Приобретение программного обеспечения через Интернет: цифры и факты
Кто приобретает программное обеспечение
Как оплачиваются покупки ПО через Интернет
Какое ПО приобретают через Интернет
Всего десять лет назад лицензионное программное обеспечение и для домашних, и для корпоративных пользователей было едва ли не экзотикой, а теперь оно уже широко применяется — к глубокому удовлетворению производителей программного обеспечения (да и не только их) наша страна постепенно становится правовым государством. Вопрос, покупать или не покупать лицензионное ПО, сегодня для многих отечественных потребителей данного вида интеллектуальной собственности трансформировался в вопрос, что покупать и как.
В настоящей статье мы рассмотрим один из наиболее «технологичных» способов приобретения программного обеспечения — покупку его через Интернет, а именно типичных потребителей данного вида услуг, применяемые в нашей стране способы оплаты подобных покупок, наиболее востребованные программные продукты, покупаемые подобным способом, а также проблемы приобретения программного обеспечения в небольших городах России.
Кто приобретает программное обеспечение
ККаков портрет покупателя ПО через Интернет? По данным интернет-супермаркета программного обеспечения ПО SoftKey, наибольший объем продаж идет в корпоративный сектор — хотя их заказы достигают всего 20% от общего количества заказов, но по объемам продаж в денежном выражении они составляют 80%. При этом число заказов от предприятий среднего и малого бизнеса на порядок превышает количество заказов от крупных предприятий, а в денежном выражении заказы от предприятий среднего и малого бизнеса составляют 60% от общей суммы корпоративных заказов. Основными потребителями подобных услуг являются компании, специализирующиеся на различных услугах в сфере информационных технологий, телекоммуникационные фирмы, торговые и производственные предприятия.
Где находятся покупатели ПО
Россия — это далеко не только Москва и Санкт-Петербург. Более того, подавляющее большинство населения нашей страны живет отнюдь не в этих двух столицах. Тем не менее, по данным SoftKey, почти половина интернет-покупок программного обеспечения пока осуществляется московскими компаниями и частными лицами (46% — в 2005 году, 44% — в 2007-м) и питерскими потребителями (8% — и в 2005-м , и в 2007 году — рис. 1).
Рис. 1. Распределение покупателей ПО по регионам (по данным SoftKey)
Отметим, что, несмотря на наметившуюся тенденцию роста интернет-продаж ПО в других городах, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, существенного изменения в распределении покупателей по регионам не наблюдается. Это объясняется и наличием в столице головных офисов многих крупных компаний российского масштаба, составляющих немалую часть покупателей ПО, и пока еще, к сожалению, недостаточным развитием средств телекоммуникаций (а следовательно, интернет-активности потенциальных потребителей) в ряде регионов нашей страны. Последний довод вызывает особую досаду — ведь наиболее активными потребителями подобных продаж должны быть именно те компании и пользователи, которые живут и работают в местах, далеких от дистрибьюторских складов и дилерских офисов…
Как оплачиваются покупки ПО через Интернет
Оплата покупок через Интернет — вопрос для нашей страны особый. Доверия к принятым на Западе интернет-платежам с помощью кредитных карт у россиян пока нет, и небезосновательно. Тем не менее интернет-платежи и интернет-продажи в нашей стране успешно развиваются.
Какими же способами осуществляются платежи через Интернет в России? По данным SoftKey, большинство приобретений в этом супермаркете в 2007 году оплачивалось корпоративными клиентами через банковский перевод (81,7% от общей суммы). Среди домашних пользователей самой популярной является оплата через «Сбербанк» — 6,5%, на втором месте — оплата с помощью пластиковых карт — примерно 6,1%. Что касается самых популярных онлайновых платежных систем, то 2,8% платежей домашних пользователей осуществляется посредством платежной системы «Яндекс.Деньги», 2,3% — через WebMoney и 0,3% — с помощью других электронных платежных систем. Оставшиеся 0,3% приходятся на оплату наличными при курьерской доставке, доступной в Москве (рис. 2).
Рис. 2. Распределение покупок ПО по способам оплаты
(по данным SoftKey)
В целом стоит отметить, что хотя применение электронных платежей в России еще находится в стадии развития и используется главным образом в центральных регионах нашей страны, но его популярность растет и все больше пользователей начинают доверять этому способу оплаты интернет-покупок, который представляется сегодня весьма перспективным.
Какое ПО приобретают через Интернет
Какое программное обеспечение чаще всего приобретается через Интернет? Ответ на этот вопрос можно найти в рейтинге продаж, доступном на сайте все той же компании SoftKey. В таблице приведены 15 верхних позиций указанного рейтинга, основанного на данных об объемах продаж за последние полгода.
Лидеры интернет-продаж компании
SoftKey за второе полугодие 2007 года
Место |
Название продукта/компании-производителя |
1 |
Microsoft Office Standard 2007/Microsoft |
2 |
WinRAR/RAR Lab |
3 |
Microsoft Windows XP Professional/Microsoft |
4 |
Kaspersky Open Space Security/«Лаборатория Касперского» |
5 |
1С-Битрикс: Управление сайтом 6.5/«1С-Битрикс» |
6 |
Kaspersky Internet Security 7.0/«Лаборатория Касперского» |
7 |
Антивирус Касперского 7.0 /«Лаборатория Касперского» |
8 |
Microsoft Office Professional Plus 2007/ Microsoft |
9 |
Microsoft Windows Server Standard Edition 2003/Microsoft |
10 |
Kerio WinRoute Firewall 6/Kerio Technologies, Inc. |
11 |
Microsoft Windows Server CAL 2003/Microsoft |
12 |
Radmin/ООО «Фаматек.Ру» |
13 |
NOD32 Enterprise Edition/Eset Software |
14 |
Microsoft SQL CAL 2005/Microsoft |
15 |
ADOBE CS3 DESIGN Standard 3.0 /Adobe Systems |
Стоит обратить внимание на то, что сейчас через Интернет в виде загружаемых версий нередко приобретаются корпоративные многопользовательские решения, такие как серверные операционные системы, корпоративные антивирусы, системы управления информационным наполнением веб-сайтов, средства удаленного администрирования, серверные СУБД. В целом же, как правило, приобретаются антивирусные средства и другие приложения для обеспечения информационной безопасности, офисные приложения, операционные системы и средства управления сетями.
***
Что следует из приведенных данных? В первую очередь напрашивается вполне очевидный вывод: приобретение программного обеспечения через Интернет — это вполне зрелый процесс, поддержанный и технологиями, и пользователями. У потребителей подобного рода услуг есть выбор и продуктов, и различных способов оплаты, удовлетворяющих различным требованиям как безопасности, так и финансовой отчетности. И хотя на данный момент подобные услуги активно потребляются главным образом в столице и в центральном регионе России, но вполне очевидно, что данный способ продаж ПО является одним из самых перспективных.