Музыка в онлайне: новые бизнес-модели
Мировая звукозаписывающая индустрия стоит на пороге радикальных перемен. Еще пять лет тому назад объем продаж музыки через онлайновые сервисы практически равнялся нулю, а сегодня Интернет является уже вполне реальной угрозой для компаний, выпускающих музыку на физических носителях.
В январе текущего года Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) опубликовала ежегодный отчет под названием Digital Music Report 2008. Согласно данным, приведенным в этом документе, в минувшем году доходы звукозаписывающих компаний от продаж музыки через онлайновые сервисы выросли на 40% и достигли в денежном выражении отметки в 2,9 млрд долл. Однако, как отмечают авторы отчета, сумма убытков, которые понесли звукозаписывающие компании вследствие стремительного падения спроса на физические носители (главным образом на компакт-диски) оказалась значительно больше.
Согласно статистике IFPI, в минувшем году доля записей, распространяемых в виде загружаемого контента, составила 15% мирового музыкального рынка, в то время как в 2006-м этот показатель был на уровне 11%. В настоящее время в мире насчитывается более 500 легальных онлайновых музыкальных сервисов, фонотеки которых содержат в общей сложности более 6 млн записей музыкальных произведений. Но, как утверждают авторы отчета, развитию онлайного рынка музыкальных записей препятствует ряд факторов, в том числе проблемы совместимости между сервисами и устройствами для воспроизведения музыки, недостаточные инвестиции в маркетинг новых музыкальных служб, а также высокий уровень пиратства. По данным IFPI, в 2007 году количество нелегально загруженных копий звуковых файлов превысило объем «белых» продаж примерно в 20 раз.
Аналитики агентства Forrester Research прогнозируют, что в 2012 году впервые в истории звукозаписывающей индустрии через онлайн будет продано больше музыки, чем на физических носителях. А это, как считает президент и ведущий аналитик агентства Forrester Research Джеймс Л. МакКуиви (James L. McQuivey), «…означает конец существования музыкальной индустрии в ее нынешнем виде. Руководители звукозаписывающих компаний, желающие остаться на плаву в этих стремительно меняющихся условиях, должны озаботиться поиском новых путей распространения и продаж музыкальных записей».
С мнением г-на МакКуиви нельзя не согласиться. Классическая бизнес-модель, которая на протяжении нескольких десятилетий была незыблемым фундаментом музыкальной индустрии, в современных условиях просто перестает работать. Реалии таковы, что спрос на физические носители с музыкальными записями стремительно падает, в то время как основным каналом распространения цифровой музыки становится Интернет.
Не только руководители звукозаписывающих компаний, но и музыканты пытаются найти новые решения, которые позволили бы повысить доходы от продаж музыкальных произведений, распространяемых как на традиционных носителях, так и через Интернет.
Например, в конце 2007 года участники группы Radiohead выложили на свой сайт песни из еще не вышедшего на компакт-диске альбома In Rainbows. При этом посетители сайта получили возможность установить собственную цену на эти записи. Даже несмотря на то, что больше половины (если быть точным, то 62%) посетителей установили цену в 0 долл. и получили файлы бесплатно, средняя цена альбома составила 8 долл., а доход Radiohead за первую неделю продаж превысил 10 млн долл.
В марте 2007 года известный музыкант Пол Маккартни прервал многолетнее сотрудничество с EMI и заключил соглашение со звукозаписывающей компанией Hear Music. Казалось бы, событие вполне заурядное. Однако есть один нюанс, на который стоит обратить внимание. Лейбл Hear Music является дочерней структурой американской компании Starbucks, владеющей крупнейшей в мире сетью кофеен. Соответственно альбомы, выпускаемые лейблом Hear Music, можно приобрести на кассе любого из тысяч заведений Starbucks, расплачиваясь за кофе и пирожные. На тот момент у Starbucks уже имелся опыт продаж музыки известных исполнителей — в частности альбом Рэя Чарльза Genious Loves Company разошелся тиражом в 5,5 млн копий. Комментируя мотивы своего поступка, Пол Маккартни заявил, что эти действия вызваны изменением ситуации на музыкальном рынке.
К сожалению, найти эффективное (и, что немаловажно, осуществимое на практике) решение, которое позволило бы в полной мере адаптировать существующую звукозаписывающую индустрию к радикально изменившимся условиям, пока никому не удалось. Конечно, есть примеры удачных интернет-проектов по продаже музыкальных файлов (например, iTunes), однако пока это направление, фактически еще не вышедшее из младенческого возраста, страдает от целого букета детских болезней. Становится очевидно, что для успешного развития коммерческих интернет-сервисов, специализирующихся на продаже музыки, недостаточно просто заменить витрину традиционного магазина на веб-сайт. Жизненно необходимо внедрять принципиально новый подход к ведению бизнеса.
В последнее время раздается все больше голосов, призывающих отказаться от ныне распространенной практики продаж отдельных файлов или альбомов в пользу неограниченной загрузки записей по подписке. Причем подобные предложения исходят не только от конечных пользователей, но и от представителей крупных звукозаписывающих компаний.
Так, в руководстве компании Warner Music Group недавно признали, что существующие методы борьбы с пиратством (в частности, с нелегальным распространением звуковых файлов через пиринговые сети) не обладают должной эффективностью. В качестве возможного решения Warner Music Group предлагает взимать с пользователей Интернета ежемесячную абонентскую плату (включенную в счет за оказание услуг доступа к Интернету), предоставляя взамен неограниченный доступ к своей онлайновой фонотеке. В компании считают, что даже при стоимости подписки 5 долл. в месяц ежегодный доход составит более 20 млрд долл., что позволит в полном объеме выплачивать отчисления исполнителям, авторам и издателям. Разумеется, у этого проекта есть и противники — они считают, что компания таким образом будет незаконно наживаться на тех пользователях Интернета, которые не занимаются загрузкой и распространением музыкальных записей.
Подобные проекты вызревают и в других компаниях. В конце марта текущего года агентство Associated Press распространило информацию о том, что Sony BMG Music Entertainment планирует запустить новый онлайновый ресурс, специализирующийся на продаже музыкальных записей. Согласно предварительной информации, доступ к фонотеке будет предоставляться по подписке, а абонентская плата составит от 9 до 12 долл. в месяц. Пользователи, подписавшиеся на услуги этого сервиса, смогут без ограничений загружать музыкальные записи для прослушивания как на ПК, так и на портативных устройствах. Представители Sony BMG Music Entertainment не исключают, что доступ к этому сервису можно будет получить и через специализированные сервисы операторов сотовой связи.
Примерно в то же время издание Financial Times со ссылкой на осведомленный источник сообщило, что руководство компании Apple ведет переговоры с представителями крупнейших звукозаписывающих компаний, прощупывая почву для внедрения принципиально новой бизнес-модели онлайнового сервиса iTunes. В Apple готовы предоставить покупателям портативных медиаплееров iPod и смартфонов iPhone неограниченный доступ ко всем записям, хранящимся в фонотеке iTunes, в обмен на разовый платеж, который будет включен в розничную цену этих устройств. По мнению представителей Apple, переход на новую бизнес-модель позволит придать мощный импульс развитию музыкальной индустрии и будет способствовать увеличению доходов от продажи музыки.
Наиболее острым вопросом является сумма, которую Apple готова перечислять звукозаписывающим компаниям. Пока речь идет примерно о 20 долл. с каждого проданного устройства. Но, по мнению некоторых экспертов, в итоге сумма разового платежа может оказаться значительно выше (порядка 100 долл. с каждого устройства), и Apple придется рассматривать альтернативный вариант с предоставлением неограниченного доступа с ежемесячной абонентской платой в размере 7-8 долл.
Компания Nokia планирует во второй половине текущего года запустить акцию Comes with Music, в рамках которой покупатели телефонов Nokia смогут получить бесплатную годовую подписку на загрузку музыкальных записей, выпущенных под лейблами Universal Music Group и EMI, из фонотеки онлайнового сервиса Nokia Music Store.
Очевидно, что в эпоху широкополосного Интернета использовавшиеся на протяжении десятилетий бизнес-модели перестают работать. Чтобы выжить, игроки звукозаписывающей индустрии вынуждены искать и внедрять принципиально новые решения, отвечающие современным реалиям. Какие из них окажутся наиболее жизнеспособными — покажет время.