Фотоаппарат для Луны
Многомегапиксельные фотокамеры
Пока эксперты предсказывают нам постепенное вытеснение любительских цифровых «мыльниц» мобильными телефонами со встроенными камерами, а такие ведущие игроки рынка цифровой фотографии, как Canon и Nikon, прогнозируют, что в скором будущем даже цифровые зеркальные камеры настолько подешевеют, что, скажем, уже через пару лет фотоаппараты класса Canon EOS 400D или Nikon D40 будут стоить примерно как нынешние цифровые «мыльницы», обратимся к самой лучшей и дорогой профессиональной технике и посмотрим, что сегодня предлагают профессионалам лидеры цифровой фотографии.
Камеры для богатых лунатиков
Осенью 2006 года компания Hasselblad представила серию среднеформатных цифровых зеркальных фотокамер высокого разрешения H3D DSLR для профессиональной съемки. При этом камеры Hasselblad имеют пока самые большие по размеру сенсоры среди серийно выпускаемых цифровых фотоаппаратов.
Сначала были сделаны фотоаппараты H3D-22 (число в серии означает разрешение матрицы в мегапикселах) и H3D-39, а уже в начале нынешнего года компания выпустила 31-мегапиксельный фотоаппарат H3D-31. Впрочем, последний представленный аппарат является всего лишь несколько урезанной версией 39-мегапиксельной камеры H3D-39, где вместо сенсора размером 49x36,7 мм стоит немного «урезанный» сенсор — 44x33 мм. Но главными достоинствами новой модели являются повышенная чувствительность, увеличенная скорость и относительно невысокая для этой серии стоимость — цифровую «тушку» H3D-31 без объектива можно приобрести по цене чуть больше 25 тыс. долл., в то время как почти вдвое менее мегапиксельный H3D-22 стоит лишь на 1,5-2 тыс. долл. дешевле, а вот H3D-39 — уже почти на 7 тыс. долл. дороже.
Модели Hasselblad H3D оснащаются новым высокоскоростным алгоритмом обработки изображения, который позволяет достаточно быстро формировать снимки большого объема (напомним, что у 22-мегапиксельного фотоаппарата H3D-22 снимок имеет разрешение 4080x5440 и по объему занимает в формате RAW приблизительно 30 Мбайт, а в формате TIFF — 66 Мбайт; у H3D-31 разрешение снимка — 4872x6496, что по объему в RAW — 40 Мбайт, а в TIFF — 95 Мбайт, у H3D-39 — 5412x7212, что по объему в RAW — 50 Мбайт, а в TIFF — 117 Мбайт).
Аппараты были созданы на базе архитектуры Hasselblad Instant Approval Architecture (IAA), служащей для упрощения процесса съемки, и используют технологию Hasselblad Digital APO Correction (DAC), предназначенную для более качественной работы с форматом RAW. Чувствительность сенсоров моделей H3D-22 и H3D-39 изменяется от 50 до 400 ISO, а вот у H3D-31, благодаря примененной в матрице системе микролинз, пороговое значение чувствительности может достигать 800 единиц ISO. Отснятые кадры записываются на карточки CompactFlash (аппараты комплектуются картами объемом 2 Гбайт) либо на внешний накопитель, а предварительный просмотр снимков осуществляется на 2,2-дюймовом ярком OLED-дисплее. Камеры из серии H3D довольно тяжелые — с литий-ионным аккумулятором и картой памяти вес фотоаппарата превышает 2 кг. Впрочем, для профессиональных среднеформатных камер это не редкость.
Специалисты компании Hasselblad особо подчеркивают, что H3D-31 предназначается для фотографов, которые ведут высокоскоростную съемку в самых разных условиях, но при этом хотели бы не терять в качестве изображения.
Во всех моделях серии H3D используется общая система высокоскоростной съемки, однако в H3D-31 применено дополнительное инновационное решение, позволяющее захватывать огромные изображения всего за 1,2 с. Таким образом, новые цифровые камеры стали вполне конкурентоспособны по отношению к традиционным профессиональным среднеформатным пленочным «зеркалкам» не только по размерам, весу, эргономике и простоте использования, но и по скорости съемки. Качество изображения при этом находится практически на одном уровне с пленкой, поэтому и осталось, пожалуй, преодолеть последний цифровой барьер — цену.
Впрочем, полная совместимость всех задников и модульная природа аппаратов Hasselblad не делают покупку столь экстравагантной, чтобы говорить о ней как о выбрасывании денег на ветер.
Hasselblad на Луне
Размер сенсоров, с которыми работают цифровые фотоаппараты серии H3D DSLR (48x36 мм), профессиональные фотографы называют кадром «среднего» формата, то есть расположенным между потребительским пленочным кадром 35 мм (36x24 мм) и так называемым полным форматом размером 9x12 см (в американском стандарте — 10x13 см). Полноформатная, или листовая, пленка является ровесницей самой фотографии, сегодня уже мало где применяется и требует специализированной студийной фотоаппаратуры. В портативных камерах большого формата в архитектурной и коммерческой профессиональной фотографии используется преимущественно средний формат пленки с размером кадров 6x4,5 см, 6x6 см или 6x7 см. Впрочем, в англоязычной прессе термин Full-Frame употребляется начиная с формата 48x36 мм, да и в нашей литературе 6-сантиметровые кадры иногда тоже называют полноформатными. Как бы там ни было, но и размер кадра 48x36 мм — это формат для профессионалов, как и вся линейка объективов и прочих аксессуаров для подобного рода аппаратов. Однако несмотря на то, что камеры Hasselblad не предназначены для любителей и стоят очень дорого, нам они все равно интересны. И не только тем, что имеют самые большие в настоящее время цифровые сенсоры, но еще и тем, что продолжают славные традиции великих первопроходцев прошлого.
Например, американское космическое агентство NASA выбрало для экспедиций на Луну именно фотоаппараты Hasselblad — лучшие в мире среднеформатные фотоаппараты того времени. NASA прекрасно понимало, что снимки будут важнейшим документальным материалом, и приложило много усилий, чтобы научить астронавтов фотографировать.
По две камеры Hasselblad 500EL были на APOLLO-8, 9 и 10, три камеры имелись на APOLLO-11 и т.д. Именно они были для астронавтов основным средством для съемки, и на очень многих снимках с Луны мы видим закрепленные на груди у астронавтов «Хассельблады». Существует специальный сайт, который так и называется: «Атлас снимков, снятых камерой Hasselblad». На нем выложено более 20 тыс. снимков с Луны (http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/), сделанных лучшей для того времени фотокамерой, но, несмотря на это, до сих пор находятся люди, не верящие в правдоподобность этих снимков и сомневающиеся, что на Луне были люди.
Многомегапиксельные фотокамеры
В последнее время среди знатоков цифровой фотографии широко распространилось мнение, что большое количество мегапикселов для фотокамеры — это скорее зло, нежели достижение. Действительно, ведь при том же физическом размере матрицы 8- или 10-мегапиксельные сенсоры «шумят» больше, чем 4- или 6-мегапиксельные. Однако астронавты не зря брали на Луну не обычные компактные фотоаппараты, а большие среднеформатные камеры. Ведь возможность сильно увеличить какую-нибудь часть кадра часто может оказаться гораздо важнее любых шумов, тем более что современные алгоритмы шумоподавления работают довольно эффективно. Так что резко негативное отношение к современным «мыльницам» можно и смягчить.
Конечно, презрение к многомегапиксельным мыльницам не может распространяться на такие профессиональные фотоаппараты, как вышеупомянутые камеры семейства Hasselblad H3D DSLR, ведь у них-то как раз физические размеры матриц сегодня самые большие, однако и у профессиональных многомегапиксельных решений существует много проблем.
Например, недавно компания Seitz (http://www.roundshot.ch) анонсировала цифровую камеру, способную снимать с разрешением 160 мегапикселов. Ее широкоформатный кадр размером 6x17 мм дает снимок, который занимает около гигабайта дискового пространства. С учетом того, что получившиеся фотографии за счет высокого разрешения потребуют в десятки раз больше места, чем кадры, снятые привычными цифровыми «зеркалками», для записи таких изображений придется придумать особые системы хранения. Снимки в таком фотоаппарате не смогут храниться на карте памяти, а должны сразу передаваться на компьютер (даже если удастся разместить флэш-память емкостью в несколько десятков гигабайт, то процесс записи в нее окажется неразумно длительным). Следовательно, даже если подобные камеры сделать портативными, то вряд ли удастся обеспечить такую мобильность, чтобы взять их с собой на Луну, — они будут использоваться только в условиях специально оборудованных студий.