Оптимизатор — это звучит… честно?
Поводом для написания данного материала стала ситуация, возникшая после проведения мною консультации для одной из веб-студий. Не буду описывать саму проблему — надеюсь, мы скоро найдем компромисс и вновь наладим отношения. Речь в статье пойдет о взаимоотношениях оптимизаторов1, предоставляющих услуги по продвижению сайтов в поисковых системах, и заказчиков, оплачивающих их работу, о порядке работы, а также о разного рода «непонятках» и о том, как их избежать.
На форумах по оптимизации web-сайтов часто пишут о нечестных на руку «продвигаторах», а также о злостных неплательщиках заказанных услуг. Объем рынка растет — за последний год появилось много новичков, работающих в данной области, так как порог входа очень низок и начальных вложений практически не требуется. Это приводит к тому, что случаев, когда оптимизатор не справляется с поставленной задачей, а заказчик не может грамотно построить свои отношения с исполнителем, очень много. В результате недовольны и тот и другой.
На мой взгляд, сегодня понятие «оптимизатор» трактуется гораздо шире, нежели просто «человек, обеспечивающий попадание сайта по заданным запросам в указанный интервал позиций». Для того чтобы сделать сайт успешным, нужно довести его до статуса «сделано для людей» и выполнить полный комплекс работ по его продвижению в Интернете с помощью грамотно организованной рекламной кампании, а главное — доходчиво и аргументированно объяснить все это владельцам сайта. Однако многое здесь зависит и от самого заказчика.
Первый вопрос, который мне обычно задают: «Сколько стоит продвижение, каковы сроки, гарантии?» Начинать нужно не с выбора исполнителя; кроме того, конкретных цен на продвижение просто нет. Конечная стоимость определяется многими факторами.
Первое, что необходимо продумать, — это цель продвижения сайта. Именно от этого будет зависеть план дальнейших действий — от составления договора до анализа результатов проведенной работы.
Если ресурс рассчитан на получение прибыли (например, интернет-магазин), и владельцу нужен рост продаж, то стратегия будет одна, если нужен значительный подъем посещаемости — другая. Позиции же сайта в результатах поиска являются не конечной целью, а средством ее достижения.
Второе, что нужно сделать, — это провести полный анализ сайта на соответствие поставленной цели и возложенным на него задачам (юзабилити). Результатом этой работы будет описание и разъяснение основных ошибок, допущенных при разработке ресурса, и аргументированные предложения по их исправлению.
Выполнение данных рекомендаций поможет сэкономить на последующих переработках сайта и получить больший эффект от его продвижения, так как более удобный в использовании ресурс лучше удерживает посетителей, а логичная структура обеспечивает посещение страниц, которые по замыслу владельца обязательно должны быть просмотрены.
Только после этого можно выбирать исполнителя. Гарантией качества его работы и профессионализма являются отзывы клиентов, наличие серьезного портфолио и заключение договора, о котором речь пойдет далее.
Совместно с исполнителем необходимо определить способы продвижения сайта. Если коротко, то это:
- SEO, то есть продвижение в поисковых системах;
- добавление сайта в тематические каталоги и рейтинги, что иногда обеспечивает небольшой приток посетителей;
- платная реклама — баннерная, контекстная;
- обмен ссылками с тематическими сайтами;
- тематические e-mail-рассылки (не спам);
- офлайн (указание адреса сайта в рекламных материалах компании).
Будем считать, что первое направление — приоритетное, поэтому рассмотрим его подробнее, но чуть позже (заметим, что SEO не всегда является лучшим способом продвижения и на этом этапе следует провести анализ эффективности того или иного метода и в зависимости от этого распределить бюджет).
Перед тем как перейти к SEO, необходимо сделать обзор различий между контекстной рекламой и продвижением в результатах поиска. Из определений этих способов можно заключить, что аудитория у них, скорее всего, одна и та же. В чем же разница?
Основными различиями являются сроки, надежность и цена вопроса. В случае проведения рекламной кампании в том же «Директе» рекламодатель самостоятельно определяет необходимые запросы, текст объявления и место показа, от которого зависит цена перехода. Для каждого запроса цена рассчитывается индивидуально. Естественно, что по ключевым словам и показу объявлений в одной тематике веб-сайты конкурируют друг с другом. Порядок отображения объявлений основан на принципе аукциона. Короче говоря, чем больше заплатил и чем больше переходов на ваш сайт (например, рекламный текст очень привлекателен), тем выше его позиция в списке. Снятие средств со счета выполняется при переходе на ресурс рекламодателя по ссылке.
Иными словами, контекстная реклама — это быстро, надежно (сколько заплатил, столько и получил посетителей), больший процент конверсии, но… очень высокая стоимость и меньше доверия, так как естественным, «бесплатным» результатам поиска люди верят охотнее.
В SEO больше рисков (изменение алгоритма действия поисковой системы может свести всю работу оптимизатора на нет), реальные сроки выведения сайта на нужные позиции начинаются от двух-трех недель, но стоимость гораздо ниже, чем у контекстной рекламы.
Для начала нужно составить список запросов, по которым необходимо раскрутить сайт. Идеальный вариант, когда первоначальный список составляется совместно заказчиком и исполнителем (предположим, что оба — специалисты в своем деле и непрофессионалы в другом), после чего с помощью открытой статистики поисковых запросов он уточняется, дорабатывается,а также определяется стоимость продвижения по каждому из запросов.
Готовый список содержит информацию и для оптимизатора, и для владельца, в том числе запрос, его популярность, конкуренция, стоимость продвижения по ключевой фразе, примечания.
При необходимости проводится анализ сайтов-конкурентов и текущих позиций продвигаемого ресурса для доработки функционала и списка запросов.
Собственно, на этом активное участие заказчика в работе заканчивается. После определения условий и сроков работы заключается договор.
В общем случае условиями выполнения договора могут быть: попадание в Топ-20 (Топ-10 и т.п.) по некоторому числу запросов из списка (по всем ключевым фразам) или заметный рост притока посетителей из поисковиков без привязки к позициям (в случае малобюджетных проектов).
При этом заказчик обязуется совершить предоплату проводимых работ (мало кто согласится работать «на результат» — какой смысл вкладывать свои деньги в чужой бизнес?).
При невыполнении условий договора по истечении указанного срока исполнитель возвращает предоплату или ее часть владельцу сайта.
Такой порядок работы гарантирует честность отношений между обеими сторонами и высокое качество ее исполнения.
По окончании работ оптимизатор предоставляет клиенту отчет с текущими позициями сайта и, при необходимости, анализ статистики посещений для первоначальной оценки эффективности его продвижения. Например, критериями могут быть рост средней длительности посещения сайта, увеличение числа просмотров определенных страниц (прайс-листа, контактов) или совершение большего числа онлайн-заказов.
Кроме того, анализ статистики посещений поможет определить эффективность того или иного способа раскрутки, приоритетные направления в рекламе ресурса, составить план его дальнейшего продвижения и договор о поддержании позиций сайта.
Надеюсь, эта небольшая статья поможет избежать ошибок тем, кто только начинает развивать свой бизнес в Интернете.