Основы аэрографии
Подготовка к покраске и грунтовка
Настольные компьютеры обычно ассоциируются с унылыми прямоугольными белыми или серыми корпусами с острыми углами, к которым тянутся провода от мониторов, мышей и клавиатур. Кажется, нет ничего скучнее банального системного блока и офисного монитора. Фирмы-производители пытаются хоть как-то разнообразить внешний вид своих электронных монстров, но художественного вкуса им явно не хватает. Для тех же, кому чувство прекрасного не позволяет держать дома унылые серые ящики, предлагается множество оригинальных вариантов преобразования банальности в настоящее произведение искусства.
В настоящей статье мы расскажем об одном из таких способов — о покраске системных блоков и периферии и нанесении на них рисунков. Конечно, самый простой способ кардинально изменить внешний вид вашего компьютера — это накупить наклеек и облепить ими корпус со всех сторон. Однако выглядит это не всегда опрятно и к тому же не отличается особым изяществом. Впрочем, при желании можно самим придумать рисунок и напечатать его на самоклеящейся пленке (такую печать можно заказать в частной типографии или купить подобную пленку для принтера). Обойдется это недорого, и вы будете ограничены только своей фантазией. Однако сегодня мы рассмотрим более сложные способы для нанесения рисунков на поверхность компьютера, принтера или другой периферии.
Что такое аэрография
В многочисленных статьях в Интернете о моддинге компьютера для его покраски советуют использовать аэрографию. Возможно, это наиболее эффектный и качественный способ покраски, но и один из самых сложных.
Аэрография — это нанесение оригинального рисунка с помощью «воздушной кисти» (струи воздуха с мельчайшими капельками краски) на любую гладкую поверхность. В простейшем случае для аэрографии используются оборудованные пульверизатором баллончики с краской, находящейся под давлением. Палитра красок очень широкая: матовые, блестящие «металлики», «светопоглощающие» черные, создающие эффект «черной дыры» в корпусе, аэрозоли со специальными насадками, с помощью которых можно покрасить компьютер под мрамор или под камень, и, наконец, флуоресцентные (самосветящиеся). Представляете, как будет выглядеть разрисованный флуоресцентными красками корпус в темноте, особенно при освещении ультрафиолетовой лампой?
Преимуществами такого способа раскраски корпуса являются дешевизна самих баллончиков (50-300 руб.), относительная простота работы с ними и доступность для начинающих. Но у такого способа есть и недостатки: во-первых, при неаккуратном обращении можно забрызгать краской все помещение, тем более что сопла таких баллончиков никак не регулируются и не всегда отличаются высоким качеством, во-вторых, краска в дешевых баллончиках довольно плохо держится, а в-третьих, не всегда удается подобрать нужные цвета.
Так что если у вас нет никакого опыта в этом деле, то сначала стоит попрактиковаться вне помещения (например, в стиле граффити на заборах). Причем лучше покупать баллончики с краской, а тем более с кроющим лаком от одной фирмы-производителя, тогда не будет проблем с совместимостью красок с основой (что часто приводит к растрескиванию покрытия уже на стадии высыхания) и лежать они будут лучше.
Однако струя краски из баллончика под давлением капризна и непредсказуема. Для того чтобы научиться правильно красить такими аэрозолями, следует долго тренироваться. Если же вы уже овладели основами мастерства и хотите начать работать гораздо тоньше и аккуратнее, то можно приобрести специальный инструмент для нанесения аэрозольной краски — краскопульт (пульверизатор) или аэрограф. Баллончиком никогда не добиться такого качества, как при использовании этих специализированных инструментов, хотя для некоторых баллончиков продаются различные насадки для более тонкой работы или, наоборот, для нанесения крупных изображений, но их возможности с регулировками аэрографа, конечно, не сравнить. Кроме того, при помощи аэрозольных баллончиков трудно получить промежуточные тона и оттенки, а также плавные переходы цвета.
Обычный малярный краскопульт (пульверизатор) стоит недорого, прост в обслуживании и при этом весьма универсален (может применяться даже с обычным пылесосом). Но такого тонкого покрытия, какое обеспечивает художественный аэрограф, он, безусловно, не даст и может применяться только как распылитель широкого набрызга. Впрочем, аэрозольный баллончик он вполне заменит и обеспечит значительно более широкий выбор цветов.
