Видеокарта Zotac 9800GTX

Максим Афанасьев

Методика тестирования

Настройка игровых приложений

Определение эффективности теплоотвода

Результаты тестирования

Выводы

 

В этой небольшой статье мы рассмотрим новую видеокарту от компании Zotac — Zotac GeForce 9800GTX (ZT-98XES2P-FSP). Данная видеокарта рассчитана на профессиональных геймеров и компьютерных энтузиастов.

Видеоадаптер Zotac GeForce 9800GTX базируется на самом последнем графическом процессоре NVIDIA GeForce 9800GTX (кодовое название G92). Эта модель имеет несколько иные графический процессор и частоту работы памяти и графического процессора, вследствие чего обладает более высокой производительностью, чем модель предыдущей серии, что и подтвердилось результатами тестирования. 

Видеопроцессор в этой модели работает на эффективной частоте 675 МГц (оригинальная частота для референсной видеокарты), а унифицированные процессоры — на частоте 1501 МГц. В данной видеокарте применяются все передовые технологии. Она аппаратно поддерживает последнюю, десятую версию DirectX. Пропускная способность памяти составляет 256 бит, при этом эффективная частота ее работы равна 2198 МГц (что соответствует референсной видеокарте). В качестве микросхем памяти используются чипы Samsung с временем доступа 1,1 нс, рассчитанные на напряжение 2,0 В и эффективную частоту 2200 МГц. С учетом того, что рабочая частота памяти составляет 2198 МГц, а рассчитана она на рабочую частоту 2200 МГц, разгонять данную видеокарту не рекомендуется.

 

В технических характеристиках указано, что количество унифицированных процессоров 128, а текстурных — 64. В отличие от видеокарты предыдущего поколения, эта модель имеет интерфейс подключения PCI-Express x16 v2.0. Графический процессор выполнен по 55-нм техпроцессу.

Как и все видеокарты-флагманы, эта модель оборудована двумя 6-пиновыми разъемами дополнительного питания, поскольку заявленное максимальное потребление при пиковой нагрузке в 3D-режиме составляет 150 Вт. Поэтому нужно тщательно выбирать как корпус ПК (из-за длины видеокарты более 28 см), так и блок питания, который должен обладать мощностью не менее 550 Вт.

Система охлаждения, установленная на этой видеокарте, не отличается от оригинальной GeForce 9800GTX. В качестве инновации стоит отметить наклоненный на 5° к плоскости текстолита кулер системы охлаждения. Управляемый вентилятор обеспечивает достаточный отвод тепла от кристалла и чипов памяти, что было подтверждено тестами. Так, в ходе испытаний при стрессовой нагрузке температура видеопроцессора поднималась не выше 80 °С, а при работе с 2D-графикой составляла 55 °С. 

Методика тестирования

Для тестирования видеокарты в игровых приложениях применялся набор из четырех популярных игр:

  • Quake 4 (Patch 1.42);
  • S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl (Patch 1.005);
  • Half-life 2: Episode 2;
  • Crysis Demo (v.1.1).

В тестировании использовалась операционная система Windows Vista Ultimate 32 bit и устанавливались частота строчной развертки монитора 85 Гц и глубина цвета 32 бит. Для видеокарты Zotac GeForce 9800GTX применялся последний сертифицированный WHQL-драйвер NVIDIA ForceWare 175.16.

Настройка игровых приложений

Специально для тестирования этих видеокарт в нашей тестовой лаборатории на базе игровых бенчмарков были разработаны автоматизированные скрипты, которые значительно облегчили работу с приложениями и позволили поставить тестирование на поток. Игры для тестирования выбирались с учетом наличия встроенного бенчмарка, который автоматически определял среднее количество кадров в секунду (fps) в записанных демо-сценах. Демо-версия Crysis была несколько модифицирована. Игра Crysis тестировалась с двумя демо-сценами, одна из которых служила для тестирования графического процессора, а другая — центрального процессора в совокупности с графическим, поскольку при проигрывании затрагивает физическую составляющую движка игры (обе демо-сцены идут в комплекте с демо-версией игры). Чтобы уравновесить влияние «тяжеловеса» Crysis, который выдает небольшое количество кадров в секунду даже на самых современных видеокартах, в игровые тесты был включен уже устаревший Quake 4 — это позволило получить итоговый результат, который отображал реальную усредненную производительность в современных играх.

Все игровые тесты запускались по пять раз при разном разрешении экрана: 1024x768, 1280x1024 и 1600x1200 точек. Отметим, что для широкоформатных мониторов тестируемые разрешения соответствуют по производительности следующим разрешениям 16:10 — 1280x800, 1440x900 и 1680x1050. Исходя из результатов измерений рассчитывались среднее значение и погрешность измерения с доверительной вероятностью 95%. Игры для тестирования подбирались таким образом, чтобы они были максимально ресурсоемкими при высоких настройках качества и в то же время производительными при низком качестве изображения.

Тестирование каждой видеокарты выполнялось в режимах Quality и Performance (настройка на данные режимы тестирования производится как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Отметим, что для сравнения видеокарт (получения интегральной оценки производительности) мы использовали только результаты тестирования в режиме Quality, то есть в режиме максимальной нагрузки на видеокарту. Тем не менее результаты тестирования в режиме Performance также важны, поскольку дают возможность оценить, какой максимальный результат позволяет достичь в игре видеокарта при заданном разрешении. К тому же если определить среднее значение скорости обработки кадров (fps) между результатами, полученными при максимальном и минимальном качестве изображения, то можно составить представление о том, насколько комфортно будет играть в игру на этой видеокарте при средних настройках качества изображения. Режим Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а Performance — максимальной производительности за счет отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.

По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно определить, чем ограничивается результат теста — производительностью видеокарты или производительностью подсистемы «процессор — чипсет — память», и таким образом установить, насколько корректно в данном случае сравнение производительности видеокарт. Если в ходе тестирования выясняется, что полученный результат ограничивается производительностью процессора, а не видеокарты, то сравнивать видеокарты по производительности нельзя, поскольку отсутствуют условия для реализации всех их возможностей. Во избежание подобной ситуации в тестировании мы применяли один из самых производительных на данный момент процессоров — четырехъядерный QuadCore Intel Core 2 Extreme QX9650. Пороговое значение скорости обработки кадров, при котором можно комфортно играть в компьютерные игры, — 40 fps.

Определение эффективности теплоотвода

ТТестирование эффективности системы теплоотвода видеокарты заключалось в том, чтобы в стрессовом режиме загружать графический процессор и одновременно контролировать его температуру. Для контроля температуры графического процессора мы использовали известную утилиту RiveTuner 2.08, которая позволяет регистрировать данные в фоновом режиме, а загрузка графического процессора производилась с помощью непрерывного проигрывания в течение 30 мин демо-сцены из игры Crysis (выбор этой игры обусловлен тем, что она самая ресурсоемкая). Следует отметить, что стенд для тестирования располагался на открытом пространстве (на столе), в реальных же условиях, когда ПК монтируется в корпусе, температура графического процессора будет несколько выше, если, конечно, не будут установлены дополнительные вентиляторы охлаждения.

Результаты тестирования

В трех играх — Quake 4, S.T.A.L.K.E.R. и Half-life 2: Episode 2 (рис. 1-5) — видеокарта обеспечивала комфортные условия игры при любом (включая 1600x1200) разрешении экрана в режиме максимального качества. Однако в самой прожорливой игре Crysis эта модель не позволяла комфортно играть в высоком разрешении при максимальных настройках качества.

 

Рис. 1. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce 9800GTX в игре Quake 4
Рис. 2. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce 9800GTX в игре S.T.A.L.K.E.R.
Рис. 3. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce 9800GTX в игре Half-life 2: Episode 2
Рис. 4. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce 9800GTX в игре Crysis: GPU-тест
Рис. 5. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce 9800GTX в игре Crysis: СPU-тест

Выводы

В целом видеокарта Zotac 9800GTX является отличным решением для игроманов и пользователей, которые хотят иметь в своем компьютере самое мощное железо. Данная модель  подходит для любых динамичных игр при разрешении экрана выше 1600x1200 при настройке на максимальное качество отображения. Такие видеокарты предназначены для работы в приложениях, использующих DirectX 10 на полную мощность. Поэтому для такого типа видеокарт целесообразно выбирать монитор с диагональю 21 дюйм и более. Кроме того, для получения сбалансированной конфигурации ПК в сочетании с этими видеокартами необходимо применять высокопроизводительные процессоры, память и жесткие диски.

 

Редакция выражает признательность представительству компании Zotac за предоставленную для тестирования видеокарту Zotac GeForce 9800GTX (ZT-98XES2P-FSP).

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 6'2008


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует