Пользователь должен знать правду о своем антивирусе
В последние годы мы стали свидетелями бурного развития киберпреступности. Постоянно появляются все новые и новые варианты вредоносных программ и других видов угроз. В такой ситуации достаточно сложно понять, как защититься и какой антивирусный продукт более эффективен.
Производители антивирусных программ часто пользуются неграмотностью клиентов и наперебой заявляют о суперэффективности своих продуктов и их превосходстве над конкурентными решениями. Удостовериться в правдивости таких заявлений пользователи самостоятельно не могут. По этой причине существует потребность в компетентной и надежной информации, поступающей из независимого источника.
Недавно таким источником стал российский независимый информационно-аналитический портал Anti-Malware.ru (http://www.anti-malware.ru), запущенный в 2005 году и уже успевший завоевать признание как у экспертов по информационной безопасности, так и у обычных пользователей, интересующихся вопросами интернет-угроз.
Мы предлагаем вашему вниманию интервью с Сергеем Ильиным, основателем и лидером портала Anti-Malware.ru.
Оглядываясь назад
КомпьютерПресс: Как появилась идея создания Anti-Malware.ru?
Сергей Ильин: Еще будучи аспирантом, я занимался разработкой, поддержкой и продвижением нескольких интернет-проектов. Однако я всегда думал о создании собственного проекта. Однажды в поле моего зрения попали несколько статей по информационной безопасности, и я понял: это то, что мне нужно!
Погрузившись в изучение тематических форумов, я обратил внимание на то, что в Рунете нет ни одного мало-мальски авторитетного источника информации об антивирусной защите. Чтобы получить аргументированный ответ на вопросы о том, почему один антивирус лучше другого, какие технологии защиты используют в своих продуктах вендоры и как их можно оценить и сравнить, приходилось просматривать десятки форумов и статей, а ясности по-прежнему не было.
И я подумал, почему бы не создать специальный сайт, посвященный вопросам защиты от вирусов? Причем не сборник статей и ссылок (таких уже много), а первоисточник информации с полноценной аналитикой и профессиональными тестами программного обеспечения. Необходимый опыт, а главное — желание у меня были, и через два месяца сайт уже был запущен.
КП: Расскажите историю названия сайта Anti-Malware.ru. Почему в качестве основного цвета портала был выбран красный?
С.И.: В 2005 году понятие malware (от англ. malicious software) только стало входить в оборот. Поскольку все большую часть вредоносных программ составляли не вирусы, а другие типы программ, возникла необходимость в использовании другого термина, объединяющего как вирусы, так и spyware и прочие вредоносы.
В России о термине malware тогда еще мало кто слышал и почти никто его не применял. Можно сказать, что мне повезло. Я сразу понял, какой домен мне нужен.
Что касается цветов, то сначала я хотел использовать оранжево-серую гамму (нравится мне это сочетание цветов). Но, согласитесь, оранжевый никак не связан в сознании людей с понятиями «опасность» или «безопасность». А вот красный — да. Кроме того, красный — это цвет энергии, лидерства и страсти. К нему нельзя остаться равнодушным. Ну а поскольку большая часть корпоративных сайтов решена в более нейтральных цветах, то красный стал своеобразной визитной карточкой портала, частью бренда Anti-Malware.ru.
КП: Кто помогал вам в создании и развитии портала?
С.И.: Тут я должен сказать спасибо сообществу. Первые активные участники портала, многие из которых являются теперь нашими экспертами, оказали большое влияние на его развитие. Без их поддержки Anti-Malware.ru не стал бы тем, что вы видите сейчас.
КП: Часто ли возникало желание бросить всё и отказаться от работы над порталом?
С.И.: Нет. Останавливаться на полпути — это не в моем характере. Я стараюсь доводить все начатое до конца. Конечно, отсутствие видимого результата порой расстраивает. Бывали и трудные моменты, когда казалось, что ничего не выйдет, но мне удалось их пережить.
Портал сегодня
КП: Как бы вы сформулировали миссию Anti-Malware.ru?
С.И.: Я уже отметил, что главная задача Anti-Malware.ru — это информирование потребителей, поэтому нашу миссию я бы сформулировал так: предоставление посетителям портала объективной, достоверной, полной и актуальной информации о программных решениях и тенденциях развития в области защиты информации. Представители нашей целевой аудитории должны быть уверены в том, что найдут здесь самые последние новости о продуктах и инновациях, а также исчерпывающую информацию для принятия решения о покупке. Наша цель — сформировать в сознании людей четкую связь «информационная безопасность — Anti-Malware.ru».
КП: Какова целевая аудитория портала?
С.И.: Ядро сообщества Anti-Malware.ru составляют люди, имеющие огромный опыт в сфере информационной безопасности и являющиеся признанными специалистами в своей предметной области. Однако наши посетители — это не только технические специалисты, но и ИТ-управленцы: представители разработчиков и дистрибьюторов ПО, руководители ИТ-отделов, а также обычные пользователи программных продуктов.
КП: Насколько интересны и полезны производителям ПО и другим игрокам антивирусной индустрии публикации на портале?
С.И.: Я считаю, что аналитическая работа и тесты Anti-Malware.ru имеют большое значение для индустрии информационной безопасности в целом.
Практика показывает, что независимая компетентная оценка продуктов необходима самим производителям. Я бы сравнил это с навигацией в море: несмотря на высокую точность современных приборов, хороший капитан всегда сверяет их показания с реальной обстановкой за бортом.
Тем не менее главная задача Anti-Malware.ru — это предоставление достоверной и объективной информации о продуктах конечным пользователям. Имея доступ к подобной информации, люди могут делать обоснованный выбор в пользу того или иного решения.
КП: Сергей, какие тесты программного обеспечения проводятся на вашем портале?
С.И.: Мы проводим значительное количество сравнительных тестов антивирусов (http://www.anti-malware.ru/index.phtml?part=tests), в которых участвуют все популярные продукты. Сейчас наша линейка тестов самая широкая в мире, поскольку мы тестируем различные возможности продуктов, такие как защита от будущих (еще неизвестных) угроз, самозащита антивирусов, защита от руткитов (скрытых угроз), лечение активного заражения и т.д. Многие тесты просто уникальны и не имеют аналогов в мире. Все методологии разрабатываются экспертами нашего портала при активном содействии нашего онлайнового сообщества.
Результаты тестов очень важны для определения качества антивирусных продуктов, того, чем один продукт лучше другого. Ознакомившись с результатами тестов, люди могут сделать осознанный выбор в пользу действительно оптимального для них продукта.
КП: Как относятся основные игроки рынка информационной безопасности к деятельности портала?
С.И.: За два с половиной года мы наладили отношения практически со всеми ведущими игроками российского рынка антивирусных решений. Представители таких компаний, как Symantec, TrendMicro, «Лаборатория Касперского» и Dr.Web, активно участвуют в жизни портала.
Исключение, пожалуй, составляют только Eset и BitDefender (в России, впрочем, они представлены одними и теми же людьми). Компания Eset занимает подчеркнуто негативную, а порой даже враждебную позицию по отношению к Anti-Malware.ru. Думаю, это связано с тем, что в наших тестах продукты компании Eset выглядели не лучшим образом. Игнорируя нас, они делаю вид, что нас нет, а значит, нет и неугодных тестов.
При этом отмечу, что у нас нет никаких личных предпочтений и мы открыты для сотрудничества со всеми участниками рынка.
КП: Что для вас значит проект Anti-Malware.ru?
С.И.: Anti-Malware.ru — это мой драйв. Это место, где я могу реализовать многие свои идеи и увидеть конкретный результат. Сначала это был чистый вызов — ведь первое время отношение к моему проекту было скептическим или даже откровенно враждебным. Трудно сохранять веру в успех в таких условиях. Сегодня порталу два с половиной года, и я вижу, что это время не прошло даром. Anti-Malware.ru не только выжил, но и активно развивается. А сколько еще планов!
КП: Как думаете, почему Anti-Malware.ru стал столь влиятельным ресурсом в Рунете и за его пределами?
С.И.: Рассказывать красивые истории на грани мифов и реальности не стану. Я думаю, что все просто. Сегодняшний Anti-Malware.ru — это результат долгого и упорного труда. Мы всегда старались делать свою работу лучше, качественнее и интереснее, чем другие. Если не следовать шаблонам, а подходить к делу творчески и с азартом, не бояться рисковать и поступать не так, как все, то результат непременно оправдает ожидания.
Планы на будущее
КП: Каковы планы развития проекта Anti-Malware.ru?
С.И.: Этот год я намерен посвятить дальнейшему развитию сообщества портала. С переходом сайта на новый движок во II квартале этого года члены сообщества Anti-Malware.ru смогут участвовать в жизни проекта на совершенно ином уровне. Они получат новые инструменты обмена информацией, а значит — гораздо больше свободы действий. У меня масса идей, и я намерен посвятить их воплощению значительную часть своих усилий.
КП: Похоже, что с момента основания и до настоящего времени портал развивался исключительно на собственные средства. Собираетесь ли вы привлекать сторонние инвестиции для развития портала?
С.И.: Да, все верно. До настоящего момента мы не привлекали инвестиции со стороны и не планируем делать это в ближайшее время. Поступления от рекламы позволяют покрывать текущие расходы на поддержку портала. Я уверен, что независимость Anti-Malware.ru — одно из важных условий его существования. По крайней мере, это касается проведения тестов. Однако у нас есть планы по развитию информационной составляющей проекта. И здесь инвестиции возможны.
КП: Сейчас практически все основные решения в жизни портала вы принимаете единолично. Планируете ли вы поделиться властью с участниками Anti-Malware.ru? Если да, то в какой форме?
С.И.: Приоткрою завесу секретности. Сейчас администрация портала разрабатывает права и обязанности нового органа власти — Экспертного совета, куда наряду с администрацией войдут эксперты портала (http://www.anti-malware.ru/index.phtml?part=experts). Мы планируем наделить совет правом вето при решении вопросов о стратегии развития портала, его модернизации, а также реформирования системы управления и пр. Кроме того, совет будет влиять на разработку методологии и процедуру проведения тестирований.
КП: В англоязычной версии (http://www.anti-malware-test.com/) портала сейчас представлены только результаты тестов. Каковы ваши планы по ее развитию? Собираетесь бросить вызов Клементи (av-comparatives.org) и Марксу (av-test.org)?
С.И.: В английской версии сейчас вы найдете только тесты. На поддержание портала в полном объеме пока не хватает ресурсов. Однако главную свою задачу — продвижение тестов Anti-Malware.ru за рубежом — портал выполняет. Что касается обоих Андреасов (Маркса и Клементи), то мы настроены скорее на сотрудничество с ними, чем на борьбу, и уже делаем определенные шаги в этом направлении. Ждите новостей!
КП: А деньги с вендоров за тесты брать будете?
С.И.: Нет, публичные тесты (http://www.anti-malware.ru/index.phtml?part=tests) были, есть и будут бесплатными! Сейчас тематику и список участников теста определяет экспертная группа портала, производители ПО не участвуют в этом процессе. И хотя другие лаборатории (например, AV-Comparatives) вводят плату за тесты, наша позиция в этом вопросе не изменится. Если тест платный, о какой независимости можно говорить? Люди никогда не поверят таким тестам.
Платными будут только услуги по непубличному тестированию и исследованиям (http://www.anti-malware.ru/index.phtml?part=partners).
КП: Каким вы видите Anti-Malware.ru через 5 лет?
С.И.: Наша амбициозная задача — стать тестовой лабораторией № 1 не только в России, но и в Европе. Через пять лет Anti-Malware.ru должен стать крупнейшим глобальным комьюнити-проектом в сфере ИТ-безопасности, а также признанным центром компетенции в индустрии.
Личное
КП: Не удается найти о вас даже самую простую информацию. Можно поинтересоваться: Сергей Ильин — это ваше настоящее имя?
С.И.: Отвечу, если уж на то пошло… Данных вы не найдете — это правда. Я считаю, что публичность в определенном смысле ограничивает человека и может причинять неудобства не только ему, но и тем, кто его окружает. Поэтому на этапе создания проекта Anti-Malware.ru я решил взять себе псевдоним, который позволит оградить мою частную жизнь от излишне любопытных. Кстати, некоторые события 2007 года доказали, что я сделал это не зря.
Кроме того, использование псевдонима позволило мне быть верным принципам бизнес-этики в отношении компаний, для которых я тогда выполнял некоторую работу.
Это не какой-нибудь ник-нейм для форума: сегодня — один, завтра — другой, а официальный псевдоним. Во всем, что касается Anti-Malware.ru, я — Сергей Ильин. Кстати, для многих людей наличие моего псевдонима не является секретом. А фотография на портале — настоящая.
КП: Сергей, ходят слухи о том, что вы работаете в качестве приглашенного эксперта с несколькими известными компаниями — например с «Лабораторией Касперского», «Алатус» (возможно, еще Symantec и F-Secure). Не кажется ли вам, что это противоречит концепции независимости Anti-Malware.ru, о которой вы так много говорите?
С.И.: Как физическое лицо я действительно работаю (или работал) на эти компании в качестве приглашенного эксперта. Исключение составляет F-Secure, так как ее представительство — компания «СфераБизнесСистемы» — является партнером нашего портала. И с представительством корпорации Symantec я не работал. Это был один из ее партнеров, назвать которого по условиям нашего договора я не могу.
Что касается независимости, то область моего сотрудничества с этими компаниями никогда не пересекалась с тем, что я делал на Anti-Malware.ru. И потом на этапе создания своего проекта я предпочитал не афишировать свое участие в нем, так как это мало кому из работодателей могло бы понравиться.
КП: Какую именно работу вы выполняли для указанных компаний?
С.И.: В основном это аналитика и участие в некоторых маркетинговых проектах. Я зарабатывал как маркетолог. Например, для «Лаборатории Касперского» я сравнивал продукты по функциональности, занимался рыночной аналитикой, а также маркетинговым аудитом. В случае с «Алатусом» это тоже была аналитика плюс концепция продвижения. Так что ничем вас порадовать не могу — образцы в вирусной лаборатории не разбирал, участия в разработке и тестировании продуктов не принимал.