Основной инструмент
Аэрограф — это миниатюрный пульверизатор, напоминающий авторучку. Используя энергию сжатого воздуха, аэрограф распыляет краску тончайшим конусом, размеры и форму которого можно изменять как с помощью регулятора на самом приборе, так и сменными распылительными головками.
Аэрограф распыляет краску так же, как малярный краскопульт или аэрозольный баллончик, однако тонкость распыления, толщина наносимой линии и размеры точек здесь плавно регулируются — это зависит от количества и вязкости красок, подаваемых к месту смешения, а также от давления воздуха, подаваемого на сопло, и от расстояния до объекта.
Различают аэрографы одинарного действия, в которых регулируется только поток воздуха (подача краски не регулируется), и двойного действия с контрольным рычагом для управления интенсивностью напыления краски. Аэрографы второго типа выпускаются как с раздельным плавным управлением интенсивностью подачи воздуха и краски, так и с установкой фиксированной пропорции смеси для каждого положения рычага. В некоторых недорогих моделях аэрографов двойного действия имеется простой закрепляющий винт, который позволяет фиксировать регулировочный рычаг в заданном положении.
Смешение красителя с воздухом под давлением для образования аэрозольного распыления может быть как внутренним, так и внешним.
Разбрызгивание аэрозоля происходит через сопло аэрографа. Оно обычно конической формы с отверстием для иглы, положение которой контролирует количество краски, поступающей сквозь сопло. Некоторые аэрографы имеют сменные сопла, позволяющие получать напыление различной плотности. Регулировка воздуха, проходящего через сопло аэрографа, осуществляется воздушным клапаном — рычагом или кнопкой, которая держится пружиной, закрывает и открывает этот клапан.
При нажатии пальцем на эту кнопку воздушный клапан открывается и воздух устремляется дальше по корпусу аэрографа, засасывая краску из бачка (это обычно небольшая емкость для краски, связанная с потоком воздуха питающей трубкой) и распыляя ее через сопло-наконечник. При расположении бачка снизу аэрографа воздушный поток образует разряжение у выхода, где происходит всасывание краски. Если бачок находится сверху, краска под действием силы тяжести устремляется вниз и попадает в воздушный поток «самотеком».
Итак, все аэрографы можно условно разделить на следующие типы:
- аэрографы одинарного действия:
- внешнее распыление без иглы,
- внешнее распыление с иглой,
- внутреннее распыление;
- аэрографы двойного действия:
- фиксированного действия,
- плавного независимого действия;
- аэрографы со специальными характеристиками:
- для удаления изображения,
- высокоточные аэрографы,
- многоцветные аэрографы.
В аэрографе, предназначенном для удаления изображения, вместо красителя находится абразивный порошок, который удаляет ранее нанесенную на поверхность краску. Увеличение подачи воздуха повышает интенсивность выброса порошка.
Высокоточные аэрографы, помимо компрессора, могут оснащаться турбиной с большим числом оборотов (например, в модели Paasche Turbo дополнительная турбина работает на 200 тыс. об./мин), которая позволяет точнее дозировать смесь и производить распыление более тонкой струей. Кроме того, высокоточные аэрографы имеют тонкие сменные сопла с соответствующими иглами (с диаметром сопла от 0,1 мм).
Многоцветные аэрографы (например, Chameleon) отличаются тем, что баллончик для краски имеет несколько отсеков для красок разных тонов, а один из них наполнен растворителем, прочищающим сопло перед сменой цвета (одной из самых нудных операций в аэрографии является обязательная тщательная промывка инструмента при каждой смене краски). Аэрограф «Хамелеон» позволяет также смешивать цвета, устанавливая селектор в среднее положение между двумя соседними цветами.
Для создания потока воздуха в аэрографах, как правило, используются электрические компрессоры — механические воздушные насосы, производящие сжатый воздух заданного давления. Компрессоры бывают двух типов: с диафрагмами (мембранами) или с компенсационными резервуарами (баками). Существенная разница между ними заключается в том, что компрессор с диафрагмой оснащен двигателем, посылающим сжатый воздух прямо по шлангу, в то время как в компрессорах с компенсационными резервуарами воздух накапливается в специальной емкости, где выравнивается давление. Компрессоры с диафрагмами просты, недороги и компактны, а их главные недостатки состоят в том, что они сильно шумят, не предназначены для долговременной работы (не более 20-30 мин непрерывного действия) и не обеспечивают равномерный поток воздуха, что отражается на качестве распыления краски.
