Рынок прикладного ПО и его сегментация
Часть 2
ПО для механического автоматизированного проектирования
ПО для механического автоматизированного производства
ПО для компьютерного инженерно-механического анализа
Средства управления информацией об изделии
ПО для управления взаимодействием с клиентами
Приложения для автоматизации торговли
Приложения для автоматизации маркетинга
ПО для автоматизации службы работы с клиентами
ПО для автоматизации службы работы контакт-центров
Большинство российских ИТ-журналов приводят данные о том или ином секторе программного обеспечения со ссылкой на исследования компании IDC. Однако практически отсутствуют публикации, в которых разъясняется, что же подразумевается под этими сегментами рынка.
В первой части статьи (см. КомпьютерПресс № 1’2008) мы рассмотрели структуру рынка прикладного ПО в терминологии IDC и разобрали структуру первых шести его сегментов (рис. 1). В данной публикации мы закончим освещение этой темы и более подробно рассмотрим структуру рынка инженерных приложений и рынка систем управления взаимоотношениями с клиентами и партнерами.
Рис. 1. Структура рынка прикладного ПО
Инженерные приложения
К рынку инженерных приложений (Engineering applications) относятся программы, которые автоматизируют бизнес-процессы и процессы управления данными, начиная с концептуального планирования и заканчивая производством изделия. Это ПО позволяет конструкторам и технологам решать широкий круг задач: автоматизировать методы проектирования, моделирования, оформления конструкторской документации, проектирования техпроцессов, оформления технологической и сопроводительной документации, программирования станков с ЧПУ, управления проектами и др. В целом данное ПО обеспечивает решение задачи сквозной автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства с помощью минимального количества участников в кратчайшие сроки, удовлетворяя современные требования к дизайну и качеству выпускаемых изделий.
Данный рынок включает MCAD-, MCAM-, MCAE-, PIM-, EDA- и AEC-приложения. Его структура и примеры решений показаны в табл. 1.
Таблица 1. Структура рынка инженерных приложений
Сегменты рынка третьего уровня |
Сегменты рынка четвертого уровня |
Примеры компаний (решений) |
ПО для механического автоматизированного проектирования (MCAD) |
|
Dassault Systеmes (CATIA, SolidWorks), PTC (Pro/ENGINEER), UGS (NX), Velocity |
ПО для механического автоматизированного производства (MCAM) |
|
Cimatron (Comatron E, NC), CNS Software (Master CAM), UGS (NX CAM Solutions) |
ПО для компьютерного инженерно-механического анализа (MCAE) |
|
ANSYS analysis products, Moldflow Corp. plastic moldflow analysis, MSC Software NASTRAN and PATRAN analysis products, ADINA R&D, Inc., ALGOR, Inc., Altair Engineering, Ansoft, Blue Ridge Numerics, Inc., CD-adapco, COMSOL, Inc., Dassault Systemеs |
Средства управления информацией об изделии (PIM) |
|
Agile Software Autovue, IDe IdeWeb, |
Другие инженерные приложения |
САПР для архитектуры |
Autodesk civil engineering applications, Bentley Systems civil engineering applications |
Автоматизация проектирования электронных устройств (EDA) |
Cadence, Mentor, Synopsys |
ПО для механического автоматизированного проектирования
ПО для механического автоматизированного проектирования (MCAD software) используется для решения задач, которые ставятся конструкторами и проектировщиками и прежде всего включают автоматизированное проектирование, черчение, твердотельное (Solid), поверхностное (Surface) и каркасное (Wireframe) моделирование и визуализацию (в том числе анимацию).
Появившись в 1970-х годах, MCAD-системы предъявляли серьезные требования к вычислительным ресурсам, работая на больших ЭВМ. Позднее MCAD стали доступны для пользователей рабочих станций UNIX, а начиная с 1990-х годов и для персональных компьютеров.
К началу 2000-х годов сложилось разделение MCAD-систем на три класса:
- системы высокого уровня, такие как CATIA, NX и Pro/ENGINEER;
- системы среднего уровня, такие как SolidWorks, Inventor и Solid Edge;
- системы низкого уровня, такие как TurboCAD и AutoCAD LT.
Со временем продукты, относящиеся к среднему уровню, сравнялись по возможностям с высокоуровневыми, и появилась более современная классификация, согласно которой специализированными (specialized) MCAD-системами называются системы класса CATIA и NX, а системы типа SolidWorks, Solid Edge, Inventor и Pro/ENGINEER — серийными (mainstream).
Разработчики специализированных MCAD-систем фокусируются на создании решений для компаний, сталкивающихся со сложными задачами, которые предусматривают сотрудничество множества территориально распределенных пользователей. Одна из задач разработчиков специализированных MCAD — это интеграция в существующее ПО новой функциональности, необходимой узкому кругу заказчиков для решения сложных задач (таких, например, как оптимизация лопасти турбины).
Разработчики серийных MCAD сосредоточены на решении задач широкого круга пользователей, а для решения узкоспециальных задач полагаются на ПО сторонних компаний.
ПО для механического автоматизированного производства
ПО для механического автоматизированного производства (Mechanical Computer Aided Manufacturing) — это приложения, которые на базе 3D-модели (обычно генерируемой средствами CAD-приложений) позволяют формировать управляющие программы для станков с ЧПУ.
ПО для компьютерного инженерно-механического анализа
Приложения для компьютерного инженерно-механического анализа (Mechanical Computer-Aided Engineering) — это ПО для численного моделирования физических процессов, определяющих те или иные свойства проектируемых или испытываемых изделий и технологий. К подобным задачам относятся, например, анализ напряженно-деформированного состояния тел, анализ тепловых процессов, решение задач кинематики и гидрогазодинамики. В основе данных приложений лежат алгоритмы численного решения дифференциальных уравнений сеточными методами.
Потребителями MСАЕ-технологий являются отрасли промышленности, разрабатывающие инновационные и высокоответственные изделия и технологии, для которых требуются перечисленные методы анализа. К ним прежде всего относятся оборонная промышленность, аэрокосмическая и автомобильная отрасли, энергетика, машино- и судостроение.
Средства управления информацией об изделии
Решения для управления информацией о продуктах (Product Information Management) — это приложения, которые предоставляют группам инженеров, а также кроссдисциплинарным командам инструментарий для электронной координации, управления и обмена данными о продукте на протяжении всего его жизненного цикла (как в рамках предприятия, так и за его пределами).
Такие приложения предоставляют следующие функции:
- управление знаниями и автоматизацией бизнес-процессов;
- анализ соответствия требованиям, предъявляемым к продукту;
- управление данными техподготовки производства;
- анализ данных на основе 3D-визуализации;
- анализ взаимодействия между подразделениями;
- организация информационно-логистической поддержки эксплуатации сервисного обслуживания и ремонта.
Другие инженерные приложения
В данной категории можно выделить два направления: автоматизация проектирования электронных устройств (Electronic Design Automation, EDA) и САПР для архитектуры и строительства (Architectural/Engineering/Construction, AEC), а также приложения по автоматизации других инженерных функций.
САПР для архитектуры и строительства, или AEC-приложения, — это программы, автоматизирующие проектирование зданий и сооружений. Они предоставляют архитекторам инструментарий, позволяющий строить виртуальное здание из набора элементов. Кроме чертежей, архитектор может получить автоматически построенные разрезы и фасады, сметы, трехмерную модель здания.
Программы для автоматизации проектирования электронных устройств, или EDA-приложения, — это ПО для автоматизации разработки электронных устройств на базе алгоритмов анализа и синтеза электронных схем и систем, методов оптимального расположения компонентов и трассировки печатного монтажа, топологической структуры микроэлектронных схем. Некоторые приложения данного класса позволяют создавать и поддерживают базы данных доступных интегральных схем. База данных может быть обновлена путем скачивания пакетов производителей компонентов.
ПО для управления взаимодействием с клиентами
ПО для управления взаимодействием с клиентами (CRM-software) — это корпоративная информационная система, предназначенная для улучшения обслуживания клиентов путем сохранения информации о них и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохраненной информации и последующей оценки их эффективности. Базируется данная система на следующих принципах:
- наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения обо всех случаях взаимодействия с клиентами;
- синхронизованность управления множественными каналами взаимодействия (то есть существуют организационные процедуры, которые регламентируют использование этой системы и информации в каждом подразделении компании);
- постоянный анализ собранной информации о клиентах и принятие соответствующих организационных решений — например сегментация клиентов на основе их значимости для компании.
CRM-система обеспечивает доступ к полной информации о взаимоотношениях с клиентами при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу. CRM-приложения автоматизируют фронт-офисные бизнес-процессы в организации независимо от профиля ее деятельности. CRM-приложения направлены прежде всего на автоматизацию продаж, маркетинга, поддержки клиентов и контакт-центров. Коллективно данные приложения служат для управления жизненным циклом клиента (life cycle of a customer), включая перевод потенциального клиента в заказчика и поддержку выстраивания продуктивных взаимоотношений с клиентом.
Структура рынка ПО для управления взаимодействием с клиентами рассматривается в табл. 2.
Таблица 2. Структура рынка ПО для управления
взаимодействием с клиентами
Сегменты рынка третьего уровня |
Примеры компаний (решений) |
Приложения для автоматизации торговли |
Oracle (Oracle Sales, Oracle’s Siebel Sales), Salesforce.com (Sales Force Automation), SAP (mySAP Sales, xApp Mobile Sales), The Sage Group PLC (ACT! by Sage, Sage CRM SalesLogix) |
Приложения для автоматизации маркетинга |
Infor CRM Marketing, NCR Teradata (Teradata CRM), Onyx CRM for Marketing, SAS (Marketing Automation) |
ПО для автоматизации службы работы с покупателями |
Amdocs (Support Self-Service, Customer Interaction Manager), Knova (Contact Center, Self-Service), Oracle (Siebel OnDemand, Siebel Call Center, Siebel Field Service, TeleService), RightNow Technologies (Service, RightNow Live, Voice Self-Service) |
ПО для автоматизации службы работы контакт-центров |
Aspect (EnsemblePro, Uniphi Suite), Avaya (Call Center, Contact Center Express), Genesys Labs ( Customer Interaction Suite) |
ПО для CRM-аналитики |
PROS Pricing Solutions, Oracle (Siebel Business Analytics), SPSS (Predictive Web Analytics), WebTrends (WebTrends Analytics 8), Omniture (SiteCatalyst, Discover) |
Приложения для автоматизации торговли
Приложения для автоматизации торговли (Sales Automation applications) предназначены как для управления торговлей, так и для автоматизации деятельности торгового персонала (Sales Force Automation applications).
Одним из важных элементов современных приложений для автоматизации торговли являются PRM-системы, улучшающие взаимодействие продавца с его партнерами по сбыту и позволяющие автоматизировать функции, которые в обычном режиме требуют согласования (переписки, переговоров и т.д.). PRM-система дает возможность продавцу управлять бизнес-процессами партнеров так же, как действиями собственных подразделений, при этом она:
- автоматизирует размещение заказов и квотирование поставок, позволяя продавцу координировать продажи и перераспределять их между каналами сбыта;
- ведет мониторинг эффективности работы партнеров, позволяя выявлять дилеров, приносящих наибольшую прибыль, и вырабатывать меры их поощрения;
- контролирует ход выполнения каждого заказа (попутно улучшаются взаимоотношения продавца с клиентами);
- помогает анализировать итоги маркетинговых и рекламных кампаний;
- служит инструментом обучения партнеров в онлайновом режиме;
- облегчает поиск новых партнеров.
Помимо PRM-систем к приложениям для автоматизации торговли относятся решения для автоматизации мобильных продаж, средства планирования и анализа продаж, средства анализа истории продаж и др.
Приложения для автоматизации маркетинга
Приложения для автоматизации маркетинга (Marketing applications software) автоматизируют различную индивидуальную и коллективную деятельность, связанную с разными аспектами маркетингового процесса, включая:
- управление рекламой;
- управление размещением рекламы;
- управление брендом;
- планирование маркетинговых кампаний;
- проведение маркетинговых кампаний;
- управление маркетинговыми программами;
- прямой маркетинг (Direct marketing);
- управление маркетинговыми презентациями (Event/trade show management);
- автоматизацию фокус-групп (Focus groups);
- управление маркетинговыми ресурсами;
- автоматизацию взаимоотношений со СМИ и аналитиками;
- управление web-рекламой.
ПО для автоматизации службы работы с клиентами
Приложения для автоматизации службы работы с клиентами (Customer Service applications) призваны улучшать управление взаимоотношениями с клиентами, которые являются внешними относительно организации.
ПО для автоматизации службы работы с покупателями включает системы отслеживания истории клиента, различных проблем и управления контрактами. К функциям, которые выполняет ПО для автоматизации службы работы с клиентами, относятся:
- автоматизация систем самообслуживания;
- автоматизированная помощь клиенту на базе таких технологий, как web-чат, Live collaboration, телеконференц-связь, Cobrowsing, управление email-ответами и др.
Согласно таксономии IDC, приложения из области IT help desk в данную категорию не входят.
ПО для автоматизации службы работы контакт-центров
Приложения для контакт-центров автоматизируют такие функции, как маршрутизация входящих звонков (ACD), прогностический обзвон (Predictive Dialing), организация универсальной очереди (universal queuing).
ПО для CRM-аналитики
ПО для CRM-аналитики (CRM-specific analytic applications) — это аналитические приложения, направленные на автоматизацию маркетинга. В последнее время Интернет становится основным полем деятельности для маркетинга. Даже традиционные средства передачи информации и каналы телевизионного вещания ссылаются на Интернет. В связи с этим анализ Интернета в целях маркетинга становится все более актуальным. В качестве примера решений в этой области можно привести приложение WebTrends Analytics 8. Это комплексный инструмент для организации, проведения и оценки результатов масштабных маркетинговых кампаний как в Интернете, так и вне его, который, в частности, позволяет оптимизировать и усовершенствовать web-сайт с точки зрения эффективности маркетинговой деятельности.