный видеосервер Google Video, однако он не достиг такой популярности, как YouTube!

 

YouTube

Видеосервер YouTube — крупнейший портал для размещения видеофайлов,
который начал работу в июле 2005 года, а всего через год
и три месяца труды его создателей и инвесторов (например, компании Sequoia Capital,
которая вложила в сервис 11,5 млн долл.) окупились
с лихвой — компания Google приобрела видеосервис YouTube за 1,65 млрд долл.

Действительно, видеосерверы с возможностью размещения роликов были и до YouTube, но только ему всего за год существования удалось выйти в лидеры по популярности среди всех фото- и видеосервисов Интернета, выдавая более 3 млн видеопотоков в сутки. Сегодня на сайте YouTube ежедневно просматриваются более 100 млн размещенных пользователями роликов различного содержания и по статистике посещаемости с этим американским феноменом не может сравниться ни один интернет-портал.

Такую же популярность, как у YouTube, пытаются завоевать многие его аналоги и клоны. Например, британский видеосервер SelfcastTV (http://selfcasttv.com/) был создан по образу и подобию своего американского собрата, причем его разработчики никогда не скрывали своих амбиций, ведь они, в отличие от маленькой калифорнийской фирмы YouTube, уже имели большой опыт в подборке мультимедийного контента, поскольку до этого создали известную поисковую систему Blinkx (http://www.blinkx.com/). Впрочем, технологии поиска мультимедийной информации давно известны профессионалам, имеющим дело с поисковыми системами. Однако мультимедийная поисковая система Blinkx так и не стала популярной у широкой публики, поэтому компании-разработчику пришлось сосредоточиться в основном на корпоративном рынке.

 

SelfcastTV

Конкуренты YouTube пытаются догнать популярный видеосервис,
используя высокие технологии, но пока у них это
плохо получается. SelfcastTV — видеосервер с продвинутой поисковой системой

Тем не менее новый портал SelfcastTV является очередной попыткой применить уникальные технологии Blinkx для создания массового веб-сервиса, аналогичного YouTube, при этом разработчики SelfcastTV обещают поддержку большего числа мультимедийных технологий и форматов, а также предоставляют возможность встраивания видеороликов на страницы других сайтов, таких как форумы, блоги и интернет-аукционы. Пользователи SelfcastTV могут публиковать на сайте видеоролики, в том числе напрямую с мобильных телефонов, плееров iPod и приставок PSP.

Впрочем, сегодня не только SelfcastTV пытается повторить успех YouTube (даже компания Microsoft планирует выпустить аналогичный сервис), но далеко не у всех это получается.

Секрет успеха

Как же удалось добиться такого успеха видеосервису YouTube и почему столь велика сегодня популярность онлайнового видео?

По мнению многих экспертов, это можно объяснить только повсеместным распространением широкополосного доступа в Интернет, то есть ростом скорости обмена информацией в Сети. Сегодня это утверждение справедливо и для России.

Однако те же эксперты отмечают, что для реального процветания вирусного видео даже широкополосный доступ в США должен стать более скоростным, поскольку «поколению YouTube» нынешней полосы пропускания среднестатистической линии американского Интернета явно недостаточно. Например, информационное издание IT World, отмечая успехи телекоммуникационной индустрии, откровенно заявляет, что «американский рынок доступа нуждается в настоящей широкополосной сети, которая должна сменить то жалкое недоразумение, что имеется сейчас...»

А между тем в США средней считается скорость на уровне 768 Кбит/с, что же тогда говорить о России? Причем широкополосный доступ в США составляет 80% от числа всех интернет-линий, чего еще долго нельзя будет сказать о России. Тем не менее, несмотря на столь узкую полосу пропускания для конечного пользователя, мода на «видеообмен» продолжает расширяться. Следовательно, дело тут не в одном только доступе.

Кстати, сегодня даже те, кто еще использует для доступа в Интернет низкоскоростную модемную связь или весьма нестабильный GPRS, не гнушаются скачиванием и просмотром коротких видеороликов или малообъемных графических фильмов в формате Flash (многие, наверное, еще не забыли «Масяню»).

Более того, сегодня специально для низкоскоростных каналов связи у нас существует даже интерактивное flash-телевидение (например, компания «Телеса» проводила в этом формате «прямые трансляции» с Чемпионата мира по футболу 2006). Похожий сервис давно предоставляет, например, сайт газеты «Спорт-Экспресс». Но, в отличие от live.sport-express.ru, где транслируется только текущий счет на обновляющейся странице, «прямые трансляции» в «Телесах» имеют озвученное и анимированное оформление с характерными для стадиона шумами и эмоциями, а также текстовую ленту комментатора, в которой специально приглашенный человек (или группа людей) рассказывает о происходящем на поле. «Прямые трансляции» в формате telesa.tv ведутся также на сайте «Супербизона» (http://sbz.ru/).

