Рынок накопителей будущего: взгляд компании Samsung
В самом конце ноября компания Samsung — один из производителей жестких дисков, памяти и твердотельных накопителей, анонсировала на московской пресс-конференции новую, уникальную на сегодняшний день модель жесткого диска новой серии Samsung Spinpoint F1 с объемом 1 терабайт (Тбайт). В рамках этой пресс-конференции вице-президент подразделения жестких дисков Samsung Semiconductors Питер Парк дал небольшое интервью нескольким журналистам, в том числе представителю нашего издания. В нем он поделился ближайшими планами компании и ответил на некоторые вопросы о жестких дисках и твердотельных накопителях.
КомпьютерПресс: Компания Samsung хорошо известна на российском рынке. Помимо обычных жестких дисков формфактора 3,5 дюйма она производит жесткие диски для ноутбуков и портативных устройств. Не могли бы вы уточнить долю рынка компании Samsung в сегменте жестких дисков для ПК, ноутбуков и портативных устройств?
Питер Парк: Увы, точных данных по каждой стране у нас нет. Единственное, что я могу сказать, так это то, что российский рынок для нас является одним из приоритетных, наряду с рынками других быстроразвивающихся стран — Бразилии, Индии, Китая. В целом можно отметить, что в 2007 году прирост продаж составил порядка 20% и, по прогнозам, в 2008 году будет увеличиваться. Общий объем продаж составил порядка 12 млн штук.
Питер Парк, вице-президент подразделения
жестких дисков Samsung Semiconductors
КП: В настоящее время очевидно, что будущее принадлежит твердотельным SSD-дискам. Учитывая это, изменится ли, по вашему мнению, доля компании Samsung на рынке жестких дисков? И каковы прогнозы относительно этого направления?
П.П.: В настоящее время твердотельные накопители SSD не могут конкурировать с жесткими дисками из-за своей высокой цены за 1 Гбайт информации. Поэтому в ближайшем будущем основным направлением развития накопителей станут гибридные диски, которые совмещают в себе достоинства флэш-накопителей и жестких дисков. Технология SSD будет сосуществовать с технологией HDD, причем они будут дополнять друг друга. Компания Samsung уже анонсировала гибридный диск c 512 Мбайт флэш-памяти, в следующем, 2008 году планируется выпуск гибридных дисков с 1 Гбайт флэш-памяти, которые, в свою очередь, постепенно заменят жесткие диски в портативных устройствах, таких как ноутбуки. Мы думаем, что в будущем наша доля в сегменте гибридных дисков будет только возрастать.
КП: Компания Samsung уже начала производство гибридных дисков формфактора 2,5 дюйма. Планируете ли вы выпускать свои гибридные диски 3,5 дюйма и если да, то в какие сроки?
П.П.: К сожалению, точной даты выхода наших гибридных дисков с формфактором 3,5 дюйма я назвать не могу. Отмечу лишь, что, скорее всего, это произойдет в ближайшем будущем, — вероятность появления таких устройств высока.
КП: Какие преимущества и недостатки технологий HDD и SSD можно выделить при их сравнении?
П.П.: Несомненным преимуществом традиционной технологии HDD является низкая стоимость хранения данных в расчете за гигабайт. Среди достоинств SSD-технологии — высокая скорость загрузки операционной системы и низкое энергопотребление. На данный момент сравнивать их не совсем корректно, поскольку они находятся в различных ценовых диапазонах по стоимости за гигабайт данных. Мы считаем, что сейчас оптимально сочетать их в одном устройстве, то есть в гибридных дисках, что позволит получить преимущества обеих технологий. Кроме того, один из плюсов HHD-дисков — это целостность данных, чего пока не может обеспечить технология SSD. Поэтому традиционные HHD-диски по-прежнему будут использоваться в серверах и системах хранения данных, к которым традиционно предъявляются повышенные требования, касающиеся надежности хранения данных.
КП: Недавно компания Samsung объявила о создании микросхемы флэш-памяти на основе 30-нм техпроцесса и на базе этой технологии собирается уже в 2009 году приступить к массовому производству SSD-дисков емкостью 512 Гбайт. Как вы считаете, когда стоимость хранения данных в расчете за гигабайт для традиционных HDD-дисков сравняется с аналогичным показателем для SSD-дисков?
П.П.: Мы пока не можем делать никаких прогнозов, сообщим лишь, что технологию SSD-дисков мы будем развивать и далее, но при этом параллельно будет идти развитие и обычных жестких, и гибридных дисков. По последней информации, стоимость хранения данных в расчете за гигабайт снижается и для HDD-, и для SSD-дисков, но пока неясно, когда же эти показатели сравняются между собой.
КП: Не могли бы вы уточнить, какую именно сумму компания Samsung ежегодно тратит на исследования и разработки и сколько она составляет в процентном отношении от общего дохода компании?
П.П.: Точных данных у меня нет, однако с уверенностью могу сообщить, что ежегодно от чистой прибыли компании на R&D тратится от 5 до 10%. В 2006 году объем продаж компании составил 63,4 млрд. долл., а чистая прибыль достигла 8,5 млрд долл.
КП: Не могли бы вы назвать примерное распределение долей рынка накопителей по различным направлениям?
П.П.: Если брать общемировой рынок, то доля настольных накопителей составляет где-то процентов 70. Около 10-15% рынка занимают устройства, ориентированные на бытовую электронику, а 5% составляют жесткие диски для серверов и RAID-массивов. Отмечу, что потребительский рынок с каждым годом увеличивает свою долю.
КП: Будет ли компания Samsung, следуя общемировым тенденциям, выходить на российский потребительский рынок, например в сфере систем видеонаблюдения, и работать непосредственно с производителями оборудования, а не через каналы дистрибьюторов?
П.П.: На российском рынке есть несколько крупных сборщиков, однако их объемов продаж не достаточно для компании Samsung, чтобы работать с ними напрямую. В случае если российские сборщики достигнут приемлемых объемов продаж, мы, возможно, изменим свою политику, но пока будем работать с дистрибьюторами и дальше.
КП: Многие производители жестких дисков, например Western Digital и Seagate, выпускают внешние жесткие диски для пользователей. Будет ли компания Samsung выпускать подобные решения — ведь рынок внешних накопителей постоянно увеличивается?
П.П.: В ближайшее время производство внешних жестких дисков как законченного решения не планируется. Выпуская только жесткие диски, мы имеем прибыль с производителей, выпускающих коробки для жестких дисков. Выпуская внешние жесткие диски, мы будем конкурировать с этими производителями, а это нам невыгодно. Такова на сегодняшний момент политика компании.