Корпоративное лицензирование программного обеспечения в 2007 году
Корпоративное пиратство постепенно уходит в прошлое. Если десять лет назад лицензионное программное обеспечение в российском корпоративном секторе было скорее редким исключением, нежели общепринятым явлением, то сегодня наконец многие компании осознали и юридические риски, связанные с незаконным применением программного обеспечения, и возможный ущерб, наносимый при этом их собственной репутации. О потребителях корпоративных лицензий и перспективах российского рынка корпоративного программного обеспечения мы побеседовали с Феликсом Мучником, генеральным директором интернет-супермаркета ПО Softkey.
КомпьютерПресс: Какова доля корпоративных лицензий в общем числе продаж программного обеспечения?
Феликс Мучник: Покупки корпоративных клиентов в Softkey составляют 20% от общего количества заказов, но это 80% от объема продаж в денежном выражении.
КП: Компании какого масштаба наиболее часто приобретают программное обеспечение через Интернет — крупные предприятия или представители среднего и малого бизнеса?
Ф.М.: Представители среднего и малого бизнеса совершают покупки в Softkey гораздо чаще, чем крупные компании, — число заказов от предприятий среднего и малого бизнеса в десять раз превышает количество заказов от сектора крупных предприятий. Причина этого проста — сейчас в нашей стране больше мелких организаций, чем крупных. Если рассматривать объемы заказов в денежном выражении, то получается такое соотношение: 60% — это заказы от сектора среднего и малого бизнеса, 40% — от крупных предприятий.
Сфера деятельности клиентов Softkey (источник (здесь и далее):
«Российский рынок
программного обеспечения по результатам опроса покупателей
интернет-супермаркета
Softkey.ru», май 2007)
КП: Какую долю, по вашим собственным оценкам, занимает Softkey на рынке продаж программного обеспечения?
Ф.М.: На рынке интернет-продаж программного обеспечения Softkey является бесспорным лидером. По нашим данным, этот рынок в 2006 году составил около 18 млн долл., при этом доля Softkey на нем достигает 60%. В 2007 году наблюдается очень активный рост (в два раза) не только в секторе продаж ПО через Интернет, но и на всем рынке лицензионного программного обеспечения, поэтому к концу года картина рынка будет очень интересной.
Наиболее часто приобретаемое ПО в корпоративном секторе
КП: Представители каких отраслей наиболее часто приобретают программное обеспечение через Интернет? Кто особенно старается избегать наличия нелицензионного ПО на корпоративных серверах и рабочих станциях?
Ф.М.: По данным, полученным в ходе опроса наших клиентов, среди них больше всего представителей сферы информационных технологий — 11%, далее идут производство и торговля, не связанные с ИТ, — по 10%, связь и телекоммуникации, архитектура и строительство, оптовая торговля составляют по 6% от общего числа клиентов. Медицинские и образовательные учреждения, государственные и банковские структуры — по 3%. Также мы определили пятерку отраслей, представители которых выразили желание пользоваться только легальным ПО. В нее входят информационные технологии; связь и телекоммуникации; банковское дело.
Наиболее часто приобретаемое ПО для персонального применения
КП: Представители каких отраслей продолжают использовать нелицензионное ПО на корпоративных серверах и рабочих станциях? Почему, на ваш взгляд, это происходит?
Ф.М.: Приверженцами нелицензионного программного обеспечения остаются компании, привыкшие не делать расходов, которых в нашей стране можно избежать. Они считают зазорным тратить деньги на лицензионное ПО. Кроме того, руководители подобных организаций до сих пор не имеют представления о том, какую ответственность они могут понести за такие правонарушения. По результатам опроса наших клиентов, в этом году продолжают использовать нелицензионное ПО компании из таких сфер, как торговля товарами, не связанными с информационными технологиями; производство, не связанное с вычислительной техникой; медицинские и государственно-административные учреждения.
Частота приобретения лицензионного ПО респондентами
для корпоративного использования
КП: Какие категории программного обеспечения наиболее активно приобретаются через Интернет корпоративными пользователями?
Ф.М.: Чаще всего компании покупают антивирусные программы (установлены на 87% компьютеров), офисные приложения (85%), операционные системы (80%), программы из раздела «Интернет и локальные сети» (68%), бухгалтерские приложения (66%), программы для обеспечения информационной безопасности (52%).
Частота приобретения лицензионного ПО респондентами
для использования на домашнем компьютере
КП: Повлияла ли, на ваш взгляд, бурно обсуждавшаяся несколько месяцев назад история об использовании нелицензионного программного обеспечения Microsoft в одной из сельских школ Пермского края на рост продаж корпоративных лицензий?
Ф.М.: Безусловно, волна дискуссий на тему легализации программного обеспечения, которая недавно прошла по всем средствам массовой информации, дала ожидаемый эффект — продажи лицензионного софта корпоративным клиентам, в частности программ Microsoft, возросли. Многие компании вынуждены были согласиться с тем, что применение контрафактных программ — это уголовное преступление. Данная история показала, что российский рынок ПО сформировался, стал по-настоящему цивилизованным.
Отношение лиц, принимающих решения о закупке лицензионного программного
обеспечения, к необходимости его приобретения,
в зависимости от размера компании
КП: Что, по-вашему, следует делать производителям корпоративного ПО и органам государственной власти, чтобы снизить объем его незаконного использования?
Ф.М.: Усилить внимание органов власти к случаям незаконного применения контрафактных программ, разработать действенную законодательную систему и контролировать правильное ее использование.
КП: Каковы, на ваш взгляд, перспективы ПО с открытым кодом в корпоративном секторе?
Ф.М.: ПО с открытым кодом займет свое место в секторе серверных ОС, а также на настольных компьютерах и ноутбуках продвинутых пользователей. Не думаю, что в ближайшие два-три года доля ПО с открытым кодом превысит 5-10% рынка.
КП: Большое спасибо за интересную беседу!