В профессиональных компрессорах устанавливается отдельный регулятор с манометром, поддерживающий заданное давление. В тех случаях, когда давление в бачке компрессора превышает норму, срабатывает автоматический предохранительный клапан. В принципе, можно применять недорогие автомобильные компрессоры, однако не все они рассчитаны на длительное использование и не могут поддерживать постоянное давление. Маленькие компрессоры имеют слабые двигатели и при длительной работе перегреваются. Чтобы охладить такое устройство, художнику приходится делать паузы в работе. Иногда для обеспечения большей мобильности художники подключают к аэрографам баллончики со сжатым газом и регулятором давления с манометром. Недостаток таких баллонов в том, что они постепенно теряют давление (например, для тонкой работы можно даже использовать баллончики от бытовых сифонов, однако хватает их ненадолго).
Между выходом из компрессора и аэрографом с целью очистки от пыли и устранения излишней влажности воздуха иногда ставится дополнительный воздушный фильтр, который зачастую совмещается с регулятором давления.
Для подключения аэрографа к компрессору требуется специальный шланг с адаптером (переходником). Существуют также адаптеры для присоединения к компрессору сразу нескольких аэрографов (например, для разных цветов). Шланги бывают разной длины (от метра и больше) и изготавливаются из различных материалов: легкого, но быстро изнашивающегося винила; более прочной резины в оплетке или сочлененных металлических колец, которые обеспечивают долгую службу. Нормальное рабочее давление, необходимое для работы аэрографа, колеблется в пределах 1-3 атмосфер. Чем выше давление, тем более тонким будет процесс распыления, но вместе с тем им труднее будет управлять. Слишком низкое давление не обеспечит качественного распыления краски.
Подходящий аэрограф обойдется примерно в 2-4 тыс. руб., приличный компрессор, создающий давление в 1-3 атмосферы, стоит в пределах 3-6 тыс. руб., а простой малярный краскопульт — от 500 руб. Так что профессиональная аэрография — это удовольствие не из дешевых, впрочем, для решения рассматриваемой задачи совсем необязательно использовать весь этот инструментарий и покупать самые дорогие устройства.
Однако именно аэрография с использованием специализированных инструментов позволяет достичь блестящих результатов в изображении любых предметов. После того как аэрограф стал применяться как инструмент для живописи, он приобрел большую популярность среди художников, ищущих новые способы самовыражения. В результате эта технология завоевала всеобщее признание благодаря безупречному качеству изображения, сравнимому разве что с фотографией.
Маски
Поскольку аэрограф не является точечным инструментом и с его помощью нельзя резко обозначить границы, а можно лишь создать окрашенное пятно с мягкими краями, то основой технологии аэрографии, помимо своеобразного способа распыления красителя, является маскирование — защита и сохранение отдельных участков изображения во время работы аэрографом.
Маски принято разделять на четыре вида: закрепленные, подвижные, воздушные и жидкие. Закрепленная маска жестко крепится на основу и делается чаще всего из специально выпускаемой для аэрографии клеящейся пленки, которая производится листами в ролях с защитным слоем (как самоклеящиеся обои). При этом, несмотря на плотное и надежное приклеивание, исключающее подтекание краски под край маски, такая пленка легко снимается. Она очень тонкая, благодаря чему не происходит заметного собирания краски по контуру. Обычно пленка для маски прозрачная, что позволяет художнику видеть защищенную часть картины. Более того, по этой пленке можно рисовать. Причем для фиксации изображения, сделанного мягкими карандашами, пастелью или углем, выпускается специальная жидкость — фиксатив (иначе набросок можно нечаянно стереть во время работы). Продается такая жидкость обычно тоже в аэрозольной упаковке или в банках для разбрызгивания пульверизатором.
Приклеив пленку и нанеся на нее необходимый рисунок, можно поочередно вырезать однотонные области, удалять с них пленку и наносить на них определенную краску. После высыхания этих областей можно снова маскировать их и открывать другие.
