Акустика для ПК: 2.0 или 5.1?
Что предпочесть, выбирая акустическую систему для домашнего ПК: классическую стереосистему или же многоканальную модель? Найти ответ на этот вопрос непросто, особенно когда стоимость сравниваемых комплектов практически одинакова…
Сегодня большинство домашних ПК являются мощными мультимедийными устройствами. Прослушивание музыки, просмотр фильмов, клипов и ТВ-программ, монтаж собственного видео, обучающие программы и, конечно, игры — вот далеко не полный перечень задач, для выполнения которых необходимы мультимедийные функции.
Давно уже прошли времена, когда единственным штатным звуковоспроизводящим устройством ПК был примитивный звуковой генератор, подсоединенный к миниатюрному динамику в корпусе системного блока. Сейчас встроенные звуковые адаптеры с многоканальными выходами формата 5.1 или 7.1 устанавливаются на большинстве системных плат. Даже у неказистого офисного компьютера есть все необходимое «железо» для того, что выдавать многоканальный звук — не говоря уже о банальном стерео.
Однако если звуковой адаптер уже стал неотъемлемой частью современного ПК, то конечное воспроизводящее устройство — акустическую систему — по-прежнему необходимо приобретать отдельно. При выборе данного компонента есть от чего растеряться: в глазах в буквальном смысле рябит от разнообразия форм, цветов и размеров. К сожалению, для того чтобы не то что обозреть, а просто перечислить все представленные на российском рынке модели акустических систем для ПК, понадобится как минимум десяток страниц. Поэтому мы решили просто сравнить две акустические системы наиболее распространенных типов, чтобы на их примере продемонстрировать наиболее характерные достоинства и недостатки, присущие каждому из них. Итак, настольная стереосистема против комплекта 5.1.
Начнем с представления участников импровизированного состязания. За настольные стереосистемы выступает Creative GigaWorks T20, а комплекты формата 5.1 представлены моделью Creative Inspire T6100. Объединяет эти устройства то, что приобрести их можно практически по одной и той же цене (разница составляет лишь около 10%). Но прежде чем перейти к сравнению, расскажем о каждой из этих систем.
GigaWorks T20
Модель GigaWorks T20 представляет собой активную двухполосную стереофоническую АС. Колонки левого и правого каналов выполнены в отдельных корпусах. Они изготовлены из окрашенного в черный цвет пластика и имеют вертикальную компоновку, благодаря чему занимают немного места на столе. Четыре резиновые ножки, имеющиеся на нижней панели каждой из колонок, предотвращают их скольжение по поверхности стола, заодно защищая его покрытие от появления царапин. Передняя панель колонок выполнена из пластика с глянцевой поверхностью и окрашена в серый «металлик».
Акустическая система GigaWorks T20
Оба динамика, врезанные в переднюю панель, защищены от случайного повреждения сеткой из акустически прозрачной ткани, натянутой на пластиковую рамку. Эта рамка крепится к колонке на четырех пластиковых штырях, заходящих в специальные отверстия на передней панели, что позволяет относительно легко снимать сетку (равно как и устанавливать ее обратно).
Сняв сетку, можно рассмотреть динамики. Расположены они не совсем привычным образом: широкополосный динамик находится сверху, а высокочастотный (с купольным излучателем) — пониже, практически в центре передней панели. Широкополосный динамик сразу же привлекает внимание своим необычным видом: его ярко-желтый диффузор изготовлен не из привычной (по крайней мере, для компьютерных АС) бумаги, а из стеклоткани. Зачем это нужно? Стеклоткань — гораздо более жесткий и прочный (по сравнению с пропитанной бумагой) материал. Установка в динамик более жесткого диффузора позволяет снизить некоторые виды искажений, вносимых его механическими компонентами в воспроизводимый сигнал. Иными словами, звучать он (по крайней мере, теоретически) должен лучше бумажного.
Диффузоры широкополосных динамиков
системы GigaWorks T20 изготовлены
из стеклоткани
Одной из основных проблем малогабаритных акустических систем является воспроизведение низкочастотной части звукового спектра. Впрочем, уже давно известно несколько способов, позволяющих достичь разумного компромисса между физическими размерами корпуса АС и нижней границей воспроизводимого частотного диапазона. Наиболее простым и распространенным вариантом является фазоинвертор.
Разработчики GigaWorks T20 не стали изобретать велосипед и выбрали именно это проверенное временем решение, придумав для него новое название — система BasXPort. На самом деле это лишь словесная ширма: в колонках GigaWorks T20 используется обыкновенный фазоинвертор с трубкой цилиндрической формы. Правда, расположен он не совсем обычным образом: наружное отверстие фазоинвертора выведено не на переднюю или заднюю панель колонки, а вверх. Скорее всего, это объясняется пропорциями корпуса колонок: трубка требуемой длины уместилась внутри только вертикально.
Задняя панель правой
колонки GigaWorks T20
Несмотря на пластиковый корпус, колонки достаточно тяжелые — видимо, внутри закреплен специальный балласт. Это косвенно подтверждается тем, что центр тяжести колонок приходится на их нижнюю часть, в то время как самый тяжелый компонент — широкополосный динамик — установлен в верхней части. В любом случае это позволяет быть уверенным в том, что колонки не будут подпрыгивать на столе при очень большой громкости.
Корпуса обеих колонок имеют магнитное экранирование, что дает возможность устанавливать их в непосредственной близости от телевизоров и мониторов, оснащенных электронно-лучевой трубкой.
Как и подавляющее большинство современных мультимедийных АС, GigaWorks T20 является активной, то есть оснащена встроенным усилителем. Блок усилителя размещен в корпусе колонки правого канала. На нижней части ее передней панели выведены три вращающиеся ручки. Крайний правый регулятор, совмещенный с выключателем питания, управляет уровнем громкости, а два других (с фиксируемым средним положением) служат для настройки двухполосного регулятора тембра. Кроме того, на передней панели размещен индикатор включения питания, а также разъемы для подключения наушников и портативных воспроизводящих устройств (оба — mini-jack).
На задней панели имеются разъемы для подключения левой колонки и внешнего блока питания, а также линейного входа (mini-jack) для основного источника сигнала. Колонка левого канала подключается к правой при помощи встроенного в корпус кабеля длиной около 2 м.
В комплект поставки GigaWorks T20 входят: две колонки, внешний блок питания, кабели mini-jack — mini-jack для подключения основного и дополнительного источников звука (длиной соответственно 2 и 0,55 м), переходник для подключения кабелей с разъемами RCA к розетке mini-jack, инструкция по эксплуатации и буклет с информацией о гарантийном обслуживании.
Inspire T6100
Модель Inspire T6100 — это сабвуфер-сателлитная АС формата 5.1. Довольно большой (для компьютерных АС) сабвуфер выполнен в деревянном корпусе, оснащенном фазоинвертором. Корпус сабвуфера окрашен в черный цвет, а защищающая динамик решетка — в серебристый. Паспортная мощность сабвуфера — 26 Вт (RMS).
Многие модели многоканальных АС комплектуются совершенно одинаковыми сателлитами, однако система Inspire T6100 в этом смысле является исключением. Сателлиты тыловой стереопары и центрального канала оснащены одним широкополосным динамиком, а вот для фронтальной стереопары использованы двухполосные колонки, оснащенные среднечастотным и высокочастотным динамиками.
Акустическая система Inspire T6100
Сателлиты фронтальной и тыловой пар выполнены в компактных корпусах вертикальной компоновки. Мощность каждого из них составляет 8 Вт (RMS). На задней панели корпуса сателлитов имеется отверстие для крепления на стену, а в нижней части — паз для установки на подставку. Сателлит центрального канала выполнен в горизонтально ориентированном корпусе, оснащенном регулируемой подставкой, конструкция которой позволяет изменять угол наклона относительно опорной поверхности. Кроме того, в сателлите центрального канала установлен более мощный динамик (18 Вт RMS).
В комплект поставки системы Inspire T6100 входят четыре настольные подставки для сателлитов фронтальной и тыловой стереопар, снабженные резиновыми ножками. В качестве опции можно приобрести высокие подставки для сателлитов тыловой пары (MT-1500).
Панель коммутации на корпусе
сабвуфера системы Inspire T6100
Как и в большинстве подобных систем, блоки усилителей всех каналов размещены внутри корпуса сабвуфера, на котором соответственно расположена и панель коммутации. Для подключения к звуковому адаптеру ПК (или к иному источнику сигнала) используется кабель, встроенный в корпус сабвуфера и оснащенный тремя трехконтактными разъемами mini-jack (фронтальная пара, тыловая пара, центр/сабвуфер), корпуса которых имеют стандартную цветовую маркировку.
Сателлиты подключаются к разъемам на панели коммутации посредством встроенных в корпус кабелей. Длина кабелей сателлитов фронтальной пары и центрального канала — 1,7 м, тыловой пары — около 4 м. Для подключения используются стандартные разъемы RCA, за исключением сателлита правого канала фронтальной пары, который подключается посредством 9-контактного разъема miniDIN. Дело в том, что в корпусе сателлита правого канала фронтальной пары, помимо динамиков, размещены регулятор громкости (совмещенный с выключателем питания), гнездо для подключения наушников и индикатор включения питания. На корпусе сабвуфера имеется вращающийся регулятор для установки оптимального уровня воспроизведения низкочастотной составляющей.
Система укомплектована внешним блоком питания, который подключается к разъему на корпусе сабвуфера.
В комплект поставки Inspire T6100 входят: два сателлита фронтальной пары, два сателлита тыловой пары, сателлит центрального канала, сабвуфер, внешний блок питания, четыре настольные подставки и краткая инструкция по эксплуатации. Также имеется комплект наклеек, предназначенных для маркировки кабелей колонок-сателлитов во избежание путаницы при установке и подключении.
2.0 против 5.1
Встречают, как известно, по одежке. Поэтому сравнение наших оппонентов мы решили начать с оценки их внешнего вида.
Как и положено модели, занимающей более высокое положение в иерархии акустических систем Creative, система GigaWorks T20 выглядит просто великолепно. Передние панели колонок, окрашенные в серый «металлик», идеально гармонируют с офисной мебелью цвета «антрацит». Да и искусно окрашенные под металл ручки на правой колонке смотрятся весьма солидно. Не поленитесь снять защитные сетки, чтобы полюбоваться на желтые диффузоры широкополосных динамиков. Их вид вызывает ассоциации с продукцией компании B&W, которая одной из первых начала применять динамики с кевларовыми диффузорами.
Кстати, на фотографии GigaWorks T20 кажется значительно больше, чем она есть в действительности. На самом деле эта система весьма компактна: размер каждой колонки всего 85x225x125 мм.
В оформлении компонентов системы Inspire T6100 доминирует черный цвет, разбавленный серебристой окантовкой вокруг защитных решеток, прикрывающих динамики сателлитов. Некоторое оживление вносят блестящие купола высокочастотных излучателей на фронтальной паре. И хотя сам по себе черный цвет не вызывает бурю положительных эмоций, нельзя не признать, что он практичен. Такие колонки будут хорошо сочетаться с мебелью практически любого цвета.
Регуляторы и разъемы на передней
панели правой колонки GigaWorks T20
Итак, система GigaWorks T20 в целом выглядит более солидно (можно даже сказать — богаче). Однако у Inspire T6100 есть свой козырь: при покупке этих колонок можно не задумываться о том, впишутся ли они в интерьер.
Следующий этап сравнения — оценка эргономики.
У системы GigaWorks T20 немало достоинств: удобные ручки управления на правой колонке легко доступны, питание включается одной из них (регулятором громкости), подключение блока питания и кабеля от звукового адаптера к разъемам на задней панели не вызывает затруднений. Удачно расположено и гнездо для подключения наушников. Отдельно стоит отметить дополнительный линейный вход на передней панели: чтобы подключить к колонкам портативный плеер, не нужно отключать звуковой кабель, идущий от компьютера. Как уже было упомянуто, колонки GigaWorks T20 весьма компактны, поэтому с их размещением на рабочем месте трудностей возникнуть не должно.
Достойных упоминания недостатков два: во-первых, применение внешнего блока питания, для размещения которого придется подыскать место на полу или на столе, а во-вторых — чересчур навязчивый индикатор включения питания. Уже через несколько минут работы ярко-синий светодиод, направленный точно в правый глаз, достает насколько, что не остается другого выхода, кроме как заклеить его. Неужели нельзя было поставить пластмассовый рассеиватель?
Для развертывания Inspire T6100 (как, впрочем, и любой другой системы формата 5.1) потребуется значительно больше усилий. Сначала необходимо найти на полу место для размещения отнюдь не компактного сабвуфера. Задача усложняется тем, что встроенный кабель должен дотянуться до выходных разъемов на системном блоке.
С размещением сателлитов фронтальной пары особых проблем возникнуть не должно: благодаря вертикальной компоновке и малым габаритам, они практически не занимают места на столе. Кроме того, если стол установлен вплотную к стене, сателлиты фронтальной пары можно подвесить на ней.
Найти место для сателлита центрального канала несколько сложнее. Нам удалось пристроить его перед монитором — благо, высоту установки экрана последнего можно регулировать в довольно широких пределах.
Как и следовало ожидать, наибольшие проблемы доставила тыловая пара. Конечно, лучше всего использовать специальные подставки, однако для данной модели их нужно приобретать отдельно. В конце концов решение было найдено: за креслом мы установили (параллельно столу) гладильную доску, а на нее — сателлиты тыловой пары на настольных подставках. Для временного использования вполне приемлемо.
Справиться с подключением кабелей сателлитов и блока питания к сабвуферу удалось достаточно быстро. Единственное затруднение возникло с правым сателлитом фронтальной пары, который подключается посредством многоконтактного разъема miniDIN. В отличие от «тюльпанов», которыми оснащены кабели остальных колонок, этот разъем перед подключением к гнезду необходимо сориентировать строго определенным образом. Сделать это, находясь в тесном и плохо освещенном пространстве под столом в позе кота, выманивающего мышь из норы, не так-то просто.
У многих сабвуфер-сателлитных АС, с которыми нам приходилось иметь дело раньше, выключатель питания располагался на блоке сабвуфера, и пользоваться им было, мягко говоря, неудобно. А регулятор громкости зачастую был установлен на кабеле, связывающем звуковой адаптер с сабвуфером — тоже не идеал эргономики.
Отрадно, что у владельца Inspire T6100 таких проблем не возникнет: регулятор громкости, совмещенный с выключателем питания, разместили на корпусе сателлита правого канала. Пользоваться им удобно, а главное — теперь не нужно каждый раз лезть под стол, чтобы выключить систему. Легко доступно и гнездо для подключения наушников, также расположенное на корпусе сателлита правого канала фронтальной пары. Правда, на передней панели корпуса этой колонки зачем-то разместили ярко-синий светодиод индикатора включения питания, который, как и в системе GigaWorks T20, нацелен прямо в правый глаз. Его тоже пришлось заклеить.
Итак, все подключено, теперь можно переходить к основной части — оценке звучания. Импровизированные состязания были разделены на три раунда: воспроизведение музыки, звукового сопровождения в играх и кинофильмах.
Звучание GigaWorks T20 нельзя охарактеризовать как идеальное, равно как и согласиться с рекомендацией производителя по использованию данной АС в качестве контрольных мониторов для домашней звукозаписывающей студии. Из основных недостатков следует отметить несколько зажатое звучание среднечастотной части спектра, а также заметную на слух неравномерность АЧХ в области низких частот. Тем не менее в целом система неплохо справляется с воспроизведением музыки различных жанров и обеспечивает великолепную локализацию источников звука в пределах стереобазы.
Опытным путем удалось выяснить две интересные особенности GigaWorks T20. Во-первых, для наиболее полного раскрытия потенциала этой системы расстояние между колонками желательно увеличить до максимума и располагать их по возможности дальше от переднего края столешницы (то есть от слушателя). Во-вторых, ощутимое влияние на характер звучания низкочастотной части спектра оказывают горизонтально ориентированные поверхности предметов, расположенных над колонками. Например, при наличии висящей на небольшой высоте над столом полки звучание системы становится бубнящим, из-за чего приходится ослаблять низкочастотную составляющую соответствующим регулятором темброблока. Видимо, эта особенность обусловлена вертикальным расположением фазоинвертора в колонках.
У системы Inspire T6100 регулятор громкости,
совмещенный с выключателем питания, установлен
на корпусе правого сателлита фронтальной пары
Что касается Inspire T6100, то эта модель продемонстрировала типичные недостатки недорогих сабвуфер-сателлитных систем. Музыкальным записям в «исполнении» данной АС ощутимо не хватает прозрачности, из-за чего многие инструменты звучат зажато. Струнным и духовым инструментам существенно не хватает телесности, а локализация источников звука весьма условна — как, впрочем, и глубина звуковой сцены. Очень хорошо слышно, когда включается в работу сабвуфер, что также не лучшим образом характеризует «музыкальные способности» Inspire T6100. Пожалуй, единственное достоинство этой системы — большая мощность. Итак, в первом раунде убедительную победу одержала система GigaWorks T20.
При воспроизведении игрового звука явное преимущество было на стороне Inspire T6100. Мощь сабвуфера оказалась столь велика, что ее пришлось обуздать, установив регулятор уровня низких частот почти на минимум. Но даже в «придушенном» варианте взрывы, рев моторов и прочие звуковые эффекты воспринимались весьма реалистично. Что касается системы GigaWorks T20, то игровой звук — явно не ее стихия. Явственно ощущается нехватка мощного баса и дополнительных колонок для полноценной имитации эффекта окружающего звука.
И наконец, последний раунд — кино. Для просмотра телепередач и фильмов со стереозвуком возможностей GigaWorks T20 в большинстве случаев вполне достаточно. Конечно, Inspire T6100 имеет определенное преимущество, обеспечивая более убедительное звучание выстрелов, взрывов и прочих эффектов, основанных на использовании мощного баса. Что касается фильмов с многоканальным звуком Dolby Digital, то здесь картина полностью аналогична той, которую мы уже наблюдали во втором раунде: с большим перевесом победила система Inspire T6100.
Заключение
Так что же все-таки предпочесть: настольные стереоколонки или систему 5.1? При практически одинаковой цене решающим фактором становится круг задач, для которых будет применяться приобретаемая АС. К сожалению, универсального решения для домашнего ПК пока не существует.
Стереосистема GigaWorks T20 отличается простотой подключения, занимает меньше места и выглядит более привлекательно. Кроме того, ее можно использовать с любым портативным плеером, подсоединить который можно к специальному разъему на передней панели. При воспроизведении стереофонических музыкальных записей GigaWorks T20 обеспечивает значительно более точное и выверенное звучание по сравнению с Inspire T6100.
Что касается Inspire T6100, то для ее установки потребуется немало места. Придется также решить ряд технических проблем: в частности, как проложить многочисленные кабели и каким образом разместить тыловую пару сателлитов. Основным преимуществом такой системы является более высокая мощность, возможность полноценного воспроизведения многоканального звукового сопровождения звука в играх и кинофильмах, а также впечатляющее звучание спецэффектов. Но в то же время при прослушивании стереофонических музыкальных записей она значительно уступает обычной стереосистеме.
Редакция выражает благодарность российскому представительству компании Creative Labs, предоставившему акустические системы GigaWorks T20 и Inspire T6100.