Средства управления ИТ-инфраструктурой корпорации Microsoft: новшества и планы на будущее
Весной этого года корпорация Microsoft выпустила семейство продуктов Microsoft System Center, предназначенных для управления ИТ-инфраструктурой и поддерживающих мониторинг систем, управление конфигурациями и создание резервных копий данных. Поскольку сегодня эффективность деятельности большинства компаний существенно зависит от управления ИТ-услугами и ИТ-инфраструктурой, гарантирующего высокую доступность применяемых решений для конечных пользователей, интерес ИТ-менеджеров к семейству System Center весьма высок. Именно поэтому мы попросили ответить на вопросы нашего журнала о новом семействе продуктов Александра Гвоздева, руководителя группы по инфраструктуре информационных технологий (Infrastructure Lead) из департамента маркетинга и развития бизнеса (Business Marketing Organization), и Владимира Елисеева, консультанта по бизнес-решениям из московского офиса Microsoft.
КомпьютерПресс: Каков, на ваш взгляд, спектр потенциальных потребителей продуктов семейства System Center? Каково минимальное количество серверов и рабочих станций в компании, при которых имеет смысл внедрять те или иные продукты этого семейства?
Александр Гвоздев: В наши дни программное обеспечение и оборудование, на котором оно работает, имеют огромное значение для любой компании. Единственный способ обеспечить доступность этих важных ресурсов, когда они необходимы, — это правильно управлять ими. Из этих двух постулатов следует один неоспоримый вывод: эффективное управление компьютерными системами исключительно важно практически для всех современных организаций. Так что спектр потенциальных потребителей продуктов семейства System Center очень широк — от компаний малого бизнеса до громадных транснациональных корпораций, каковыми теперь нередко становятся и наши российские быстрорастущие компании. По поводу количества серверов и клиентских систем правильнее все-таки говорить в рамках каждого отдельно взятого продукта. Чтобы не быть голословным относительно всевостребованности продуктов System Center, скажу: я знаю одну небольшую производственную компанию, которая применяет System Center Data Protection Manager 2006 для архивации данных своих файл-серверов, при том что этих серверов всего три. В то же время идущая сейчас глобальная рекламная кампания System Center приводит примеры использования наших продуктов такими крупными компаниями, как Dell, Nissan, HSBC, — речь идет об управлении инфраструктурой из десятков тысяч серверов и сотен тысяч клиентских систем. А если мы, например, говорим о продукте Microsoft System Center Essentials 2007, то он специально разработан для удовлетворения потребностей компаний среднего размера, насчитывающих не более 30 серверных и 500 клиентских систем. Так что семейство продуктов System Center может удовлетворить запросы достаточно широкого круга компаний и организаций.
Александр Гвоздев
КП: Можете ли вы охарактеризовать имеющихся в настоящее время потребителей проектов внедрения System Center? В каких отраслях сейчас ведутся подобные проекты? Есть ли среди них успешно завершенные?
А.Г.: Как я уже говорил, управление ИТ-инфраструктурой исключительно важно практически для всех современных организаций и, пожалуй, главным отличием пользователей продуктов семейства System Center является осознание ими необходимости решения данной задачи и понимание, что они получают ощутимые преимущества в случае ее решения. В России проекты внедрения различных продуктов семейства System Center реализованы в финансовом, телекоммуникационном, производственном секторах, топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, государственных и академических учреждениях. В качестве недавнего примера можно привести проект с управлением информатизации Правительства Москвы. Департаменты Правительства Москвы эксплуатируют более 300 серверов, которые предоставляют различные ИТ-сервисы 15 тыс. пользователей. Поддерживается нескольких сотен информационных систем. В такой структуре необходимо обеспечить полноценный мониторинг работы сервисов и аппаратного обеспечения. Решения Microsoft были выбраны как наиболее интегрированные: Microsoft Operation Manager в качестве серверного мониторинга и System Management Server как средство управления рабочими местами. Хотелось бы отдельно отметить продемонстрированную в данном проекте открытость продуктов Microsoft: одним из важнейших компонентов новой технологии стал модуль российского партнера Microsoft — Kraftway Management Pack для Microsoft Operations Manager, предназначенный для дистанционного отслеживания состояния аппаратного обеспечения отдельных систем.
КП: Сегодня особую актуальность при построении ИТ-инфраструктуры предприятий имеют комплексные решения, например интегрированные между собой средства управления ИТ-инфраструктурой и средства управления информационной безопасностью. Каковы особенности интеграции продуктов семейства System Center со средствами обеспечения безопасности Microsoft? Имеются ли возможности интеграции продуктов этого семейства со средствами обеспечения безопасности других производителей?
А.Г.: Безусловно, подобная тенденция имеет место, и наши клиенты просят помочь им в упрощении управления и повышении защищенности.
Мы развиваем несколько направлений интеграции System Center с продуктами информационной безопасности, причем развиваются они абсолютно равноценно.
Первое направление — интеграция продуктов семейства System Center и продуктов других производителей. Благодаря такой интеграции, из консоли управления System Center можно следить за состоянием защиты компании. Как правило, расширения для интеграции поставляются поставщиками бесплатно.
Второе направление — интеграция с новым семейством продуктов информационной безопасности Microsoft Forefront. Совместная презентация продуктов прошла 17 мая в Москве. Это было отнюдь не случайным совпадением, поскольку между этими двумя семействами существует интеграция. С одной стороны, при помощи System Center можно контролировать работоспособность и осуществлять обновление продуктов Microsoft Forefront. С другой стороны, продукты Forefront можно использовать для защиты серверов управления под управлением System Center.
Важно отметить, что мы не только интегрируем продукты разных семейств, но и активно используем уже имеющиеся технологии в составе новых продуктов. Так, в состав Forefront Client Security входит технология мониторинга, основанная на MOM. То есть если в данный момент в компании не используются продукты System Center, то администраторы получают навыки работы с технологиями. Это позволяет существенно экономить время и ресурсы компании при внедрении.
Третье направление — поддержка сервисов и протоколов, входящих в состав Windows. Например, уже сейчас реализована поддержка технологии NAP (Network Access Protection), которая появится в Windows Server 2008. О ее поддержке уже заявили сотни поставщиков, в первую очередь производители средств обеспечения информационной безопасности. И по мере приближения выхода Windows Server 2008 количество производителей будет лишь увеличиваться. Речь идет о производителях не только программного, но и аппаратного обеспечения. Среди компаний, поддерживающих этот стандарт, можно назвать таких ведущих игроков, как Intel, Cisco, Symantec, Marvell, Trend Micro, D-Link, McAfee, Broadcom и многих других.
КП: Все ли продукты указанного семейства доступны в виде локализованных версий?
А.Г.: Нет, пока не все. Мы внимательно следим за развитием рынка и выпускаем локальные версии, как только понимаем, что время пришло. Каких-либо серьезных нареканий от клиентов и партнеров на отсутствие необходимых им русских версий продуктов не поступало.
КП: В России имеется немало компаний, чья ИТ-инфраструктура включает решения не только на базе Windows или SQL Server, но и на базе других операционных систем, СУБД и серверов приложений. Имеет ли смысл внедрять продукты семейства System Center в подобных компаниях, и если да, то в каком объеме? Способны ли продукты данного семейства управлять, к примеру, J2EE-серверами или приложениями, функционирующими на платформах, отличных от Windows? Обладают ли они средствами интеграции со средствами управления ИТ-инфраструктурой и средствами обработки событий других производителей?
Владимир Елисеев: Решения Microsoft System Center идеально подходят для управления и мониторинга инфраструктуры на основе программных продуктов Microsoft. Наличие у заказчиков компонентов сторонних разработчиков никак не мешает им использовать линейку продуктов System Center в обслуживании как Windows, так и других приложений. Microsoft всегда старается реализовать поддержку открытых стандартов в своих продуктах, что помогает достигать взаимодействия между программными продуктами различных производителей.
Идеального управления можно достичь в случае, когда управляемый модуль разрабатывается теми же людьми, которые создавали само управляемое приложение, — они знают все его особенности, модель поведения, контрольные точки в архитектуре. Непосредственно для своих продуктов и компонентов Windows Microsoft бесплатно поставляет более 60 пакетов управления. Пакеты управления для множества сторонних продуктов, таких, например, как Linux, Oracle, SAP, сетевое и серверное оборудование разрабатываются и предлагаются либо непосредственно вендорами, либо многочисленными партнерами Microsoft (eXc Software, NetIQ, JalaSoft и др.). Сейчас уже имеется более ста различных пакетов для работы с наиболее распространенными продуктами и технологиями. Для получения более подробной информации по представленным пакетам управления следует обратиться на сайт Management Pack Catalogue.
Интеграция со средствами управления других производителей возможна через Microsoft Operations Manager Connector Framework (MCF), представляющую собой расширенную методологию, позволяющую использовать разработанные коннекторы для интеграции различных программных технологий. Эти коннекторы могут быть созданы либо самими заказчиками, либо партнерами для таких продуктов, как корпоративные средства управления или службы поддержки пользователей. Уже сейчас доступны более десятка подобных коннекторов от партнеров Microsoft для таких систем, как HP Open View, CA Service Desk и Unicenter, IBM Tivoli и др.).
Владимир Елисеев
КП: Каковы планы Microsoft по выпуску продуктов семейства System Center на ближайшие годы?
А.Г.: Начнем с того, что весной этого года, как вы правильно отметили ранее, состоялся официальный «запуск» (я до сих пор не могу найти правильного, точного эквивалента английскому launch) семейства продуктов System Center, когда все продукты в области управления ИТ-инфраструктурой были собраны под единый бренд, с единым технологическим подходом, с соответствующей интеграцией, унификацией интерфейсов и т.д. Упор был сделан на выход Microsoft System Center Operations Manager 2007 и Microsoft System Center Essentials 2007. Осенью этого года состоится второй этап этого запуска — будут выпущены новые версии продуктов Microsoft System Center Configuration Manager (бывший Microsoft SMS), Microsoft System Center Virtual Machine Manager, Microsoft System Center Data Protection Manager. На следующий год запланирован выход продукта Microsoft System Center Service Manager и новых версий System Center Configuration Manager и System Center Virtual Machine Manager. Можно довольно долго рассказывать о том, в каком направлении происходит разработка продуктов, но мне кажется, что будет лучше, если я приглашу и вас, и ваших читателей на Microsoft Management Summit, который пройдет в Москве 24-25 сентября. Там вы сможете все это услышать (и увидеть!) гораздо более подробно и из первых рук — с докладами по новым продуктам будут выступать мои коллеги из департамента исследований и разработки.
КП: Расскажите, пожалуйста, подробнее об ожидающемся продукте System Center Service Manager. Поддержку каких процессов ITIL можно осуществить с его помощью? Насколько сложны средства его настройки?
В.Е.: Microsoft System Center Service Manager — программный продукт, предназначенный в первую очередь для эффективного взаимодействия ИT-отдела компании с другими функциональными подразделениями. Service Manager представляет собой решение, которое уже является самодостаточным даже при базовой настройке и конфигурации. Стандартные мастера, знакомые интерфейсы — все это упрощает работу ИT-специалистов компании, но при этом не ограничивает возможность реализовать при необходимости дополнительные потребности компании с помощью средств разработки.
Бета-версия Service Manager на данный момент базируется на следующих ITIL-процессах: управление инцидентами (Incident management), управление изменениями (Change management) и управление активами. Этот список будет также определяться Solution Pack’ами, предназначенными для интеграции Service Manager с другими продуктами линейки System Center, такими как Configuration Manager и Operation Manager. Основное преимущество Service Manager перед существующими решениями — это простота настройки и конфигурирования. Даже небольшие компании смогут оценить возможности SM без привлечения дорогостоящих специалистов для внедрения и поддержки. Для предприятия в целом преимуществом является интеграция Service Manager с уже существующей системой управления инфраструктурой. Здесь фактически наблюдается синергетический эффект — возрастание эффективности деятельности в результате слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).
КП: Большое спасибо за интересную беседу. Желаем вашей компании успехов на российском рынке средств управления приложениями!