Если же защищенную часть картины видеть не нужно, то для маскирования можно применять силиконизированную с двух сторон белую полиэстровую бумагу. Она прочно прикрепляется к основе специальным «резиновым цементом» — раствором латекса, который «липнет» к поверхности, но быстро высыхает, а полученная пленка легко удаляется пальцем или ластиком. Жидкий латексный «цемент» сам по себе очень удобен для маскирования небольших объектов или мелких деталей картины, а также может служить временным клеем для больших листов прозрачной бумаги или пленки. Жидкая латексная маска обычно наносится кистью. Кстати, во избежание засыхания кисти после использования ее следует сразу же промыть.
Если специальной самоклеящейся пленки под рукой нет, то можно воспользоваться бумажным малярным скотчем. Обычный прозрачный или цветной полимерный скотч для маскирования не подойдет, поскольку оставляет на поверхности трудноснимаемую клейкую массу.
Временные закрепляющие маски можно просто удерживать на поверхности рисунка рукой или грузиками.
Подвижные маски не прикрепляют к поверхности, а просто держат в руке (обычно на некотором расстоянии от поверхности). Их можно передвигать в процессе напыления, что позволяет получать как четкие, так и смягченные, размытые контуры и границы или же оттенять какие-либо объекты. Для подвижных масок обычно используется прозрачная ацетатная пленка, подобная той, что применяется в мультипликации, но если под такой маской ничего видеть не нужно, то можно использовать и обычную бумагу, картон, линейки, шаблоны или даже собственные пальцы.
Воздушная маска закрепляется на большом расстоянии от живописной поверхности (например, на «резиновом цементе» или на подставочках) и служит для образования мягких, но ровных контуров, которые трудно получить, удерживая маску рукой. Наряду с простыми можно использовать и фактурные маски, такие как марля или сетка, или специально подготовленный шаблон, или даже кусок ваты, который может послужить, например, для формирования облака.
Акрил
Что касается красок, то обычно художники-любители отдают предпочтение автоэмалям, поскольку выбор автомобильных красок достаточно велик и их легко можно приобрести в автомобильных магазинах. Нитроэмали, конечно, отлично подходят для распыления пульверизатором, ложатся тонким слоем и высыхают практически мгновенно.
Однако автоэмали на целлюлозной основе нуждаются в очень ядовитых растворителях, самым безобидным из которых является скипидар, поэтому жутко воняют. Кроме того, такие эмали требуют тщательной подготовки поверхности и специальной грунтовки.
Для работы в домашних условиях гораздо более предпочтительны акриловые краски, которые продаются в художественных салонах (кстати, любые художественные краски и аэрографы можно приобрести в интернет-магазинах для дизайнеров, архитекторов и художников по адресам: http://www.3-color.ru/ и http://www.artmaterial.ru/). Они тоже изготавливаются из синтетических смол, однако разводятся обычной водой, а высохнув, образуют прочную водостойкую пленку.
Преимущества водорастворимых акриловых красок:
- не нужны специальные растворители;
- отсутствует неприятный запах, не ядовиты и гипоаллергенны (то есть не вызывают аллергических реакций);
- в отличие от других водорастворимых красок, акрил быстро сохнет и после высыхания не пачкается;
- легко смываются с рук;
- широкий выбор непрозрачных кроющих красок (можно, например, писать белым по черному без образования «грязи»);
- краску, имеющую консистенцию сметаны, можно наносить на поверхность губкой или тампоном.
Исходя из того, какой именно рисунок вы хотите нанести на корпус системного блока, а также в зависимости от типа материала, из которого блок изготовлен, выбирается тот или иной тип акриловой краски. Типов красок очень много: от жидких сортов, продающихся в аэрозольных баллончиках, до густых, которые не растекаются при выдавливании из тюбика и служат для нанесения рельефного контура. Есть специальные акриловые краски, предназначенные для различных поверхностей — от ткани до стекла. Для особой выразительности можно использовать не только матовый акрил, но и блестящие (глянцевые) сорта, а также металлилзированные и флуоресцентные краски. Продается также специальная акриловая паста «глянец» — полупрозрачная масса, которую можно подмешивать к матовым краскам для получения блеска. Кроме того, для имитации витражей в специальных тюбиках продается контурный акрил.
Первым делом нужно определить, каким способом вы будете наносить изображение. Если это аэрография, то следует покупать краску в банках или баллончиках для аэрографов и выбирать максимально жидкие сорта. Из недорогих отечественных красок можно порекомендовать акриловые краски московского завода «Гамма» — они имеют хорошую текучесть, по сравнению с другими типами акрила, и хорошо подходят для аэрографов.
Для нанесения рисунка тампоном следует приобретать более густые сорта с высокой вязкостью. Такие краски есть у всех производителей (можем порекомендовать краски фирмы Marabu — у этого производителя есть акрилики как в тубах, так и в удобных баночках с богатой палитрой цветов, что при работе с трафаретом немаловажно). Более густые акриловые краски с высокой вязкостью хотя и разводятся водой, но для доведения до необходимой консистенции требуют добавления специального растворителя. Однако вязкие акриловые краски обладают более высокой кроющей способностью.
Следует учитывать, что на гладкий полированный корпус наносить краску аэрографом гораздо сложнее, чем на матовую или шершавую поверхность, поскольку при неправильном расчете расстояния краска на полированной поверхности сильно растекается и может образовывать кляксы. Впрочем, если матировать такую поверхность мелкой шкуркой, то эта проблема будет снята. Однако в любом случае при нанесении рисунка тампоном работать, конечно, легче. Аэрограф каждый раз при смене краске и особенно в конце работы необходимо тщательно очищать. Каналы, подающие воздух и краску, очень узкие и легко забиваются остатками засохших красителей, что может повредить аэрограф или совсем испортить его. При этом даже если вам удастся потом восстановить прибор, отмыв его от засохшей краски, то уровень точности его работы наверняка снизится. Если используются краски, легко растворимые водой (акварель, гуашь и другие), то инструмент можно промывать водой (наполнять ею баллончик и многократно разбрызгивать его до полного исчезновения следов краски). Однако после работы с красками на акриловой синтетической смоле, кроме промывки водой, особенно после окончания работы, потребуется чистка скипидаром. Наиболее тщательно следует промывать растворителями аэрограф от масляных красок и нитроэмалей — они-то уж точно способны погубить инструмент.
Если вы решили заняться разрисовыванием корпуса компьютера вместе с ребенком, нужно отнестись к выбору краски более серьезно, так как некоторые компоненты акриловых красок могут оказаться токсичными и при продолжительной работе с ними все-таки лучше надевать защитную маску. В то же время некоторые сорта акриловых красок специально предназначены для детского творчества. Может быть, качество красочного покрытия от такого выбора и пострадает, но зато здоровье ребенка будет в безопасности. Детские краски вообще не обладают никаким запахом, нетоксичны и практически безвредны.
Законченный рисунок акриловыми красками можно будет покрыть лаком — даже не для того, чтобы закрепить его (акриловые краски, конечно, не столь устойчивы, как нитроэмали, но на век компьютерного корпуса их прочности за глаза хватит), а чтобы можно было легко мыть такую поверхность и протирать ее от пыли. Лаки тоже можно приобрести в художественных салонах. Однако на этом этапе работы привлекать детей уж точно не стоит. Впрочем, без лака вполне можно обойтись, если отполировать, например, высохшую поверхность неабразивной тефлоновой полиролью для автомобилей.
Подготовка к покраске и грунтовка
Перед покраской поверхность следует тщательно подготовить. Причем глубина и качество этой подготовки будет зависеть от типа применяемых красок. Для нанесения нитроэмалей, например, корпус необходимо тщательно зашкурить (включая лицевую панель и все кнопки), а потом обязательно загрунтовать специальными грунтами (иначе эмаль ляжет очень плохо). Грунт бывает разных типов: для металлов, пластмассы или универсальный. Последний, конечно, удобнее и дешевле, но если вы хотите получить долговечное покрытие, то лучше использовать специализированные грунты.
Акриловые краски менее требовательны к подготовке поверхности, однако и при их применении все окрашиваемые элементы необходимо тщательно обезжирить (не обязательно спиртом или ацетоном — достаточно хорошего средства для мытья посуды), а затем слегка пройтись мелкозернистой шкуркой, чтобы матировать блестящие поверхности. На обработанную таким образом поверхность краска ложится лучше и соответственно держится надежнее. При этом можно также слегка расточить отверстия для кнопок или подвижные защелки на корпусах, чтобы после нанесения грунта, краски и лака они нормально двигались и не застревали. Если корпус вашего компьютера лакированный, то его обязательно следует зачистить шкуркой, чтобы удалить с поверхности слой лака.
Для акриловых красок тоже существуют специальные грунты (как правило, используются акриловые белила), но применять их стоит только в том случае, если требуется обеспечить длительный срок службы в экстремальных условиях. Обычно же достаточно легкого матирования поверхности шкуркой.
Грунт необходимо тщательно высушить и также слегка обработать мелкозернистой шкуркой, чтобы на него хорошо ложилась краска. Для матирования также удобно использовать электрическую шлифовальную машинку.
Перед покраской необходимо убедиться, что в помещении нет пыли. Бороться с пылью можно просто: тем же аэрографом или краскопультом можно распылить вокруг воду, которая прибьет всю пыль к полу.
Нанесение краски
Чтобы перенести изображение (предварительный рисунок) на корпус системного блока или на какую-либо другую ровную поверхность, можно просто распечатать изображение необходимого размера на принтере. Причем достаточно даже черно-белого принтера — ведь вам понадобится только контур этого рисунка. Если размер картинки превышает возможности вашего принтера, то разбейте ее на части с небольшим перехлестом (так будет проще переносить изображение). Затем возьмите обычный мягкий простой карандаш и густо закрасьте оборотную сторону распечатки. Если у вас корпус черного цвета, то вместо карандаша лучше воспользоваться мелом или светлой пастелью. Приложив распечатку закрашенной стороной к поверхности, обведите контур рисунка — таким образом вы получите основу для вашего рисунка.
Затем поверхность можно обклеить прозрачной маскирующей пленкой и поочередно вырезать из нее необходимые области по контуру. За неимением такой пленки можно воспользоваться малярным скотчем — приклеивая бумажные маски этим скотчем по контуру, вы будете отделять участки того цвета, который решили нанести первым. Если у вас имеется самоклеящаяся пленка, позволяющая наносить на нее рисунок, то вы можете сначала обклеить всю поверхность этой пленкой, затем нанести рисунок на саму пленку, а потом вырезать из нее нужные части для окрашивания, а покрашенные элементы, напротив, маскировать.
Если корпус компьютера черный, то необходимо сначала нанести слой белил или, если вы пользуетесь аэрографом, убедиться, что краска непрозрачная (кроющая) и достаточно светлая, чтобы не сливаться с фоном. После нанесения первого цвета дождитесь его полного высыхания, маскируйте следующую область и наносите очередной слой краски — и так до завершения работы.
После полного высыхания краски вы можете оттенить контуры с использованием подвижных масок или специально выделить какие-то элементы в зависимости от вашей задумки. Ведь у данной технологии есть свои недостатки: тонкие и четкие элементы (черты лица, глаз и т.д.) очень трудно наносить при помощи аэрографа или тампоном. В таких случаях как раз и применяется вышеупомянутые маски и трафареты, с помощью которых вы четко разграничиваете элементы рисунка, уточняете детали и работаете с каждым элементом по отдельности.
По окончании работы, после полного высыхания краски, можно покрыть весь рисунок лаком или отполировать поверхность неабразивной автомобильной полиролью. Тут тоже есть выбор: можно покрыть лаком всю стенку корпуса, создав таким образом ее единое стилевое пространство, а можно залакировать только сам рисунок, что подчеркнет и выделит именно его. Лак сохнет очень быстро, но до полного затвердевания необходимо все же подождать пару дней. Желательно на это время исключить возможность попадания на него пыли и шерсти домашних животных.
Другая периферия
Мы выяснили, как с помощью краскопульта и аэрографа реализовать любой художественный замысел. Экстремальное, в том числе и «кислотное» флуоресцентное окрашивание, можно применять не только для корпусов системного блока, но и для мышей, клавиатур, а также для мониторов компьютера с целью придания им индивидуального и необычного вида. В качестве менее экзотического метода можно посоветовать, например, покрасить светлую мышь с помощью губки по трафарету.
Причем вышеописанные технологии можно применять не только для оформления компьютеров, но и для украшения подарочных рамок для постеров и фотографий, для нанесения рисунков акрилом на куртки, майки и джинсы, для подкрашивания износившихся кроссовок и потертых сумок и т.д. А научившись виртуозно работать с акриловыми красками, вы сможете даже заняться наращиванием акриловых ногтей.