Так что рост скорости доступа вряд ли можно считать причиной бума онлайнового видео, скорее это просто благодатная почва, на которой это интернет-безумие хорошо приживается.

Более глубокими причинами следует считать, видимо, то, что новое поколение все меньше читает (даже в Интернете), а точнее предпочитает получать информацию не в текстовом виде, а в мультимедийном (главным образом посредством телевидения, видео и звука). Даже с произведениями литературы многие знакомятся в виде аудиокниг.

И укорять кого-либо в этом совершенно бессмысленно, поскольку это скорее требование времени, нежели чья-либо прихоть или лень. Кроме того, нельзя не отметить и общее падение доверия к печатному слову в Интернете, в связи с чем даже те, кто еще не забросил чтение, склонны следовать известной пословице «Лучше один раз увидеть…».    

Нельзя также забывать и об удачной инициативе сервиса YouTube, удобство использования которого, безусловно, внесло свой положительный вклад в расширение популярности онлайнового видео. Впрочем, это тоже не причина, а следствие — рано или поздно такой удобный сервис в условиях повышенного спроса на онлайновое видео должен был появиться.

Однако сейчас, когда YouTube вступил в стадию коммерциализации, он все больше становится похожим на другие видеопорталы, хотя, конечно, никому не хотелось бы потерять такое прекрасное средство распространения мультимедийного контента в Интернете. Коммерциализация, например, уже привела к появлению на его страницах большого количества рекламы (в том числе и профессионального вирусного видео), а также к «взрослению» содержимого, что, как показывает практика, не всегда хорошо отражается на популярности.

По отношению к YouTube уже много говорится о необходимости установки системы предварительного сканирования файлов на предмет проверки авторских прав (возможно, вскоре пользователей, нарушающих авторские права, там будут даже отключать). YouTube собирается установить технологию проверки звуковых сигнатур, которая сможет распознавать пиратские клипы даже при низком качестве записи. Таким клипам либо будет отказано в размещении, либо они будут заменяться на качественные, утвержденные YouTube по лицензии. Кстати, компания YouTube уже заключила лицензионные соглашения на использование записей с телесетью CBS и крупнейшими звукозаписывающими компаниями, такими как Warner Music Group, Universal Music Group и Sony BMG Entertainment.

Итак, причин для роста популярности онлайнового видео более чем достаточно. Вирусный эффект иногда возникает совсем неожиданно, когда создатели роликов о нем даже не думают и не мечтают. Низкокачественное любительское видео, созданное буквально «на коленке», иногда распространяется по Интернету со скоростью света. В то же время все больше профессиональных агентств начинают продвигать вирусное распространение видео по Интернету (правда, они за это платят большие деньги).

В настоящее время вирусное видео выходит на высокопрофессиональный уровень. По мнению экспертов, доходы этой индустрии сегодня составляют до 100-150 млн долл. в год.

Считается, что главная особенность вирусного видео — его юмористический характер, то есть такой видеоролик, как правило, очень смешной. Однако практика показывает, что не только это нравится людям и гарантирует успех. Иногда можно наблюдать за стихийным распространением информации по Сети без особых видимых причин, причем непонятно, чем вызывается колоссальный всплеск посещаемости веб-сайта, адрес которого записан в конце видеоролика. Распространение популярности бывает столь стремительным, что его можно сравнить со стихийным бедствием. Вирусное видео — такая же неуправляемая сила, как торнадо, ураган или цунами.

Конечно, многие профессиональные рекламные компании не теряют надежды, что они смогут научиться если не управлять этим процессом, то хотя бы запускать его. Действительно, ведь для зарождения торнадо достаточно совсем небольших движений воздушных потоков в атмосфере, за которыми сразу следует цепная реакция.

Цифровой кинематограф — имитация успеха

На фоне популярности онлайнового видео все чаще говорят и о цифровом кинематографе. Даже в России в 2007-2008 года ожидают начала эры цифрового кино. В некоторых источниках утверждается, что к 2012-2015 годам планируется полный переход мировой киноиндустрии на цифровой формат.

Однако это, конечно, блеф. Да, основные студии-мейджоры уже выпускают фильмы в цифровом формате и уже создано оборудование для показа цифрового кино. Но во всем мире, даже по сильно преувеличенным данным, сейчас менее тысячи цифровых кинотеатров, при том что традиционных пленочных кинотеатров — свыше 100 тыс. (то есть в цифровой формат переоборудован только 1% кинозалов). Причем часто за цифровые кинотеатры выдают залы, где показывается HD-видео и телевидение HDTV. При этом одним из основных преимуществ цифрового формата считается как раз расширение репертуара кинотеатров — возможность показа в кинозалах видеоигр или проведения прямых трансляций футбольных матчей и концертов поп-исполнителей.

Да, компьютеризация общественных мест, возможность трансляции телевидения высокой четкости и быстрая доставка фильмов через спутниковые каналы от дистрибьютора или производителя на сервер кинотеатра позволяют владельцам кинотеатров ввести более гибкую политику в отношении кинорепертуара. Однако к кинематографу все это отношения не имеет.

Чем, например, отличается проектор для полноценного цифрового кинопоказа от распространенных сегодня видеопроекторов для цифрового видео или телевидения высокого разрешения (HDV или HDTV)? Прежде всего разрешением. В соответствии с требованиями стандарта DCI (Digital Cinema Initiatives), предъявляемыми к показу фильмов в цифровых кинотеатрах, проектор должен обеспечивать разрешение 4К по ширине (то есть для типовых широких экранов с соотношением сторон 1:2,2 он должен иметь разрешение не ниже 4096x1862), что заведомо выше, чем у предлагаемых сегодня на рынке современных профессиональных 2К-проекторов (где стандартным считается разрешение QXGA — 2048x1536 или 2048x1080); современные бытовые широкоформатные проекторы обеспечивают максимум XGA-разрешение (1024x768).

Кроме того, световой поток проектора, предназначенного для показа фильмов в кинотеатрах, должен быть не ниже 10 тыс. люмен ANSI, чтобы обеспечить достаточно яркое изображение на экране шириной 20 и более метров, в то время как даже у топовых презентационных проекторов световой поток не превышает 5-7 тыс. люмен, что ограничивает ширину экранов до 15 метров. Световой поток бытовых видеопроекторов — порядка 3-4 тыс. люмен.

Проекторы с разрешением 4К для показа цифровых фильмов уже существуют, но стоят очень дорого (более 100 тыс. долл.). Например, в 2005 году компания Sony выпустила первые в мире цифровые проекторы Sony SRX-R110CE и SRX-R105CE, которые соответствуют всем стандартам DCI и способны проецировать изображения с разрешением 4096x2160. При этом SRX-R110CE обладает яркостью 10 тыс. люмен ANSI и контрастностью 2000:1 (более дешевая модель SRX-R105CE предназначена для меньших аудиторий и имеет яркость 5 тыс. люмен ANSI). Проекторы специально предназначены для оснащения современных публичных кинотеатров. 

 

Sony SRX-R110CE

Sony SRX-R110CE — первый проектор для цифрового кино
стоимостью в 130 тыс. долл.

Кстати, ни о какой передаче по сетям полноформатного цифрового кино говорить не приходится, поскольку даже с компрессией 7:1 объем каждого кадра такого фильма будет составлять почти мегабайт.

В начале 2004 года организация DCI, созданная студиями Disney, Fox, MGM, Paramount, Sony Pictures Entertainment, Universal и Warner Bros для продвижения цифрового кино и разработки соответствующих спецификаций, предложила Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США (NATO) проект конкретного бизнес-плана по переоснащению кинотеатров цифровой техникой. Однако владельцы кинотеатров отнеслись к цифровому кино скептически, в первую очередь — из-за трат, связанных с необходимостью технического переоборудования. Чтобы эта проблема не была тормозом на пути прогресса, киностудии решили создать специальный фонд, субсидирующий установку цифровых проекторов. Но, согласившись на предложение Голливуда, NATO, в свою очередь, выдвинула требование, чтобы кинокомпании определили конкретное юридическое лицо, ответственное за модернизацию кинотеатров, и предоставили необходимые гарантии. В требованиях ассоциации говорится также, что проект должен быть открыт для всех производителей кино, а не только для тех, кто входит в ассоциацию DCI. Впрочем, к 2010 году пока планируется перевести в цифровой формат только 10-15 тыс. залов, причем большинство из них, наверное, составят в основном бюджетные кинотеатры, на 30-50 зрителей, в которых будут использоваться видеопроекторы с разрешением не выше 2К и акустические системы звука Dolby Digital 5.1, Dolby Digital Surround EX или DTS, как у бытовых Hi-End-систем.

В ноябре 2006 года первый цифровой кинотеатр открылся и в Москве. Его создатель — компания Cinema Park, учредителями которой являются холдинг «Проф-Медиа», входящий в структуру компании «Интеррос» Владимира Потанина, а также компания «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Восьмизальный комплекс, рассчитанный на 1500 зрителей, стал пятым подобным объектом, управляемым «Проф-Медиа». Всего же в планы холдинга Владимира Потанина входит строительство 70 цифровых кинотеатров на территории России.

Итак, цифровые технологии и передовые идеи стремительно приближают новую эру онлайнового цифрового видео (преимущественно короткого, смешного и непрофессионального) и цифрового кинематографа (преимущественно бюджетного, в маленьких кинотеатрах с плохим звуком).

К тому же производство фильмов на целлулоиде для обычного кино трудоемкое и дорогостоящее, цифровые же фильмы проще выпускать, цена их производства и показа на порядок ниже, и в таких небогатых странах, как, например, Индия и Россия, где кино является самым распространенным видом искусства, а территория государства огромна, это существенно облегчает жизнь и кинопроизводителям, и владельцам кинотеатров.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 2'2007


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует