Microsoft Surface

Сергей Асмаков

Концепция surface computing

Что внутри?

Революция в стиле surface

 

В мае текущего года корпорация Microsoft официально представила Microsoft Surface — первый серийный продукт, базирующийся на принципиально новой концепции взаимодействия пользователя с компьютером и цифровым контентом.

Первое впечатление нередко оказывается обманчивым. Microsoft Surface — это как раз такой случай. На первый взгляд может показаться, что это всего-навсего планшетный ПК, оснащенный очень большим экраном. Но на самом деле это не так. Во-первых, потому, что, в отличие от планшетных компьютеров, Microsoft Surface позволяет воспринимать и обрабатывать одновременно несколько прикосновений в различных точках экрана, «понимает» естественные жесты и умеет распознавать установленные на поверхность предметы.

 

Корпус Microsoft Surface похож
на журнальный столик

А во-вторых, называть Microsoft Surface персональным компьютером тоже некорректно: аппаратный и программный интерфейсы позволяют работать с ним одновременно нескольким пользователям.

Концепция surface computing

Итак, Microsoft Surface — это не просто ПК, оснащенный рядом дополнительных устройств и выполненный в необычном корпусе. На самом деле это устройство имеет ряд существенных отличий от привычных нам персональных компьютеров. Как минимум потому, что является первым доведенным до стадии коммерческого продукта воплощением концепции surface computing — качественно нового способа взаимодействия пользователя с компьютером и разнообразным арсеналом современных цифровых технологий. К сожалению, русского аналога данному термину пока не существует, а дословный перевод («поверхностные вычисления») до неузнаваемости искажает его смысл.

 

В Microsoft Surface управление интерфейсом
и данными осуществляется при помощи прикосновений
и естественных жестов

Каковы же принципиальные отличия концепции surface computing от привычного способа взаимодействия с графическим интерфейсом ОС персональных компьютеров посредством мыши и клавиатуры? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим четыре ключевые особенности surface computing, на которых акцентируют внимание разработчики Microsoft Surface:

  • непосредственное взаимодействие — в отличие от традиционных ПК, пользователи управляют элементами интерфейса и разного рода данными без помощи мыши или клавиатуры, используя прикосновения к поверхности экрана и естественные жесты;
  • параллельная обработка действий — конструкция Microsoft Surface позволяет одновременно отслеживать несколько действий (прикосновений, жестов или предметов), в то время как планшетные ПК традиционной конструкции и портативные устройства, оснащенные сенсорным экраном, способны в каждый момент времени реагировать лишь на прикосновение в одной-единственной точке;
  • многопользовательский интерфейс — горизонтальное расположение и большие размеры экрана в сочетании с возможностью параллельной обработки множества действий значительно упрощают совместную работу нескольких пользователей, которые могут без проблем разместиться вокруг устройства;

 

Конструкция Microsoft Surface позволяет
работать сразу нескольким пользователям

  • функция распознавания объектов — одной из уникальных возможностей Microsoft Surface является функция распознавания устанавливаемых на поверхность экрана предметов. Устройство позволяет определять тип появившегося объекта (по нанесенной на него миниатюрной метке), а также выполнять те или иные действия, ассоциированные с данным типом предметов.

Какие же возможности открывает для конечных пользователей surface computing? Рассмотрим лишь несколько примеров.

Работая с графическим браузером, пользователь может сортировать цифровые фотографии так же, как и обычные фотокарточки, — выбор нужного изображения и его перемещение в то или иное место на экране выполняется движением пальца. Кроме того, при помощи естественных жестов фотографию на экране Microsoft Surface можно повернуть, увеличить, уменьшить, откадрировать и т.д.

Аналогично при работе с электронными картами движением руки можно перемещать план выбранной местности, изменять масштаб его отображения и открывать всплывающие окна с информацией о населенных пунктах, достопримечательностях и т.п.

 

Графический браузер Microsoft Surface

Еще более интересные возможности можно реализовать на базе функции распознавания объектов. Например, посетителю бара или ресторана достаточно поставить бокал с вином на поверхность экрана, чтобы получить информацию о вине, которое он заказал, фотографии виноградника, где был выращен этот урожай, и предложения по наилучшему сочетанию напитка с блюдами, предлагаемыми в данном заведении.

 

Один из вариантов реализации
картографического сервиса

Многопользовательский интерфейс Microsoft Surface в сочетании с функцией распознавания объектов является идеальной платформой для создания интерактивных игровых приложений, рассчитанных на нескольких участников (например, «монополии»).

 

Интерфейс браузера для организации
коллекции звуковых файлов

Разработчики обещают, что в новых версиях Microsoft Surface будут значительно расширены возможности по взаимодействию с различными устройствами. К примеру, можно будет просто положить на поверхность экрана оснащенный беспроводным интерфейсом мобильный телефон или цифровой фотоаппарат, чтобы автоматически открыть графический браузер и загрузить в него снимки.

Что внутри?

Сведений о конструкции аппаратной части Microsoft Surface в открытых источниках удалось найти немного. Как видно на фотографии, корпус устройства внешне напоминает журнальный столик. Размеры столешницы — 53,3x106,7 см; высота основания — 55,9 см. В качестве несущей конструкции используется стальной каркас с декоративным порошковым напылением, а прозрачная столешница изготовлена из акрила.

Горизонтально расположенный экран размером 30 дюймов (76,2 см) по диагонали вмонтирован в центральную часть столешницы. Изображение на поверхности экрана формируется методом обратной проекции при помощи встроенного внутрь корпуса проектора. Там же установлено пять видеокамер, обеспечивающих работу системы регистрации прикосновений и жестов, а также распознавания объектов.

Информация о спецификации компьютера, установленного внутри Microsoft Surface, пока остается тайной. Известно лишь, что аппаратное оснащение включает встроенные сетевые адаптеры Ethernet (10/100 Мбит/с) и Wi-Fi (IEEE 802.11 b/g), а также беспроводной интерфейс Bluetooth 2.0. Базовое программное обеспечение и дополнительные приложения, созданные специально для Microsoft Surface, работают под управлением ОС Windows Vista. Устройство поставляется с набором базовых приложений (включающим браузеры для графических и звуковых файлов, «виртуального консьержа» и ряд других), которые впоследствии могут быть адаптированы с учетом требований конкретного заказчика. 

История создания Microsoft Surface

Точкой отсчета в истории устройства Microsoft Surface стал 2001 год. Именно тогда сотрудники двух разных подразделений корпорации — Стиви Бэзиче (Stevie Bathiche) из Microsoft Hardware и Энди Уилсон (Andy Wilson) из Microsoft Research — начали совместную работу над проектами, реализация которых требовала объединения их знаний и опыта в области аппаратных и программных средств. Во время одного из регулярно устраиваемых мозговых штурмов Стиви и Энди начали обсуждать идею интерактивного стола, который позволял бы распознавать перемещения физических объектов. Эта дискуссия послужила стартовым импульсом проекта Microsoft Surface. В октябре 2001 года была сформирована рабочая группа для реализации данного проекта, а Бэзиче и Уилсон стали ключевыми фигурами этого коллектива.

В начале 2003 года эта идея была представлена главе Microsoft. Биллу Гейтсу она сразу же понравилась, и он дал зеленый свет дальнейшему развитию данного направления. Штат коллектива разработчиков увеличили, и после целого месяца непрерывных дискуссий и мозговых штурмов был создан первый прототип, получивший кодовое название Т1. Корпус изготовили из журнального столика, купленного в магазине IKEA. Центральную часть столешницы вырезали и затянули листом кальки, выполнявшим роль матового экрана. Так на свет появился прародитель Microsoft Surface.

 

Прототип Т1

В ходе экспериментов с необычным интерфейсом было создано множество самых разных приложений — от игры «пинбол» до браузера графических файлов. Накопив определенный опыт, участники проекта поняли, что потенциал нового пользовательского интерфейса поистине огромен. Особое внимание было уделено разработке приложений, обеспечивающих уникальную возможность распознавания физических объектов, помещаемых на поверхность экрана.

В течение 2004 года штат команды разработчиков был значительно увеличен, а ее руководителем стал Найджел Ким (Nigel Keam), ранее занимавшийся развитием программного обеспечения. Функциональные возможности и приложения прототипов Surface постоянно совершенствовались. В общей сложности было создано более 85 опытных образцов, которые использовались для отработки программных и аппаратных компонентов будущего устройства, а также проведения исследований среди конечных пользователей.

Одной из наиболее трудоемких оказалась реализация функции распознавания физических объектов. Разработчики провели множество экспериментов, пробуя различные форматы меток, прежде чем было найдено окончательное решение, воплощенное в Microsoft Surface.

Пришлось изменить и конструкцию системы, отслеживающей движения рук и появление объектов на поверхности экрана. Изначально она работала лишь с одной камерой, однако в ходе экспериментов выяснилось, что такое решение является ненадежным. После оценки различных вариантов размещения камеры и подбора оптимальных параметров объектива было решено оснастить Surface пятью камерами. Такая конструкция позволила более точно фиксировать движения и жесты на поверхности экрана.

В конце 2004 года в общих чертах были завершены работы по созданию программных компонентов Microsoft Surface и участники переключились на поиск оптимальной конструкции аппаратной части. Было создано несколько экспериментальных прототипов: the tub, внешне напоминающий большую пластиковую раковину, нечто похожее на обычный письменный стол с обтянутыми материей боковинами и даже конструкция наподобие барной стойки. После серии тестов и изучения предпочтений пользователей в 2005 году был создан окончательный вариант конструкции. В том же году Бэзиче и Уилсон изложили концепцию surface computing в служебной записке, представленной Биллу Гейтсу.

 

Прототип the tub

На следующей стадии развития из прототипа Microsoft Surface предстояло сделать готовый коммерческий продукт. «Превращение опытного образца в продукт, способный выдержать все тяготы ежедневной эксплуатации, — это огромный объем работ, — рассказывает Найджел Ким. — Например, в период работы над прототипом Т1 необходимо было каждый раз заново калибровать его после того, как мы перемещали Т1 из одного места в другое. Сейчас же устройство можно передвигать без проблем. Чтобы получить Surface в его нынешнем виде, пришлось полностью переписать исходный код».

В начале 2006 года группу разработчиков Microsoft Surface возглавил Пит Томпсон (Pete Thompson), основной задачей которого стала координация действий по окончательной доводке продукта и его продвижению на рынок. На этом этапе штат группы был увеличен до ста сотрудников.

Первая серийная модель Microsoft Surface была официально представлена в мае 2007 года.

Революция в стиле surface

По мнению сотрудников Microsoft, воплощение концепции surface computing в серийно выпускаемом устройстве по своей значимости сравнимо с таким эпохальным событием, как переход от командной строки DOS к графическому интерфейсу Windows. И с этим трудно не согласиться: на данный момент Microsoft Surface является одним из наиболее удачных решений, позволяющих, образно говоря, навести мост между миром физическим и миром виртуальным. Если опыт эксплуатации распроданных экземпляров Microsoft Surface окажется успешным, не исключено, что через несколько лет концепция surface computing будет реализована и в других устройствах — в том числе и в гораздо более компактных. 

 

В статье использованы фотографии корпорации Microsoft.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2007


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует