Мобильные телефоны: театр абсурда

Владимир Таранов

Ассортимент моделей мобильных телефонов на полках магазинов и салонов связи год от года увеличивается. Однако найти аппарат, которым было бы удобно пользоваться именно как телефоном, становится все сложнее. В чем же причина этого парадокса?

На протяжении нескольких последних лет развитие мобильных телефонов (как, впрочем, и всей индустрии телекоммуникаций) шло семимильными шагами. Вряд ли кто-нибудь возьмется отрицать это. Однако сумасшедшие темпы развития еще не означают, что оно идет в нужном направлении. Увы, мобильные телефоны — это именно тот случай, когда вектор развития индустрии отклонился от первоначального направления почти на 180°.

Мнений по этому поводу существует множество. Одни считают, что современные модели мобильных телефонов гораздо лучше, чем те, что выпускались 5-6 лет тому назад. Другие утверждают, что дело обстоит с точностью до наоборот. Как это ни странно, но и те и другие правы. Просто в каждом случае речь идет лишь о некоторых отдельно взятых аспектах эволюции средств мобильной связи, а не о процессе в целом.

Нельзя не заметить, что первичная функция мобильных телефонов — то есть голосовая связь — неуклонно деградирует. Приемопередатчики современных аппаратов в подметки не годятся тем, что устанавливались в телефонах, выпущенных несколько лет тому назад. Качество и стабильность приема большинства нынешних моделей не поддаются никакой критике — они просто отвратительны. Вот такой парадокс получается: технологии вроде бы развиваются, а качество связи при этом только ухудшается! Правда, взамен мы получаем множество бесполезных игрушек вроде цветного дисплея или встроенной камеры.

 

Во многих ситуациях
монохромный дисплей оказывается
гораздо более практичным,
чем цветной

Кстати, так ли нужен мобильному телефону цветной дисплей? Производители убеждают нас, что это неотъемлемый атрибут современной трубки. Однако для здравомыслящего человека вполне очевидно, что для набора номера или прочтения SMS монохромный дисплей ничуть не хуже. Более того, во многих ситуациях он оказывается гораздо более практичным, чем цветной. Изображение на «устаревших» монохромных дисплеях отлично видно практически в любых условиях, и в большинстве случаев (за исключением разве что кромешной темноты) даже нет необходимости включать подсветку.

А теперь возьмем какую-нибудь из новых моделей с цветным дисплеем — и сразу же увидим целый ряд недостатков. Каждый раз, когда необходимо узнать время или проверить, не поступали ли новые сообщения, приходится включать подсветку дисплея, поскольку без нее на цветном экране ничего не видно. Когда вокруг темно, приходится адаптироваться к чрезмерно яркому изображению на экране. В солнечную погоду на улице экран телефона становится совершенно «слепым»: на нем нельзя разглядеть абсолютно ничего, даже установив максимальную яркость подсветки. Впору оснащать аппарат солнцезащитным козырьком! Есть и еще один существенный недостаток: модуль подсветки дисплея потребляет довольно много энергии, вследствие чего продолжительное использование экрана приводит к значительному сокращению времени автономной работы аппарата.

 

Развитые мультимедийные
функции стали неотъемлемым
атрибутом современных мобильных
телефонов

Но, может быть, эти жертвы не напрасны и цветной дисплей действительно позволяет получить какие-то преимущества? Несомненно, цветное меню с анимированными значками выглядит повеселее. Можно наслаждаться цветными играми и даже смотреть донельзя уменьшенное видео. Однако с точки зрения набора номера или текстовых сообщений цветной экран не дает никаких преимуществ. Как, впрочем, и для реализации подавляющего большинства полезных и востребованных в реальной жизни функций. Очевидно, что для работы с адресной книгой, органайзером, таймером, калькулятором, будильником и другими подобными функциями вполне достаточно возможностей монохромного дисплея. Да и при использовании мобильного телефона в качестве GPRS-модема совершенно неважно, какой у аппарата экран — цветной или нет.

На самом деле цветные дисплеи в мобильных телефонах понадобились для реализации мультимедийных функций: игр, фото- и видеосъемки, медиаплеера и т.п. Действительно, камерафон с монохромным дисплеем вряд ли бы стал бестселлером. Это столь же очевидно, как и то, что все эти мультимедийные дополнения не имеют ровным счетом никакого отношения к первичным функциям мобильного телефона.

 

Коммуникаторы позволяют относительно комфортно
работать с ресурсами Интернета,
однако из-за больших габаритов использовать
их в качестве обычного телефона
не очень удобно

Конечно, адепты передовых технологий могут возразить: современные сотовые сети обеспечивают не только передачу голосового трафика и текстовых сообщений, но и предоставляют возможность доступа к ресурсам Интернета. А для использования телефона в качестве мобильного терминала необходим цветной дисплей. Увы, мобильный телефон традиционной конструкции вряд ли стоит всерьез рассматривать как полноценный инструмент для работы с Интернетом. Для выполнения подобных задач существуют коммуникаторы — отдельный класс устройств, которые по конструкции и сфере применения гораздо больше похожи на КПК, нежели на мобильные телефоны. Просматривать на экране размером 128x128 или 160x220 пикселов полноценные веб-странички, большинство которых оптимизировано под дисплеи с разрешением 800x600 или 1024x768 пикселов, — это все равно что пытаться посмотреть фильм на большом экране через замочную скважину. Чтобы узнать последние новости, репертуар кинотеатров или прогноз погоды на следующий день, вполне достаточно WAP-браузера — благо соответствующих ресурсов в Рунете сейчас предостаточно. А для полноценной работы с ресурсами Интернета гораздо удобнее использовать связку из ноутбука и мобильного телефона, работающего в качестве внешнего модема.

Конечно, прогресс не остановить, и расширение функциональных возможностей мобильных телефонов является одной из основных тенденций их развития. Однако смущает то, что новые технологии распространяются чересчур навязчиво: фактически покупателя лишают возможности выбрать мобильный телефон, который соответствует его потребностям и личным предпочтениям. Можно приобрести либо совсем простую модель, либо аппарат, нашпигованный всевозможными функциями. Промежуточных вариантов уже практически не осталось, и при кажущемся разнообразии ассортимента выбор оказывается, мягко говоря, не слишком богатым. Например, если необходим телефон, способный работать в качестве GPRS-модема, то придется смириться с наличием встроенной камеры, медиаплеера и пр., даже если эти функции не нужны. Подобных примеров можно привести довольно много.

Создается впечатление, что производители мобильных телефонов упорно игнорируют пожелания и реальные потребности пользователей. Спросите у любого обладателя «продвинутой» модели телефона, сколько функций из имеющихся в аппарате он реально использует. Хорошо, если ли этот показатель превысит 20-30%. К тому же в иных моделях реализована столь сложная и запутанная система меню, что разобраться с ней способен только человек с высшим техническим образованием или технофанат. Надо ли говорить, что пользователи, которые следуют моде и меняют мобильный телефон каждый квартал, просто физически не успевают полностью ознакомиться с имеющимся в очередной новинке инструментарием, не говоря уже о практическом использовании большинства функций.

 

Гибрид телефона с фотоаппаратом уже
никого не удивляет

Есть и еще одна проблема. Обилие разнообразных функций является, образно говоря, миражом. Многие из них присутствуют чисто номинально, поскольку пользоваться ими на самом деле неудобно или просто нецелесообразно.

Например, в большинстве современных аппаратов имеются встроенные камеры. Однако из-за низкого качества получаемые снимки пригодны разве что для использования в качестве экранной заставки на телефоне. Даже самые дешевые цифровые фотоаппараты снимают значительно лучше. Но ведь цифровую камеру в мобильном телефоне можно было бы задействовать для реализации других, более полезных функций. Например, для распознавания текста. Ведь это было бы весьма удобно: вы фотографируете визитку и через пару секунд все отпечатанные на ней данные автоматически заносятся в адресную книгу. Удобно? Несомненно! А главное, ничего не надо изобретать: технологии распознавания текста уже давно придуманы. Наверное, у многих пользователей мобильных телефонов эта функция была бы востребована гораздо больше, чем возможность сделать фотографию или записать видеоролик сомнительного качества.

Еще один яркий пример — функция голосового набора, которая есть у многих современных аппаратов. Увы, в большинстве случаев она работает так, что оказывается гораздо проще и быстрее найти или ввести номер вызываемого абонента при помощи кнопок, чем продолжать бесплодные попытки научить телефон четко распознавать голосовые метки.

На фоне многофункционального великолепия современных моделей явным анахронизмом выглядит применение специфических кабелей для подключения телефона к ПК. Каждый производитель использует собственный стандарт разъемов, которые к тому же могут отличаться у аппаратов разных серий. Потребовалось несколько лет для того, чтобы производители (к сожалению, пока далеко не все) наконец-то начали оснащать свои аппараты стандартным для компьютерной индустрии интерфейсом USB. Неужели это сложнее, чем реализовать поддержку EDGE и WAP 2.0?

Не стоит полагать, что увеличение количества встроенных функций отражается лишь на стоимости телефонных аппаратов. Как известно, по мере усложнения конструкции снижается общая надежность устройства. В процессе эксплуатации аппарата одного известного в нашей стране производителя автору этих строк довелось получить практическое подтверждение этого тезиса. Телефон регулярно «входил в ступор», переставая без видимых причин принимать входящие звонки и сообщения, заодно блокируя доступ к SIM-карте и адресной книге, так что даже посмотреть номер нужного абонента и уже полученные SMS становилось невозможным. Вернуть телефону работоспособность можно было одним-единственным способом — выключив и вновь включив питание. Учитывая неторопливый процесс загрузки и поиска сети, на эту процедуру уходило в общей сложности минут десять, что отнюдь не способствовало сохранению душевного равновесия.

Как это ни удивительно, но покупатели мобильных телефонов при выборе аппарата зачастую являют собой карикатурную копию иностранца из известного анекдота («что вам нужно: шашечки или ехать?»). В итоге многие из них выбирают «шашечки», причем желательно хорошо заметные и с богатой отделкой. А вот «ехать» — это уже как получится… Почему же так происходит?

На это есть две причины. Первая заключается в том, что производители мобильных телефонов и операторы сотовой связи кровно заинтересованы в продвижении нашпигованных функциями аппаратов. На рекламу новых моделей и функций расходуются огромные средства. Интерес производителей вполне понятен: прибыли с продаж дорогих, насыщенных функциями моделей значительно выше, чем от поставок простеньких трубок (пусть и в большом количестве). Однако в расширении функциональности мобильных телефонов заинтересованы и операторы сотовой связи. Не секрет, что прибыль от продажи услуг голосовой связи и SMS постепенно снижается. В таких условиях единственным способом увеличения доходности является расширение спектра предоставляемых абонентам услуг. Все эти MMS, загружаемые (посредством SMS и WAP) картинки, игры и мелодии звонков представляют собой не что иное, как весьма эффективное средство увеличения денежного потока, выкачиваемого операторами со счетов своих абонентов.

Однако для работы такой системы необходимо, чтобы у большинства абонентов были современные аппараты, поддерживающие новые технологии. Вполне понятно, что обладателя телефона с монохромным дисплеем вряд ли заинтересует такой сервис, как MMS.

Вторая причина заключается в том, что мобильный телефон уже давно перестал быть просто устройством голосовой связи. Многие рассматривают его как один из атрибутов, определяющих социальный статус владельца, — наряду с автомобилем и деловым костюмом. По большому счету, таким людям не важно, насколько удобно пользоваться многочисленными функциями телефона и хорошо ли он работает. Главное — он должен быть дорогим и престижным, а его внешний вид должен вызывать однозначные ассоциации с суммой, потраченной на его покупку. Все остальное уже вторично.

К сожалению, пока нет никаких предпосылок к тому, чтобы сложившаяся ситуация изменилась. А значит, мы и впредь будем вынуждены сталкиваться с проблемой выбора при изобилии на прилавках…

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2007


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует