Интернет-2007
Интерес к виртуальному пространству среди широких масс населения и различных социальных слоев постоянно растет. И одной из основных тенденций российского Интернета в последние годы является заметное изменение его социального состава. Связано это главным образом с быстрой динамикой роста числа пользователей Сети. По данным регулярных исследований фонда «Общественное мнение» (ФОМ), российский сектор Интернета (учитывались только те, кто пользовался им хотя бы полгода) с осени 2002 года до весны 2007-го вырос с 8,7 до 28,7 млн человек. Причем только за полгода до последнего подсчета количество пользователей увеличилось на 2,5 млн.
Впрочем, подобные тенденции наблюдаются по всему миру и говорят о том, что Интернет давно перестал быть элитарным и перешел в разряд сферы услуг. Интересно отметить, что если еще три года назад приобретение товаров через Интернет считалось прерогативой людей с достатком выше среднего, то сегодня этот миф ушел в прошлое. Для современного человека электронные магазины — это не роскошь и не экзотика, а такая же обыденность, как ежедневное посещение булочной.
Статистические службы США отмечают, что в течение последних нескольких лет число афроамериканцев и испаноязычных интернет-пользователей растет более быстрыми темпами, чем число всех американских пользователей Сети, — в 2006 году их было 35 млн, а в 2007-м их количество возрастет до 37 млн человек.
Следствием таких тенденций безусловно является значительное расслоение аудитории Интернета, возникают проблемы общения, все чаще на просторах Сети возникают криминальные ситуации и т.д. Не секрет, например, что интернет-мошенничество в Рунете ширится с каждым годом...
До недавнего времени в России проникновение Интернета в регионы было довольно слабым, однако и эта ситуация меняется очень быстро. По данным того же ФОМ, сейчас в Москве в Сеть ежедневно выходят 69% интернет-пользователей, а в регионах — 30% (два года назад этот разрыв был меньше — 46% против 23%). А по данным J’son & Partners, в России более 3 млн домашних широкополосных подключений, причем большинство из них за пределами Москвы.
Динамика долей пользователей Интернета среди лиц с разным образованием. Россия, %
(источник: фонд «Общественное мнение» (ФОМ))
Вследствие широкого распространения Интернета теряют своих читателей печатные издания во всем мире. В США, например, общий тираж газет, приходящийся на рабочие дни, сократился за последний год почти на 5%. Даже популярнейшая The New York Times сдала свои позиции. Только два издания — USA Today и Wall Street Journal — пока сохраняют тиражи. Все больше американцев предпочитают узнавать новости в Сети и отказываются при этом от приобретения бумажных газет.
Совокупная аудитория российских изданий также существенно сократилась. Аудитория газет, согласно докладам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, продолжает стремительно падать (на 10-15% ежегодно). Незначительный рост аудитории демонстрируют сегодня некоторые издательские дома и автомобильная пресса.
Динамика долей пользователей Интернета среди лиц с разным доходом в расчете на члена семьи.
Россия, %
(источник: фонд «Общественное мнение» (ФОМ))
По результатам исследования, проведенного TNS Gallup Media в марте-июле 2007 года, аудитория ежедневных газет, входящих в пятерку лидеров, сократилась примерно так: если по результатам предыдущего исследования (сентябрь 2006 — февраль 2007 года) аудитория одного номера «МК» по Москве составляла 718 тыс. человек, а «Спорт-Экспресс» — 273,2 тыс. человек, то по результатам исследования в марте-июле 2007 года — 714,8 и 247,8 тыс. человек соответственно. Зато увеличилась аудитория «Из рук в руки» и «Метро» — с 351,7 до 362,4 тыс. и с 272,3 до 322 тыс. человек соответственно. Из еженедельных газет увеличения аудитории удалось добиться только телеальманаху «Антенна-Телесемь». Еженедельник обогнал бывшего лидера в этом сегменте — «АиФ». Аудитория одного номера «Антенны Телесемь» увеличилась с 1477,9 до 1526,3 тыс. человек, а аудитория «АиФ» сократилась более чем на 100 тыс. и составила 1525,5 тыс. человек (это примерно 16,9% москвичей). Интересно, что в регионах, где Интернет пока не получил широкого распространения, интерес к «АиФ», согласно результатам исследования, проведенного недавно ФОМ, более высок. Еженедельник читают 21% россиян. На втором месте по популярности — «Комсомолка» (16%). В Москве же этой газетой интересуются только 5% аудитории печатных СМИ.
Динамика популярности мест пользования Интернетом. Россия, % от числа пользователей
(источник: фонд «Общественное мнение» (ФОМ))
Спад интереса московской аудитории наблюдается и в сегментах «еженедельные журналы» и «ежемесячные или выходящие раз в два месяца». Так, за период с марта по июль текущего года значительно сократилась аудитория «ТВ Парк» (до 933,5 тыс.), «Лиза» (до 730,2 тыс.), «За рулем» (до 1062,3 тыс.) и Cosmopolitan (до 1141,4 тыс.). Кстати, компания TNS Gallup Media объявила о том, что до конца 2007 года измерение интернет-аудитории из московского станет общероссийским.
Теряет своего зрителя и традиционное телевидение. В России, например, за год — с осени 2005-го по осень 2006-го — в возрастной группе 15-39 лет (мужчины и женщины) просмотр телепередач упал на 4%. Причины этого явления опять же кроются в развитии Интернета (в том числе и IP-вещания).
По данным исследования «Основные тенденции и изменения предпочтений по использованию средств информации в России», результаты которого были обнародованы IBM, интернет-пользователи предпочитают узнавать о новостях из Сети (63%), телевидение в качестве источника информации называют лишь 25% респондентов.
Исследование проводилось на основе опроса более тысячи пользователей Интернета трех возрастных групп из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России совместно с исследовательским холдингом «Ромир». В исследовании приняли участие 67% мужчин и 33% женщин с доходами от 3 тыс. руб. в месяц и разного социального положения. Основной задачей исследования было определение тенденций в предпочтении использования Интернета и различных цифровых устройств, а также выявление изменений и появления новых требований потребителей средств информации.
В ходе опроса выяснилось, что 58% опрошенных пользователей Интернета не имеют ни одного из пакетов услуг интернет-провайдеров. Большинству опрошенных достаточно того, что предлагают российские телекомпании (66% респондентов), а это является ключевым препятствием для развития интернет-телевидения. Среди причин отказа от данной услуги жители регионов чаще, чем москвичи, называют фактор высокой цены. Причины для серьезного рассмотрения возможности подключения интернет-телевидения отличаются в зависимости от возрастной категории опрошенных. Так, респондентов возрастной категории от 40 до 60 лет привлекает прежде всего возможность выбора программ или фильмов (56%), тогда как респонденты более молодых возрастных групп предъявляют такие требования, как контроль предлагаемого контента, возможность пропуска программ или приостановки их просмотра (74%).
Что касается времени просмотра телевидения пользователями Интернета, то лишь 10% опрошенных проводят более 20 часов в неделю перед своими «голубыми экранами», а более половины смотрят телевизор менее 10 часов в неделю. Активные пользователи Интернета, которые проводят в сети более 20 часов в неделю, смотрят телевизор всего 1-5 часов в неделю.
Исследование показало, что почти 40% опрошенных предпочитают смотреть развлекательные программы, сериалы и кинофильмы. Немногим более 30% используют телевидение для получения последних новостей, а 26% респондентов предпочитают иметь телевизор в качестве фона. Интересным является тот факт, что часть интернет-аудитории с доходом до 10 тыс. руб. в месяц смотрит кинофильмы и развлекательные передачи чаще, чем респонденты с более высоким уровнем дохода, а новости — реже.
Стремительно набирает обороты интернет-программирование. Раньше, когда компьютеры были большими, а мониторы — маленькими, средний программист уделял 90% времени программированию прикладной задачи и только 10% — рисованию интерфейса. Когда же мониторы стали большими, а компьютеры — маленькими и последние пришли в каждый дом, то программисты, напротив, стали 10% времени заниматься собственно программированием, а 90% стало уходить на рисование объектов. И немудрено: тысячи API-функций потребовали освоения, процесс программирования был поставлен на поток, поток потребовал организации и творческая часть труда затерялась в рутине.
И тут, как ни странно, творческой отдушиной становится именно Интернет — речь идет о создании прикладных программ в виде типовых web-сайтов: ставятся Аpache-, PhP- и MySQL-серверы и пишется код в HTML, PhP и SQL. Ну а для прикладных программ остаются Ansi C и тот же классический PASCAL, при помощи которых пишутся CGI-скрипты. Клиентом такой прикладной программы становится любой более-менее приличный web-браузер, а программисту не нужно осваивать «объекты» и API-функции.
И такая тенденция — интеграция прикладной программы в web-сайты — наблюдается среди не только программистов-одиночек, но и разработчиков серьезных прикладных систем.
Таким образом, перефразируя высказывание телеоператора Родиона Рачкова (Рудольфа) из известного кинофильма «Москва слезам не верит», сегодня можно сказать: «Через двадцать лет не будет ничего, кроме Интернета... Не будет ни книг, ни театров, ни кино, ни телевидения. Останется только Интернет, один сплошной Интернет!» Не забудем только, что через двадцать лет этот самый телеоператор и сам остался ни с чем…